Проблема обучения детей в коррекционной школе в настоящее время становится как никогда актуальной, в связи с увеличением количества таких детей в нашей стране. Приоритетной задачей обучения является необходимость формирования опыта общественных отношений, подготовка к самостоятельной жизни, трудовой, правовой деятельности.
Важным условием современного коррекционного обучения является развитие гражданско-правовой компетентности у обучающихся в специальной школе, которое отвечает общественно-гуманистическим тенденциями в современном обществе. Формирование гражданско-правовой компетентности у обучающихся в коррекционной школе, необходимо выстраивать, учитывая особенности их личности, особенности их развития.
Под гражданско-правовой компетентностью мы понимаем свойство личности, которое основано на правовых ценностях и отражает готовность и способность применять всю совокупность правовых знаний и умений в процессе деятельности, носящей социально-правовой характер и которое позволяет личности мобилизовываться на выполнение этой деятельности [1].
Структуру гражданско-правовой компетентности, являющейся одной из ключевых компетентностей, формирующихся в образовательном учреждении, составляют три основных компонента: мотивационный, когнитивный, деятельностный [2], [3].
Сформированная гражданско-правовая компетентность у старшеклассников с умственной отсталостью является результатом правового обучения и воспитания в специальной (коррекционной) школе, которое преимущественно осуществляется на уроках истории и обществознания.
Перед учителем коррекционной школы стоит задача поиска таких средств, способов, методов и форм преподавания, которые помогали бы преодолевать проблемы, связанные с ограниченными возможностями учащихся, заключающимися в восприятии, осмыслении, запоминании, воспроизведении того или иного учебного материала
Если говорить о видах и типах уроков по истории и обществознанию, направленных на формирование гражданско-правовой компетентности у учеников коррекционной школы, то необходимо учитывать специфику самих детей и из всего разнообразия типов уроков исключать: комбинированный урок, урок оценки и проверки сведений, способностей, умений.
Мы рекомендуем использовать следующий комплект видов урока: вводный, урок-сообщение новых умений, способностей, знаний, урок-закрепление и урок-коррекции полученных сведений и умений, на котором будет осуществляться исправление искаженных представлений, сведений, знаний. В чистом виде использование урока оценки и контроля, воспроизведения и синтеза не рекомендуется, но их необходимо регулярно включать в каждый элемент урока. При обучении детей в коррекционной школе также не рекомендуется применение уроков, носящих характер лекции, диспута, семинаров, состязаний и т.п. [4], [5].
Предметы истории и обществознания в коррекционной школе являются одними из наиболее важных инструментов в нравственно-патриотическом, идейном и культурологическом аспектах воспитания.
Роль данных учебных предметов, аккумулирующих предшествующий социальный опыт человечества, возрастает, поскольку в процессе усвоения исторических и общественных знаний постепенно происходит социальная адаптация учащихся. Задача учителя заключается в том, чтобы научить правильно разбираться в исторических событиях, гражданско-правовых аспектах, давать им оценку, воспитать уважение и пробудить интерес к данным вопросам, применяя творческий подход в работе.
Социальные перемены, происходящие в обществе, диктуют необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования коррекционной школы. В современной методике преподавания приоритетными являются вопросы, касающиеся повышения качества обученности и воспитанности личности ученика и такие учебные предметы, как история и обществознание обладают большими возможностями для создания условий культурного, личностного и правового становления школьников.
При формировании гражданско-правовой компетентности на уроках истории и обществознания необходимо учитывать психофизиологические, интеллектуальные особенности учеников (принцип учета индивидуальных особенностей). Соблюдать принцип самостоятельности, наглядности в процессе обучения, тем самым, обеспечивая сознательное и прочное усвоение учебного материала по вопросам истории и права, закрепляя приобретенные ЗУН, пробуждая у учеников познавательные интересы, развивая самостоятельность, активность, формируя навыки умственной деятельности, поскольку гражданско-правовая компетентность подразумевает способность анализировать сложившуюся правовую ситуацию, предполагает умение видеть правовые последствия своих решений, действий, поступков [4].
У учеников необходимо сформировать в образовательном пространстве коррекционной школы систему правовых ценностей и готовность, способность их применять в процессе социально-правовой деятельности.
Необходимо ознакомить учеников на уроках истории и обществознания с Конституцией РФ, с основными документами о правах человека и правах ребенка (когнитивный компонент); сформировать понимание необходимости соблюдения законов и норм, собственное отношение к существующим нормам и правилам (мотивационный компонент); сформировать готовность к участию в деятельности, которая организуется по правовому воспитанию (деятельностный компонент гражданско-правовой компетентности).
Что касается основной цели образовательно-воспитательного пространства коррекционной школы, то к ней относится присвоение культурного опыта, которое, по мнению Н.А. Исаева, В.И. Слободчикова и А.А. Шиповой, является основным, поскольку без передачи культурных образцов и способов взаимодействия с миром, осуществляемых в образовательном пространстве, невозможно представить человеческую жизнь.
