Особенности и коррекция произвольных процессов у детей среднего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Выпуск:
ART 970070
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Козлова
Л.
Г.,
Филютина
Т.
Н. Особенности и коррекция произвольных процессов у детей среднего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 31. – С.
276–280. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970070.htm.
Аннотация. Статья об экспериментальном исследовании произвольных когнитивных процессов у детей среднего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Похожие статьи
- РАЗВИВАЮЩЕЕ ПОСОБИЕ «ПОЗНВАТЕЛЬНАЯ ЁЛОЧКА». АВТОРСКАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
- РАЗВИТИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
- Проблемы развития познавательной сферы дошкольников в современной педагогической психологии
- К вопросу о психологической подготовленности как составляющей профессионализма сотрудника органа внутренних дел
Текст статьи
Филютина Татьяна Николаевна, кандидат педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринскfilyutina1960@mail.ru
Козлова Людмила Геннадьевна воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 10 комбинированного вида", г. КаменскУральский
Особенности и коррекция произвольных процессов
у детей среднего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Аннотация. Статья об экспериментальном исследовании произвольных когнитивных процессов у детей среднего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.Ключевые слова: мышление, память, внимание, дефицит внимания.
По своему опыту работы в детском дошкольном учреждении было замечено, что в последнее время в детском саду стало большое количество детей, привлекающих внимание своей чрезмерной активностью. Поэтому, было решено обратить внимание на эту современную проблему воспитания и обучения.Актуальность исследования.Перед выбором темы исследования мы выяснили, что синдрому дефицита внимания и гиперактивности уделяется внимание лишь при поступлении ребенка в школу, когда четко прослеживается социальная дезадаптация (ЗаваденкоН.Н., УспенскаяТ.Ю.,КучмаВ.Р., ПлатоноваА.Г., РазумниковаО.М., ГолошейкинС.А., КасатиковаЕ.Б., БрязгуновИ.П.).
Поэтому, решено провести экспериментальное исследование с целью изучения особенностей когнитивного развития детей среднего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и их коррекции.Очень часто родители и педагоги обращаются за помощью к специалистам в младшем школьном возрасте, когда формирование основ психической деятельности завершилось. Поэтому так необходима ранняя диагностика икоррекция в период младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.Обратимся к определению Мониной Г. Н.: «Гиперактивность кoмплекс отклoнений в развитии ребенка: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенная физическая активность при нормальном уровне интеллектуального развития. Самые первые признаки гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет». Именно в дошкольном возрасте (до 5 лет) в полной мере происходит психическое развитие, происходит формирование всех структур головного мозга. В этот период необходимо провести профилактическую работу по предотвращению более стойких нарушений и коррекцию уже имеющихся. (ОсипенкоТ.Н., ЛицевА.Э., ХалецкаяО.В.).Гиперактивныйребенок не создает проблемы для окружающих детей и взрослых, проблема в возможных последствиях этого заболевания для самого ребенка. Следует подчеркнуть две особенности СДВГ: 1.Ярче всего он проявляется y детей в возрасте от 6 до 12 лет; 2.
У мальчиков он встречается в 79 раз чаще, чем y девочек. [2,5,10]Современные направления диагностической, профилактической и коррекционной работы (СеменовичА.В., ПылаеваН.М., АхутинаТ.В., ОбуховЯ.Л., СемагоН.Я., СиротюкА.Л.) строятся на принципе замещающего развития. Программы, которые учитывают многостороннее развитие ребенка с СДВГ в комплексе с проблемами в семье, среди сверстников, основанные на комплексном подходе отсутствуют.Перейдем к целям и задачам нашего исследования.Цельданного исследования: изучить особенности произвольных когнитивных процессов (произвольного внимания, слуховой долговременной памяти, мышления) у детей среднего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и разработать коррекционную программу.Объектом исследования является проявление гиперактивности и влияние симптома на произвольные когнитивные процессы ребёнка среднего дошкольного возраста.Предметомисследования являются особенности когнитивных процессов (памяти, внимания, мышления) у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в среднем дошкольном возрасте.Методологическая основа исследования:1.Психологическая теория деятельности человека Лурия А. Р. 2.Теория Гальперина П. Я. о поэтапном формировании умственных действий. 3.Теории Выготского Л. С.:Теория психологического развития
обучения)Учение о компенсаторных возможностях организма.4.Теория ЛурияА. Р. о мозговой локализации высших психических функций. 5.Обучающий эксперимент Ивановой А. Я.6.Кащенко В. П. «Педагогическая коррекция»Гипотеза исследования.Мы предполагаем, что при синдроме дефицита внимания и гиперактивностиопределяется ряд особенностей произвольных когнитивных процессов:1.Слабая кратковременная и долговременная память.2.Нарушения сосредоточенности и внимания. Чрезмерная рассеянность и импульсивность.3.Нарушение мышления. Низкая способность к абстрактному мышлению.Но эти особенности можно нивелировать, если:1.Целенаправленная коррекционная работа в комплексе со всеми специалистами будет способствовать формированию произвольности внимания, памяти, мышления.2.Коррекционная программа будет наиболее эффективной при учете индивидуальных особенностей ребенка, социальной ситуации в семье.С учетом цели исследования, его объекта и предмета, а также сформулированной гипотезы решались следующие задачи:1. Анализ литературных и интернет источников по данной теме синдрома дефицита внимания и гиперактивности. 2. Экспериментальное изучение произвольных когнитивных процессов (произвольной слуховой памяти, произвольного внимания, нагляднодейственного, нагляднообразного, логического мышления) у детей с СДВГ среднего дошкольного возраста.3. Разработка и реализация коррекционной программы в группе детей среднего дошкольного возраста.4. Сравнительное экспериментальное исследование до и после формирующего эксперимента.Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования синдрома гиперактивнгости, констатирующий, формирующий эксперимент, метод сравнения. Методы диагностики: тест «12 слов» Полевая Т. А., тест «Найди отличия», тест «Самое непохожее» Л.А. Венгер.Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанную коррекционную программу возможно будет использовать в детских дошкольных учреждениях общеразвивающего, компенсационного и комбинированного вида, в группах кратковременного пребывания детей, в центрах психологопедагогического сопровождения детей, в реабилитационных центрах, а также в центрах развития детей.База исследования: МБДОУ «Детский сад №10 комбинированного вида» г. КаменскаУральского Свердловской области, средняягруппа №7, средняя группа №11. Гиперактивность «Гипер…» (от греч. Hyper над, сверху) составная часть сложных слов, которая yказывает на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «aсtivus» и означает «действенный, деятельный» [12]. К внешним проявлениям гиперактивности относятся:1.Невнимательность;2.
