Полный текст статьи
Печать

 

В настоящее время сетевые образовательные проекты приобретают актуальность. Под сетевым проектом  понимается совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, деятельность, направленная на достижение совместного результата (Е.С. Полат). 

С 2014 года  Муниципальное образовательное автономное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Лабиринт» города Кирова (далее Центр) и Вятский государственный гуманитарный университет (в настоящее время ВятГУ) совместно осуществляют опытно- экспериментальную работу по теме «Проблемы художественно-технологической подготовки в образовательных организациях» [1].  Одна из задач исследования − создание информационно-методического пространства для учителей и педагогов в области проектирования информационно-коммуникационной среды художественно-технологического образования. Среди множества ресурсов для создания информационной образовательной среды используется и такой как образовательный  сетевой проект, который мы рассматриваем в качестве  инновационной формы творческого взаимодействия участников образовательного процесса с использованием ресурсов интернет [2].

Перспективный инновационный сетевой образовательный проект  разработала и апробировала педагог дополнительного образования  И.А. Нелюбина. Сетевой проект «Творческая мастерская «Лабиринт увлечений» находится в открытом доступе и размещен по адресу https://sites.google.com/site/labirintuvlecenij/home.

Начиная этот проект,  мы основывались на том, что  творческие способности развиваются в условиях творческой активности личности, т.е. при условии стремления человека к действию, при его желании  развивать свои способности. Как известно творческая активность характеризуется устойчивой потребностью в творческой деятельности, удовлетворенностью не только результатом, но и процессом; желанием длительно и регулярно заниматься творчеством; желанием усовершенствовать объекты окружающей действительности, преобразовать, изменить привычные предметы. Дидактические возможности сетевых образовательных проектов позволяют организовать образовательную деятельность школьников на условиях постоянного взаимодействия с педагогом и сверстниками, и в активном взаимодействии развивать свой творческий потенциал.

Сетевой образовательный проект «Творческая мастерская «Лабиринт увлечений» ставит своей целью  выявление и поддержку талантливых детей посредством обмена творческими достижениями и опытом. К участию в проекте приглашаются дети 7-18 лет, которые выполняют работу под руководством педагога, родителей или самостоятельно. В ходе проекта участники представляют свой творческий мастер-класс, который они полностью разрабатывают сами. Также участники выполняют изделия на основе информационных и визуализированных материалов мастер-классов, которые разработаны другими участниками.

Сетевой проект проводится поэтапно, по плану: 1. Регистрация участников.  2. Представление участников. 3.Размещение на своей странице материалов мастер-класса и информации о выбранном виде ДПТ.  4. Выполнение работ по мастер-классам других участников и размещение фото-отчетов на сайте  проекта. 5. Оценивание работ и мастер классов других участников. 6. Подведение итогов проекта. По итогам проекта участнику, набравшему наибольшее количество баллов, присваивается Почетное звание «Золотые руки «Лабиринта». На каждом этапе руководитель проекта оказывает методическую поддержку и контроль. Четко формулирует задания, которые необходимо выполнить в определенные сроки.

Для активизации творческого взаимодействия в рамках сетевого проекта проходил конкурс на лучший мастер-класс и лучшую выполненную работу в каждой возрастной категории:   7-9 ,  10-13 , 14-18 лет. Конкурс проводился в интерактивной форме, где каждый участник принимал участие в оценивании работ и материалов других участников на основе полученных впечатлений и опыта.

Апробация проекта осуществлялась в рамках Центра. Всего для участия в проекте зарегистрировалось 14 воспитанников из  различных детских объединений Центра. Школьники выполняли работу под руководством своих педагогов, руководителей этих детских объединений (Афанасенко В. А., Нелюбина И.А., Салангина А.Н., Тран Е.К.). Однако дошли до финала не все, только 64 % от общего числа зарегистрированных участников. Выполнили  работу в полном объеме и на всех этапах проекта – 21 %. Часть школьников выполнили задания, но не в полном объеме (42 %).

Подведение результатов сетевого образовательного проекта и выявление уровня развития творческой активности  осуществлялось следующим образом.

С помощью внешнего анкетирования оценивалась деятельность каждого участника проекта путем оценки его мастер-класса профессиональным жюри; сверстниками-участниками, т.н. «детское жюри»; жюри «взрослых». Такая оценка составом трех групп позволяет коррелировать результаты, получить объективную оценку. Для оценивания результативности мы использовали общую суммирующую оценку, без вычисления коэффициента корреляции.

Для оценивания уровня развития творческой активности школьников нами разработана карта диагностики, которую предлагалось заполнить педагогу, под чьим руководством выполнялся проект карта диагностики.

Уровни развития творческой активности участников  педагогом оцениваются по шкале низкий -1 балл, средний -2 балла, высокий -3 балла. Баллы определяются по каждой характеристике   творческой активности, затем суммируются.

1.         Устойчивая потребность в творческой деятельности, удовлетворенность не только результатом, но и процессом.

2.         Желание длительно и регулярно заниматься творчеством.

3.         Способность осуществить быстрый поиск правильного решения задачи, затратив минимальное количество времени и информационных средств.

4.         Стремление выполнять работу  качественно, анализируя успехи и неудачи.

5.         Желание усовершенствовать объекты окружающей действительности, преобразовать, изменить привычное.

По итогам комплексного  анкетирования развитие творческой активности целесообразно рассмотреть только у девяти человек, которые прошли все этапы проекта. Пятеро из них показали высокий уровень активности (13-14 баллов). Их имена мы наблюдаем и в числе победителей. Трое участников проявили свою активность на среднем уровне (12 баллов). Одна участница по оценкам педагога выполнила работу на низком, ближе к среднему, уровне. Однако ее мастер-класс жюри оценило в среднем на «хорошо». В целом можно констатировать, что все девять участников, те которые прошли все этапы, получили хороший опыт творческого активного участия в проектах. Они создали реальные продукты творческой деятельности, освоили методику подготовки и размещения информации в сети,  способы взаимодействия.

