Полный текст статьи
Печать

Ученых всегда интересовала природа творческого мышления, его отличие от других видов мышления. Р.С.Немов выделяет следующие факты: во-первых, творческим может быть любой вид мышления. Во-вторых, определение мышления как творческого зависит от того, по отношению к чему оно оценивается как таковое: творческое для данного человека не обязательно выступает как открывающее нечто новое для всех людей. В-третьих, творческое мышление само по себе, вне творчески настроенной личности не существует, и в его характеристику обязательно входят индивидуальные свойства творческой личности – такие, которые и делают человека склонным к творчеству. На этот факт давно обратили внимание многие психологи. [2]

На вопрос о том, что такое творческое мышление, одним из первых попытался дать развернутый ответ Дж. Гилфорд. Он полагал, что «творческость» мышления связана с проявлением в нем следующих особенностей:

- оригинальность – способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы; 2) семантическая гибкость – способность выявить основное свойство объекта и предложить новое свойство его использования; 3) образная адаптивная гибкость – способность изменять форму стимула так, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования; 4) семантическая спонтанная гибкость – способность к продуцированию разнообразных идей в нерегламентированной ситуации. Позже Гилфорд упоминает шесть параметров креативности:

  1. способность к обнаружению и постановке проблем;
  2. способность к генерированию идей;
  3. способность к продуцированию идей – гибкость;
  4. способность нестандартно отвечать на раздражители – оригинальность;
  5. способность к усовершенствованию путем добавления деталей;
  6. способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу.

Концепцию Дж. Гилфорда развивал Е.П. Торренс. Под креативностью Торренс понимает способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях и др. В творческий акт, по его мнению, включены:

1) процесс появление чувствительности к проблемам, дефициту знаний, их дисгармонии;

2) фиксация данных проблем, поиск их решения, выдвижение гипотез;

3) проверка, модификация и перепроверка гипотез.

4) нахождение и сообщение результатов решения задачи.

Креативность рассматривалась Торренсом как естественный процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего у него в ситуации дискомфорта, вызванного неопределенностью или незавершенностью деятельности.

Технологическое образование предполагает развитие творческих способностей детей. Определяется как организованный процесс и результат обучения и воспитания с целью формирования у человека технологической культуры и готовности к преобразовательной деятельности. [1]

Задачами технологического образования является не только формирования комплекса технологических знаний и умений, но и формирование и развитие у обучаемых интегративных качеств личности как: социальная адаптивность, конкурентоспособность, готовности к профессиональной деятельности. [3]

Во время педагогической практики мы апробировали программу кружка «Декорирование сумок» в МБОУ «Саха политехническом лицее» городского округа» РС(Я)

В актуальности программы кружка мы выделили следующие положения:

- в настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа;

- декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.

Основной целью  программы мы определили развитие личности обучающихся через творческую деятельность, в частности, посредством декорирования изделий в национальном стиле.

Задачи программы:

Воспитательные задачи

создать  условия воспитания:

1. художественно-эстетического воспитания средствами традиционной народной и мировой культуры;

2. духовно-нравственных качеств по отношению к окружаю­щим (доброжелательность, чувство товарищества, толерантность и т.д.);

3. проявление творческой активности и самостоятельности;

4. эмоционального благополучия ребенка через увлечение его  прикладными  видами искусства;

5. передать молодому поколению культурные ценности прошлого, чтобы они вошли в плоть и кровь, стали личностно значимыми.                 

Развивающие задачи

способствовать развитию:

1. творческой активности через индивидуальное раскрытие способностей каждого ребёнка;

2. эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения;

3.образного и пространственного мышления, креативности, памяти, внимания;

4. положительных эмоций и волевых качеств, умения доводить начатое дело до конца;

Обучающие задачи

способствовать овладению:

1. знаниями истории и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;

2. системой специальных знаний, умений, навыков, необходимых для творческого самовыражения воспитанников.

Программа рассчитана на 72 часа, из которых 15 часов теоретических, 57 – практических.

В программу включены следующие темы:

1. Введение. Инструктаж по ТБ. Ознакомление с ДПИ якутского народа,  с историей бисера, работами современных мастеров. Инструменты и материалы.

2. Ознакомление с техникой работы с кожей. Способы соединения кожи. Организация рабочего места.

3. Разработка эскиза кожаной сумки с якутским узором. Подготовка лекал. Вырезание деталей по выкройке. Практическая работа. Соединение деталей сумки. Нанесение узора на клапан. Вышивание бисером узора.

4. Декорирование клапана из замши. Разработка эскиза клапана сумки из замши. Ознакомление с техникой работы с замшей. 

5. Практическая работа. Нанесение узора на замшу. Вышивание узора. Декорирование стразами клапана. Ознакомление с техникой работы с натуральным мехом. Окантовка клапана мехом.

6. Декорирование клапана из металлизированной чешуйки.Разработка эскиза клапана сумки из замши, металлизированной чешуйки. Ознакомление с техникой работы с  замшей-чешуйкой. 

7. Практическая работа. Нанесение узора на замшу. Вышивание узора стразами, бисером. Пришивание бахромы из бисера.

8. Выполнение творческого проекта. Разработка эскиза сумки. Выбор материала. Подготовка лекал. Вырезание деталей по выкройке.

9. Практическая работа. Соединение деталей сумки.

10. Разработка эскиза клапана сумки. Декорирование клапана.

11. Защита творческого проекта.

12. Участие в выставке по ДПИ.

В процессе апробации разработанной программы, мы выявили, что в процессе целенаправленного обучения у учащихся выработались смелость действий, уверенность, свобода владения инструментами и материалами. Они приобрели техническую легкость, свободу, которая является одним из побудителей создания образа изделия. Учащиеся научились дополнять, изменять, преобразовывать знакомый материал в новых ситуациях; находить новые приемы решения при изготовлении изделий. Уровень теоретического знания учащихся значительно повысится. Следует отметить, что у учащихся значительно возрос интерес к   национальной культуре.  Суждения и оценки по поводу декоративно-прикладного искусства стали более мотивированы, объективны, содержательны.

Таким образом, можно утверждать, что проведенная нами кружковая работа  по обучению учащихся изготовлению сувениров способствовала развитию их теоретических, практических компетенций и творческих способностей.