Полный текст статьи
Печать

Задаваясь целью воспитать и сформировать будущего юриста, следует иметь в виду, что основная движущая сила в поведении обучающегося состоит в стремлении к поиску и реализации смысла своей жизни. Для студента носителем этого смысла служит авторитетный преподаватель вуза, который в наши дни является ключевой фигурой развития отечественного образования.

Безусловно, у каждого преподавателя свои способности, таланты и стиль общения с обучающимися. Способности представляют собой индивидуально-определенные особенности личности педагога, которые являются субъективными условиями успешного осуществления педагогической деятельности. Талант представляет собой совокупность дарований, опыта, знаний, умений, интеллекта, рассудительности, характера, энергии педагога. Мастерство настоящего педагога невозможно представить без таланта. Талант – это движущая сила, необходимая для достижения высоких результатов в работе. Раскрывая свои способности и таланты, преподаватель направляет их на достижение успеха своей педагогической деятельности. Однако таланту нельзя научить обучающихся, нельзя восполнить отсутствие таланта знаниями и навыками, но можно помочь им раскрыть скрытые в них таланты, помочь приобрести новые знания и навыки. Соответственно, можно сделать вывод, что знания, навыки и таланты преподавателя представляют собой такие элементы его успешной профессиональной деятельности, которые создают его огромный потенциал.

От современного педагога требуется овладение психолого-педагогическими знаниями, понимание особенностей воспитания и обучения студентов, умение помочь обучающимся стать самостоятельными, целеустремленными, творческими, уверенными специалистами своего дела. «Я уважаю людей, которые точно знают, чего хотят. Большая часть бед во всем мире происходит от того. что люди недостаточно точно понимают свои цели. Начиная возводить здание, они тратят на фундамент слишком мало усилий, чтобы могла выстоять башня»[1], - говорил немецкий ученый Гёте Иоганн Вольфганг. Поэтому в настоящее время преподавателю следует помочь обучающимся спокойно, не торопясь, но беспрерывно идти к намеченной цели. 

Актуальным является и то, что преподавателю не стоит сосредотачиваться на слабостях обучающихся, пытаясь их искоренить. Это отнимает не мало времени и сил, которые можно потратить намного продуктивнее. Вместо этого правильнее формировать и совершенствовать достоинства студентов, помогать им добиваться большего. Известно, что все студенты разные, со своими способностями, возможностями, моделями поведения, пристрастиями и устремлениями. Важно оценить эти различия, помочь каждому обучающемуся найти собственные источники вдохновения и средства убеждения. У каждого студента имеется свой уникальный талант, важно его разглядеть и помочь реализовать. Не даром великий писатель Николай Михайлович Карамзин отмечал: «талант великих душ есть узнавать великое в других людях». Уместно также вспомнить и слова знаменитого ученого Леонардо да Винчи: «печальная участь ожидает того, кто наделен талантом, но вместо того, чтобы развивать и совершенствовать свои способности, чрезмерно возносится и предается праздности и самолюбованию. Такой человек постепенно утрачивает ясность и остроту ума, становится косным, ленивым и обрастает ржавчиной невежества, разъедающей плоть и душу».

Отметим, что к сегодняшнему педагогу также предъявляются требования не только иметь высокий уровень профессиональной деятельности, но и быть способным самосовершенствоваться в процессе педагогической работы, вносить свой личный творческий вклад в профессию, стимулировать интерес к результатам своей работы у обучающихся, быть авторитетной личностью, знающей как делать и умеющей эти знания реализовывать, добиваясь необходимого результата.

Авторитет преподавателя заключается в его профессиональном, педагогическом и личностном положении в коллективе, которое проявляется во взаимоотношениях с коллегами, студентами и делает успешным учебный и воспитательный процесс. Однако не стоит забывать слова Цицерона: «тем, кто хочет учиться, часто вредит авторитет тех, кто учит». Поэтому эффективное поведение преподавателя в ситуации педагогического общения предполагает применение определенной стратегии. Она включает в себя преимущественное использование организующих воздействий, демократический стиль, привнесение юмористического контекста, игнорирование некоторых негативных моментов[2].

С помощью слова преподаватель весьма активно воздействует на обучающихся, чтобы изменить их взгляды, ориентиры, установки. Речь педагога способна привести к абсолютно серьезным изменениям в структуре мышления, сознания, всей разнообразной (в том числе профессиональной) деятельности личности, повысить его социальный статус. Т.е. речь педагога обладает практически неограниченными возможностями, и это составляет значительный его профессиональный ресурс, что существенно влияет на качество образования выпускника[3].

