Полный текст статьи
Печать

Обсуждения о необходимости и востребованности разработки метапредметного технологического профиля учебных дисциплин «Технология» и «Информатика» идут не первый год, но о практическом воплощении идеи интеграции содержания дисциплин «Технология» и «Информатика» говорить еще рано. Можно лишь отметить примечательный в этом плане опыт Намского педагогического колледжа.

Пока проблема теоретического обоснования и практического подтверждения внедрения метапредметного технологического профиля учебных дисциплин «Технология» и «Информатика» все еще не находит своего должного разрешения в практике педагогической деятельности российских образовательных учреждений в виду отставания процесса структурирования содержания учебных дисциплин «Технология» и «Информатика» от объективно происходящих системных изменений (внедрение новейших технологий во всех сферах жизнедеятельности, материалов, инструментов и оборудования; выполнение графических работ на компьютере с использованием различных программ и редакторов).

Интернет можно рассматривать как часть информационно-коммуникационной предметной среды, которая содержит материал, имеющий отношение к образовательной области «Технология».

Учителя технологии обязаны владеть приемами подготовки дидактических материалов и рабочих документов в соответствии с предметной областью «Технология» средствами офисных технологий (вводом текста с клавиатуры и приемами его форматирования, подготовкой раздаточных материалов, содержащих графические элементы, типовыми приемами работы с инструментами векторной графики, приемами работы с табличными данными, приемами построения графиков и диаграмм, методикой создания педагогически эффективных презентаций, приемами вывода изображений на печать, записи на электронные носители и др.).

В целях уточнения объекта и предмета исследования нами были проведены анкетные опросы. Так, первоначальный опрос учащихся 5-8 классов показал, что 82,5% опрошенных согласны с совмещением уроков по «Технологии» и «Информатике» и 79% согласны с тем, что у них повысится интерес к совмещенному уроку.

Итоги повторного анкетирования среди учащихся 5-9 классов, а также учителей технологии и информатики также подтверждают выдвинутую нами гипотезу.

Многие образовательные учреждения Республики Саха (Якутия), обладают опытом организации занятий по методу проектов (проектная деятельность учащихся, интеграция технологии и дизайна и др.), трансформации традиционных ремесел в современные технологии (трансформации материалов, форм, стилей, функций, технологий), интеграции составляющих (частей, элементов, модулей, блоков) содержания общего и профессионального образования (межпредметные и внутрипредметные связи, прототипы, фреймы, графодинамические образы и др.).

Поэтому необходимо не просто обобщить имеющейся опыт, но и выйти на теоретическое обоснование и практическое подтверждение внедрения метапредметного технологического профиля учебных дисциплин «Технология» и «Информатика», обладающего преимуществами перед существующими отечественными и зарубежными аналогами (основные положения бихевиоризма, гештальтпсихологии, теории (алгоритма) решения изобретательских задач; постулирование понятий «обобщенных политехнических умений», «функциональной сущности политехнических знаний», «технико-технологических умений», «универсальных учебных действий», «специальных компетенций» и др.).

Нами поставлена цель исследования – теоретическое обоснование и практическое подтверждение внедрения метапредметного технологического профиля учебных дисциплин «Технология» и «Информатика».

Приняты следующие задачи исследования:

1) анализ теории и практики разработки профиля учебных дисциплин (структурирования содержания образования);

2) изучение процессов, связанных с внедрением профиля учебных дисциплин;

3) определение понятийного аппарата работы;

4) разработка теоретической модели внедрения метапредметного технологического профиля учебных дисциплин «Технология» и «Информатика»;

5) внедрение модели в практику педагогической деятельности общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия);

6) внесение необходимых корректив и изменений в ход внедрения модели;

7) обобщение полученных теоретических и практических результатов;

8) разработка практических рекомендаций.

Ожидаемые научно-технические результаты (в т.ч. научная интеллектуальная собственность, инновационный продукт):

1) внесение изменений в стандарты (охват 15% общеобразовательных и профессиональных учреждений Республики Саха (Якутия));

2) применение методики анализа процесса структурирования содержания общего и профессионального образования;

3) использование методического руководства по теоретическому обоснованию и практическому подтверждению внедрения метапредметного технологического профиля учебных дисциплин «Технология» и «Информатика».

Планируемые результаты

Одной из важнейших задач является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате ученики должны научиться, самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в жизни за рамками учебного процесса.

Изучение метапредметного технологического профиля учебных дисциплин «Технология» и «Информатика» в основной школе, обеспечивает­ достижение личностных и метапредметных результатов.

Личностные результаты: освоение обучающимися метапредметного технологического профиля учебных дисциплин «Технология» и «Информатика». в основной школе:

-        формирование целостного мировоззрения, соответствую­щего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;

-        формирование ответственного отношения к учению, го­товности и способности обучающихся к саморазвитию и са­мообразованию на основе мотивации к обучению и позна­нию; овладение элементами организации умственного и фи­зического труда;

-        самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций буду­щей социализации и стратификации;

-        развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовле­творения перспективных потребностей;

-        осознанный вы бор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интере­сов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;

-        становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образова­тельной и профессиональной карьеры, осознание необходи­мости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

-        формирование коммуникативной компетентности в обще­нии и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового кол­лектива;

-        проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

-        самооценка готовности к предпринимательской деятель­ности в сфере технологий, к рациональному ведению домаш­него хозяйства;

-        формирование основ экологии, соответствующей современному уровню экологического мышле­ния; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

-        развитие эстетического сознания через освоение художе­ственного наследия народов России и мира, творческой дея­тельности эстетического характера; формирование индиви­дуально-личностных позиций учащихся.

 

Метапредметные  результаты: освоение обучающимися метапредметного технологического профиля учебных дисциплин «Технология» и «Информатика». в основной школе:

-        самостоятельное определение цели своего обучения, по­становка и формулировка для себя новых задач в учёбе и по­знавательной деятельности;

-        алгоритмизированное планирование процесса познава­тельно-трудовой деятельности;

-        определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учеб­ной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

-        комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предпола­гающих стандартного применения одного из них; поиск но­вых решений возникшей технической или организационной проблемы;

-        выявление потребностей, проектирование и создание объ­ектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;

-   виртуальное и натурное моделирование технических объ­ектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практиче­ских задач в процессе моделирования изделия или техноло­гического процесса;

-   осознанное использование речевых средств, в соответст­вии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организацион­ного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

-   формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных техно­логий (ИКТ); выбор для решения познавательных и комму­никативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

-   организация учебного сотрудничества и совместной дея­тельности с учителем и сверстниками; согласование и ко­ординация совместной познавательно-трудовой деятельно­сти с другими её участниками; объективное оценивание вкла­да своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

-   оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика резуль­татов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выпол­няемых технологических процессах;

-   соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологиче­ской культурой производства;

-   оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требова­ниям и принципам;

-   формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориента­ции.