Полный текст статьи
Печать

Введение Федерального государственного образовательного стандарта общего образования ставит перед учителем русского языка задачу использования образовательных технологий, позволяющих учителю активно применять системно-деятельностный подход, наиболее полно учитывать интересы обучающихся, их склонности, способности, потребности, находить эффективные пути взаимодействия с ними в учебном процессе, анализировать изменения в развитии обучающихся.

Особую трудность заключается в организации такой учебной деятельности, которая будет способствовать формированию универсальных учебных действий у обучающихся. Проектированию конструкта деятельностно-ориентированного урока русского языка посвящена данная статья.

Для определения структуры конструкта урока русского языка предлагается использовать научно-методическую систему, основанная на компонентах деятельности, которая разработана в Институте развития образования Свердловской области. На основе ведущих типов деятельности, выделенных в рамках отечественной теории деятельности (Эльконин Д.Б., [1] и др.), выявлены компоненты деятельности – эмоционально-психологический, регулятивный, социальный, аналитический, творческий и самосовершенствования. [2]

Таблица 1.

Формирование компонентов деятельности в процессе онтогенеза в рамках ведущих типов деятельности 

Тип ведущей деятельности

Развитие субъектных качеств

Личностное развитие

Компоненты

деятельности

Непосредственно - эмоциональное общение

Формирование мотивации

Эмоционально - психологическое развитие

Эмоционально - психологический

Предметно-манипулятивная деятельность

Планирование и организация деятельности

Ответственность, аккуратность, исполнительность

Регулятивный

Игровая

 деятельность

Работа с информацией, в коллективе

Социализация

в коллективе

Социальный

Учебная деятельность

Анализ, планирование

Нравственность

Аналитический

Творческая деятельность

Решение творческих задач

Креативность

Творческий

Профессиональ

ная деятельность

Решение профессио

нальных задач

Способность к самосовершенствованию

Самосовершенст

вования

В соответствии с данными компонентами соотнесены универсальные учебные действия, которые формируются в рамках данных компонентов деятельности.  

Таблица 2

Соотношение компонентов деятельности и формируемых универсальных учебных действий 

Компоненты

учебной деятельности

 

Типы УУД

 

Универсальные учебные действия

Эмоционально - психологический

Личностные

Мотивация к учению, смыслообразование,

нравственно-этическое оценивание

Регулятивный

Регулятивные

(планирование)

Целеполагание, планирование

Социальный

Коммуникативные

Поиск и работа с информацией, планирование и организация совместных действий, сотрудничество

Аналитический

Познавательные

Логические действия постановки

и решения проблем

Творческий

 

Личностные

Креативные действия

Самосовершен

ствования

Регулятивные

(контроль)

Контроль, коррекция, оценка

 

Каждый этап учебной деятельности способствует формированию определенного вида универсальных учебных действий, что определяет основу структуры конструкта урока [3]:                       

Таблица 3.

Структура конструкта урока 

 Этап учебной деятельности

Формируемые компоненты деятельности

Формируемые УУД

Мотивационный

Эмоционально – психологический

Личностные (мотивация)

Принятие цели

Регулятивный 

Регулятивные (планирование)

Выбор способов и действий

Социальный 

Коммуникативные

Анализ

Аналитический 

Познавательные

Творческий этап

Творческий 

Личностные (творчество)

Контроль и оценка

Самосовершенствования 

Регулятивные (контроль)

 

Каждому этапу учебной деятельности соответствует определенный тип универсальных учебных действий. Нецелесообразно указывать все универсальные учебные действия на каждом этапе урока. Необходимо определить «ведущие» универсальные учебные действия на каждом этапе урока. Эмоционально – психологическому компоненту соответствуют личностные универсальные учебные действия, регулятивному – регулятивные универсальные учебные действия с позиции планирования, целеполагания, социальному –  коммуникативные универсальные учебные действия, аналитическому – познавательные универсальные учебные действия, творческому – личностные универсальные учебные действия с позиции творчества, компоненту самосовершенствования – регулятивные универсальные учебные действия с позиции контроля и оценки.

Приведем пример конструкта урока по русскому языку, разработанные в сотрудничестве с учителем русского языка Сазоновой С.С.:

Конструкт урока в 6 классе  по теме «Правописание суффиксов –чик, -щик» 

Пояснительная записка

Цель: создание условий для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся  в  соответствии с требованиями ФГОС при решении учебной задачи: открытие способа правописания суффиксов –чик, -щик в существительных.

Личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми.

