Полный текст статьи
Печать

В самом общем виде эстетическое воспитание можно определить, как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты» [1].

Эстетическое воспитание развивает не только эстетическую активность человека в художественной деятельности, прежде всего, оно развивает и облагораживает отношение к природе, к другим людям, к самому себе, к обычаям, формам поведения, к миру вещей, окружающих человека и наконец, к искусству. Именно этого принципа я придерживаюсь в своей работе, считаю, что для всестороннего духовного развития ребенка необходимо учить его воспринимать не только прекрасное в литературе, изобразительном искусстве и музыке, но и в природе, а также в окружающей жизни.

Именно в школьные годы, эстетическому воспитанию уделяется большая и ответственна роль.  Формирование у учащихся художественного вкуса, связанного с восприятием и переживанием прекрасного, способствует становлению их как личностей, с глубоким внутренним миром. Нужно научить школьников чувствовать красоту и гармонию подлинного произведения искусства, проявлять художественную взыскательность, а также стремление к повышению культуры поведения.  Такое воспитание должно направляться на раскрытие и осмысление гражданской основы искусства и способствовать формированию у учащихся общественных взглядов, убеждений и нравственности.

Моя задача как, учителя технологии,

заключается в том, чтобы воспитывать у школьников эстетическое отношение к труду. Бывает, что школьники умеют красиво трудиться, получают удовлетворение от своей работы, вносят красоту в жизнь. Все эти компоненты эстетики труда. Однако ощущение прекрасного в труде следует перевести на ступень ясного осознания эстетических качеств, характеризующих труд. Здесь важное место принадлежит искусству, которое используется педагогами в работе.

В работе с младшими классами, я реализую два основных образовательных аспекта предметно - практической деятельности:

  • · обеспечение активного «общения» детей с разными поделочными материалами;
  • · приучение их к осмысленному, творческому труду, не сводимому к механическому упражнению рук.

В соответствии с первым аспектом в работу на уроках мы постепенно включаем самые разные материалы: бумага различных сортов картон, ткань, нитки, засушенные растения, семена фольга, пуговицы, пластилин и пр. Учу детей осваивать разные способы обработки этих материалов, пользоваться простейшими ручными инструментами и выполнять практические операции - это позволяет развивать у детей основные сенсорные процессы, которые сами по себе являются «входными воротами» всякого познания. Вместе с детьми изучаем свойства материалов, особенности «поведения» при различных приёмах обработки. При этом не ставлю задачу дать детям, какие - то специальные знания о материалах, стараюсь сформировать у школьников своеобразное «чувство материала», без которого невозможна свободная конструкторская деятельность. Дети постепенно приобретают привычку самостоятельно экспериментировать с материалами, работать творчески и безбоязненно.

Эстетическое воспитание на уроках технологии в старших классах основано на развитии интереса и творческих возможностей школьников. Очень большое влияние на эстетическое воспитание учащихся старших классов оказывают выполнения работ в национальном стиле, к примеру, на своих уроках я часто пользуюсь технологией изготовления берестяных изделий. Берестяные изделия - это один из множества видов якутского декоративного - прикладного искусства. Ученицам старших классов нравится, что из бересты можно создавать различные украшения, в национальном стиле и не только. 

Таким образом эстетическое воспитания играет важнейшую роль в становление школьников, как личностей и формированию их взглядов на окружающий мир. Для меня, как для педагога, крайне важно не ошибиться в выборе методов воспитания, поэтому я решила, в своей работе, уделить больше времени и внимания, выполнению работ в национальном стиле. Якутские узоры, украшения и предметы быта обладают не только внешней красотой, но и очень своеобразны. Выполняя их, на уроках технологии учащиеся развивают не только умения вышивать, лепить, строгать и шить, но и приобщаются к культуре, искусству и традициям родного народа. Так же и на кулинарных уроках, мы готовим якутские оладьи, куерчех и весной выходим на природу, на пикник. Дети замечают, как оживает природа, как тает снег, расцветает первый подснежник и все это способствует обогащению внутреннего мира и пробуждает любовь к живой природе, в частности к природе Якутии. В минувшем году мои ученицы приняли участие в фестивале «Зима начинается с Якутии», с коллекцией «Саха сирин дьиктикестуулэрэ» которые они сшили и украшали сами и стали обладателями диплома IIстепени. Это был огромный шаг в их творческой деятельности, личностном росте и эстетическом воспитании.

Эстетическое воспитание, в наш век новых технологий, где каждый подражает Европе и Западу, очень кропотливый и требующий колоссального терпения процесс, не все дети понимают, зачем им нужно такое воспитание, и порой, относятся к этому весьма цинично. К сожалению сегодняшние дети не читают, не посещают музеи, а если и делают это, то только в виртуальном мире: электронные книги, картины в интернете, которые, конечно же не могут передать тех ощущений и впечатлений, которые бы передали настоящие книги и картины.  Поэтому одним из редких мест где ребенок может получить эстетическое воспитание, является школа, и уроки технологии, оказывают на это не последнее влияние.