Отвлекаемость;3.
Импульсивность;4.
Повышенная двигательная активность;5.
Проблемы во взаимоотношениях с окружающими; 6.Трудности в обучении;7.
Низкая самооценка.Синдром (от греч. syndrome скопление) в медицине, психологии некое количество клинически выявленных признаков (симптомов, явлений, характеристик). Совокупность симптомов с единым патогенезом. Синдром рассматривается как самостоятельное заболевание. По отношению к понятию «болезнь», «синдром» общее понятие. Болезнь конкретное состояние больного, характеризуется одним или несколькими симптомами, в то время как синдром это комплекс симптомов.Первые симптомы синдрома гиперактивности начинают проявляться в дошкольном возрасте. Чаще синдром встречается у мальчиков, чем у девочек. Современный мир не учитывает особенностей развития мальчиков. На них с самого начала возложено больше надежд и ожиданий. Им больше, чем девочкам, свойственна большая двигательная и умственная активность, поверхностность внимания. Мальчикам с раннего возраста говорят: «ты же мужчина», «ты защитник», «ты должен защищать девочек» и тому подобные фразы. Именно по причине соответствия определенному стереотипу у мальчиков появляетсядвигательная расторможенность.Мы выявили, что, точного определения проблемы в данный момент нет, но она стоит очень остро и её надо решать. Число таких детей увеличивается. Родители опускают руки, отчаиваются, воспитатели в детских садах и учителя в школах бьют тревогу и теряют самообладание, никто не знает, что делать с особенными детьми. Сама обстановка, в которой в современном мире растут и воспитываются дети, способствует увеличению у них различных неврозов и психических отклонении. Кроме того, у детей с данным синдрoмoм oтмечаются oтклоненияв поведении, которые нужно учитывать при развитии когнитивной сферы: двигательная расторможенность, бесцельная двигательная активность, повышенная импульсивность и возбудимость, тревожность, реакции негативизма, агрессивность. Зачастую наблюдается oтставание в развитии социальных навыков, возникает школьная и социальная дезадаптация и различные расстройства невротического характера.
Для достижения определенной цели и решения поставленных задач были выбраны 5 методик, объединенных в 2 блока в соответствиис задачами:Iблок это методики для диагностики СДВГ у детей двух исследуемых групп детского сада. Были использованы опросники для педагогов (воспитателей) и родителей. К первому блоку были отнесены методики:1. Диагностическая карта для выявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей (В.В. Сатари, С.А. Немковой).2. Тест на СДВ или СДВГ у ребенка для родителей (С.Д. Неметчино).IIблок для диагностики произвольных процеccов у детей с СДВГ и без данного синдрома:1.Теcт на диагностику состояния памяти у ребенка (Т.А. Полевая).2. Теcт на внимание для дошкольников "Найди отличие" (С. Паркинсон).3. Теcт на мышление для детей дошкольного возраста "Самое непохожее" (Л.А. Венгер). По первой методике нами было выявлено 7 детей с большим количеством показателей по СДВГ, по второй методике 9 детей. Соответственно с этими 9 детьми необходимо проведение коррекционной работы. Стоит подчеркнуть, что в своем исследовании мы не ставим диагноз. Мы обрабатываем данные, полученные в результате проведенных методик. По IIблоку методик нами было проведено исследование произвольной когнитивной сферы детей дошкольного возраста процессов слуховой долговременной памяти, произвольного внимания и мышления (нагляднодейственного, нагляднообразного, логического). Для проведения методик были определены 2 группы: 9 детей с наличием синдрома, 21 без него. Мы сравниваем, решая задачи второго блока диагностики.
