Полный текст статьи
Печать

В настоящее время значительно возросло количе­ство детей с ограниченными возможностями здоровья. Нарушение речи  - отклонения речи говорящего от норм языка, которые приняты в дан­ной языковой среде. Для речевых нарушений характерны такие особенности: они, как правило, не соответствуют возрасту говорящего, не являются безграмотным выска­зыванием и следствием незнания родного языка, связаны с нарушениями различных механизмов речи, обычно но­сят устойчивый характер и самостоятельно не исправля­ются. Также нарушения речи требуют определенного коррекционного воздействия и могут оказывать неблагопри­ятное действие на дальнейшее развитие ребенка. Таким образом, нужно отделять собственно нарушения речи от каких-то возрастных особенностей речевого развития ре­бенка, от временных нарушений речи у детей и взрослых, связанных с различными причинами.

Современное развитие и структурные изменения, которые происходят в обществе, заметно повлияли на сложившуюся систему трудовой подготовки школьников коррекционных школ V вида.  Трудовая деятельность является основой их социализации, а трудоустройство - важной государственной задачей, поэтому разработка организационно-методических основ профессиональной подготовки  детей с тяжелой речевой патологией становится  все  более актуальной. Разработка проблемы привлечение учащихся коррекционной школы к трудовой деятельности позволяет видеть новые пути в осуществлении коррекционной работы с учащимися.

В частности, в нашей стране такие дети на протяжении многих лет рассматриваются как, автономная социальная группа, имеющая свои особые социокультурные отличия и требующая особых условий организации жизнедеятельности. Большинство детей с ограниченными возможностями, независимо от возраста, воспитываются в основном в закрытых специализированных образовательных учреждениях (ясли, детские сады, школы-интернаты).

Государственное образовательное учреждение «Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат 5 вида» создано приказом Министерства просвещения Якутской АССР от 30 июня 1964 г. в целях реализации права граждан на образование, гарантии общедоступности и бесплатности начального общего, основного общего образования детей с тяжелыми нарушениями речи. Школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями специальных (коррекционных) образовательных программ 5 вида двух ступеней общего образования:

- первая ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет);

- вторая ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения 6 лет).

Обучение и воспитание осуществляется на русском и якутском языках. В школе принимаются дети, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой степени (дети с алалией, дизартрией, ринолалией, афазией, заиканием). В подготовительный класс принимаются дети в возрасте 6 лет, имеющие общее недоразвитие речи 1-2 уровня. Дети, имеющие 2-3 уровень речевого развития, могут быть зачислены в первый класс в возрасте 7 лет на основании решения медико-педагогической комиссии.

В подготовительном и 1 классах школы 1 ступени используются только качественная оценка успеваемости усвоения образовательной программы. В последующих классах она дополняется оценками в баллах: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно), в конце года выставляются итоговые оценки. Знания обучающихся оцениваются с учетом специфики их речевых нарушений и в соответствии с нормативами, устанавливаемыми для специальных учреждений 5 вида, с учетом их индивидуальных психофизиологических и индивидуальных особенностей. В подготовительном - 1 классах домашние задания задаются по усмотрению учителя. Предельная наполняемость класса до 12 обучающихся.

Педагогический коллектив школы ведет свою воспитательную работу и трудовую подготовку учащихся, согласно, целей школы - «Чел олохтоох, чэбдик айылгылаах саха о5отун бар5атын сайыннарыы». Для достижения этих целей ведутся целенаправленные воспитательные работы, где уважение к любому виду труда является основным стержнем деятельности. Мы стремимся к тому, чтобы трудовая подготовка проходила через всю школьную жизнь. Накопленный опыт школы позволяет сказать, что сложившаяся у нас система работает достаточно эффективно.

Результаты экспериментального исследования говорят о несформирванности тонкой моторики большинства детей с и в целом плохом по­нимании логики взаимосвязанных действий и о необходимости целенаправленной работы по развитию моторики школьников нарушениями речи по специальной разработанной системе заданий и упражнений по развитию мелкой моторики  посредством бисероплетения. Бисероплетение остается одним из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства. Занятия в коррекционной школе, на которых изучаются народные ремесла, в том числе, и  бисероплетение, имеют большое воспитательное, развивающее значение. В процессе изготовления изделий из бисера учащихся воспитывается уважение к народному творчеству, художественный вкус, бережливость, аккуратность, совершенствование умения по технике выполнения изделий из бисера, но, главное, развивает у них творческую фантазию и художественный вкус, стимулируется желание выполнить самостоятельную творческую работу.

Также наблюдения за деятельностью детей во время занятий по рисованию, лепке, аппликации, предметной деятельности по­казывают, что дети самостоятельно не умеют использовать и учитывать внешние свойства предметов в ходе выполнения различных действий: путают цвета при рисовании красками, не учитывают соотношение частей поделки и не соотносят раз­мер выполняемой детали и куска пластилина, путают формы, заготовленные для аппликации.

Анализ результатов попытки прослеживания за три года показывает на коренные изменения показателей элементов технологической культуры.  Данные свидетельствуют о том, что наиболее яркие различия проявились по ступеням обучения. У учащихся в пятом и шестом классах намечается лучшее проявление технологической культуры от первого, поискового, к третьему, заключительному этапу. В седьмом классе все этапы выполнения проекта имеют высокие, относительно стабильные показатели проявления технологической культуры. Можно сделать вывод о том, что в пятом и шестом классах более характерно проявление технологической культуры на заключительном этапе. В седьмом классе сильно выраженной зависимости технологической культуры от этапа проектной деятельности не обнаруживается.

Из исследованного и изученного видно, что занятия бисероплетением являются своего рода воспитывающим звеном. В силу того, что на изделиях бисероплетения у учащихся воспитывается уважение к народному творчеству, художественный вкус, аккуратность, совершенствование умения по технике бисероплетения и главное, развивает у них творческую фантазию, стимулирует желание выполнить самостоятельную творческую работу, повышается технологическая культура.