Правоохранительные органы – это сложный социальный организм, являющийся неотъемлемой частью современного общества. Их развитие и состояние всегда обусловлены тенденциями развития самого общества. Однако независимо от политических, социально-экономических преобразований, происходящих в стране главной задачей правоохранительных органов, и в частности полиции, является охрана правопорядка, мирного труда граждан и обеспечение общественной безопасности.
В связи со спецификой выполняемых задач к сотруднику полиции предъявляются высокие требования. Он должен отвечать сегодняшним требованиям рынка труда.
По нашему мнению, сотрудник полиции, независимо от занимаемой должности, должен не только обладать в совершенстве юридическими и специальными знаниями, навыками применения боевых приемов борьбы, но в обязательном порядке психологическими знаниями и навыками, позволяющими профессионально разрешать возникающие конфликтные ситуации, строить общение, запоминать значимую информацию, логически мыслить, понятно изъясняться и т.п.
Сотрудник полиции сегодня – это должностное лицо органа внутренних дел (ОВД), обладающее юридическими, специальными знаниями, физически подготовленное, владеющее в совершенстве навыками применения боевых приемов борьбы, огнестрельного оружия, владеющий профессионально важными психологическими качествами, способствующими выполнению задач любой сложности на должном профессиональном уровне»[1].
В соответствии с темой нашего исследования, мы рассмотрим профессиональные качества, на наш взгляд, являющиеся значимыми в профессиональной деятельности каждого сотрудника полиции. По нашему мнению, одними из таких качеств являются: внимание, память, мышление.
Внимание представляет собой психологический феномен. Внимание обеспечивает четкость и ясность сознания, осознание смысла психической деятельности в тот или иной момент. Уровень развития внимания имеет большое значение в профессиональной деятельности сотрудника полиции. На сознание полицейского всегда, и тем более в ситуации, связанной с пресечением преступлений, административных правонарушений, необходимости применения боевых приемов борьбы, специальных средств, огнестрельного оружия, действует огромное количество раздражителей. Постоянно поступает огромная масса информации, из которой следует выбрать самую необходимую и ограничить доступ той, которая не важна на данный момент в конкретной ситуации. Именно внимание обеспечивает отбор наиболее значимой информации и пересылает ее другим познавательным психическим процессам для обработки. Кроме того, внимание тесно связано с волей и другими психологическими характеристиками.
Различают следующие виды внимания: непроизвольное внимание, произвольное внимание, послепроизвольное внимание. Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от воли. Деятельность захватывает человека сама по себе в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. Произвольное внимание возникает и развивается в результате волевого усилия и напряжения человека и отличается целенаправленностью, организованностью, повышенной устойчивостью. В служебной деятельности сотрудника полиции произвольное внимание имеет наибольшее значение. При этом необходимо отметить, что уровень произвольного внимания в большинстве случаев зависит от того, насколько глубоко осознается необходимость той или иной деятельности. Послепроизвольное внимание возникает из произвольного. Вначале человек усилием воли заставляет себя сосредоточиться на чем-либо, а затем уже внимание концентрируется на предмете деятельности само собой. Необходимо отметить, что перевод произвольного внимания в послепроизвольное в процесс профессионального обучения сотрудников полиции является одним из перспективных направлений повышения эффективности процесса обучения.
Относительно деятельности сотрудника полиции внимание характеризуется такими основными качествами, как: объем, распределяемость, концентрация.
Объем внимания определяется максимальным количеством объектов, которое человек может воспринять одновременно. Как правило, необходимость одновременного восприятия нескольких предметов связана с решением какой-либо задачи. Например, от способности сотрудника полиции одновременно воспринимать информацию от разных раздражителей на месте совершения преступления, может зависеть не только раскрытие преступления по «горячим следам», но и вероятность сохранения его жизни. Следует отметить, что люди могут значительно различаться по объему внимания. При этом необходимо отметить, что объем внимания существенно может увеличиваться посредством специальных упражнений в ходе профессиональной подготовки.
Под распределяемостью нами понимается способность сотрудником рассредоточить внимание на нескольких объектах и воспринимать их в равной степени эффективно. Данное качество является важным в условиях одновременного контролирования действий нескольких правонарушителей, совершения множества умственных и сенсорно-моторных действий.