Общие результаты исследования когнитивных процессов у детей дошкольного возраста с СДВГ и без СДВГ представлены в таблице 1.Таблица 1Распределение испытуемых по уровням при исследовании произвольных когнитивных процессов, %
Уровень ПамятьВниманиеМышлениеДети с СДВГДети без СДВГДети с СДВГДети без СДВГДети с СДВГДети без СДВГВысокий 224833521133Средний223822384457Низкий561444104410Итого100100100100100100
Таким образом, в результате проведенного исследования развития когнитивных процессов у детей дошкольного возраста с СДВГ и без СДВГ было выявлено следующее.Вопервых, показатели развития памяти у детей с СДВГ значительно ниже. 56 % детей данной группы демонстрирует низкий уровень развития памяти. Лишь 22% показывают достаточный уровень развития памяти.Вовторых, в группе детей с СДВГ ниже и показатели развития внимания (на 33%). Более 44% испытуемых (4 человека) здесь показали низкий уровень развития внимания. Тогда как половина детей без СДВГ (11 человек) показали высокий уровень ее развития.Втретьих, показатели развития мышления также ниже в группе детей с СДВГ (44%). Высокий уровень у детей без СДВГ показали 33% детей, в то время как у детей с синдромом высокий уровень лишь у 11% (1 человек), (Алеша).Процесс, наиболее нуждающийся в коррекции произвольная слуховая долговременная память.Но и все виды мышления и произвольного внимания тоже находятся на низком уровне. Следовательно, можно утверждать, что общий уровень развития когнитивных процессов в группе детей с СДВГ ниже. С этой группой детей с СДВГ необходимо провести коррекционную работу, которая поможет уменьшить наблюдаемой различие в развитии когнитивных процессов. Программа по коррекции произвольных когнитивных процессов у детей среднего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности представляет собой комплекс игр и упражнений для родителей, воспитателей и детей.База эксперимента МБДОУ «Детский сад №10 комбинированного вида», г. КаменскаУральского Свердловской области, средняя группа №7, средняя группа №11.Количество испытуемых 65 человек, в том числе:9 детей;9 родителей;5 педагогов (4 воспитателя, 1 педагогпсихолог)Критерии отбора испытуемых: для детей возраст, выявленный СДВГ и низкие показатели развития когнитивных процессов; родители этих детей и педагоги двух групп дошкольного учреждения, которое является базой исследования.Цель данного комплекса коррекция произвольных когнитивных процессов (слуховой долговременной памяти, произвольного внимания, всех видов мышления) у детей среднего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Разработка рекомендаций для родителей и проведение круглого стола совместно с педагогомпсихологом Чемезовой Ольгой Андреевной.Таблица 2Организация целей и содержание формирующего эксперимента
№ занятияКоррекционные задачи занятияСодержание занятияЗанятие № 1раскрепощение участников;
объединение их в группу;
развивать произвольное слуховое внимание, координацию движений, совершенствовать восприятие формы, цвета, размера;учить выполнять движения по сигналу, выполнять движения совместно с другими детьми 1. Играприветствие “Волшебный Клубочек”2. Игра “Иголочка и ниточка”3. Игра “Узнай фигуру”
Занятие №2развитие произвольного слухового внимания;развитие умения выполнять движения по сигналу водящего;развитие умения играть в игры с правилами;развитие слуховой памяти;развитие зрительной координации1.Игра “Колечко”2. Игра “Четыре стихии”3. Игра с правилами “Смелые мышки”
Занятие № 3объединение детей в группу;развивать произвольное внимание, слуховое восприятие, мелкую моторику мышц рук, совершенствовать восприятие цвета и формы;
формировать элементы самоконтроля1. Игра приветствие “Волшебный клубочек”2. Игра “Летает не летает”3. Игра “Запрещенный цвет”
Занятие №4развивать умение расслабляться;формировать элементы самоконтроля;развивать слуховую долговременную память;воспитывать вежливое и доброжелательное отношение к окружающим1. Игра “Тряпичная кукла и солдат”2. Игра “Паровозик”3. Игра “Водопад”. Релаксация4. Игра “Прощание”
Занятие №5развивать умение слышать сигналы водящего;развивать умение играть в игры с правилами;развивать умение двигаться по сигналу водящего1. Игра “Черепахи”2. Игра “Зеркало”3. Игра с правилами“Ловишки с мячом”
Занятие № 6объединение участников,развитие устойчивости внимания, моторной и зрительной памяти, пространственного восприятия, слухомоторной координации, слухового восприятия, самоконтроля1. Играприветствие “Волшебный клубочек”2. Игра “Угадай, кто позвал”3. Игра “Найди и промолчи”
Занятие №7развивать умение слышать сигналы водящего;развивать умение играть в игры с правилами;развивать умение двигаться по сигналу водящего1. Игра “У ребят порядок строгий”2. Игра “Смеяться запрещается”3. Игра “Вот так позы”
Занятие №8развивать умение расслабляться;формировать элементы самоконтроля;развивать слуховую долговременную память;воспитывать вежливое и доброжелательное отношение к окружающим1. Игра ““ДА” и “НЕТ”НЕ ГОВОРИ”2. Игра “Штанга”. Релаксация3. Игра “Прощание”Занятие № 9развитие концентрации внимания и произвольности, слухомоторной координации,
развитие слуховой памяти и слухового произвольного внимания,
развитие нагляднообразного мышления и зрительномоторной координации, самоконтроля1. Играприветствие “Волшебный клубочек”2. Игра “Паровозик”3. Игра “Волшебная цифра”
