Полный текст статьи
Печать

Системно-деятельностный подход в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования предполагает использование образовательных технологий, позволяющих учителю активно применять, наиболее полно учитывать интересы обучающихся, их склонности, способности, потребности, находить эффективные пути взаимодействия с ними в учебном процессе, анализировать изменения в развитии обучающихся.

Особую трудность заключается в организации такой учебной деятельности, которая будет способствовать формированию универсальных учебных действий у обучающихся. Проектированию конструкта деятельностно-ориентированного урока иностранного языка посвящена данная статья.

Для определения структуры конструкта урока иностранного языка предлагается использовать научно-методическую систему, основанная на компонентах деятельности, которая разработана в Институте развития образования Свердловской области. [1] На основе ведущих типов деятельности, выделенных в рамках отечественной теории деятельности (Эльконин Д.Б. [2] и др.), выявлены компоненты деятельности – эмоционально-психологический, регулятивный, социальный, аналитический, творческий и самосовершенствования.

Таблица 1.

Формирование компонентов деятельности в процессе онтогенеза в рамках ведущих типов деятельности 

Тип ведущей деятельности

Развитие субъектных качеств

Личностное развитие

Компоненты

деятельности

Непосредственно - эмоциональное общение

Формирование мотивации

Эмоционально - психологическое развитие

Эмоционально - психологический

Предметно-манипулятивная деятельность

Планирование и организация деятельности

Ответственность, аккуратность, исполнительность

Регулятивный

Игровая

 деятельность

Работа с информацией, в коллективе

Социализация

в коллективе

Социальный

Учебная деятельность

Анализ, планирование

 

Нравственность

Аналитический

Творческая деятельность

Решение творческих задач

Креативность

Творческий

Профессиональная деятельность

Решение профессио

нальных задач

Способность к самосовершенствованию

Самосовершенст

вования

В соответствии с данными компонентами соотнесены универсальные учебные действия, которые формируются в рамках данных компонентов деятельности.

Таблица 2

Соотношение компонентов деятельности и универсальных учебных действий

Компоненты

учебной деятельности

 

Типы УУД

 

Универсальные учебные действия

Эмоционально - психологический

Личностные

Мотивация к учению, смыслообразование,

нравственно-этическое оценивание

Регулятивный

Регулятивные

(планирование)

Целеполагание, планирование

Социальный

Коммуникативные

Поиск и работа с информацией, планирование и организация совместных действий, сотрудничество

Аналитический

Познавательные

Логические действия постановки

и решения проблем

Творческий

 

Личностные

Креативные действия

Самосовершен

ствования

Регулятивные

(контроль)

Контроль, коррекция, оценка

 

Каждый этап учебной деятельности способствует формированию определенного вида универсальных учебных действий, что определяет основу структуры конструкта урока [3]:                       

Таблица 3.

Структура конструкта урока 

 Этап учебной деятельности

Формируемые компоненты деятельности

Формируемые

универсальные учебные действия

Мотивационный

Эмоционально – психологический

Личностные (мотивация)

Принятие цели

Регулятивный 

Регулятивные (планирование)

Выбор способов и действий

Социальный 

Коммуникативные

Анализ

Аналитический 

Познавательные

Творческий этап

Творческий 

Личностные (творчество)

Контроль и оценка

Самосовершенствования 

Регулятивные (контроль)

 

Каждому этапу учебной деятельности соответствует определенный тип универсальных учебных действий. Нецелесообразно указывать все универсальные учебные действия на каждом этапе урока. Необходимо определить «ведущие» универсальные учебные действия на каждом этапе урока. Эмоционально – психологическому компоненту соответствуют личностные универсальные учебные действия, регулятивному – регулятивные универсальные учебные действия с позиции планирования, целеполагания, социальному –  коммуникативные универсальные учебные действия, аналитическому – познавательные универсальные учебные действия, творческому – личностные универсальные учебные действия с позиции творчества, компоненту самосовершенствования – регулятивные универсальные учебные действия с позиции контроля и оценки.

Данная технология разработки конструкта урока позволяет организовать формирующее оценивание личностных качеств обучающихся, развивать их деятельностные способности.                          

