Особенности и коррекция произвольных процессов у детей среднего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Козлова Л. Г., Филютина Т. Н. Особенности и коррекция произвольных процессов у детей среднего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 276–280. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970070.htm.
Аннотация. Статья об экспериментальном исследовании произвольных когнитивных процессов у детей среднего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Филютина Татьяна Николаевна, кандидат педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринскfilyutina1960@mail.ru

Козлова Людмила Геннадьевна воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 10 комбинированного вида", г. КаменскУральский

Особенности и коррекция произвольных процессов

у детей среднего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Аннотация. Статья об экспериментальном исследовании произвольных когнитивных процессов у детей среднего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.Ключевые слова: мышление, память, внимание, дефицит внимания.

По своему опыту работы в детском дошкольном учреждении было замечено, что в последнее время в детском саду стало большое количество детей, привлекающих внимание своей чрезмерной активностью. Поэтому, было решено обратить внимание на эту современную проблему воспитания и обучения.Актуальность исследования.Перед выбором темы исследования мы выяснили, что синдрому дефицита внимания и гиперактивности уделяется внимание лишь при поступлении ребенка в школу, когда четко прослеживается социальная дезадаптация (ЗаваденкоН.Н., УспенскаяТ.Ю.,КучмаВ.Р., ПлатоноваА.Г., РазумниковаО.М., ГолошейкинС.А., КасатиковаЕ.Б., БрязгуновИ.П.).

Поэтому, решено провести экспериментальное исследование с целью изучения особенностей когнитивного развития детей среднего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и их коррекции.Очень часто родители и педагоги обращаются за помощью к специалистам в младшем школьном возрасте, когда формирование основ психической деятельности завершилось. Поэтому так необходима ранняя диагностика икоррекция в период младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.Обратимся к определению Мониной Г. Н.: «Гиперактивность кoмплекс отклoнений в развитии ребенка: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенная физическая активность при нормальном уровне интеллектуального развития. Самые первые признаки гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет». Именно в дошкольном возрасте (до 5 лет) в полной мере происходит психическое развитие, происходит формирование всех структур головного мозга. В этот период необходимо провести профилактическую работу по предотвращению более стойких нарушений и коррекцию уже имеющихся. (ОсипенкоТ.Н., ЛицевА.Э., ХалецкаяО.В.).Гиперактивныйребенок не создает проблемы для окружающих детей и взрослых, проблема в возможных последствиях этого заболевания для самого ребенка. Следует подчеркнуть две особенности СДВГ: 1.Ярче всего он проявляется y детей в возрасте от 6 до 12 лет; 2.

У мальчиков он встречается в 7‬9 раз чаще, чем y девочек. [2,5,10]Современные направления диагностической, профилактической и коррекционной работы (СеменовичА.В., ПылаеваН.М., АхутинаТ.В., ОбуховЯ.Л., СемагоН.Я., СиротюкА.Л.) строятся на принципе замещающего развития. Программы, которые учитывают многостороннее развитие ребенка с СДВГ в комплексе с проблемами в семье, среди сверстников, основанные на комплексном подходе отсутствуют.Перейдем к целям и задачам нашего исследования.Цельданного исследования: изучить особенности произвольных когнитивных процессов (произвольного внимания, слуховой долговременной памяти, мышления) у детей среднего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и разработать коррекционную программу.Объектом исследования является проявление гиперактивности и влияние симптома на произвольные когнитивные процессы ребёнка среднего дошкольного возраста.Предметомисследования являются особенности когнитивных процессов (памяти, внимания, мышления) у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в среднем дошкольном возрасте.Методологическая основа исследования:1.Психологическая теория деятельности человека Лурия А. Р. 2.Теория Гальперина П. Я. о поэтапном формировании умственных действий. 3.Теории Выготского Л. С.:Теория психологического развития

