Полный текст статьи
Печать

Развитие личности младшего школьника является основным результатом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Приоритетами признаны идеалы развивающего обучения: умение учиться, овладение не только предметными, но и универсальными способами действий как интегральными характеристиками процесса и результата, индивидуальный прогресс ребенка в эмоциональной, социальной, познавательной сферах. Для обучающихся начальной школы формирование личности неразрывно связано с учебной деятельностью.

Для определения структуры конструкта урока, ориентированного на формирование универсальных учебных действий, предлагается использовать научно-методическую систему, основанная на компонентах деятельности, которая разработана в Институте развития образования Свердловской области.

На основе ведущих типов деятельности, выделенных в рамках отечественной теории деятельности (Эльконин Д.Б. [1] и др.), выявлены компоненты деятельности – эмоционально-психологический, регулятивный, социальный, аналитический, творческий и самосовершенствования. [2]

Таблица 1.

Формирование компонентов деятельности в процессе онтогенеза в рамках ведущих типов деятельности 

Тип ведущей деятельности

Развитие субъектных качеств

Личностное развитие

Компоненты

деятельности

Непосредственно - эмоциональное общение

Формирование мотивации

Эмоционально - психологическое развитие

Эмоционально - психологический

Предметно-манипулятивная деятельность

Планирование и организация деятельности

Ответственность, аккуратность, исполнительность

Регулятивный

Игровая

 деятельность

Работа с информацией, в коллективе

Социализация

в коллективе

Социальный

Учебная деятельность

Анализ, планирование

Нравственность

Аналитический

Творческая деятельность

Решение творческих задач

Креативность

Творческий

Профессиональная деятельность

Решение профессиональ

ных задач

Способность к самосовершенство

ванию

Самосовершенст

вования

В соответствии с данными компонентами соотнесены универсальные учебные действия, которые формируются в рамках данных компонентов деятельности.   

Таблица 2

Соотношение компонентов деятельности и универсальных учебных действий 

Компоненты

учебной деятельности

 

Типы УУД

 

Универсальные учебные действия

Эмоционально - психологический

Личностные

Мотивация к учению, смыслообразование,

нравственно-этическое оценивание

Регулятивный

Регулятивные

(планирование)

Целеполагание, планирование

Социальный

Коммуникативные

Поиск и работа с информацией, планирование и организация совместных действий, сотрудничество

Аналитический

Познавательные

Логические действия постановки

и решения проблем

Творческий

 

Личностные

Креативные действия

Самосовершен

ствования

Регулятивные

(контроль)

Контроль, коррекция, оценка

 

Каждый этап учебной деятельности способствует формированию определенного вида универсальных учебных действий, что определяет основу структуры конструкта урока [3]:    

Таблица 3.

Структура конструкта урока 

 Этап учебной деятельности

Формируемые компоненты деятельности

Формируемые

УУД

Мотивационный

Эмоционально – психологический

Личностные (мотивация)

Принятие цели

Регулятивный

 

Регулятивные (планирование)

Выбор способов и действий

Социальный

 

Коммуникативные

Анализ

Аналитический

 

Познавательные

Творческий этап

Творческий

 

Личностные (творчество)

Контроль и оценка

Самосовершенствования

 

Регулятивные (контроль)

 

Каждому этапу учебной деятельности соответствует определенный тип универсальных учебных действий. Нецелесообразно указывать все универсальные учебные действия на каждом этапе урока. Необходимо определить «ведущие» универсальные учебные действия на каждом этапе урока.

Эмоционально – психологическому компоненту соответствуют личностные универсальные учебные действия, регулятивному – регулятивные универсальные учебные действия с позиции планирования, целеполагания, социальному –  коммуникативные универсальные учебные действия, аналитическому – познавательные универсальные учебные действия, творческому – личностные универсальные учебные действия с позиции творчества, компоненту самосовершенствования – регулятивные универсальные учебные действия с позиции контроля и оценки.

Данная технология разработки конструкта урока позволяет организовать формирующее оценивание личностных качеств обучающихся, развивать их деятельностные способности.                          

Приведем пример конструкта урока по математике в начальной школе, подготовленного совместно с учителями начальной школы Шестаковой Д.П., Бизиной Е.Ю., Голодок Е.Е. 