По мнению Г.И. Рогалевой образовательно-воспитательное пространство представляет собой «гибкую, сложноорганизованную социально-педагогическую систему, событийную общность», важными элементами которой являются: общение, познание, деятельность, педагогический микроклимат. Особенность данной системы составляют: целостность, структурность, иерархичность, множественность описаний, взаимосвязь пространства и среды.
Основными характеристиками образовательно-воспитательного пространства выступают параметры и условия его функционирования: а) образовательный потенциал характеризуется богатством духовной и материальной культуры, которым обладает воспитательное пространство; материализуется в интеллектуальных, нравственных качествах учеников, в создаваемых ими ценностях; б) степень развитости воспитательного пространства определяется тем, какую часть подрастающего поколения и какие сферы жизнедеятельности она охватывает; насколько развиты и эффективно функционируют компоненты пространства; насколько сформированы и целесообразны связи между ними; в) управляемость воспитательным пространством определяется наличием/отсутствием управляющей подсистемы, объединением в ней органов образования, общественности. К условиям функционирования образовательно-воспитательного пространства относятся: национальные, демографические, социально-экономические условия.
Формирование гражданско-правовой компетентности у ученика в коррекционной школе происходит в процессе его взаимодействия с ближним и дальним социальным окружением, взаимодействуя с которым он проявляет себя как личность.
Характер взаимодействия определяется уровнем сформированности гражданско-правовой компетентности учащегося, основу которой составляет система ценностей, которую личность соотносит с ценностями социума и гражданско-правовыми нормами.
Воспитательное пространство коррекционной школы выступает в качестве педагогически целесообразной организованной среды, являющейся фактором формирования гражданской компетентности ученика. Кроме того, оно обеспечивает использование ресурсных воспитательных возможностей, образовательного потенциала, расширяет виды и формы инновационной деятельности, оптимизирует функционирование органов управления всех уровней.
Мы считаем, что выпускник коррекционной школы в процессе образования должен обладать гражданско-правовой компетентностью, пусть в элементарной форме, представленной в виде овладения знаниями о правах человека, о государственных и общественных институтах. Которое выражается в умении сотрудничать с другими людьми, быть приобщенным к ценностям общества, включает уважение и терпимость к правам других, желание участвовать в общественно-политической жизни.
Вслед за Е.В. Митиной мы считаем, что становление гражданско-правовой компетентности наиболее эффективно происходит у учеников старших классов (включая и обучающихся с умственной отсталостью). Этот период является наиболее сензитивным для формирования гражданского участия, правового сознания и становления мотивации общественно-полезной деятельности.
Еще Д.И. Фельдштейн говорил о том, что для старшеклассников типичен поиск общественно значимых дел, которые признаются, оцениваются и одобряются обществом. Участие в общественно полезных делах позволяет им утвердиться в обществе. В этот период нужно помочь учащимся активно включиться в общественную жизнь, помочь в социальном самоопределении.
Старшеклассников с умственной отсталостью необходимо привлечь к социальной активности: например, движению экологов, привлечь к деятельности по сохранению и восстановлению памятников истории, культуры, что также будет способствовать формированию гражданско-правовой компетентности. Основными этапами становления которой являются: а) пропедевтический, ориентированный на создание теоретической основы становления гражданской компетентности (учащиеся фрагментарно и ситуативно обогащают ранее полученную информацию о морали, нравственности, праве, гражданской активности и ценностях), основной целью которого является – стимулирование мотивации и формирование положительного отношения к гражданско-правовой компетентности у учеников. Со стороны учителя необходимое условие – создание психологически безопасной образовательной среды; б) основной этап – на котором учащиеся приобретают субъективный опыт, учатся осуществлять выбор, проявлять активность, толерантность. В процессе решения учебных задач необходимо привлекать теоретические знания, которые будут способствовать формированию практической основы гражданско-правовой компетентности. Старшеклассников нужно (по возможности, учитывая особенности их личности, развития) включать в решение проблемных ситуаций, групповые проекты; в) заключительный этап – на котором происходит реализация сформированной гражданско-правовой компетентности. Учащиеся выполняют задания, которые позволяют интегрировать учебный материал, изученный на уроках истории, обществознания и др. уроках. На данном этапе формируется целостное представление о роли человека в современном обществе.
Таким образом, мы считаем, что образовательно-воспитательное пространство современной коррекционной школы является мощным фактором формирования гражданско-правовой компетентности старшеклассника. Оно обеспечивает включение учащихся в разнообразную деятельность гражданской направленности. Это и работа с источниками социальной информации, решение познавательных и практических задач, анализ современных общественных явлений и событий; освоение типичных ролей гражданина через участие в обучающих играх, которые моделируют ситуации из реальной жизни; активное участие в школьном самоуправлении, общественной жизни школы. Включение старшеклассников в разнообразную деятельность гражданской направленности обеспечивает формирования гражданско-правовой компетентности.