Обсуждения о необходимости и востребованности разработки метапредметного технологического профиля учебных дисциплин «Технология» и «Информатика» идут не первый год, но о практическом воплощении идеи интеграции содержания дисциплин «Технология» и «Информатика» говорить еще рано. Можно лишь отметить примечательный в этом плане опыт Намского педагогического колледжа.
Пока проблема теоретического обоснования и практического подтверждения внедрения метапредметного технологического профиля учебных дисциплин «Технология» и «Информатика» все еще не находит своего должного разрешения в практике педагогической деятельности российских образовательных учреждений в виду отставания процесса структурирования содержания учебных дисциплин «Технология» и «Информатика» от объективно происходящих системных изменений (внедрение новейших технологий во всех сферах жизнедеятельности, материалов, инструментов и оборудования; выполнение графических работ на компьютере с использованием различных программ и редакторов).
Интернет можно рассматривать как часть информационно-коммуникационной предметной среды, которая содержит материал, имеющий отношение к образовательной области «Технология».
Учителя технологии обязаны владеть приемами подготовки дидактических материалов и рабочих документов в соответствии с предметной областью «Технология» средствами офисных технологий (вводом текста с клавиатуры и приемами его форматирования, подготовкой раздаточных материалов, содержащих графические элементы, типовыми приемами работы с инструментами векторной графики, приемами работы с табличными данными, приемами построения графиков и диаграмм, методикой создания педагогически эффективных презентаций, приемами вывода изображений на печать, записи на электронные носители и др.).
В целях уточнения объекта и предмета исследования нами были проведены анкетные опросы. Так, первоначальный опрос учащихся 5-8 классов показал, что 82,5% опрошенных согласны с совмещением уроков по «Технологии» и «Информатике» и 79% согласны с тем, что у них повысится интерес к совмещенному уроку.
Итоги повторного анкетирования среди учащихся 5-9 классов, а также учителей технологии и информатики также подтверждают выдвинутую нами гипотезу.
Многие образовательные учреждения Республики Саха (Якутия), обладают опытом организации занятий по методу проектов (проектная деятельность учащихся, интеграция технологии и дизайна и др.), трансформации традиционных ремесел в современные технологии (трансформации материалов, форм, стилей, функций, технологий), интеграции составляющих (частей, элементов, модулей, блоков) содержания общего и профессионального образования (межпредметные и внутрипредметные связи, прототипы, фреймы, графодинамические образы и др.).
Поэтому необходимо не просто обобщить имеющейся опыт, но и выйти на теоретическое обоснование и практическое подтверждение внедрения метапредметного технологического профиля учебных дисциплин «Технология» и «Информатика», обладающего преимуществами перед существующими отечественными и зарубежными аналогами (основные положения бихевиоризма, гештальтпсихологии, теории (алгоритма) решения изобретательских задач; постулирование понятий «обобщенных политехнических умений», «функциональной сущности политехнических знаний», «технико-технологических умений», «универсальных учебных действий», «специальных компетенций» и др.).
Нами поставлена цель исследования – теоретическое обоснование и практическое подтверждение внедрения метапредметного технологического профиля учебных дисциплин «Технология» и «Информатика».
Приняты следующие задачи исследования:
1) анализ теории и практики разработки профиля учебных дисциплин (структурирования содержания образования);
2) изучение процессов, связанных с внедрением профиля учебных дисциплин;
3) определение понятийного аппарата работы;
4) разработка теоретической модели внедрения метапредметного технологического профиля учебных дисциплин «Технология» и «Информатика»;
5) внедрение модели в практику педагогической деятельности общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия);
6) внесение необходимых корректив и изменений в ход внедрения модели;
7) обобщение полученных теоретических и практических результатов;
8) разработка практических рекомендаций.
Ожидаемые научно-технические результаты (в т.ч. научная интеллектуальная собственность, инновационный продукт):
1) внесение изменений в стандарты (охват 15% общеобразовательных и профессиональных учреждений Республики Саха (Якутия));
2) применение методики анализа процесса структурирования содержания общего и профессионального образования;
3) использование методического руководства по теоретическому обоснованию и практическому подтверждению внедрения метапредметного технологического профиля учебных дисциплин «Технология» и «Информатика».
Планируемые результаты
Одной из важнейших задач является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате ученики должны научиться, самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в жизни за рамками учебного процесса.
Изучение метапредметного технологического профиля учебных дисциплин «Технология» и «Информатика» в основной школе, обеспечивает достижение личностных и метапредметных результатов.
Личностные результаты: освоение обучающимися метапредметного технологического профиля учебных дисциплин «Технология» и «Информатика». в основной школе:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
- самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
- развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
- осознанный вы бор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
- становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
- самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
- формирование основ экологии, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты: освоение обучающимися метапредметного технологического профиля учебных дисциплин «Технология» и «Информатика». в основной школе:
- самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
- алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
- определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
- комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
- виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
- осознанное использование речевых средств, в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
- оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.