Полный текст статьи
Печать

Соединенные Штаты Америки провозгласили продвижение демократии приоритетным направлением внешней политики после 2001 г. С того момента многие страны ощутили на себе американское влияние не только в политической сфере. США распространили свое влияние на сферу культуры, мировой экономики, а также на мировое сообщество в целом. Это делает их присутствие и участие в глобализационных процессах весьма ощутимыми. Азиатские страны на протяжении долгого времени старались придерживаться самостоятельного курса внешней и внутренней политики, при этом имея свои особенности политического уклада. Соединенные Штаты защищали демократию и ее принципы во время Второй мировой войны, поэтому после нее обратили внимание на государства данного региона. В частности, на Японию и Южную Корею.

В Японии исторически долгое время существовала монархия. Несмотря на наличие Конституции (с 1889 г.), правитель обладал практически неограниченной властью. Это и многие другие факторы, отдаляли Японскую империю того времени от демократического строя. К примеру, все политические и общественные движения были объединены властью в Ассоциацию помощи Трону. А вся экономика была подчинена правительству [1]. Более того, в XX в. Япония, следуя плану по созданию «сферы процветания», пыталась насадить тоталитарный режим. Она нападала на различные страны и территории, в том числе Маньчжурию (северо–восточная часть Китая), Монголию, Вьетнам. Подобной агрессивной политикой Японская империя руководствовалась вплоть до окончания Второй мировой войны.

После 1946 г. США стали предпринимать активные попытки демократии в данном государстве. Причина подобного вмешательства в жизнь другой страны сводилась к следующему моменту. Распространение демократических идеалов уменьшило бы потенциальный уровень угрозы, позволило бы избежать повторения сценария едва окончившейся войны [2]. Поскольку Япония проиграла ее и считалась одним из агрессоров, страны–победители решали ее судьбу. Уже к тому моменту, Америка имела примерный план по изменению политического режима и устройства побежденной страны. Предполагалось, что Япония, прежде всего, должна отказаться от чрезмерной власти императора. Помимо этого, стать более свободной от господства военного класса, который имел огромные привилегии. В 1946 г. японское правительство создала проект новой Конституции, однако она мало чем отличалась от предыдущей. Коалиция стран–победителей Второй мировой войны, в частности, Великобритания, США, СССР, Китай не одобрили нововведения. Поэтому в марте этого же года, оккупационные власти занялись разработкой новой Конституции. В нее вошли: конституционное право Англии и Соединенных Штатов, Веймарская Конституция Германии 1919 г. а также часть проекта, изобретенного японской интеллигенцией. Данный документ был успешно принят в 1947 г. Особенностями новой Конституции и отличия ее от предыдущей сводится к следующим моментам:

– вместо существовавшей дуалистической монархии на смену ей пришла парламентарная форма;

– власть Императора была значительно ограничена новым высшим органом власти – Парламентом;

– Парламент был уполномочен формировать правительства, заниматься законопроектами и ведать государственным бюджетом;

– согласно статье № 9, Япония отказывается от создания сухопутных, морских войск и утрачивает право объявления войны;

– для изменения любой статьи в документе необходимо одобрение двух третей Парламента;

– впервые основополагающим в стране провозглашался принцип народного суверенитета, и были устранены сословия;

–  официально были закреплены права и свободы человека (в частности, равенство всех перед законом, право избирать должностных лиц, право на жизнь, свободу и счастье, свобода религии, мысли и совести);

– контроль над соблюдением данного документа был возложен на судебную систему [3].       

Новый документ имел гораздо больше общего с Конституцией любого демократического государства. Права и свободы, перечисленные в Конституции Японии, даже в своих формулировках имеют сильное сходство с американскими. Сразу после внесенных изменений в Японии появились несколько политических партий, которые после проведения выборов и возглавили Парламент. Конституция, принятая в 1947 г., действует в стране и в настоящее время. Единственным камнем преткновения для японцев нередко становилась Статья Конституции № 9 об отказе от войны и создании войны. Для внесения изменений в нее необходимо собрать две трети голосов Парламента и после – созвать Референдум. Пока у жителей Японии не получалось поменять данную статью из–за нехватки голосов.