Приведем пример конструкта урока по французскому языку, разработанный совместно  с учителями Некрасовой Н.В., Раченковой Е.В.: 

Конструкт урока французского языка во 2 классе по теме «Семья» 

Пояснительная записка

Цель: создание условий для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся  в соответствии с требованиями ФГОС при решении учебной задачи: введение новой лексики по теме «Семья».

Личностные результаты: развитие самостоятельности, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, соблюдение норм речевого и неречевого этикета, что проявляется в соответствующем поведении в моделируемых ситуациях общения;

Метапредметные результаты: 

Личностные УУД (мотивация): формирование интереса (мотивации) к учению, самоопределение, формирование положительной мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные УУД (планирование): принимать и сохранять учебную цель и задачи.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, слушать и понимать других; построение высказываний в соответствии с коммуникативными задачами; слушать учителя и друг друга для воспроизведения и восприятия необходимых сведений и поддержания учебно-деловой беседы; использовать речевые, опорные и наглядные средства для выполнения задания; ставить вопросы; обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

Познавательные УУД: построение логических рассуждений; осуществлять актуализацию новых лексических единиц, основываясь на учебную ситуацию и личный опыт; освоение поискового и изучающего чтения; осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; осуществлять анализ информации;

Личностные УУД (творчество): формулировать собственное мнение и позицию, формировать навыки сотрудничества в разных ситуациях. Формировать этические чувства, прежде всего-доброжелательность.

Регулятивные УУД (контроль и оценка): использовать речь для регуляции своего действия; осуществлять самоконтроль и анализировать допущенные ошибки; рефлексия; оценка своей работы; определение материала для повторения дома. 

Предметные результаты: обучающиеся научатся рассказывать о семье, опираясь на рисунок и модели, выражать просьбу выполнить какое-либо действие, используя побудительные предложения.

Место урока в теме: введение новой лексики.

Оборудование, раздаточный материал: компьютер, изображение семейной фотографии, картинки по теме «Семья», письмо Андрэ.

Этапы урока

(решение учебной задачи)

 

Совместная деятельность

Ведущие

УУД

 

Личностные

результаты

 

 

1.

Мотивационный

постановка проблемы

Приветствие.

На доске изображена картинка

Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Учащиеся: О семье.

Учитель: Верно.

Учитель: Посмотрите на следующее изображение, что вы видите?


Учащиеся: Семью, семейную фотографию.

Учитель: Правильно. Это семейная фотография André, он прислал ее нам вместе с письмом, в котором рассказал о своей семье.

личностные

формирование мотивации

Развитие познавательного

интереса

2.

Принятие цели

планирование

деятельности

 

Как вы думаете, о чем он написал?

Учащиеся: Это моя семья, Это мой папа, его зовут …, это моя мама, ее зовут …, у меня есть сестра, ее зовут… и т.п.

Ребята, давайте напишем André ответ на французском языке, в котором каждый расскажет о своей семье.

Это тема и цель нашего урока.

регулятивные

целеполагание,  действия по образцу

Ответственность, усвоение этических норм

 

3.

Выбор способов и действий

актуализация прошлого опыта, недостаток опытных знаний

Но для того, чтобы это сделать, нам нужно кое-что узнать? Учитель:  Что нам нужно знать?

Учащиеся: Знать, как по-французски «папа, мама, дедушка, бабушка, брат, сестра».

Учитель: Правильно. Ребята, а в семье живет один человек обычно или больше?

Учащиеся: Больше.

Учитель: Значит, что мы с вами еще вспомним на уроке, чтобы сказать, сколько человек в семье?

Учащиеся: Цифры.

Учитель включает аудио-запись знакомой для учащихся песни про счет. Дети повторяют счет до 10 (поют, танцуют – физминутка).

Учитель: Молодцы. Итак, мы с вами познакомимся с новыми словами, научимся описывать семейную фотографию и вспомним счет.

Учитель: Давайте прочитаем письмо André, выделим в нем незнакомые слова, попробуем догадаться, что они означают.

Дети читают письмо: Salut, les enfants. Je mappelle André. Voila ma famille. Nous sommes 6. J’ai une soeur, elle s’appelle Lucie. Jai un père, il sappelle Luc. Cest ma mère, elle sappelle Marie. J’ai une grande-mère, elle s’appelle Hélène. J’ai un grand-père, il s’appelle Pierre.

Et toi? Tu as une famille? Combien vous etes? Ecris – moi de ta famille.