В настоящее время авторитетный преподаватель глазами студентов - это яркая, неповторимая личность, обладающая индивидуальностью, оказывающая педагогическое и психическое воздействие на обучающихся. Такой преподаватель должен быть коммуникативным, уметь воспринимать и перерабатывать противоречивую и сложную информацию, находить достойный выход из трудной ситуации, а также знать самого себя и уметь корректировать собственное поведение.

Авторитетных преподавателей отличает высокая наблюдательность, уважение к студентам, стимулирование их активности и интеллектуальной деятельности, гибкость и нестандартность в принятии педагогических решений, удовлетворение от процесса общения со студентами[4].

При этом, чтобы считаться квалифицированным, вузовский преподаватель должен обладать следующими качествами[5]:

- хорошо знать свой предмет;

- уметь ясно и доступно излагать содержание предмета и использовать в учебном процессе современные технические средства;

- связывать излагаемый материал с конкретными примерами из практики;

- уметь в нужное время задавать вопросы, которые заставили бы учащихся с разных сторон подойти к рассмотрению обсуждаемой темы;

- уметь внимательно слушать;

- обладать чувством юмора, что помогает налаживанию контактов со студентами;

- быть энтузиастом своего дела (энтузиазм преподавателя передаётся студентам);

- обладать творческим складом ума (чем больше преподаватель старается узнать нового о своём предмете, тем больше вероятность осуществления на практике новых идей);

- уметь вовремя подбодрить и похвалить студента;

- поддерживать эмоционально теплые отношения с обучающимися;

- быть объективным при подведении итогов;

- не стесняться советоваться с более опытными преподавателями;

- активно выезжать на научные конференции, где преподаватель может обмениваться со своими коллегами идеями, быть в курсе современных открытий и тенденций в своей области знаний;

- проявлять терпение и всегда помнить, что нет двух одинаковых студентов, поэтому необходимо знать индивидуальные особенности каждого из них, объяснять излагаемый материал, если это понадобится, несколько раз.

Как отмечал немецкий юрист Гёте Иоганн Вольфганг, «недостаточно только получить знания; надо найти им приложение. Недостаточно только желать, надо делать»[6]. Поэтому современные студенты хотят получать от нынешнего преподавателя помощь в осознании их собственных возможностей, поддержку для адаптации в миры культуры выбранной ими профессии. Какими способами это можно сделать педагогу? Это и четко сформулированным уникальным набором ожиданий, предъявляемых к каждому студенту; и совершенствование умений и навыков студентов; и создание рабочих условия для наиболее полной реализации их способностей. Также необходимо добиваться быстрого обучения, ставить перед студентами непривычные задачи, поручать им серьезные специальные задания, обеспечивать постоянный контроль и обратную связь. Следует помнить, что необходимо также вдохновлять обучающихся, вызывать у них чувство, что их признают и ценят и быть эмоционально доступным. Это стимулирует результаты студента и его удовлетворенность от процесса обучения.

В ходе работы по данному исследованию нами была поставлена задача выявить представления у студентов о реальном и идеальном преподавателе. Для реализации данной задачи мы провели социологический опрос

Опрашиваемыми респондентами были студенты Коми республиканской академии государственной службы и управления и Сыктывкарского государственного университета. Всего в опросе участвовали лица от 18 лет до 24-26 лет, в количестве 70 человек. Нами был поставлен перед студентами вопрос: «Каким должен быть современный, хороший преподаватель, качествами должен он(а) обладать?». Результаты получились следующие:

  1. «Внешняя симпатичность, хорошее чувство вкуса, стильно одетый(ая), приятная внешность» - 12%;
  2. «Внутренние качества: креативность, творчество, жизненная (неутихающая) энергия, жизненный опыт» - 32%;

3. «Ум, научная степень, должность/статус (к примеру заслуженный юрист/прокурор/судья, действующее должностное лицо)» - 12%;

4. «Умение доводить до студента свою мысль» -32%;

5. «Интерактивность, применение современных технологий, активное привлечение студентов к работе с компьютерами» - 8 %;

6. «Требовательность, жесткость» - 4%[7].

Проанализировав данные, полученные по результатам исследования, мы попытались создать образ современного преподавателя. Это креативный, творческий педагог, обладающий неутихающей жизненной энергией, имеющий жизненный опыт и умеющий доводить до студента свою мысль.