обучения)Учение о компенсаторных возможностях организма.4.Теория ЛурияА. Р. о мозговой локализации высших психических функций. 5.Обучающий эксперимент Ивановой А. Я.6.Кащенко В. П. «Педагогическая коррекция»Гипотеза исследования.Мы предполагаем, что при синдроме дефицита внимания и гиперактивностиопределяется ряд особенностей произвольных когнитивных процессов:1.Слабая кратковременная и долговременная память.2.Нарушения сосредоточенности и внимания. Чрезмерная рассеянность и импульсивность.3.Нарушение мышления. Низкая способность к абстрактному мышлению.Но эти особенности можно нивелировать, если:1.Целенаправленная коррекционная работа в комплексе со всеми специалистами будет способствовать формированию произвольности внимания, памяти, мышления.2.Коррекционная программа будет наиболее эффективной при учете индивидуальных особенностей ребенка, социальной ситуации в семье.С учетом цели исследования, его объекта и предмета, а также сформулированной гипотезы решались следующие задачи:1. Анализ литературных и интернет источников по данной теме синдрома дефицита внимания и гиперактивности. 2. Экспериментальное изучение произвольных когнитивных процессов (произвольной слуховой памяти, произвольного внимания, нагляднодейственного, нагляднообразного, логического мышления) у детей с СДВГ среднего дошкольного возраста.3. Разработка и реализация коррекционной программы в группе детей среднего дошкольного возраста.4. Сравнительное экспериментальное исследование до и после формирующего эксперимента.Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования синдрома гиперактивнгости, констатирующий, формирующий эксперимент, метод сравнения. Методы диагностики: тест «12 слов» Полевая Т. А., тест «Найди отличия», тест «Самое непохожее» Л.А. Венгер.Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанную коррекционную программу возможно будет использовать в детских дошкольных учреждениях общеразвивающего, компенсационного и комбинированного вида, в группах кратковременного пребывания детей, в центрах психологопедагогического сопровождения детей, в реабилитационных центрах, а также в центрах развития детей.База исследования: МБДОУ «Детский сад №10 комбинированного вида» г. КаменскаУральского Свердловской области, средняягруппа №7, средняя группа №11. Гиперактивность ‬«Гипер…» (от греч. Hyper ‬над, сверху) ‬составная часть сложных слов, которая yказывает на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «aсtivus» и означает «действенный, деятельный» [12]. К внешним проявлениям гиперактивности относятся:1.Невнимательность;2.

Отвлекаемость;3.

Импульсивность;4.

Повышенная двигательная активность;5.

Проблемы во взаимоотношениях с окружающими; 6.Трудности в обучении;7.

Низкая самооценка.Синдром (от греч. syndrome скопление) ‬в медицине, психологии некое количество клинически выявленных признаков (симптомов, явлений, характеристик). Совокупность симптомов с единым патогенезом. Синдром рассматривается как самостоятельное заболевание. По отношению к понятию «болезнь», «синдром» общее понятие. Болезнь ‬конкретное состояние больного, характеризуется одним или несколькими симптомами, в то время как синдром ‬это комплекс симптомов.Первые симптомы синдрома гиперактивности начинают проявляться в дошкольном возрасте. Чаще синдром встречается у мальчиков, чем у девочек. Современный мир не учитывает особенностей развития мальчиков. На них с самого начала возложено больше надежд и ожиданий. Им больше, чем девочкам, свойственна большая двигательная и умственная активность, поверхностность внимания. Мальчикам с раннего возраста говорят: «ты же мужчина», «ты ‬защитник», «ты должен защищать девочек» и тому подобные фразы. Именно по причине соответствия определенному стереотипу у мальчиков появляетсядвигательная расторможенность.Мы выявили, что, точного определения проблемы в данный момент нет, но она стоит очень остро и её надо решать. Число таких детей увеличивается. Родители опускают руки, отчаиваются, воспитатели в детских садах и учителя в школах бьют тревогу и теряют самообладание, никто не знает, что делать с особенными детьми. Сама обстановка, в которой в современном мире растут и воспитываются дети, способствует увеличению у них различных неврозов и психических отклонении. Кроме того, у детей с данным синдрoмoм oтмечаются oтклоненияв поведении, которые нужно учитывать при развитии когнитивной сферы: двигательная расторможенность, бесцельная двигательная активность, повышенная импульсивность и возбудимость, тревожность, реакции негативизма, агрессивность. Зачастую наблюдается oтставание в развитии социальных навыков, возникает школьная и социальная дезадаптация и различные расстройства невротического характера.