 

коммуникативные

работа с информацией, работа  в коллективе, в группе

 

Любознательность,

доброжелательность к другим, усвоение норм морали

 

4.

Анализ

открытие нового способа  действий

Для ребят все грамматические конструкции и слова известны за исключением необходимых для нас слов: мама, папа и т.п. Они их называют: une mère – мама, un père – папа, une grand-mère – бабушка, un grand-père – дедушка – о переводе этих слов можно догадаться, кроме одного, но методом исключения можно понять, что оно означает une soeur – сестра. Дальше учитель вводит еще одно слово – брат - un frère и отрабатывает произношение каждого слова с учащимися.

Учитель просит детей разбиться на пары и составить диалог с использованием новых слов. Дети под контролем учителя начинают отрабатывать в парах новую лексику. Отработав, они представляют свои диалоги классу.

Затем ребята выполняют задание на исправление ошибок на соответствие. Выдаются карточки с предложениями, где ребята пытаются найти ошибки в утверждениях, соотнося их с письмом на доске. Работа фронтальная, устная. Если кто-то из детей делает ошибку или не может справиться с заданием, учитель просит помочь ему остальных ребят.

Найди ошибку и исправь ее. Проверь себя по тексту.

  1. André  n’a pas de soeur. (Vrai/ Faux)
  2. Le père s’appelle Luc. (Vrai/ Faux)
  3. La mère s’appelle Poline. (Vrai/ Faux)
  4. La grande-mère s’appelle Hélène. (Vrai/ Faux)
  5. Le grand-père s’appelle Patric. (Vrai/ Faux)
  6. La famille d’ André  est petite. Ils sont 3. (Vrai/ Faux)

познавательные

анализ

Формирование рефлексии

5.

Творческий

этап

Учитель просит написать ответ на письмо André, в котором учащиеся расскажут о своей семье.

Ребята приступают к работе.

Учитель просит принести на следующее занятие фотографию своей семьи и законченное письмо.

личностные

творчество  

 

 

Развитие креативных способностей

6.

Контроль и оценка

решение заданий повышеннной сложности 

 

освоения нового способа действий

Учитель подводит учащихся к обобщению учебной деятельности на уроке. Учащиеся подводят итоги. Учитель отмечает степень вовлеченности учащихся на уроке. Организует беседу, связывая результаты урока с его целями (Расскажите, что на уроке мы узнали? Вам понравился урок? А что вам особенно понравилось?). Учащиеся формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Учитель просит учеников помочь оценить учебную деятельность (грустный и веселый смайлы).

 Учащиеся оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников на уроке.

 

регулятивные

контроль, коррекция, оценка

 

Формирование способности

к самосовершенствованию

 

Выводы по уроку: цели урока достигнуты, формировались универсальные учебные действия, освоена новая лексика по теме «Семья».

Конструкт урока английского языка по теме «Путешествие в Лондон» в 5 классе

(разработан совместно с учителями английского языка Ляпиной Ю.П., Плотниковой Т.А., Шевелиной Е.В., Поливиной С.В.) 

Пояснительная записка

Цель: создание условий для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся  в  соответствии с  требованиями ФГОС при решении учебной задачи: закрепление изученного материала  по теме «Лондон». 

Личностные результаты:

Формирование уважительного отношения к иному мнению; Развитие мышления, внимания, фонематического  слуха; Развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности. Развитие творческих способностей, развитие познавательного интереса.

 

Метапредметные результаты:

личностные УУД (мотивация): Стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлению иной культуры.

регулятивные УУД (планирование): самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способности  к  целеполаганию, развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение

коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать; владеть монологической и диалогической  речью. Развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли.

познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость  пополнения словарного запаса, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного сжато, выборочно. Развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации.

личностные УУД (творчество): развитие творческих способностей через реализацию проекта.

регулятивные УУД (контроль и оценка): осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.

 

Предметные результаты:

говорение: умение расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение; сообщать краткие сведения о своем городе, стране и стране изучаемого языка,

аудирование: воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя и одноклассников,

чтение: читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой информации.

письмо: составлять рекламный текст с опорой на образец.

 

Место урока в теме: заключительный урок по теме «Путешествие в Лондон».