Метапредметные результаты:

личностные УУД (мотивация): умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

регулятивные УУД (планирование): умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности

коммуникативные УУД: умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

познавательные УУД: осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

личностные УУД (творчество): умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей 

регулятивные УУД (контроль и оценка): умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственных возможностей.

Предметные результаты: применять на практике правило написания существительных с суффиксами –чик, -щик.

Место урока в теме: урок открытия нового знания.

Оборудование, раздаточный материал: компьютер, проектор, экран, набор карточек, презентация, тестовое задание для самопроверки. 

Ход урока:

 

 

Этап

урока

 

 

Совместная деятельность

Ведущие

УУД

 

 

Личностные

результаты

 

 

1.

Мотивационный 

постановка проблемы

 

По предложенным педагогом картинкам (слайды ниже), учащиеся должны угадать, кто на них изображён.

Учащиеся проговаривают: «Фасовщик, крановщик, сварщик, фехтовальщик, компьютерщик, молотобойщик, летчик, укладчик».

Можно ли назвать суффиксы, с помощью которых образованы эти слова?  Можем ли мы сказать, как правильно написать эти слова, могут ли у нас при письме появиться ошибки?

                          

 

личностные

формирование мотивации

 

 

Развитие познавательного

интереса

личностные

формирование мотивации

 

Развитие познавательного

интереса

2.

Принятие цели

планирование

Чего мы не знаем? Какой будет тема урока?

Формулируем тему урока и цель:

Тема: «Правописание суффиксов –чик, -щик в существительных.

Цель: научиться грамотно писать существительные, правильно выбирая суффикс –чик или –щик.

Записываем тему урока в тетрадь.

регулятивные

целеполагание,

действия по образцу

Ответственность,

усвоение этических норм

 

3

Выбор способов и действий

актуализация прошлого опыта, недостаток опытных знаний

Учитель на время предлагает превратиться в учёных и попробовать проанализировать слова данные на слайде и на карточке:

докладчик, грузчик, прокатчик, разносчик, перебежчик, танцовщик, болельщик, паромщик, носильщик, советчик

 и сопоставить их.

А теперь обратите внимание: буквы в суффиксах разные, а есть ли что-то общее в этих словах? Они обозначают людей, определенных профессий, специальности, рода занятий.

Можно ли по произношению определить выбор букв Ч или Щ в суффиксе –чик (- щик)? Почему? После каких согласных пишется буква Ч в суффиксе -чик (-щик) ?

 

 

 

коммуникативные

работа с информацией,работа  в коллективе, в группе

 

Любознательность,доброжелательность к другим,

усвоение норм морали

 

3.

Выбор способов и действий

актуализация прошлого опыта, недостаток опытных знаний

ИТОГ: Формулируем правило о написании суффиксов –ЧИК и –ЩИК: «В суффиксах существительных – чик,- щик  после букв д,т,з,с,ж – пишется буква Ч, в остальных случаях пишется буква Щ».

Молодцы, правило вывели, а теперь представьте это правило в виде схемы (работа в парах) Д, з, ж, т, с -  -ЧИК;      Д, з,ж,т,с  -   -ЩИК

Чтобы лучше запомнить буквы, выучите фразу «Я тоже здесь»  Все согласные буквы из нашего правила.

Еще я дарю вам “Путеводную звезду”. Она будет освещать ваш путь в стране “Орфография”, обратите внимание, она иллюстрирует наше правило. 

коммуникативные

работа с информацией,работа  в коллективе, в группе

 

Любознательность,доброжелательность к другим,

усвоение норм морали

 

4.

Анализ

освоение нового способа действий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

открытие нового способа  действий

 

Давайте проведем  лексический диктант.

Я буду говорить значение слова, а вы записывайте само слово:

1.Тот, кто перебежал к врагу (перебежчик).

2.Рабочий, специалист по бетонным работам (бетонщик).

3.Тот, кто подносит, доставляет что-нибудь (подносчик).

4.Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке (каменщик).

5.Рабочий по проходке горных выработок (проходчик).

6.Рабочий, специалист по типографскому набору (наборщик).

7.Работник, ведущий учет (учетчик).

8.Тот. кто делает съемку местности (съемщик)

9.Рабочий, занимающийся смазкой (смазчик).

10. Работник бани, обслуживающий посетителей (банщик)

Фронтальная проверка выполненного задания. (правильные ответы проецируются на экран)

 

познавательные

анализ

Формирование рефлексии

4.

Анализ

освоение нового способа действий

 

ЗАДАНИЕ: Распределите в таблицу приведённые ниже слова с объяснением.