Занятие №10развивать умение слышать сигналы водящего;развивать умение игратьв игры с правилами;развивать умение двигаться по сигналу водящего1. Игра “Запрещенное движение”2. Игра “Стой!”3. Игра “Телефон”
Занятие №11развивать слуховое восприятие, слуховую долговременную памятьформировать элементы самоконтроля1. Игра с правилами “Лохматый пес”2. Игра “Коверсамолет”. Релаксация3. Игра “Прощание”Занятие № 12развивать внимание, слуховое восприятие, ориентировку в пространстве, координацию движений;
формирование элементов самоконтроляразвивать логическое мышление1. Играприветствие “Волшебный клубочек”2. Игра “Колечко”3. Игра “Рюкзачок бежит по кругу”
Занятие №13развивать пространственную ориентировку;развивать слуховое внимание и слуховую память;развивать нагляднообразное мышление;развивать координацию движений1. Игра “ХолодноГорячо; ПравоЛево”2. Игра “Слушай внимательно”3. Игра “Зеркало”
Занятие №14развивать внимание, слуховое восприятие, ориентировку в пространстве, координацию движений;
формирование элементов самоконтроля1. Игра “Черепахи”2. Игра “Тряпичная кукла и солдат”. Релаксация3. Игра “Прощание”Занятие №15развивать осознанное восприятие;развивать долговременную зрительную память;развивать устойчивость внимания;формировать усидчивость;развивать логическое мышление.1.«Оживляем животных»2.«Любимый фрукт»3.«Помнить все»
На завершающем этапе исследования нами был проведен сравнительный эксперимент. Его цель изучение изменения произвольных когнитивных процессов, явившихся результатом реализации коррекционной программы на этапе формирующего эксперимента.
Таблица 2Распределение испытуемых по уровням развития произвольных когнитивныхпроцессов у детей среднего дошкольного возраста до и после формирующего эксперимента, %
Уровень ПамятьВниманиеМышлениеДоформирующего экспериментаПосле формирующего экспериментаДо формирующего экспериментаПосле формирующего экспериментаДо формирующего экспериментаПосле формирующего экспериментаВысокий 223333441133Средний225622444456Низкий561144114411Итого100100100100100100
Как следует из приведенных в таблице данных, на этапе контрольного эксперимента показатели развития произвольных когнитивных процессов у детей с СДВГ значительно выше. Процесс, который наиболее лучше откорректировалсяслуховая долговременная память. В то время как результаты коррекции мышления остаются на недостаточном уровне. Поэтому, в коррекции мышления нужен более точный подход и разработанная коррекционная программа. Так как мышление, это психический процесс, включающий в себя восприятие формы, цвета, размера, мыслительные операции анализ, синтез, обобщение, сравнение.В ходе проведения исследования нами были выявлены следующие особенности когнитивных произвольных процессов детей среднего дошкольного возраста с СДВГ:1.Дети с гиперактивностью с легкостью увлекаются объектом или явлением, которое им интересно, при этом, когда от них требуется, они не способны концентрировать внимание на чемлибо.2.Их знания и представления о предметах и явлениях очень поверхностны вследствии их отвлекаемости.3.Бесцельные моторные и сенсорные движения не складываются в нужное действие, которое требуется в данный момент.4.Ребенок не различает деталей, мелочей, которые впоследствии оказываются важными для цельного восприятия объекта.5.Речь ребенка с СДВГ предшествует умозаключениям. Поэтому ответы получаются «не в попад».6.Нарушена слаженность между правой и левой рукой.7.Все дети, наблюдавшиеся в ходе исследования отличались отзывчивостью, ласковостью. Они с легкостью шли на контакт. Приэтом дети часто искали физического контакта и постоянно обращались за помощью к педагогам.Но в целом мы можем сделать ряд выводов: 1. После проведения коррекционной работы в группе детей с СДВГ показатели развития их памяти стали значительно иные. Оченьвысокий уровень развития памяти демонстрирует попрежнему лишь около 11% испытуемых данной группы, при этом значительно увеличилось количество детей с высокими и, особенно, средними (на 34%) показателями развития памяти. При этом произошло резкое сокращение количества детей с СДВГ с низкими (на 33%) и критическими показателями (до 0%). Трудности попрежнему возникли у Савелия и Дениса. Они назвали 5 слов с 6 попыток. У Дениса слова сопровождались помощью педагога картинками.2. После проведения на этапе формирующего эксперимента коррекционной работы уровень развития внимания детей с СДВГ стал значительно выше (на 33%) значительно сократилось количество детей с низкими показателями (на 33%) и, напротив, увеличилась численность детей с показателями средними и выше среднего (на 34%). Дети нашли от 10 до 17 отличий на картинках, и только Денис нашел менее 7 отличий.3. Далее нами было проведено повторное исследование мышления детей с СДВГ. Как следует из приведенных на рисунке данных, после проведения коррекционной работы в группе детей с СДВГ увеличилось количество детей с высокими показателями развития мышления (на 22 %). Также заметно возросло число испытуемых со средними показателями (на 12%). При этом резко уменьшилось число детей с низкими показателями развития мышления (на 22%). Соответственно, разработанная коррекционная программа является эффективным средством для работы с детьми с СДВГ.Разработанную программу можно рекомендовать для применения в детских дошкольных учреждениях, группах кратковременного пребывания детей, центрах психологомедикопедагогического сопровождения детей, реабилитационных центрах.Задачи исследования решены, гипотеза подтвердилась.