Безусловно, современный преподаватель должен делать упор на подготовку практико-ориентированного выпускника юридического факультета или вуза. Особое значение на сегодняшний день имеет компетентностный подход в преподавании. Один из критериев успешности деятельности преподавателя современная концепция образования отмечает формирование компетентности студента. Важно отметить, что стремительно увеличивается объем информации, постоянно меняется законодательство и все это накапливает проблему разрыва теоретических знаний и практических навыков по их применению, другими словами, умению применять знания в конкретных жизненных ситуациях. В этой связи современному преподавателю надлежит широко использовать в учебной деятельности интерактивные методики обучения, вводить новые образовательные технологии.

Однако ориентир на практическую составляющую не должен приводить к утрате отечественных традиций в сфере образования. Заметим, что оно всегда отличалось фундаментальностью и научностью. Поэтому подчеркивая значимость полученных результатов исследования, хотелось бы обратиться к опыту преподавателей вузов Республики Коми в середине прошлого века, разработавших правила своей профессиональной деятельности:

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПОМНИ:

  1. Научи учиться абстрактно мыслить, не облегчай умственный труд студента до предела.
  2. Живое слово преподавателя – самое ценное из всех средств на душу обучающегося.
  3. Не стесняйся учиться всю жизнь, только тогда ты ХОРОШИЙ УЧИТЕЛЬ.
  4. Без знаний психологии и педагогики не может быть настоящего преподавателя!
  5. Преподаватель должен верить в то, что каждый студент может стать хорошим человеком.
  6. Только тогда можно достичь успехов в воспитании, если ты не безразличен к радости, огорчению, тревоге и возмущению своих воспитанников.
  7. В каждом воспитанном тобой студенте есть частичное повторение ТЕБЯ.
  8. Личный пример, проникнутый нравственной чистотой и благородством, слово преподавателя – залог успеха в воспитании обучающегося.
  9. Будь требователен сначала к себе, потом к другим.
  10. Настоящего человека ты можешь воспитать тогда, когда сам ПРИМЕР духовной жизни.
  11. Не раздражайся, имей достаточное терпение.
  12. Требуй, но будь справедлив.
  13. Взыскивай, наказывай, но уважай!
  14. Если ошибся, умей поправляться, извиняться!
  15. Вся твоя педагогическая культура и знания ничего не стоят, если ты не участвуешь в воспитательной работе.
  16. Только в сплоченном дружном и здоровом коллективе педагогов можно достичь творческих успехов во всем.
  17. Дорожи честью своего коллектива, помни, что это источник, в котором ты утоляешь свою жажду.
  18. Будь чуток и внимателен к коллегам, так ка прежде всего ты – ЧЕЛОВЕК!

На наш взгляд, эта памятка актуальна и сегодня. Изложенные в ней постулаты должны проходить красной нитью через весь учебный процесс, стать основополагающими принципами современной педагогической деятельности.

Как и в рассмотренный период, так и в современных условиях особое значение проблема качества преподавания. Новые требования, новые условия, новое поколение студентов – все это требует таких преподавателей, которые способны владеть современными технологиями, хорошо знать теорию и практику права. Современный преподаватель должен выходить на качественно новый уровень преподавателей права, отвечающий актуальным требованиям подготовки выпускников с различными уровнями профессионального образования. 

Развитие педагога в современном профессиональном пространстве определяется успешностью его продвижения по пути освоения профессии, собственного становления как профессионала, овладения свои профессиональным поведением и способностью выстраивать прогноз профессиональных достижений, конструировать и воплощать перспективные модели профессиональной деятельности. Овладение педагогом культурой способствует построению эффективных индивидуальных программ реализации задачи обучения и воспитания подрастающего поколения[8].

Как правило, за результатом педагогической деятельности скрыт процесс его достижений, и именно в этом процессе проявляется субъектность педагога, уровень его профессиональной компетентности[9].

Опираясь на вышеизложенное, хотелось бы отметить, что по мнению студентов, обучение должно быть естественным и приятным, а педагог креативным, умным, творческим и коммуникативным, весёлым, понятным, вежливым, активным, настойчивым и деловым. Кроме того, он должен понимать надежды и стремления студентов, помогать их росту, уделять им время и внимание, и делать все это искренне. Однако порой мы видим некоторое несоответствие, между сложившимся у студентов образом идеального преподавателя с реальностью.