Полный текст статьи
Печать

Поступление ребенка в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для самого первоклассника, так и для его родителей, поскольку должна быть обеспечена готовность к школе. Определяя понятие «готовность ребенка к школьному обучению», Л.А. Венгер отмечает: «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» [1].

Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. В этом возрасте характерны включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований, новые отношения с взрослыми и сверстниками. Всё это сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности. В этот период очень важно, как будет происходить первый этап адаптации ребёнка к школе: какую линию поведения выберут сопровождающие его на этом этапе взрослые – учителя и родители.

Показателем трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д. Основные показатели благоприятной адаптации первоклассника это:

– установление контакта с учащимися и учителем;

– формирование адекватного поведения;

– сохранение физического, психического и социального здоровья детей;

– овладение навыками учебной деятельности.

Познавательная мотивация у детей, не возникает на пустом месте, а развивается постепенно. Первым этапом как раз и является интерес к внешней стороне учебы, к процессу обучения, то есть к школе. Но, такой интерес недолог, и он быстро исчезает. Именно в этот момент должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний, то есть познавательная мотивация.

В младшем школьном возрасте учебная деятельность, связана с игровой деятельностью, что актуально в адаптационный период перехода от дошкольного дества. Для младшего школьника игровая деятельность остается очень важной и существенной, так как способствует развитию всех познавательных процессов ребенка. С помощью игры ребенок овладевает общественными мотивами поведения, учится подчинять свое поведение правилам, глубже познает смысл вещей. Цель применения технологии игровых форм, это развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения [2].

В работе по технологии игровых форм обучения используется разнообразные средства обучения: работа с учебником; использование иллюстрации учебного пособия; учебные исторические картины; учебные фильмы, диафильмы, тексты художественных произведений; творческие работы самих учащихся – рисунки, поделки, лепка, исторические миниатюры. Игра и учеба – это две разные деятельности, имеющие значительные качественные различия. Игра многофункциональна. В педагогике существует несколько групп игр, развивающих интеллект и познавательную активность первоклассника, рассмотрим их подробнее.

Предметные игры, в которых используются игрушки или другие предметы. Благодаря этому первоклассники познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п. Творческие, сюжетно-ролевые игры содержат сюжет – форма интеллектуальной деятельности, важная составная часть учебной, прежде всего, внеучебной работы познавательного характера.

Дидактические игры требуют от младшего школьника умения расшифровывать, разгадывать, а главное – узнать предмет. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непроизвольно, играя. В строительных, конструкторских играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач.

В начальной школе на уроках и во внеурочной деятельности часто используются интеллектуальные игры: игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на познавательную сферу первоклассников. Основанные на соревновании, эти игры путем сравнения с другими играющими учащимися показывают первоклассникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, пробуждают их познавательную активность.

Учитель, используя в своей работе все виды игровой деятельности, имеет большое количество способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. они сами направляют учеников на овладение знаниями и умениями.  Во время дидактической игры внимание направлено в первую очередь на выполнение игровых действий. Дети чаще всего непроизвольно усваивают определенные знания, умения, навыки, это и делает дидактическую игру особой формой игрового обучения, когда взаимоотношения между учениками и учителем обусловлены игровыми правилами. Такая игра является игрой для ученика, а для учителя начальных классов она – способ обучения. Основной целью дидактических игр и игровых приемов обучения является облегчение и ускорение постепенного перехода от игровых к учебным задачам.

Таким образом, игровая деятельность помогает сделать учебный материал увлекательным и интересным, облегчить процесс познания. Умелое и адекватное использование дидактических игр предполагает четкое поэтапное распределение игровых моментов на уроке. На начальном этапе урока используются игры, основная цель которых – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность и мобилизовать на предстоящую учебную работу. В середине урока дидактическая игра должна быть направлена на усвоение темы занятия. В конце урока дидактическая игра может носить поисковый характер.

Следовательно, игровая деятельность должна соответствовать общим требованиям: быть интересной, доступной, содержательной, включать разные виды деятельности детей и может быть включена в проведение уроков любого типа и любого этапа урока.

В XXI веке дети незаметно исчезли из дворов больших городов, в этой связи  исчезла и культура дворовых игр. Сегодня если дошкольников еще можно встретить на детских площадках под присмотром родственников, то младших школьников не видно почти совсем. Теперь дети проводят время в специально организованных компьютерных клубах и часами играют в компьютерные игры.

К сожалению, дворовые игры, в которые раньше дети играли днями напролет, ушли в прошлое. Современные дети не знают, что такое городки, вышибалы, лапта, классики, казаки-разбойники и т.д. При том, что в условиях высокой мыслительной загрузки детей, возрастает ценность подвижных игр, большинство из которых, не только развивают ловкость, выносливость и силу, но и учат таким важным вещам, как сплоченность и взаимовыручка, дворовым играм первоклассников почти не уделяется внимание ни со стороны школы, ни со стороны родителей.