Оборудование, раздаточный материал: компьютер, проектор, видеоролик Fly to London, УМК Enjoy English 5-6 класс, тексты и фотографии достопримечательностей, карта Лондона. 

Ход урока:

Этапы урока

(решение учебной задачи)

 

 

Совместная деятельность

Ведущие

УУД

 

Личностные

результаты

 

 

1.

Мотивационный

постановка проблемы

Учитель предлагает просмотреть видео ролик “Fly to London” (отрывок до появления Лондона)

Далее небольшой разговор с учащимися:

Ребята, вы любите путешествовать? А куда вы ездили? Где больше понравилось? Я вот тоже очень люблю путешествовать. Была уже во многих странах, теперь вот хочу съездить в Лондон. Но у меня проблема - не знаю, что выбрать, там так много интересного!  

Может,  вы мне посоветуете, что лучше всего посетить? Чтобы вы посмотрели?

личностные

формирование мотивации

Развитие познавательного

интереса

2.

Принятие цели

планирование

Определение плана работы на урок.

Ответы на вопросы: что нужно любому человеку, чтобы спланировать свой визит?  Как выбрать лучшее и интересное именно для него?

Соответственно, что нам нужно сделать?

 

регулятивные

целеполагание,  действия по образцу

Ответственность, усвоение этических норм

 

3.

Выбор способов и действий

актуализация прошлого опыта

Какие знания нам понадобятся для работы? (нам необходимо вспомнить лексику по теме «Лондон»; достопримечательности Лондона)

-давайте наметим маршрут нашего путешествия по Лондону и проложим его по карте.

Учитель делит класс на 2-3 группы, при помощи цветных жетонов (нужно достать жетоны из коробки); или делит на группы сам, чтобы были и слабые и сильные ученики.

коммуникативные

работа с информацией,

работа  в коллективе, в группе

 

Любознательность,

доброжелательность к другим,

усвоение норм морали

 

4.

Анализ

освоение нового способа  действий

Read the texts and answer the questions:

  1. 1.    What is it?
  • .. is one of the most famous clocks in the world.
  • .. are the buildings where the British Parliament sits.
  • .. is the most famous bridge in London.
  •  ... is the most well-known English church.
  • .. is London’s ancient fortress.
  1. 2.    How old is it?
  2. 3.    What can tourists see there?

 

познавательные

анализ

Формирование рефлексии

5.

Творческий этап

применение способа  к

новым ситуациям

Вам нужно представить, что вы экскурсоводы, выбрать в группе 1-2 достопримечательности и отметить их на карте своим жетоном (чтобы остальные группы не повторялись) и создать рекламные буклеты, для привлечения туристов.

Что вам потребуется для этой работы? (Тексты с картинками про достопримечательности, примерные диалоги  для презентации).

Учащиеся разрабатывают буклеты для экскурсии, используя  тексты-образцы (приложение №3), работают с текстами (приложение 1), ответы на вопросы служат планом к созданию рекламы what is it? How old is it? What can tourists see there?

(Н: The Tower of London: museum, very old, ravens, beefeaters…)

Готовят монологи (защита буклета, вслух оглашают результаты работы).

личностные

творчество

 

 

 

 

 

 

 

Развитие креативных способностей

6.

Контроль и оценка

решение заданий повышеннной сложности

 

 

 

 

 

 

 

освоения нового способа действий

Представление результатов. Обсуждение полученных результатов.

Как вы думаете, сумели ли мы привлечь своими рекламами туристов? Все ли у нас получилось? Над чем еще необходимо поработать?

Теперь, благодаря вам, я (как будущий турист) точно знаю, куда обязательно нужно сходить.

Домашнее задание (на выбор):  

1.составить диалоги по теме «Экскурсия по Лондону»,

 2. составить экскурсионный маршрут по родному городу (селу)

регулятивные

контроль, коррекция, оценка

 

Формирование способности

к самосовершенствованию

 

Выводы по уроку: цели урока достигнуты, формировались универсальные учебные действия, освоена новая лексика по теме «Достопримечательности Лондона», учащимися подготовлены проекты по теме.

Представленная методика разработки конструкта урока позволяет педагогу организовать освоение универсальных учебных действий обучающимися на уроках иностранного языка для реализации требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования, развивать личностные качества, а также организовать формирующее оценивание деятельностных способностей обучающихся.