На заключительном этапе проекта участникам предложена анкета, в которой они выразили свое личное мнение об участии в проекте.

Анкета для участников творческой мастерской "Лабиринт увлечений".

Ф.И.О. участника.

Понравилось ли Вам участвовать в сетевом проекте?

Какие этапы проекта были наиболее интересны для Вас?

¾    представление участников

¾    изучение видов декоративно-прикладного искусства.

¾    создание и представление мастер-класса

¾    выполнение работ по мастер-классам других участников

¾    оценивание мастер-классов участников

На каком из этапов сетевого проекта у Вас возникли сложности?

Отметьте те действия, при выполнении которых у Вас возникли сложности в процессе представления результатов?

¾    размещение текста на страницу

¾    размещение изображений на страницу

¾    создание внешних ссылок

¾    вход в аккаунт сетевого сервиса

Получили ли Вы новые знания? Какие?

Участвовали ли Вы в других Интернет проектах, конкурсах, олимпиадах? напишите названия проектов.

Ваши замечания и предложения по организации и проведению сетевого проекта "Творческая мастерская "Лабиринт увлечений".

По каким темам Вам было бы интересно участвовать в сетевом проекте?

Хотелось бы Вам еще раз поучаствовать в сетевом проекте "Творческая мастерская" Лабиринт увлечений"?

¾    да

¾    нет

¾    да, если будут добавлены изменения

Для примера приведем только один отзыв, мнение победителя Егора А.     «Да, понравилось участвовать.          Какие этапы проекта были наиболее интересны для Вас? Создание и представление мастер-класса, выполнение работ по мастер-классам других участников, оценивание . Изучил новые виды творчества. Считаете ли Вы, что участие в данном проекте развивает творческие способности? Какие?    Гибкость мышления,  способность к изменению первоначальных идей, оригинальность - способность фантазировать, придумывать поделки, способность к усовершенствованию, улучшению первоначальной идеи. Ранее участвовал в подобном проекте «Путешествие в страну нановедения».  Мне все понравилось, но сложно было оценить в баллах мастер-классы других участников. Продолжите, пожалуйста, проект.        Хотел бы поучаствовать по темам декоративно-прикладное искусства, кулинарии, интересные техники рисования (зендудл, зентангл, пиксель арт и т.п.)».  

Кроме участников проведено анкетирование среди педагогов, которые руководили работой школьников из различных детских объединений Центра. Были заданы следующие вопросы. Какие этапы проекта были наиболее интересны для Вас? На каком из этапов сетевого проекта у Вас возникли сложности? Как Вы думаете, нужно ли проводить сетевые проекты? Почему? Участвовали ли Вы в других Интернет проектах, конкурсах, олимпиадах? напишите названия проектов. Ваши замечания и предложения по организации и проведению сетевого проекта "Творческая мастерская "Лабиринт увлечений". По каким темам Вам было бы интересно участвовать в сетевом проекте? Хотелось бы Вам еще раз поучаствовать в сетевом проекте "Творческая мастерская "Лабиринт увлечений"?

По итогам реализации данного проекта, обработки и анализа данных анкетирования нами сделаны следующие выводы относительно организации и проведения сетевых образовательных проектов.

Для вовлечения участников в активные действия необходимо обеспечить  комплексную мотивацию. Мотивированным должен быть не только школьник («получишь новые знания и умения», «дадут диплом», «познакомишься с новыми способами виртуального общения»), но и педагог («знакомство с новыми формами взаимодействия», «повышение личного педагогического рейтинга»). Следует учитывать, что заинтересовать проектом следует и родителей, поскольку их участие позволит обеспечить системность в работе школьника.  Необходимо  провести с педагогами  занятие по информационным технологиям, осуществить знакомство с возможностями работы  с  Google Сайт на первом этапе проекта 

Систематический контроль педагога за выполнением работ. Педагогу необходимо контролировать выполнение сроков прохождения этапов проекта,  своевременно выявлять трудности и оказывать помощь при возникновении каких-либо затруднений. Для этого обязательно организовать способ оперативной связи. Мы, например, для удаленного общения создали отдельную страничку в контакте. Организатором проекта также создан журнал активности участников, который помогает осуществлять участникам  самоконтроль, увидеть, какой этап проекта не выполнен, как проходят их другие участники. Создана система взаимодействия через электронную почту. Однако дети не просматривают ежедневно электронную почту, поэтому возникла необходимость  в  дополнительном оповещение о новом этапе через  систему организатор - педагог – участник.

Таким образом, школьники в процессе участия в проекте «Лабиринт увлечений» вовлекаются в совместные активные обсуждения по проблемам и вопросам декоративно-прикладного творчества. Такой взаимный обмен творческими идеями позволяет включить школьников в активные познавательные действия, развивать  не только творческие способности, но и коммуникативные, осваивать информационные технологии. В итоге, участники осуществляют сбор данных о современных и востребованных среди молодежи направлениях декоративно-прикладного творчества, обмениваются в сети  творческими идеями. Подобная инновационная форма вовлекает участников в проектную деятельность, где каждый участник вынужден постоянно учиться, они осваивают информационные технологии, общаются. Такие сетевые проекты имеют педагогическую перспективу, поэтому данной статьей мы вносим вклад в дидактическое описание новых форм учебно-воспитательного взаимодействия.