Дети, в этом возрасте, достаточно активны, проявляют самостоятельность, стремятся к познанию окружающего мира, к скорейшему достижению результата, в том числе и в подвижной игре. Также детям более интересны игры, в которых требуется проявление коллективных действий. Игры для мальчиков и девочек по-прежнему носят преимущественно общий характер. Тем не менее, в этом возрасте девочки постепенно проявляют склонность к играм спокойного, размеренного характера с элементами точных действий, ритмики. Мальчики склоняются к играм выраженного соревновательного характера, с элементами единоборств, с борьбой за владение мячом. Общим интересом и популярностью пользуются игры с элементами преодоления препятствий, передвижений и манипуляций с мячом, с метанием различных мелких, нетяжелых снарядов, предметов.

При выборе игры важно учитывать то обстоятельство, что в этом возрасте идет процесс перехода от образного, предметного мышления к смысловому, понятийному. Появление аналитического мышления наблюдательность, появляющаяся способность сравнения приводят к предсказуемым, сознательным игровым действиям.

Существуют, также, компьютерные игры, выбирая между традиционными и компьютерными играми, современные дети все большее предпочтение отдают последним. По содержанию компьютерные игры заключаются в поэтапности игровой программы, т.е.  первоклассник не может перейти на следующий этап без выполнения задания предыдущего уровня, в построении по принципу постепенного усложнения, в наличии элементов случайности в виде возникновения новых ситуаций и неожиданных явлений.

В настоящее время выделяют следующие виды компьютерных игр:

приключенческие игры – игры, оформленные в виде мультфильма с интерактивными свойствами – возможностью управления ходом событий;

игры-стратегии – игры, целью которых является завоевание вражеских территорий, заключение необходимого союза, набор определенного количества очков, управление ресурсами, войсками, энергией и т. д.;

аркадные игры – игры, для которых характерно поэтапное разделение хода действий, когда наградой и целью является право перехода к следующему эпизоду или уровню;

ролевые игры – игры, основанные на использовании необходимого персонажа в нужном месте и в нужное время;

игры-симуляторы – это игры, имитирующие различные механизмы и процессы;

логические игры – это игры, содержащие различные головоломки, задачи на перестановку фигур и т. п.

При неправильном подборе родителями игровых компьютерных программ для своих детей, возможно, такое нежелательное психологическое явление, как компьютерная игровая зависимость, которая проявляется в вытеснении интересов, нежелании первоклассника общаться с друзьями, учиться, в «уходе» в виртуальный мир компьютера. При компьютерной игровой зависимости ребенок: проводит за компьютером большую часть свободного времени; ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера; может прогулять школу, потому что увлекся компьютером; приходит домой и сразу садится за компьютер; хуже учиться, так как потерял интерес к учебе. У него практически нет реальных друзей, зато много виртуальных; во время игры начинает разговаривать сам с собой или с героями игры так, как будто они реальны; пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался; трудно встает по утрам, просыпается в подавленном состоянии; конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером. Это, естественно, приводит первоклассника к дезадаптации в школе.

Компьютерные игры, к сожалению, стали неотъемлемой частью досуга уже нескольких поколений. С развитием мощностей современных вычислительных систем, уменьшением их стоимости, компьютерные игры создают параллельный мир виртуальной реальности. Сейчас, примерно 10–14% из тех, кто играет в компьютерные игры, являются игроманами, то есть испытывают психологическую зависимость от игры [3].

К сожалению, не все родители осведомлены об установленных специалистами нормах времени, проводимых детьми за компьютером – 10 минут для детей младшего возраста и о влиянии  времени на неокрепшую психику детей. Многим родителям удобно то, что сидя перед монитором компьютера, ребенок находится в безопасности от внешнего мира. Но они не задумываются над тем, что их дитя не приобретает, тем самым, опыт общей идентичности с ровесниками.

Отсутствие возможности распоряжаться собственной жизнью относится к одному из факторов ухода в мир фантазий. Ведь известно, что ребенок движим тремя страстями: страсть к развитию и познанию, страсть к взрослению и страсть к свободе. Но в игре необходимо иметь свободу выбора, иначе это не игра, а принуждение. Виртуальный иллюзорный мир компьютерной игры предоставляет ему этот шанс. Уже не взрослый создает и правила, и свободный выбор внутри этих правил, и саму игру, направленную на воспитание в младшем школьнике качеств, важных для его будущего. Причина нарушений идентификации усматривается нами в нарушении детско-родительских отношений, на фоне которых происходит развитие отрицательного самоотношения ребенка [4].