Козлова Людмила Геннадьевна воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 10 комбинированного вида", г. КаменскУральский
Особенности и коррекция произвольных процессов
у детей среднего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Аннотация. Статья об экспериментальном исследовании произвольных когнитивных процессов у детей среднего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.Ключевые слова: мышление, память, внимание, дефицит внимания.
По своему опыту работы в детском дошкольном учреждении было замечено, что в последнее время в детском саду стало большое количество детей, привлекающих внимание своей чрезмерной активностью. Поэтому, было решено обратить внимание на эту современную проблему воспитания и обучения.Актуальность исследования.Перед выбором темы исследования мы выяснили, что синдрому дефицита внимания и гиперактивности уделяется внимание лишь при поступлении ребенка в школу, когда четко прослеживается социальная дезадаптация (ЗаваденкоН.Н., УспенскаяТ.Ю.,КучмаВ.Р., ПлатоноваА.Г., РазумниковаО.М., ГолошейкинС.А., КасатиковаЕ.Б., БрязгуновИ.П.).
Поэтому, решено провести экспериментальное исследование с целью изучения особенностей когнитивного развития детей среднего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и их коррекции.Очень часто родители и педагоги обращаются за помощью к специалистам в младшем школьном возрасте, когда формирование основ психической деятельности завершилось. Поэтому так необходима ранняя диагностика икоррекция в период младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.Обратимся к определению Мониной Г. Н.: «Гиперактивность кoмплекс отклoнений в развитии ребенка: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенная физическая активность при нормальном уровне интеллектуального развития. Самые первые признаки гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет». Именно в дошкольном возрасте (до 5 лет) в полной мере происходит психическое развитие, происходит формирование всех структур головного мозга. В этот период необходимо провести профилактическую работу по предотвращению более стойких нарушений и коррекцию уже имеющихся. (ОсипенкоТ.Н., ЛицевА.Э., ХалецкаяО.В.).Гиперактивныйребенок не создает проблемы для окружающих детей и взрослых, проблема в возможных последствиях этого заболевания для самого ребенка. Следует подчеркнуть две особенности СДВГ: 1.Ярче всего он проявляется y детей в возрасте от 6 до 12 лет; 2.
У мальчиков он встречается в 79 раз чаще, чем y девочек. [2,5,10]Современные направления диагностической, профилактической и коррекционной работы (СеменовичА.В., ПылаеваН.М., АхутинаТ.В., ОбуховЯ.Л., СемагоН.Я., СиротюкА.Л.) строятся на принципе замещающего развития. Программы, которые учитывают многостороннее развитие ребенка с СДВГ в комплексе с проблемами в семье, среди сверстников, основанные на комплексном подходе отсутствуют.Перейдем к целям и задачам нашего исследования.Цельданного исследования: изучить особенности произвольных когнитивных процессов (произвольного внимания, слуховой долговременной памяти, мышления) у детей среднего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и разработать коррекционную программу.Объектом исследования является проявление гиперактивности и влияние симптома на произвольные когнитивные процессы ребёнка среднего дошкольного возраста.Предметомисследования являются особенности когнитивных процессов (памяти, внимания, мышления) у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в среднем дошкольном возрасте.Методологическая основа исследования:1.Психологическая теория деятельности человека Лурия А. Р. 2.Теория Гальперина П. Я. о поэтапном формировании умственных действий. 3.Теории Выготского Л. С.:Теория психологического развития
обучения)Учение о компенсаторных возможностях организма.4.Теория ЛурияА. Р. о мозговой локализации высших психических функций. 5.Обучающий эксперимент Ивановой А. Я.6.Кащенко В. П. «Педагогическая коррекция»Гипотеза исследования.Мы предполагаем, что при синдроме дефицита внимания и гиперактивностиопределяется ряд особенностей произвольных когнитивных процессов:1.Слабая кратковременная и долговременная память.2.Нарушения сосредоточенности и внимания. Чрезмерная рассеянность и импульсивность.3.Нарушение мышления. Низкая способность к абстрактному мышлению.Но эти особенности можно нивелировать, если:1.Целенаправленная коррекционная работа в комплексе со всеми специалистами будет способствовать формированию произвольности внимания, памяти, мышления.2.Коррекционная программа будет наиболее эффективной при учете индивидуальных особенностей ребенка, социальной ситуации в семье.С учетом цели исследования, его объекта и предмета, а также сформулированной гипотезы решались следующие задачи:1. Анализ литературных и интернет источников по данной теме синдрома дефицита внимания и гиперактивности. 2. Экспериментальное изучение произвольных когнитивных процессов (произвольной слуховой памяти, произвольного внимания, нагляднодейственного, нагляднообразного, логического мышления) у детей с СДВГ среднего дошкольного возраста.3. Разработка и реализация коррекционной программы в группе детей среднего дошкольного возраста.4. Сравнительное экспериментальное исследование до и после формирующего эксперимента.Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования синдрома гиперактивнгости, констатирующий, формирующий эксперимент, метод сравнения. Методы диагностики: тест «12 слов» Полевая Т. А., тест «Найди отличия», тест «Самое непохожее» Л.А. Венгер.Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанную коррекционную программу возможно будет использовать в детских дошкольных учреждениях общеразвивающего, компенсационного и комбинированного вида, в группах кратковременного пребывания детей, в центрах психологопедагогического сопровождения детей, в реабилитационных центрах, а также в центрах развития детей.База исследования: МБДОУ «Детский сад №10 комбинированного вида» г. КаменскаУральского Свердловской области, средняягруппа №7, средняя группа №11. Гиперактивность «Гипер…» (от греч. Hyper над, сверху) составная часть сложных слов, которая yказывает на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «aсtivus» и означает «действенный, деятельный» [12]. К внешним проявлениям гиперактивности относятся:1.Невнимательность;2.
