Полный текст статьи
Печать

Проблема социализации личности на современном этапе не теряет своей актуальности, что связано с воздействием на жизненное пространство подрастающего поколения множества различных внешних факторов. Личность, по мнению С.Л. Рубинштейн, это не только то или иное состояние, но и процесс, в ходе которого внутренние условия изменяются, а с их изменением трансформируются и возможности воздействия на индивида путем преобразования внешних условий [1].

Поэтому социализацию личности  рассматривают прежде всего как процесс ее формирования в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта и его преобразование в собственные ценности и ориентации.

Психосоциальное развитие детей и подростков с ОВЗ осложнено ввиду типологической и индивидуализированной специфики социальных потребностей, а также внутренними и внешними ограничениями, в условиях которых происходит их социализация. Наслоение биологических и социальных факторов, затрудняющих процесс социализации ребенка с отклонениями в развитии, призывает к специальному выстраиванию стратегии его сопровождения, имеющей в своей основе комплексный характер.

Возможности семьи в реализации специальных функций при воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья часто оказываются недостаточными в сопоставлении с имеющимися нагрузками и задачами. Не всегда родители в состоянии справиться с проблемами, организовать необходимую среду для продвижения ребенка вперед, для формирования навыков и механизмов его социализации.

Под влиянием стрессогенных факторов личность родителя, воспитывающего ребенка с выраженными отклонениями в развитии, претерпевает изменения. Ресурсы для выполнения функций ослабляются ввиду сформированных личностных характеристик: сенситивности (повышенной эмоциональной чувствительности, ранимости), гиперсоциализации (чрезмерной ответственности, чувства долга, трудностей компромиссов), тревожности, доминантности, недоверия к детям и противоречивости [2]. Поэтому важную роль в воспитании и социализации ребенка с ОВЗ играет образовательная организация.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, как процесс приобщения личности к обществу в котором она существует, направлена на подготовку к самостоятельной жизни через поддержку и оказание им помощи, через создание необходимых оптимально-стимулирующих и комфортных условий в образовательной организации.

Специфика социализации лиц с ОВЗ обусловлена целым рядом характеристик этой группы: снижением мотивации к деятельности и затруднениями при формировании автоматизмов, сниженной социальной активностью и рефлексивностью, нарушением самоотношения и системы отношений с социальным миром. Кроме внутренних характеристик выделяем ряд внешних факторов, затрудняющих социализацию лиц с ОВЗ: ограниченность социального опыта, вызванную искусственной изоляцией в пределах семьи или специальной школы, неготовность общества принимать лиц с ОВЗ, основанную на давлении стереотипов и отсутствии ценностного отношения к ним.

Между тем, социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья должна проходить именно в процессе включения таких детей в общество здоровых сверстников, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для дальнейшей жизни в обществе. Понимание этого актуализировало проблемы инклюзивного образования во всем прогрессивном мире.

В России инклюзивное образование поддержано законодательно и понимается как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (Статья 2, 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012).

Одним из основных положений инклюзивного образования является признание ценности различий всех детей [3]. Не всегда процесс социального и образовательного включения ребенка с ОВЗ позитивен. Возможны и негативные эффекты, которые создают предпосылки для комплекса нарушений психофизического и социального здоровья личности, отражаясь на социальном функционировании и субъективном качестве жизни [4].

Эффективная социализация в инклюзивном процессе возможна лишь при создании целого ряда условий, в том числе организации психолого-педагогического сопровождения. Одной из ключевых фигур в процессе этого сопровождения в инклюзивном образовании является тьютор [от англ. tutor – наставник, опекун, от лат. tutor – наблюдаю, оберегаю] – это индивидуальный сопровождающий, специалист, проектирующий и организующий условия успешного включения обучающегося с ОВЗ в образовательно-социальную среду образовательной организации. Таким образом, тьютор моделирует и условия социокультурной среды, а значит в фокусе его внимания при сопровождении ребенка с ОВЗ оказываются и другие субъекты образовательного пространства.

В РФ с 2007 года существует межрегиональная общественная организация «Межрегиональная тьюторская ассоциация», которая представлена 40 регионами России и несколькими странами ближнего зарубежья. Под тьюторством здесь понимается особый тип педагогического сопровождения – сопровождение процесса индивидуализации образования для успешности человека в жизни.