Для достижения определенной цели и решения поставленных задач были выбраны 5 методик, объединенных в 2 блока в соответствиис задачами:Iблок ‬это методики для диагностики СДВГ у детей двух исследуемых групп детского сада. Были использованы опросники для педагогов (воспитателей) и родителей. К первому блоку были отнесены методики:1. Диагностическая карта для выявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей (В.В. Сатари, С.А. Немковой).2. Тест на СДВ или СДВГ у ребенка для родителей (С.Д. Неметчино).IIблок ‬для диагностики произвольных процеccов у детей с СДВГ и без данного синдрома:1.Теcт на диагностику состояния памяти у ребенка (Т.А. Полевая).2. Теcт на внимание для дошкольников "Найди отличие" (С. Паркинсон).3. Теcт на мышление для детей дошкольного возраста "Самое непохожее" (Л.А. Венгер). По первой методике нами было выявлено 7 детей с большим количеством показателей по СДВГ, по второй методике 9 детей. Соответственно с этими 9 детьми необходимо проведение коррекционной работы. Стоит подчеркнуть, что в своем исследовании мы не ставим диагноз. Мы обрабатываем данные, полученные в результате проведенных методик. По IIблоку методик нами было проведено исследование произвольной когнитивной сферы детей дошкольного возраста ‬процессов слуховой долговременной памяти, произвольного внимания и мышления (нагляднодейственного, нагляднообразного, логического). Для проведения методик были определены 2 группы: 9 детей с наличием синдрома, 21 без него. Мы сравниваем, решая задачи второго блока диагностики.

Общие результаты исследования когнитивных процессов у детей дошкольного возраста с СДВГ и без СДВГ представлены в таблице 1.Таблица 1Распределение испытуемых по уровням при исследовании произвольных когнитивных процессов, %

Уровень ПамятьВниманиеМышлениеДети с СДВГДети без СДВГДети с СДВГДети без СДВГДети с СДВГДети без СДВГВысокий 224833521133Средний223822384457Низкий561444104410Итого100100100100100100

Таким образом, в результате проведенного исследования развития когнитивных процессов у детей дошкольного возраста с СДВГ и без СДВГ было выявлено следующее.Вопервых, показатели развития памяти у детей с СДВГ значительно ниже. 56 % детей данной группы демонстрирует низкий уровень развития памяти. Лишь 22% показывают достаточный уровень развития памяти.Вовторых, в группе детей с СДВГ ниже и показатели развития внимания (на 33%). Более 44% испытуемых (4 человека) здесь показали низкий уровень развития внимания. Тогда как половина детей без СДВГ (11 человек) показали высокий уровень ее развития.Втретьих, показатели развития мышления также ниже в группе детей с СДВГ (44%). Высокий уровень у детей без СДВГ показали 33% детей, в то время как у детей с синдромом высокий уровень лишь у 11% (1 человек), (Алеша).Процесс, наиболее нуждающийся в коррекции ‬произвольная слуховая долговременная память.Но и все виды мышления и произвольного внимания тоже находятся на низком уровне. Следовательно, можно утверждать, что общий уровень развития когнитивных процессов в группе детей с СДВГ ниже. С этой группой детей с СДВГ необходимо провести коррекционную работу, которая поможет уменьшить наблюдаемой различие в развитии когнитивных процессов. Программа по коррекции произвольных когнитивных процессов у детей среднего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности представляет собой комплекс игр и упражнений для родителей, воспитателей и детей.База эксперимента МБДОУ «Детский сад №10 комбинированного вида», г. КаменскаУральского Свердловской области, средняя группа №7, средняя группа №11.Количество испытуемых ‬65 человек, в том числе:9 детей;9 родителей;5 педагогов (4 воспитателя, 1 педагогпсихолог)Критерии отбора испытуемых: для детей возраст, выявленный СДВГ и низкие показатели развития когнитивных процессов; родители этих детей и педагоги двух групп дошкольного учреждения, которое является базой исследования.Цель данного комплекса ‬коррекция произвольных когнитивных процессов (слуховой долговременной памяти, произвольного внимания, всех видов мышления) у детей среднего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Разработка рекомендаций для родителей и проведение круглого стола совместно с педагогомпсихологом Чемезовой Ольгой Андреевной.Таблица 2Организация целей и содержание формирующего эксперимента

