Полный текст статьи
Печать

Исследования трудов Г.М. Дульнева, Б.И.Пинского, В.Г.Петровой, Г.Н.Мерсияновой, Н.П.Павловой, С.Л.Мирского, С.Ш.Айтметовой, Ж.И.Шиф и др. показывают о необходимости развития речи у детей с ОВЗ в трудовом обучении. Известно, что речь является главным средством мышления ребенка. Благодаря речи мышление приобретает такие качества, как отвлеченность и обобщенность. Речь позволяет делать умозаключения, выводы. Наконец, особой функцией речи является регуляция поведения и его трудовой деятельности. Все эти функции речи, так или иначе, влияют на успех трудового обучения. Между тем наблюдения за трудовой деятельностью школьников с ОВЗ показывают, что они не всегда могут отразить в речи предстоящую или выполненную работу, затрудняются правильно организовать свои действия по письменной или устной инструкции. Если с учениками не проводилась систематическая работа по формированию умения рассказывать о проделанной работе, то их «рассказы» фрагментарны. Вот типичный пример отчета о выполненной работе ученика: «Сначала делаем это так (показывает), а затем строгаем, потом все  собираем так (показывает) ». Таким образом, единая речедвигательная система РЕЧЬ – ДЕЙСТВИЕ – РЕЧЬ спонтанно у школьников не возникает. Чтобы более или менее разгладить этот недостаток, требуется длительная коррекционная работа.

В течение ряда лет мы занимались поиском интенсивных приемов и методов развития речи в трудовом обучении. Результаты данных наших исследований и экспериментов показали эффективность введения элементов интенсивных коммуникативных технологий в трудовом обучении. Экспрессивность, музыкальный фон (сеанс), драматизация, ситуативность, разнообразие приемов презентации материала, индивидуализация, большая изобретательность, коллективное взаимодействие учащихся: работа в парах сменного состава (КСО); в малых группах, командах, ученика с группой;  работа, стоя или в движении, избыточность материала – отличительные характеристики интенсивных коммуникативных заданий.

В ходе эксперимента нами были  модифицированы (модернизированы)  приемы данных технологий  и введены новые конструктивные элементы применительно к трудовому обучению. Сравнительный анализ результатов экспериментальной и контрольной групп выявил эффективность данной работы. Достигнут качественный результат. В экспериментальной группе 13,6% выпускников  с ОВЗ свободно овладели  профессиональным языком, а 50% - довольно хорошо объяснялись. Так, разница в результатах между сдвигами в обеих группах доказала эффективность  и состоятельность гипотезы исследования.

МАСТЕР – КЛАСС

Прием «ПРОШАГИВАНИЕ» (инструктаж по технике безопасности)

Вариант №1. Начертить линию на полу. Тема «Правила работы ножовкой и молотком». Установка учителя: Если речь идет о правилах работы ножовкой – сделать один шаг вперед. Если речь идет о правилах работы с молотком – шаг назад. Далее учитель говорит правила, а школьники делают шаги назад и вперед.

Вариант №2 (сидя за партой). Установка: Если согласен – стучи по парте один раз, не согласен – стучи два раза.

Прием «НАВЕШИВАНИЕ ЯРЛЫКОВ» (планирование предстоящей работы). Учитель, обращаясь к учащимся: «Ты – линейка, ты – карандаш, ты - пила, ты – шлифовальная шкурка, ты - фанера. Выстройтесь в том порядке, в какой вы будете делать (сделали) эту  фишку». Дети выстраиваются в ряд, и каждый рассказывает о своем действии.

Прием «СНЕЖНЫЙ КОМ» (сообщение о предстоящей или выполненной работе по принципу «Это дом, который построил  дядя Том …»).  Установка: «Первый ученик расскажет о своем действии, второй ученик рассказывает о действии первого и добавляет свое действие, третий – предыдущих двоих и свое, четвертый – предыдущих трех и свое». Затем все рассказывают весь план работы.

Прием «ТОЛПА» (активизация пройденной лексики…). Учитель раздает детям карточки со словами, обозначащими название инструментов или приспособлений и названий их частей. Например: молоток (головка, боек, ручка), пила (ручка, полотно, зубья) и т.д.  Дети тусуются в толпе  в поисках частей)

Прием «РАЗДАЧА» с приемом «ПАНТОМИМА» (презентация лексики…). Учащиеся становятся в большой круг. Учитель раздает каждому карточку с названием трудового действия и шепотом объясняет его значение. По сигналу учитель вслух произносит одно из слов. Ученик с названным словом выходит к центру, имитируя данное действие. Затем снова занимает свое исходное положение к кругу. И так все. Далее по часовой стрелке дети обмениваются карточками, и работа снова продолжается до тех пор, пока все дети не пропустят через себя новые слова.

Следующее задание – выходят вперед,  проговаривая и пантомимой показывая значение данного действия в быстром темпе.

Прием «БУРНАЯ  ПОХВАЛА» (гиперболический синоним слова «молодец!», рефлексия, стимулирование на анализ о проделанной работе). Учитель проявляет большой артистизм и эмоциональность, выражая восхищение хорошо выполненной работой щедрыми междометиями  до тех пор, пока не почувствует как ученику становится приятно. Затем спрашивает его о том, как ему это удается, что никому не удается и не удавалось. Услышав радостные возгласы  учителя,  подбегают все учащиеся посмотреть работу. Этот короткий пик внимания школьников учитель использует для анализа работы вместе с учащимися. Всем миром ищут, больше всего, недостатки и что хорошо получилось и выставляют оценки.  В этих случаях довольный от похвалы ученик часто вызывается повторить задание с исправлением ошибки.

Прием «ПРОПЕВАНИЕ» (пропевание словосочетаний, предложений, куплетов, содержащих правила, описание  выполнения тех или иных технологических узлов, труднозапоминающихся предложений, как в телевизионных рекламных роликах).

Прием «ПОЕЗД» (проговаривание слов, фраз, реплик, предложений для запоминания и правильной артикуляции отдельных звуков). Учащиеся выстраиваются друг за другом, взявшись за оба локтя впереди стоящего ученика – получается поезд. Ведущим становится учитель. В медленном темпе трогается поезд, двигая локтями и проговаривая вместе с учителем предложения. Постепенно поезд прибавляет скорость - проговаривание убыстряется.

Прием  «ЗАРУБКА В ПАМЯТИ» («ага» эффект, т.е. ученик, увидев  освежающий память условные жест, мимику, движение, знак, вспоминает забытый технологический узел и восклицает «аа!». Это значит, он вспомнил забытое.)

Прием «ПОЛНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ» (TOTAL PHISICAL RESPOSE).  (имитационное выполнение трудовой операции всеми частями тела. Установка учителя: «Выполни это задание головой (пальцами, рукой, носом, глазами, губами, плечами, туловищем, левой или правой ногой)».

Таким образом, возможности интенсивных коммуникативных технологий неисчерпаемы – мы показали только их мизерную часть. Прикоснувшись однажды к ним, учитель резко меняет свое мышление, становится креативным, уходит далеко вперед, генерирует различные идеи, не желает работать по старинке, по-обычному. Коммуникативная дидактика по своим целям наиболее полно отвечает целям и задачам социализации детей с особыми потребностями. Одна только цель ее обучать детей строить отношения с разным социумом не требует большой рекламы на ее применение. Коммуникативная технология приобщает, возвращает педагога к технологии КСО (методика А.Г.Ривина, его ученика В.К.Дьяченко).