Становится ясно, что Америка приложила немалые усилий для распространения демократии в Японии. Осуществилась данная политика при помощи содействия США в создании нового, более «мирного» и демократического варианта Конституции для японского государства.

В Южной Корее на протяжении XX в. существовал авторитарный режим. В период кровопролитной войны Америка обратила внимание на Корею. США посчитали, что данная страна нуждается в демократических преобразованиях.

В отличие от случая с Японией, в Корее США напрямую не участвовали в формировании Конституции [2]. В данном случае, Конституция была продуктом  разногласий различных политических партий Кореи, конфликтов между военным правительством США и корейскими лидерами. Америка оказывала косвенную помощь, устраняя политиков с левыми взглядами из правящих кругов [2]. В 1947 г. она попыталась перехватить контроль над демократизацией, собираясь провести политические и социальные реформы. Однако, это не принесло успеха, потому что не встретило поддержки у правых и из–за геополитической ситуации в мире. Планы США по установлению консерватистского правительства также провалились. Причина, по которой они терпели неудачи, заключалась в разных целях. Если в первом случае с Японией – целью была демократизация и внесение изменений, то в Корее Штаты слишком были сосредоточены на устранении левых и становлении консерваторов у власти.

После этого начались изменения в системе образования. Америка приветствовала равенство возможностей и строительство частных учебных заведений. Однако, в Корее была серьезная нехватка кадров, система образования была недостаточно развита для перемен. В итоге, корейцы не одобрили инициативу. План по созданию единого государственного университета также не нашел положительных откликов. 

В период послевоенной оккупации американскими войсками, Корея была просто не готова к демократизации. Ни образовательная система, ни экономика, ни политические круги не позволили Америке продвигать демократические идеалы. Несмотря на присутствие в Южной Корее, США были сильно ограничены в своих действиях и полномочиях.

 Однако с течением времени ситуация стала меняться в положительную сторону для Америки. Более чем через 10 лет Корея осознала необходимость изменений. Тогда США возобновили работу по внедрению своих идеалов и ценностей. Продвижению демократии теперь сопутствовали следующие факторы:

– Отношения Америки и Республики Кореи постепенно стали теплыми и дружественными.

– Авторитарная страна была сама настроена на необходимые изменения в сторону демократии.

– Экономический рост в Корее. В период с начала 1960–х и до конца 1970–х гг. союзник североамериканской державы экономически развивался, что также создавало предпосылку для демократизации [4].

– Политические партии консерватистской направленности поддерживали демократический путь развития, что было на руку Америке [2].

В качестве первых преобразований Корея стремилась к постепенной политической либерализации. Америка  поощряла этот курс политики (при корейском лидере Чон Ду Хване). США оказывало экономическую помощь более слабому государству. После наступления экономического кризиса в 1980–х гг., США помогали Корее решать проблему нехватки продовольствия. Они снабдили своих союзников 1 тонной риса [5]. Это позволило стабилизировать социально–экономическую ситуацию в Корее, что ускорило возвращение к демократическим реформам. Также гегемон Северной Америки предоставлял Корее кредит для улучшения ситуации государственным бюджетом, поскольку затраты на военное оборудование были очень велики. Разумеется, Америка также поставляла свое оружие для защиты корейцев от внешнего врага.

В 1987 г. в Корее была принята декларация. Согласно данному документу были введены реформы, способствовавшие соблюдению человеческих прав, свободы прессы и честным выборам  [6]. Через эти реформы корейское правительство и осуществило переход к демократии.  

Таким образом, политика продвижения демократии в азиатских странах имела сложности для Америки. Азиатские страны имеют весьма специфический политический уклад, экономическое развитие, менталитет и идеалы, отличные от американских. Отчасти это и послужило препятствиями для распространения демократических прав и свобод в данном регионе. На примере Японии виден успешный процесс демократизации, возглавляемый во многом Соединенными Штатами. Создание Конституции привело совсем к иному укладу в этой стране. В то же время демократические реформы по улучшению качества жизни в Корее именно в послевоенный период не дали значительных результатов. Самоотверженные попытки США поменять политический расклад, создать Конституцию на основе своих идеалов и взглядов, а также изменить систему образования потерпели поражение. Можно сделать вывод, что при демократизации азиатских стран необходимо обращать внимание на многие факторы, характерные именно для развития данной группы государств.