Конструкт урока в 4 классе  по теме «Виды треугольников» 

Пояснительная записка 

Цель: создание условий для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся в  соответствии с требованиями ФГОС НОО:

личностные результаты: готовность и способность к саморазвитию на основе формирования познавательного интереса,

метапредметные результаты:

личностные УУД (мотивация): умение развивать интересы своей познавательной деятельности,

регулятивные УУД (планирование): умение определять цели своего обучения,

коммуникативные УУД: умение работать в паре, слушать собеседника и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,

познавательные УУД: умение выполнять действия по алгоритму, логически рассуждать,

личностные УУД (творчество): развивать свои творческие способности,

регулятивные УУД (контроль и оценка): умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственных возможностей,

предметные результаты:

знать виды треугольников,

уметь отличать треугольники различных видов, находить предметы треугольной формы,

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный и демонстрационный материал, буквы с выражениями в конвертах, большие треугольники для исследования и маленькие треугольники. 

Ход урока: 

 

Этапы урока

(решение учебной задачи)

 

 

 

 

Совместная деятельность

Ведущие

УУД

 

 

Личностные

результаты

 

 

1.

Мотивацион

ный

(осознание проблемы)

 

Назовите, пожалуйста, геометрическую фигуру, которую я держу в руках.

Правильно, это – треугольник.

Найдите в кабинете предметы треугольной формы.

Найдите треугольники в предметах других форм.

Представьте, что треугольники исчезнут из нашей жизни? Что произойдет?

Обучающиеся отвечают на вопросы.

Все ли треугольники имеют одинаковый вид?

     личностные

 

Развитие познавательного интереса

2.

Принятие цели

(осознание цели деятельности)

Сегодня мы попробуем с вами исследовать виды треугольников.

Каждый из вас побывает в роли исследователя

- Кто такие исследователи?

Для того чтобы исследование прошло результативно, вам понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, думать, рассуждать, использовать знания предыдущих уроков.

 

регулятивные

 

умение действовать по образцу, ответственность, аккуратность,

 

3.

Выбор способов

и действий

(осознание недостатка опытных знаний)

 

 

 

 

 

 

1-задание: у вас на столе есть треугольники и линейки, сравните длины сторон треугольников.

Что вы можете о них сказать? Обсудите в парах.

Найдите треугольники, у которых все три стороны равны. Покажите их. Как можно назвать эти треугольники?

В геометрии они называются равносторонними.

Найдите треугольники, у которых две стороны равны. Покажите их. Как можно назвать эти треугольники?

В геометрии они называются равнобедренными.

У меня есть треугольник -  все стороны разные. Как его назовем?

В геометрии они называются разносторонними.

Динамическая пауза.

 

коммуникативные

 

 

умение  работать с информацией,

осваивать опыт,

взаимодействовать в  группе, команде

4.

Анализ

(открытие и освоение  нового способа деятельности)

2-задание.

Перед вами лежат задания на листах.

В таблицу внесены:

1. Буквенные обозначения сторон треугольников.

2. Длины сторон треугольников.

 

 

АВ

АС

ВС

I

2 см

6 см

4 см

I I

50 мм

3см

5 см

I I I

70 мм

7 см

70 мм

 

Задание: Определить вид треугольника, не выполняя построения.

3-задание: начертите треугольник, а сосед по парте определит вид треугольника.

- Что нужно для выполнения этого задания?

- Постройте другие два вида треугольников.

- Поднимите руки, кто сумел построить равнобедренный треугольник. Докажите, что получившийся треугольник равнобедренный.

- Поднимите руки, кто построил равносторонний треугольник.

- В чем трудность построения?

 

На занятии внеурочной деятельности научимся строить равносторонний треугольник разными способами.

познавательные

 

аналитические способности

5.

Творческий этап

(применение освоенного способа действий к новым ситуациям)

 

 

Творческое задание: создать модель города Треугольников.

Нарисуйте его жителей и дома.

 

 

личностные

 

 

 

 

 

 

 

креативные способности

6.

Контроль и оценка

(контроль

достижения планируемого результата,

самооценка)

Рефлексия учебного материала и деятельности учащихся:

Закончите фразы:

- Я узнал(а)……

- Теперь я могу…

- Мне было интересно…

- Мне было трудно…

- Мне следует обратить внимание…

- Меня удивило…

- Я могу себя похвалить за…

- Я могу похвалить своих одноклассников за…

 

Спасибо за активное участие.

Плодотворно работали. Отлично справились со всеми заданиями.

регулятивные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

развитие способности к контролю и оценке

 

Приведем пример конструкта урока по математике в начальной школе, подготовленного совместно с учителями начальной школы Любушкиной И.А. и Шура Н.В.