Отвлекаемость;3.
Импульсивность;4.
Повышенная двигательная активность;5.
Проблемы во взаимоотношениях с окружающими; 6.Трудности в обучении;7.
Низкая самооценка.Синдром (от греч. syndrome скопление) в медицине, психологии некое количество клинически выявленных признаков (симптомов, явлений, характеристик). Совокупность симптомов с единым патогенезом. Синдром рассматривается как самостоятельное заболевание. По отношению к понятию «болезнь», «синдром» общее понятие. Болезнь конкретное состояние больного, характеризуется одним или несколькими симптомами, в то время как синдром это комплекс симптомов.Первые симптомы синдрома гиперактивности начинают проявляться в дошкольном возрасте. Чаще синдром встречается у мальчиков, чем у девочек. Современный мир не учитывает особенностей развития мальчиков. На них с самого начала возложено больше надежд и ожиданий. Им больше, чем девочкам, свойственна большая двигательная и умственная активность, поверхностность внимания. Мальчикам с раннего возраста говорят: «ты же мужчина», «ты защитник», «ты должен защищать девочек» и тому подобные фразы. Именно по причине соответствия определенному стереотипу у мальчиков появляетсядвигательная расторможенность.Мы выявили, что, точного определения проблемы в данный момент нет, но она стоит очень остро и её надо решать. Число таких детей увеличивается. Родители опускают руки, отчаиваются, воспитатели в детских садах и учителя в школах бьют тревогу и теряют самообладание, никто не знает, что делать с особенными детьми. Сама обстановка, в которой в современном мире растут и воспитываются дети, способствует увеличению у них различных неврозов и психических отклонении. Кроме того, у детей с данным синдрoмoм oтмечаются oтклоненияв поведении, которые нужно учитывать при развитии когнитивной сферы: двигательная расторможенность, бесцельная двигательная активность, повышенная импульсивность и возбудимость, тревожность, реакции негативизма, агрессивность. Зачастую наблюдается oтставание в развитии социальных навыков, возникает школьная и социальная дезадаптация и различные расстройства невротического характера.
Для достижения определенной цели и решения поставленных задач были выбраны 5 методик, объединенных в 2 блока в соответствиис задачами:Iблок это методики для диагностики СДВГ у детей двух исследуемых групп детского сада. Были использованы опросники для педагогов (воспитателей) и родителей. К первому блоку были отнесены методики:1. Диагностическая карта для выявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей (В.В. Сатари, С.А. Немковой).2. Тест на СДВ или СДВГ у ребенка для родителей (С.Д. Неметчино).IIблок для диагностики произвольных процеccов у детей с СДВГ и без данного синдрома:1.Теcт на диагностику состояния памяти у ребенка (Т.А. Полевая).2. Теcт на внимание для дошкольников "Найди отличие" (С. Паркинсон).3. Теcт на мышление для детей дошкольного возраста "Самое непохожее" (Л.А. Венгер). По первой методике нами было выявлено 7 детей с большим количеством показателей по СДВГ, по второй методике 9 детей. Соответственно с этими 9 детьми необходимо проведение коррекционной работы. Стоит подчеркнуть, что в своем исследовании мы не ставим диагноз. Мы обрабатываем данные, полученные в результате проведенных методик. По IIблоку методик нами было проведено исследование произвольной когнитивной сферы детей дошкольного возраста процессов слуховой долговременной памяти, произвольного внимания и мышления (нагляднодейственного, нагляднообразного, логического). Для проведения методик были определены 2 группы: 9 детей с наличием синдрома, 21 без него. Мы сравниваем, решая задачи второго блока диагностики.
