Полный текст статьи
Печать

 Современный урок - это создание учебных ситуаций для поставленных проблем. Очень важно, чтобы учитель поддерживал. Новые подходы в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс. Именно поэтому мы работаем над проблемой «Проектные технологии на уроках и во внеурочных занятиях». Целью проектной технологии обучения является:

Реализации цели способствовала разработанная нами система работы: уроки с использованием ИКТ; с индивидуальным, личностно-ориентированным методом обучения, с организацией психолого-педагогического сопровождения процесса обучения. Сочетание использования ИКТ и проектной технологии позволяют эффективно стимулировать познавательную активность школьников на уроках технологии, во внеурочное время, делают уроки и мероприятия яркими, интересными, вносят новизну в обучении. Наш педагогический принцип -  единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность.

Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:

-   повышение мотивации и интереса к учению у ч;

- возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;

-  создание на занятиях атмосферы творчества;

- способствование развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности

- развитие способностей, обучающихся через овладение над предметными способами деятельности, рефлексией.

ЯАктуальность и перспективность опыта обусловлены творческим переосмыслением традиционных методов работы с учётом педагогической дидактики, возрастных особенностей и психологии, индивидуально-творческих возможностей и мотивов учащихся. Своей главной задачей мы считаем - дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить способность к самопознанию, пониманию своей индивидуальности, сформировать потребность учиться. Добиться этого возможно только при гуманно-личностном подходе к процессу обучения и воспитания путем внедрения в практику, применении современных образовательных технологий, которые позволят решить задачу современного инновационного образования – воспитание социально - активной личности.

Сегодня, когда от человека требуется умение принимать нестандартные решения, мы стараемся пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного человека. Способности у всех разные. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя. Поэтому мы стараемся превращать свои уроки в совместную творческую деятельность с учащимися. Мы отбираем наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности обучающихся.

   Мыслительную деятельность ребят стимулируем различными средствами и приемами. Так, используем методы исследовательского характера, то есть оформление проектов, дискуссии, познавательные игры, интегрированные уроки с применением мультимедийных технологий. Культура, интеллектуальность и нравственный облик, педагогическое мастерство являются одним из главных условий эффективности урока и проводимых мероприятий.

Концепция нашей деятельности состоит в оптимальном сочетании традиционных и активных методов и форм обучения, предусматривающих применение элементов разноуровнего обучения.

Новизна опыта проявляется:

Новизна проектной технологии на уроках технологии состоит в том, что развитию познавательной активности учащихся, формированию их субъектной позиции способствует содержание обучения технологии, системообразующим компонентом которого является учебная проектная деятельность по широкому спектру видов и сфер практической деятельности в соответствии с разнообразием предметов труда. Обеспечение возможности изменения традиционной последовательности проектной деятельности позволяет осуществлять учебный процесс в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что создает условия повышения творческой активности школьников;

 Развитие творческой активности школьников определяется рядом условий:

  • педагогической поддержкой, предполагающей выстраивание индивидуальной образовательной траектории ученика в процессе проектной деятельности;
  • вариативностью содержания обучения, обеспечивающей индивидуальный характер развития учащихся;
  • организацией групповой работы учащихся, способствующей формированию опыта управления собственной учебной деятельности.

Практическая значимость данного опыта в том, что использование проектной технологии отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к созданию новых объектов, уметь убеждать в своей правоте, уметь защищать свое мнение, знать правила дискуссий, научить детей увидеть, как можно преобразовать одни вещи или явления в другие. Несомненно, процесс этот длительный и кропотливый, требующий определенной организации, системы, методической смекалки и выдумки, практического опыта.

Чтобы применять современные образовательные технологии на уроках учителю нужно постоянно учиться, овладевать новыми приемами работы, заниматься самообразованием, посещать различные курсы и семинары. Проводим такие нетрадиционные формы работы: защита проектов, презентации проектов, викторины, уроки-путешествия, уроки-мастерские, уроки-кроссворды, ежегодно провожу выставку работ обучающихся, выполненных и на уроках, и на кружках.

Теоретическая база опыта основывается на учебниках 5-8 класс «Технологии» для девочек и мальчиков под редакцией В.Д. Симоненко.