Под концентрацией понимается способность человека при выполнении конкретной деятельности сосредоточиться на главном с одновременным отвлечением от воздействия второстепенных раздражителей. Проявление концентрации особенно заметно в служебной деятельности сотрудника полиции, например при работе личным сыском; в общении с гражданами, являющимися носителями информации, представляющей оперативный интерес для полиции; при прибытии и нахождении на месте совершения преступления.
Если человеку удается полностью сосредоточить свое внимание на мыслях, которые он хочет высказать он чувствует себя непринужденно. Это не просто, но этому можно научиться. Знание своего дела дает уверенность, уверенность порождает внутреннюю свободу, а внутренняя свобода находит свое выражение в физическом поведении человека»[2].
Память – это процесс запечатления, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта. Благодаря памяти человек способен накапливать информацию, не теряя прежних знаний, сведений, навыков. Среди психических познавательных процессов памяти отводится особое место.
Физиологической основой памяти является образование, сохранение а актуализация временных, нервных связей, а так же протекание особых физико-химических процессов в коре и подкорке головного мозга. Различают следующие виды памяти: образная, двигательная, словесно-логическая, и эмоциональная.
Образная память – это память на представления, на картины природы, запахи т.п.
Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Значение этого вида памяти состоит в том, что что она служит основой для формирования различных двигательных умений и навыков.
Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли, выраженные в словах. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая становится ведущей по отношению к ним. Именно ей принадлежит основная роль в усвоении знаний в процессе обучения. Для того, чтобы материал лучше запоминался и воспроизводился в нужной обстановке, необходимо использовать все возможности устной и письменной речи: выразительность сравнений, остроту противопоставлений и т.п.
Эмоциональная память – это память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют нам о том, как удовлетворяются наши потребности, интересы, стремления и побуждения. Эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого сотрудника полиции. Пережитые и сохранившиеся в памяти чувства либо побуждают человека к действиям, либо удерживают от них.
По степени запоминания память принято подразделять на кратковременную и долговременную. Кратковременная память характеризуется очень кратким сохранением после однократного, очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением. Для долговременной памяти характерно длительное сохранение материала после многократного повторения и воспроизведения. В долговременную память поступает информация, имеющая для полицейского важное значение в достижении им поставленных служебных задач.
Мышление является высшим психическим познавательным процессом. Суть мышления заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.
Мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Процесс мышления начинает наиболее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить»[3]. Следовательно, мышление начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления. При этом ответ на вопрос не обнаруживается немедленно, а находится с помощью определенных умственных операций, в процессе которых происходит видоизменение и преобразование имеющейся информации.
Таким образом можно заключить, что мышление – это процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности, отражения существенных свойств, связей и отношений предметов и явлений объективного мира. Важным условием развития мышления выступает определенный эмоциональный настрой психики, обеспечивающий повышение качества мышления в опасных и сложных ситуациях. Мышление предполагает способность к максимальной продуктивности ума в условиях максимальной опасности.
Для успешного формирования и развития рассмотренных нами профессионально значимых качеств считаем необходимым научить сотрудника полиции использовать полученные знания в самых разнообразных условиях деятельности. В связи с чем считаем целесообразным отрабатывать полученные знания во время практических занятий на учебных полигонах, при условии постоянного изменения условий реализации полученных знаний. В процессе практических занятий особую роль в развитии профессионально значимых качеств играет применение неожиданных вводных, творчески составленных летучек с последующим тщательным и всесторонним разбором действий обучаемых, особенно принятых ими решений.
Как показывает практика, в деятельности сотрудника ОВД сформированность и развитость рассмотренных нами профессионально значимых качеств, таких как - память, внимание, мышление, имеет важное значение, оказывающее влияние на успешность выполнения служебных задач. С целью повышения уровня профессионализма сотрудника полиции, считаем необходимым проведение соответствующей работы с привлечение психологов подразделений по формированию и развитию данных психологических качеств, как при прохождении профессионального обучения в образовательных организациях и центрах профессиональной подготовки МВД России, так и в системе профессиональной служебной и физической подготовки в подразделениях по месту прохождения службы.