Общие результаты исследования когнитивных процессов у детей дошкольного возраста с СДВГ и без СДВГ представлены в таблице 1.Таблица 1Распределение испытуемых по уровням при исследовании произвольных когнитивных процессов, %
Уровень ПамятьВниманиеМышлениеДети с СДВГДети без СДВГДети с СДВГДети без СДВГДети с СДВГДети без СДВГВысокий 224833521133Средний223822384457Низкий561444104410Итого100100100100100100
Таким образом, в результате проведенного исследования развития когнитивных процессов у детей дошкольного возраста с СДВГ и без СДВГ было выявлено следующее.Вопервых, показатели развития памяти у детей с СДВГ значительно ниже. 56 % детей данной группы демонстрирует низкий уровень развития памяти. Лишь 22% показывают достаточный уровень развития памяти.Вовторых, в группе детей с СДВГ ниже и показатели развития внимания (на 33%). Более 44% испытуемых (4 человека) здесь показали низкий уровень развития внимания. Тогда как половина детей без СДВГ (11 человек) показали высокий уровень ее развития.Втретьих, показатели развития мышления также ниже в группе детей с СДВГ (44%). Высокий уровень у детей без СДВГ показали 33% детей, в то время как у детей с синдромом высокий уровень лишь у 11% (1 человек), (Алеша).Процесс, наиболее нуждающийся в коррекции произвольная слуховая долговременная память.Но и все виды мышления и произвольного внимания тоже находятся на низком уровне. Следовательно, можно утверждать, что общий уровень развития когнитивных процессов в группе детей с СДВГ ниже. С этой группой детей с СДВГ необходимо провести коррекционную работу, которая поможет уменьшить наблюдаемой различие в развитии когнитивных процессов. Программа по коррекции произвольных когнитивных процессов у детей среднего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности представляет собой комплекс игр и упражнений для родителей, воспитателей и детей.База эксперимента МБДОУ «Детский сад №10 комбинированного вида», г. КаменскаУральского Свердловской области, средняя группа №7, средняя группа №11.Количество испытуемых 65 человек, в том числе:9 детей;9 родителей;5 педагогов (4 воспитателя, 1 педагогпсихолог)Критерии отбора испытуемых: для детей возраст, выявленный СДВГ и низкие показатели развития когнитивных процессов; родители этих детей и педагоги двух групп дошкольного учреждения, которое является базой исследования.Цель данного комплекса коррекция произвольных когнитивных процессов (слуховой долговременной памяти, произвольного внимания, всех видов мышления) у детей среднего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Разработка рекомендаций для родителей и проведение круглого стола совместно с педагогомпсихологом Чемезовой Ольгой Андреевной.Таблица 2Организация целей и содержание формирующего эксперимента
№ занятияКоррекционные задачи занятияСодержание занятияЗанятие № 1раскрепощение участников;
объединение их в группу;
развивать произвольное слуховое внимание, координацию движений, совершенствовать восприятие формы, цвета, размера;учить выполнять движения по сигналу, выполнять движения совместно с другими детьми 1. Играприветствие “Волшебный Клубочек”2. Игра “Иголочка и ниточка”3. Игра “Узнай фигуру”
Занятие №2развитие произвольного слухового внимания;развитие умения выполнять движения по сигналу водящего;развитие умения играть в игры с правилами;развитие слуховой памяти;развитие зрительной координации1.Игра “Колечко”2. Игра “Четыре стихии”3. Игра с правилами “Смелые мышки”
Занятие № 3объединение детей в группу;развивать произвольное внимание, слуховое восприятие, мелкую моторику мышц рук, совершенствовать восприятие цвета и формы;
формировать элементы самоконтроля1. Игра приветствие “Волшебный клубочек”2. Игра “Летает не летает”3. Игра “Запрещенный цвет”
Занятие №4развивать умение расслабляться;формировать элементы самоконтроля;развивать слуховую долговременную память;воспитывать вежливое и доброжелательное отношение к окружающим1. Игра “Тряпичная кукла и солдат”2. Игра “Паровозик”3. Игра “Водопад”. Релаксация4. Игра “Прощание”
Занятие №5развивать умение слышать сигналы водящего;развивать умение играть в игры с правилами;развивать умение двигаться по сигналу водящего1. Игра “Черепахи”2. Игра “Зеркало”3. Игра с правилами“Ловишки с мячом”
Занятие № 6объединение участников,развитие устойчивости внимания, моторной и зрительной памяти, пространственного восприятия, слухомоторной координации, слухового восприятия, самоконтроля1. Играприветствие “Волшебный клубочек”2. Игра “Угадай, кто позвал”3. Игра “Найди и промолчи”
Занятие №7развивать умение слышать сигналы водящего;развивать умение играть в игры с правилами;развивать умение двигаться по сигналу водящего1. Игра “У ребят порядок строгий”2. Игра “Смеяться запрещается”3. Игра “Вот так позы”
Занятие №8развивать умение расслабляться;формировать элементы самоконтроля;развивать слуховую долговременную память;воспитывать вежливое и доброжелательное отношение к окружающим1. Игра ““ДА” и “НЕТ”НЕ ГОВОРИ”2. Игра “Штанга”. Релаксация3. Игра “Прощание”Занятие № 9развитие концентрации внимания и произвольности, слухомоторной координации,
развитие слуховой памяти и слухового произвольного внимания,
развитие нагляднообразного мышления и зрительномоторной координации, самоконтроля1. Играприветствие “Волшебный клубочек”2. Игра “Паровозик”3. Игра “Волшебная цифра”
Занятие №10развивать умение слышать сигналы водящего;развивать умение игратьв игры с правилами;развивать умение двигаться по сигналу водящего1. Игра “Запрещенное движение”2. Игра “Стой!”3. Игра “Телефон”
Занятие №11развивать слуховое восприятие, слуховую долговременную памятьформировать элементы самоконтроля1. Игра с правилами “Лохматый пес”2. Игра “Коверсамолет”. Релаксация3. Игра “Прощание”Занятие № 12развивать внимание, слуховое восприятие, ориентировку в пространстве, координацию движений;
формирование элементов самоконтроляразвивать логическое мышление1. Играприветствие “Волшебный клубочек”2. Игра “Колечко”3. Игра “Рюкзачок бежит по кругу”
Занятие №13развивать пространственную ориентировку;развивать слуховое внимание и слуховую память;развивать нагляднообразное мышление;развивать координацию движений1. Игра “ХолодноГорячо; ПравоЛево”2. Игра “Слушай внимательно”3. Игра “Зеркало”
Занятие №14развивать внимание, слуховое восприятие, ориентировку в пространстве, координацию движений;
формирование элементов самоконтроля1. Игра “Черепахи”2. Игра “Тряпичная кукла и солдат”. Релаксация3. Игра “Прощание”Занятие №15развивать осознанное восприятие;развивать долговременную зрительную память;развивать устойчивость внимания;формировать усидчивость;развивать логическое мышление.1.«Оживляем животных»2.«Любимый фрукт»3.«Помнить все»
На завершающем этапе исследования нами был проведен сравнительный эксперимент. Его цель изучение изменения произвольных когнитивных процессов, явившихся результатом реализации коррекционной программы на этапе формирующего эксперимента.