В своей педагогической деятельности кроме проектной технологии активно мы активно используем технологию личностно-ориентированного подхода в обучении, так как приходится работать одновременно с различными по подготовке учащимися. Этот метод предусматривает наличие наглядных пособий. За время работы нами  разработано много инструкционных карт, образцов готовых изделий и образцов поузловой обработки. Это дает возможность поэтапно продемонстрировать обучающимся ход изготовления изделия. Наглядные пособия помогают в работе потому, что их можно потрогать, рассмотреть со всех сторон, изучить не только лицевую, но и изнаночную сторону изделия. Различное оформление изделий помогает ученикам определиться в своих возможностях. Каждый может выбрать сложность обработки, с которой он может справиться. Применение данной технологии обеспечивает эффективный результат деятельности каждого учащегося, предоставляет возможность оказать школьникам оперативную помощь на любом этапе урока.

Программой новой образовательной области "Технология" предусмотрено выполнение учащимися V - XI классов не менее одного творческого проекта в год. Творческий проект - это учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которой ими создается продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. Выполняя творческие проекты, школьники учатся самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность за их реализацию. Работа проводится в несколько этапов: подготовка,  планирование, практическая работа по выполнению проекта, результаты и  выводы, создание презентации, видеоматериалов,  защита проектов, оценка результатов. Представление лучших проектов происходит на школьных и районных конкурсах, олимпиадах, постоянно организуются выставки работ учащихся.

Доклад Ксенофонтовой Полины  на тему  «Летняя коллекция из платков»; Проект Ноевой Алексы «Оҕуруонан оҥоһуктар», Проект Петровой Зои Аксессуар из эпоксидной смолы «Серьги и кулон» были опубликованы в сети Интернет. В последние годы на своих уроках активно применяю информационно-коммуникативные технологии.  Работа с мультимедийными пособиями осуществляется на разных этапах урока: как способ создания проблемной ситуации, как способ объяснения нового материала, как способ проверки знаний в процессе урока, как форма закрепления изученного, как форма проверки домашнего задания.

Использование данной методики дает положительные результаты:

-  ребята получают качественно иные знания с использованием новейших информационных технологий;

-  активизируется учебная деятельность школьников, повышается мотивация обучения;

- экономится учебное время для реализации творческих проектов;

На уроках и на внеурочных занятиях используем не только готовые презентации, но и разрабатываем свои. Своими разработками охотно делимся с учителями района и республики. К созданию мультимедийных презентаций привлекаются и ученики.

Ведущая педагогическая идея опыта использования проектной технологии обучения заключается в создании условий для индивидуального развития учащегося, повышения его познавательной активности через широкое применение на уроках технологии современных образовательных технологий.

При отборе учебного материала, разработке языка изложения материала учитываются следующие положения:

  • возраст школьника;
  • разный уровень его развития;
  • топографическая принадлежность школьника. Мой ученик- сельский школьник. Следовательно, необходим учет опыта жизни школьника, проживающего в сельской местности. Целесообразен такой подбор материала, который учитывает не только то, чего лишен сельский школьник по сравнению с городским, но и те преимущества, которые дает жизнь в сельской местности: богатейшее природное окружение, целостный образ мира, ускоренность в природно-предметной среде, естественно-природный ритм жизни, народные традиции и семейный уклад жизни, а также высокая степень социального контроля. Поэтому при разработке рабочей программы особую роль отводится региональному компоненту. При выполнении творческих проектов по кулинарии ученицам предлагаем приготовить национальные блюда, выпечку. Особое место занимают проекты по сбору и описанию традиций и обрядов своего народа. Так, учениками были выполнены несколько якутских национальных костюмов, написаны работы по обрядам и традициям.

Проводимая работа позволяет получать хорошие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей. Ученики показывают хорошие результаты на муниципальных предметных олимпиадах и конкурсах. Результатом использования современных педагогических технологий являются

- повышение познавательного и творческого интереса к предмету не только на уроках, но и во внеурочной деятельности;

- увеличение числа учащихся, посещающих внеурочные формы занятий;

- учащиеся становятся призерами районных олимпиад по технологии;

- проявляется стойкий интерес к изучению предмета, к участию в неделе технологии, в республиканских и всероссийских конкурсах;

- повышается уровень информационной культуры: работа с различными источниками информации (Интернет, СМИ, дополнительная литература), умение осуществлять обработку информации;

- повышается уровень коммуникационной культуры.