В приказе департамента образования города Москвы от 1 марта 2011 года № 166 «Об утверждении методических рекомендаций по составлению штатных расписаний государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, системы Департамента образования города Москвы» есть пункт о введении дополнительных ставок, в том числе ставки тьютора. В документе указывается, что в учреждениях, реализующих инклюзивное образование, при наличии не менее 6-ти детей с ограниченными возможностями здоровья, могут быть введены следующие должности:

-  методист (координатор по инклюзивному образованию)  -  0,5 единицы; 

-  учитель-дефектолог  -  1 единица; 

-  педагог-психолог  -  0,5 единицы; 

-  тьютор  -  1 единица. 

В настоящее время в России должность «тьютор» официально закреплена внесением в «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», в раздел «квалификационные характеристики должностей работников образования» (приказ № 761-н Миздравсоцразвития от 26.08.2010, зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. № 18638).

В должностные обязанности тьютора входит в том числе организация процесса индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов, а также сопровождение процесса формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).

При отсутствии координатора по инклюзивному образованию именно тьютор может стать связующим звеном, обеспечивающим междисциплинарное взаимодействие педагогов, дефектологов, педагога-психолога и других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса в условиях инклюзии.

ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, вступивший в силу 1 сентября 2016 года, предполагает возможность при необходимости в процессе реализации АОП НОО для обучающихся с ОВЗ временное или постоянное подключение тьютора.

Тьюторское сопровождение в системе инклюзивного образования – это специально организованная деятельность одного из субъектов психолого-педагогического сопровождения, направленная на создание условий по включению обучающегося с ОВЗ в социально-образовательное пространство на основе его личностных ресурсов.

Цель деятельности тьютора: успешное включение обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс.

Основные задачи тьюторского сопровождения направлены на создание условий:

- введения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в коллектив сверстников;

- успешности обучающегося с ОВЗ в образовательной среде;

- успешной социализации ребенка с ОВЗ и раскрытия его личностного потенциала;

- полноценной и качественной жизни обучающегося с ОВЗ во внеобразовательном пространстве (семье, системе дополнительного образования).

Принципы тьюторского сопровождения:

1)                      ценностное отношение к личности каждого субъекта инклюзивного образования. По мнению современных исследователей, общество должно осознать ценность каждого индивида в этом мире [5]. С позиций гуманистической парадигмы конечной целью образования является подготовка полноценного субъекта деятельности, ответственного и стремящегося к самоактуализации, обладающего социальной компетентностью. В логике этой парадигмы каждый субъект образовательного пространства вне зависимости от его особенностей – многогранная личность, способная к самопознанию, самоутверждению, саморазвитию;

2)                      целостность и системность сопровождения обучающегося с ОВЗ. Технология тьюторского сопровождения охватывает всех субъектов инклюзивного образования, в центре которого – обучающийся с ОВЗ. Обучающемуся гарантировано специально организованное системное сопровождение на разных ступенях образования;

3)                      динамизм (или готовность к изменениям). Деятельность тьютора основана на отслеживании динамики, корректировке плана сопровождения. Тьюторское сопровождение отличается, с одной стороны,  устойчивостью, с другой стороны, - динамизмом. Постепенно должно происходить ослабление влияния тьютора на деятельность сопровождаемого в образовательном и социальном пространствах ради создания условий, позволяющих проявлять самостоятельность и брать на себя ответственность. Важнейший аспект инклюзивной школы – это идея принятия постоянных изменений и готовность сопровождающих  к регулярному обучению [6];

4)                      мультидисциплинарность сопровождения. Принцип требует междисциплинарного взаимодействия, согла­сованной работы команды специалистов, придерживающихся единой программы, проповедующих единые ценности, включенных в общую организационную модель психолого-педагогического сопровождения;

5)                      приоритет интересов сопровождаемого. Тьютор, как ведущий специалист системы психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ, являясь координатором в междисциплинарном взаимодействии специалистов, призван решать каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.

Тьютор осуществляет планомерную ежедневную работу с обучающимся, отслеживает динамику его продвижения вперед и согласовывает с коллективом специалистов индивидуальную образовательную траекторию сопровождаемого, учитывающую его особые образовательные потребности и возможности. Таким образом, именно тьютор призван обеспечить включение обучающегося с ОВЗ в систему коммуникации, создать условия для успешной социализации личности.