№ занятияКоррекционные задачи занятияСодержание занятияЗанятие № 1‬раскрепощение участников;

‬объединение их в группу;

‬развивать произвольное слуховое внимание, координацию движений, совершенствовать восприятие формы, цвета, размера;учить выполнять движения по сигналу, выполнять движения совместно с другими детьми 1. Играприветствие “Волшебный Клубочек”2. Игра “Иголочка и ниточка”3. Игра “Узнай фигуру”

Занятие №2развитие произвольного слухового внимания;развитие умения выполнять движения по сигналу водящего;развитие умения играть в игры с правилами;развитие слуховой памяти;развитие зрительной координации1.Игра “Колечко”2. Игра “Четыре стихии”3. Игра с правилами “Смелые мышки”

Занятие № 3‬объединение детей в группу;‬развивать произвольное внимание, слуховое восприятие, мелкую моторику мышц рук, совершенствовать восприятие цвета и формы;

‬формировать элементы самоконтроля1. Игра ‬приветствие “Волшебный клубочек”2. Игра “Летает ‬не летает”3. Игра “Запрещенный цвет”

Занятие №4развивать умение расслабляться;формировать элементы самоконтроля;развивать слуховую долговременную память;воспитывать вежливое и доброжелательное отношение к окружающим1. Игра “Тряпичная кукла и солдат”2. Игра “Паровозик”3. Игра “Водопад”. Релаксация4. Игра “Прощание”

Занятие №5развивать умение слышать сигналы водящего;развивать умение играть в игры с правилами;развивать умение двигаться по сигналу водящего1. Игра “Черепахи”2. Игра “Зеркало”3. Игра с правилами“Ловишки с мячом”

Занятие № 6‬объединение участников,‬развитие устойчивости внимания, моторной и зрительной памяти, пространственного восприятия, слухомоторной координации, слухового восприятия, самоконтроля1. Играприветствие “Волшебный клубочек”2. Игра “Угадай, кто позвал”3. Игра “Найди и промолчи”

Занятие №7развивать умение слышать сигналы водящего;развивать умение играть в игры с правилами;развивать умение двигаться по сигналу водящего1. Игра “У ребят порядок строгий”2. Игра “Смеяться запрещается”3. Игра “Вот так позы”

Занятие №8развивать умение расслабляться;формировать элементы самоконтроля;развивать слуховую долговременную память;воспитывать вежливое и доброжелательное отношение к окружающим1. Игра ““ДА” и “НЕТ”НЕ ГОВОРИ”2. Игра “Штанга”. Релаксация3. Игра “Прощание”Занятие № 9‬развитие концентрации внимания и произвольности, слухомоторной координации,

‬развитие слуховой памяти и слухового произвольного внимания,

‬развитие нагляднообразного мышления и зрительномоторной координации, самоконтроля1. Играприветствие “Волшебный клубочек”2. Игра “Паровозик”3. Игра “Волшебная цифра”

Занятие №10развивать умение слышать сигналы водящего;развивать умение игратьв игры с правилами;развивать умение двигаться по сигналу водящего1. Игра “Запрещенное движение”2. Игра “Стой!”3. Игра “Телефон”

Занятие №11развивать слуховое восприятие, слуховую долговременную памятьформировать элементы самоконтроля1. Игра с правилами “Лохматый пес”2. Игра “Коверсамолет”. Релаксация3. Игра “Прощание”Занятие № 12‬развивать внимание, слуховое восприятие, ориентировку в пространстве, координацию движений;

‬формирование элементов самоконтроляразвивать логическое мышление1. Играприветствие “Волшебный клубочек”2. Игра “Колечко”3. Игра “Рюкзачок бежит по кругу”

Занятие №13развивать пространственную ориентировку;развивать слуховое внимание и слуховую память;развивать нагляднообразное мышление;развивать координацию движений1. Игра “ХолодноГорячо; ПравоЛево”2. Игра “Слушай внимательно”3. Игра “Зеркало”

Занятие №14‬развивать внимание, слуховое восприятие, ориентировку в пространстве, координацию движений;

‬формирование элементов самоконтроля1. Игра “Черепахи”2. Игра “Тряпичная кукла и солдат”. Релаксация3. Игра “Прощание”Занятие №15развивать осознанное восприятие;развивать долговременную зрительную память;развивать устойчивость внимания;формировать усидчивость;развивать логическое мышление.1.«Оживляем животных»2.«Любимый фрукт»3.«Помнить все»

На завершающем этапе исследования нами был проведен сравнительный эксперимент. Его цель ‬изучение изменения произвольных когнитивных процессов, явившихся результатом реализации коррекционной программы на этапе формирующего эксперимента.