Конструкт урока

в 4 классе  по теме «Приемы письменного умножения трёхзначного числа на однозначное» 

Пояснительная записка

Цель: создание условий для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся в  соответствии с требованиями ФГОС НОО:

личностные результаты: готовность и способность к саморазвитию на основе формирования познавательного интереса,

метапредметные результаты:

личностные УУД (мотивация): умение развивать интересы своей познавательной деятельности,

регулятивные УУД (планирование): умение определять цели своего обучения,

коммуникативные УУД: умение работать в паре, слушать собеседника и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,

познавательные УУД: умение выполнять действия по алгоритму, логически рассуждать,

личностные УУД (творчество): развивать свои творческие способности,

регулятивные УУД (контроль и оценка): умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственных возможностей,

предметные результаты:

знать виды треугольников,

уметь отличать треугольники различных видов, находить предметы треугольной формы,

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный и демонстрационный материал, буквы с выражениями в конвертах, большие треугольники для исследования и маленькие треугольники.

Ход урока: 

 

Этапы урока

(решение учебной задачи)

 

 

 

 

Совместная деятельность

Ведущие

УУД

 

 

Личностные

результаты

 

 

1.

Мотивацион

ный

(осознание проблемы)

 

Ребята, этот год президент страны В.В.Путин объявил годом экологии.

Как вы думаете, посадка деревьев поможет нам улучшить экологию в нашем городе?

К нам в школу пришло письмо от лесничего. Кто сможет его прочитать?

Итак, лесничий обратился к нашим старшеклассникам  с просьбой помочь высадить саженцы хвойных деревьев.

Сколько саженцев нам должны привезти, если пяти классам нужно высадить по 35 саженцев?

Обучающиеся легко отвечают на вопрос.

- А если на помощь детям придут их  родители и старшие братья и сестры, то каждому классу можно будет посадить по 125 саженцев.

Сколько всего саженцев будет высажено?

 

Какие трудности у вас возникли?

- Умеем умножать двузначное число на однозначное, не умеем умножать трехзначное число на однозначное.

 

личностные

 

Развитие познавательного интереса

2.

Принятие цели

(осознание цели деятельности и планируемого результата)

Сформулируйте тему урока.

Сегодня на уроке мы будем учиться умножать трехзначное число на однозначное.

Запишите тему в тетрадь.

Регулятивные

 

умение действовать по образцу, ответственность

3.

Выбор способов

и действий

(осознание недостатка опытных знаний, открытие нового способа)

 

 

 

 

 

 

Мы знаем, как умножить двузначное число на однозначное. Давайте повторим алгоритм.

Можно ли его распространить на умножение трехзначного числа на однозначное?

Поработайте в парах, создайте алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное  и  запишите решение задачи в тетради.

Как вы составляли этот алгоритм?

Взаимопроверка, внесение изменений в алгоритм

Сравните   составленный алгоритм с алгоритмом  в учебнике.

- Поднимите руки, кому понятен алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное?

 

коммуникативные

 

 

умение  работать с информацией,

взаимодействовать в  группе, команде

4.

Анализ

(освоение  нового способа деятельности)

Проверьте  себя, решив примеры из учебника.

Для желающих: 157х5,  182х4, 228х3

Проверка работы по образцу (слайд на экране).

Самооценка.

познавательные

 

аналитические способности

5.

Творческий этап

(применение освоенного способа действий к новым ситуациям)

Придумайте задачи на умножение трехзначного числа на однозначное на экологическую тему и решите их.

личностные

 

 

 

 

 

 

 

креативные способности

6.

Контроль и оценка

(контроль

достижения планируемого результата,

самооценка)

Какую цель урока мы с вами поставили, была ли она достигнута?

Оцените работу класса.

Продолжите высказывание.

На  уроке я узнал…

На уроке я научился…

Мне больше всего удалось…

Мне было трудно, но я справился …

Я могу себя похвалить за…

Я могу похвалить своих одноклассников за…

 

регулятивные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

развитие способности к контролю и оценке

 

Выводы о достижении целей уроков: все обучающиеся активно принимали участие в работе на уроке, у обучающихся формировались универсальные учебные действия, педагог выступала в роли тьютора, организатора деятельности обучающихся.

Таким образом, представленная методика разработки конструкта урока позволяет педагогу организовать освоение универсальных учебных действий обучающимися на уроках в начальной школе для реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, развивать личностные качества, а также организовать формирующее оценивание деятельностных способностей обучающихся.