После букв Д,Т, З,Ж, С

пишется буква Ч (-ЧИК)

В остальных случаях пишется буква Щ (-ЩИК)

 

 

 

Извоз…ик,  обход…ик  (путей),  груз…ик,  развед..ик,  буфет…ик, экскаватор…ик,  стуль…ик,  перепис…ик,  лёт…чик,  рассказ…ик, камен…ик,  арматур…ик,  стакан…ик,  свар…ик,  забой…ик, переплё…ик,  ракет…чик,  перевод…чик,  стеколь…щик,  диван…ик,  барабан…ик,  прицеп…ик  (вагонов),  компьютерщик.

Все ли слова вы распределили? Почему эти слова не вошли в вашу таблицу? (в этих словах другое значение).

 

А какое значение еще имеет суффикс –ЧИК? (уменьшительно-ласкательное)

Сейчас, ребята, я хочу вам рассказать об этом суффиксе небольшую сказку. Давным-давно жил-был суффикс Чик. Он был такой добрый, ласковый, что все слова, к которым он подходил, сразу же превращались в таких же добрых и ласковых, как и сам суффикс. У суффикса Чик была еще одна особенность: он умел уменьшать слова. Вместо мощного КОЛОКОЛА получался чудно звенящий КОЛОКОЛЬЧИК. Даже большой зрелый ОГУРЕЦ превращался в изящный ОГУРЧИК. А также суффикс Чик образовывал и образует слова, обозначающие людей какой-нибудь специальности, профессии. Например, из корня Лет Чик образовывал – ЛЕТЧИК, из слова ПЕРЕПЛЕТ – ПЕРЕПЛЕТЧИК. Сейчас суффикс Чик уже немолодой. Но он по-прежнему старательно работает и помогает людям.

познавательные

анализ

 

 

 

Формирование рефлексии

5.

Творческий этап

применение способа  к  новым ситуациям

А теперь придумайте каждый по 5 слов для каждого столбика и запишите их.

Давайте запишем в тетради таблицу, которая тоже будет помогать вам при выборе в написании суффикса.

Суффикс -ЧИК

Уменьшительно-ласкательное значение

Значение лица, после букв Д.Т.З,С,Ж

фонтанчик

грузчик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

личностные

творчество

 

 

Развитие креативных способностей

6.

Контроль и оценка

решение заданий повышеннной сложности

 

Работа с карточками.

Карточка № 1

Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суф­фикса.

Бакен..., навод..., огур…, сплав..., фрезеров..., трамвай…, сбор..., газет..., рассказ..., стакан…, стеколь..., бетон..., гардероб...

Карточка № 2

Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суф­фикса.

Арматур..., выдум..., помидор…, проход..., портфель..., пулемет..., уголь..., на­бор..., компьютер..., смаз..., шкаф…, прокат...

Проводится групповая взаимопроверка с использованием документ-камеры (группы обмениваются карточками, исправляют и объясняют ошибки, найденные ими)

Поведение итогов

Над какой орфографической проблемой мы сего­дня работали? Как мы ее решили? Для чего надо знать значения суффиксов? Какую роль играют в языке суффиксы? Где можно применить новые знания?

Проводит инструктаж домашнего задания. Предполагает право выбора учащимся заданий различного уровня.  

Для всех - §17 (стр.167-168), правило выучить.

1 уровень: Упр.113 (по учебнику);

2 уровень: упр. 114 (по учебнику);

3 уровень: составить небольшой текст (5-6 предложений), в котором встречаются слова с изученной на уроке орфограммой (тема произвольная).    

Дополните фразы:

Я узнал…

В ходе работы удалось научиться…

Порадовался тому, что…

Оцените свою работу на уроке.

3 балла

Я всё очень хорошо понял (а)

2 балла

Мне всё понятно, но материал не интересен

1 балл

Я не всё понял, но мне было интересно.

0 баллов

Я ничего не понял и на уроке скучал

 

регулятивные

контроль, коррекция, оценка

Формирование способности

к самосовершенствованию

 

Выводы о достижении целей урока: формировались универсальные учебные действия, достигнуты предметные результаты: сформулировано правило написания суффиксов –ЧИК и –ЩИК в существительных, проведено закрепление данного правила на письме, проверены полученные знания и умения.

Таким образом, представленная методика разработки конструкта урока позволяет педагогу организовать освоение универсальных учебных действий обучающимися на уроках для реализации требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования, развивать личностные качества, а также организовать формирующее оценивание деятельностных способностей обучающихся.