Погружение в виртуальный мир совместно с агрессивным содержанием многих компьютерных игр все чаще приводит к агрессии, жестокости. Постоянное погружение в виртуальные игровые миры меняет не только психологию детей, но и формирует новый культурный облик, когда социальные нормы и ценности воспринимаются в соответствии с особенностями игрового процесса. Также, поверхностное отношение к ценности жизни и здоровья, как к себе, так и к другим людям вызывает то, что игру в реальном времени можно прервать, сохранив на носителе информации конкретный ее этап и продолжить ее позднее, а также в случае неудачно развивающихся событий вернуться к любому заранее сохраненному состоянию или даже начать игру сначала, в случае «смерти» в виртуальной среде «воскреснуть» и попробовать пройти сценарий заново, у человека формируется

Как правило, проведя несколько времени в виртуальной реальности, дети оторваны от реальной жизни и уже не способны вписаться в реальную жизнь общества, они оказываются социальными изгоями, не способными нормально общаться в окружающей среде со своими сверстниками. Сознанием таких детей, подготовленных в виртуальном пространстве, проще манипулировать, поскольку оно сформировано через сюжетные игровые установки: фантастические (уход от реальной жизни и ее проблем); исторические (вхождение в роль «творца», «правителя», «полководца» и т.д.); военные (выплеск агрессии, готовность к убийству; возможность выбора противника; формирование образа врага и т.д.).

Перечисленные выше и многие другие проблемы, порождаемые массовым увлечением компьютерными играми, заставляют серьезно задуматься о дальнейшем развитии человеческого общества, когда на смену поколениям в качестве активной социальной силы придут люди, выросшие в виртуальной игровой среде, под влиянием которой сложился их менталитет.

Родителям первоклассников следует помнить, что к негативным факторам влияния компьютерных игр на формирующееся сознание, психику и культуру ребенка относятся: 

– психологическая зависимость; 

– уход из мира реального в мир виртуальный; 

– потеря ориентации во времени, так как в виртуальных компьютерных играх существует своя концентрированная временная шкала;

– возникновение стрессового состояния при переходе из мира виртуального в мир реальный; 

– выстраивание определенной психологической, социальной и культурной модели, накладываемой через матрицу компьютерной игры; 

– развитие пассивности и безразличия в реальной жизни, поверхностное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих людей;

– отрицательное воздействие на интеллектуальное развитие ребенка военных игр, проявление агрессии и насилия. 

Помимо этого погружение в виртуальный мир компьютерных игр отчуждает ребенка от родителей и сверстников, делает его замкнутым и не способным к самостоятельным поступкам, требующим ответственности [3], что также тормозит процесс адаптации первоклассников к обучению в школе.

Экстремальная форма зависимости может обернуться реальной трагедией. В последние годы участились случаи насилия игроманов по отношению к собственным родителям: нередки ситуации, когда в ответ на запрет компьютерных игр со стороны родителей ребенок может напасть на них и, хладнокровно убив мать или отца, сидеть и спокойно играть [3]. 

Таким образом, в современном обществе существует проблема –  компьютерная зависимость.  Ученые отмечают, что сегодня появились синдромы игровой зависимости. Среди детей младшего школьного возраста резко увеличилось число играющих в виртуальные игры. Особенно губительны их последствия для формирующейся личности первоклассника, его психического и физического здоровья. Ученики, увлекающиеся компьютерными играми, имеют более высокий показатель агрессии, тревожности и депрессии. Процесс информатизации и компьютеризации заменил новому поколению непосредственное общение, дети младшего школьного возраста предпочитают проводить время с компьютером или с другими гаджетами.

В настоящее время утрачена культура самоорганизации детей, ушли из обращения подвижные традиционные игры, в которых ребята учились организовывать свою деятельность, а вместе с ними не формируются навыки общения, взаимопонимания и дружбы. Следует заметить, что дети, которые не играют в компьютерные игры, чаще гуляют, более общительны, меньше подвержены возникновению стрессовых ситуаций.

Для профилактики негативного влияния компьютерных игр и формирования компьютерной игровой зависимости учителям и родителям совместно необходимо контролировать длительность игры, выбор жанра игры, содержание, систему управления, оптимальный уровень сложности, учитывая при этом состояние, темперамент, характер и интересы ребенка. Наиболее целесообразными для младших школьников считаются логические игры, игры-симуляторы, так как они, как правило, непродолжительны по времени, направлены на развитие мышления, внимания, памяти, скорости реакции у детей (при условии, что ребенок не играет в компьютерные игры в ущерб другим занятиям).

Также, существуют компьютерные игры – развивающие, которые направлены на интеллектуальный рост ребенка. Однако, несмотря на положительное их воздействие, в такие игры дети, как правило, самостоятельно не играют – они не настолько притягательны, как развлекательные. К тому же эффект от их применения возможен только тогда, когда они используются под контролем взрослых, с соблюдением методических требований и санитарных норм.

Поэтому, необходимо разработать с учетом особенностей психологической адаптации ребенка к школе, к реальной жизни, выросшего на компьютерных играх, культурную политику в области досуговой деятельности. В этом вопросе важно согласованные усилия семьи, школы, здравоохранения и различных институтов культуры с целью формирования здорового образа жизни, исключения компьютерной зависимости у учащихся, которая должна стать основой информационной культуры как основного инструмента социализации в информационном обществе.