Таблица 2Распределение испытуемых по уровням развития произвольных когнитивныхпроцессов у детей среднего дошкольного возраста до и после формирующего эксперимента, %

Уровень ПамятьВниманиеМышлениеДоформирующего экспериментаПосле формирующего экспериментаДо формирующего экспериментаПосле формирующего экспериментаДо формирующего экспериментаПосле формирующего экспериментаВысокий 223333441133Средний225622444456Низкий561144114411Итого100100100100100100

Как следует из приведенных в таблице данных, на этапе контрольного эксперимента показатели развития произвольных когнитивных процессов у детей с СДВГ значительно выше. Процесс, который наиболее лучше откорректировался‬слуховая долговременная память. В то время как результаты коррекции мышления остаются на недостаточном уровне. Поэтому, в коррекции мышления нужен более точный подход и разработанная коррекционная программа. Так как мышление, это психический процесс, включающий в себя восприятие формы, цвета, размера, мыслительные операции анализ, синтез, обобщение, сравнение.В ходе проведения исследования нами были выявлены следующие особенности когнитивных произвольных процессов детей среднего дошкольного возраста с СДВГ:1.Дети с гиперактивностью с легкостью увлекаются объектом или явлением, которое им интересно, при этом, когда от них требуется, они не способны концентрировать внимание на чемлибо.2.Их знания и представления о предметах и явлениях очень поверхностны вследствии их отвлекаемости.3.Бесцельные моторные и сенсорные движения не складываются в нужное действие, которое требуется в данный момент.4.Ребенок не различает деталей, мелочей, которые впоследствии оказываются важными для цельного восприятия объекта.5.Речь ребенка с СДВГ предшествует умозаключениям. Поэтому ответы получаются «не в попад».6.Нарушена слаженность между правой и левой рукой.7.Все дети, наблюдавшиеся в ходе исследования отличались отзывчивостью, ласковостью. Они с легкостью шли на контакт. Приэтом дети часто искали физического контакта и постоянно обращались за помощью к педагогам.Но в целом мы можем сделать ряд выводов: 1. После проведения коррекционной работы в группе детей с СДВГ показатели развития их памяти стали значительно иные. Оченьвысокий уровень развития памяти демонстрирует попрежнему лишь около 11% испытуемых данной группы, при этом значительно увеличилось количество детей с высокими и, особенно, средними (на 34%) показателями развития памяти. При этом произошло резкое сокращение количества детей с СДВГ с низкими (на 33%) и критическими показателями (до 0%). Трудности попрежнему возникли у Савелия и Дениса. Они назвали 5 слов с 6 попыток. У Дениса слова сопровождались помощью педагога ‬картинками.2. После проведения на этапе формирующего эксперимента коррекционной работы уровень развития внимания детей с СДВГ стал значительно выше (на 33%) ‬значительно сократилось количество детей с низкими показателями (на 33%) и, напротив, увеличилась численность детей с показателями средними и выше среднего (на 34%). Дети нашли от 10 до 17 отличий на картинках, и только Денис нашел менее 7 отличий.3. Далее нами было проведено повторное исследование мышления детей с СДВГ. Как следует из приведенных на рисунке данных, после проведения коррекционной работы в группе детей с СДВГ увеличилось количество детей с высокими показателями развития мышления (на 22 %). Также заметно возросло число испытуемых со средними показателями (на 12%). При этом резко уменьшилось число детей с низкими показателями развития мышления (на 22%). Соответственно, разработанная коррекционная программа является эффективным средством для работы с детьми с СДВГ.Разработанную программу можно рекомендовать для применения в детских дошкольных учреждениях, группах кратковременного пребывания детей, центрах психологомедикопедагогического сопровождения детей, реабилитационных центрах.Задачи исследования решены, гипотеза подтвердилась.