Таблица 2Распределение испытуемых по уровням развития произвольных когнитивныхпроцессов у детей среднего дошкольного возраста до и после формирующего эксперимента, %
Уровень ПамятьВниманиеМышлениеДоформирующего экспериментаПосле формирующего экспериментаДо формирующего экспериментаПосле формирующего экспериментаДо формирующего экспериментаПосле формирующего экспериментаВысокий 223333441133Средний225622444456Низкий561144114411Итого100100100100100100
Как следует из приведенных в таблице данных, на этапе контрольного эксперимента показатели развития произвольных когнитивных процессов у детей с СДВГ значительно выше. Процесс, который наиболее лучше откорректировалсяслуховая долговременная память. В то время как результаты коррекции мышления остаются на недостаточном уровне. Поэтому, в коррекции мышления нужен более точный подход и разработанная коррекционная программа. Так как мышление, это психический процесс, включающий в себя восприятие формы, цвета, размера, мыслительные операции анализ, синтез, обобщение, сравнение.В ходе проведения исследования нами были выявлены следующие особенности когнитивных произвольных процессов детей среднего дошкольного возраста с СДВГ:1.Дети с гиперактивностью с легкостью увлекаются объектом или явлением, которое им интересно, при этом, когда от них требуется, они не способны концентрировать внимание на чемлибо.2.Их знания и представления о предметах и явлениях очень поверхностны вследствии их отвлекаемости.3.Бесцельные моторные и сенсорные движения не складываются в нужное действие, которое требуется в данный момент.4.Ребенок не различает деталей, мелочей, которые впоследствии оказываются важными для цельного восприятия объекта.5.Речь ребенка с СДВГ предшествует умозаключениям. Поэтому ответы получаются «не в попад».6.Нарушена слаженность между правой и левой рукой.7.Все дети, наблюдавшиеся в ходе исследования отличались отзывчивостью, ласковостью. Они с легкостью шли на контакт. Приэтом дети часто искали физического контакта и постоянно обращались за помощью к педагогам.Но в целом мы можем сделать ряд выводов: 1. После проведения коррекционной работы в группе детей с СДВГ показатели развития их памяти стали значительно иные. Оченьвысокий уровень развития памяти демонстрирует попрежнему лишь около 11% испытуемых данной группы, при этом значительно увеличилось количество детей с высокими и, особенно, средними (на 34%) показателями развития памяти. При этом произошло резкое сокращение количества детей с СДВГ с низкими (на 33%) и критическими показателями (до 0%). Трудности попрежнему возникли у Савелия и Дениса. Они назвали 5 слов с 6 попыток. У Дениса слова сопровождались помощью педагога картинками.2. После проведения на этапе формирующего эксперимента коррекционной работы уровень развития внимания детей с СДВГ стал значительно выше (на 33%) значительно сократилось количество детей с низкими показателями (на 33%) и, напротив, увеличилась численность детей с показателями средними и выше среднего (на 34%). Дети нашли от 10 до 17 отличий на картинках, и только Денис нашел менее 7 отличий.3. Далее нами было проведено повторное исследование мышления детей с СДВГ. Как следует из приведенных на рисунке данных, после проведения коррекционной работы в группе детей с СДВГ увеличилось количество детей с высокими показателями развития мышления (на 22 %). Также заметно возросло число испытуемых со средними показателями (на 12%). При этом резко уменьшилось число детей с низкими показателями развития мышления (на 22%). Соответственно, разработанная коррекционная программа является эффективным средством для работы с детьми с СДВГ.Разработанную программу можно рекомендовать для применения в детских дошкольных учреждениях, группах кратковременного пребывания детей, центрах психологомедикопедагогического сопровождения детей, реабилитационных центрах.Задачи исследования решены, гипотеза подтвердилась.