Метод творческих проектов как способ построения индивидуальной образовательной траектории в условиях стандартизации образования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гайнеев Э. Р. Метод творческих проектов как способ построения индивидуальной образовательной траектории в условиях стандартизации образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 431–435. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970101.htm.
Аннотация. В статье представлен опыт построения индивидуальной образовательной траектории учащихся в условиях стандартизации образования посредством выполнения творческого проекта в процессе практического обучения, с применением метода поэлементной рационализации, при поэтапном выполнении проекта, изготовлении изделия, в условиях формирования мотивации саморазвития личности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гайнеев Эдуард Робертович, кандидат педагогическихнаук, доцент кафедры технологий профессионального обученияУльяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновскgajneev.eduard@yandex.ru

Метод творческих проектовкак способ построения индивидуальной образовательной траектории в условиях стандартизации образования

Аннотация.Встатье представлен опыт построения индивидуальной образовательной траектории учащихся в условиях стандартизации образования посредством выполнения творческого проекта в процессе практического обучения, с применением метода поэлементной рационализации, при поэтапном выполнении проекта, изготовлении изделия, в условиях формирования мотивации саморазвития личности.Ключевые слова:стандартизацияобразования, индивидуальная образовательная траектория, методтворческих проектов, метод поэлементной рационализации.Раздел (06) –педагогические наукиSelfmademan(Человек, который сделал себя сам)

Одним из важных направлений деятельности современного педагога является проектирование и построение индивидуальной образовательной траектории обучающегося в условиях стандартизации образования, что способствует выявлению наиболее сильных граней личности, способностей, одаренности.В связи с этим вспоминается как в конце 80х годов прошлого столетия, в популярном юмористическом журнале «Крокодил» был опубликован сатирический рисунок во всю страницу, на котором, в виде огромной мясорубки была изображена школа с огромной вывеской «ШКОЛА». В «мясорубку» («ШКОЛА») с правой стороны входят разноцветно одетые и весело припрыгивающие дети, а уже с левой стороны, из «ШКОЛЫ», они выходят ровными армейскими рядами, одинаково серо одетыми с суровыми, пожалуй, даже, угрюмыми выражениями лиц. Уже в то время в обществе начали бить тревогу по поводу чрезмерного увлечения стандартизацией системы образования, которая, в определенной степени, препятствовала более гармоничному развитию личности, выявлению, раскрытию и развитию ее индивидуальности, граней одаренности. Стандартизация, безусловно, необходима и в наше время получила самое широкое распространение, особенно в сфере массовогопроизводства, промышленности и т.д., и стала реальностью также и в сфере образования. Но в отличие от других областей, стандартизацияв системе образования имеет ряд недостатков. Стандартизация в сфере образования, с одной стороны, позволяет устанавливать требуемый, необходимый уровень освоения знаний, умений; создавать единые требования, предъявляемые к учащимся; добиваться определенной совместимости учебных планов и программ, что, в целом, приводит к совместимости и признанию дипломов государственных масштабах и др.В то же время, стандартизация обязывает следовать единой системе, единым правилам, что, в свою очередь, ограничивает инициативу, творчество всех участников образовательного процесса, особенно –обучающихся, что приводит к излишней унифицированности, подавлению их индивидуальности и не способствует раскрытию индивидуальных особенностей личности, ее склонности к определенным видам деятельности, препятствует выявлению граней одаренности.Одним из способов решения указанной проблемы, как показывает многолетний опыт, является творческая деятельность обучающихся в рамках выполнения ими творческих проектов в процессе практического обучения, практикума в учебных мастерских и с использованием метода поэлементной рационализации (МПР)при поэтапном, пошаговом выполнении данного проекта. Творческие способности человека, по утверждению психологов, наиболее эффективно развиваются (добавим, –и раскрываются) в процессе деятельности и поэтому умелое применение методов, способствующих активизации познавательных и творческих способностей обучаемых, является важным средством активизации индивидуальных творческих способностей обучающихся. Однако, применяя различные дидактические методы и приемы активизации творческой деятельности, необходимо учитывать индивидуальный уровень развития творческих способностей обучающихся, что вытекает из теории мышления (Выготский Л.С., Кудрявцев Т.В., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л. и др.). В многочисленных исследованиях также доказано, что развитие творческих способностей обучаемых –процесс длительный, который должен строиться с учетом постепенного и целенаправленного достижения требуемой цели –развитие творческих познавательных способностей обучающихся, и этому, в полной мере, соответствует выполнение индивидуального творческого проекта на протяжении достаточно длительного времени, например, одного курса обучения.Более того, творческая, рационализаторскаядеятельность в настоящее времяявляется одним из ключевых направлений деятельности предприятия, организации (например, система непрерывного совершенствования «кайдзен»), значимой составляющей профессиональной деятельности современного специалиста [1; 19].Педагогу практического обучения при подготовке к выполнению творческого проекта, необходимо знать, что основу мыслительной деятельности обучаемых составляют три взаимосвязанных дидактических уровня: уровень знания, уровень понимания, уровень логического мышления, уровень творческого мышления. Психологи трактуют знаниекак образ реальности субъекта в форме понятий и представлений; понимание как аналитическую, синтетическую деятельности, направленные лишь на усвоение информации, сообщаемой педагогом или любым источником информации (учебник, информационнотехнологическая карта и др.); логическое мышление –как мыслительный процесс, в котором человек пользуется четкими и конкретными понятиями; творческое мышление –как мышление созидающее, дающее новое решение проблемы, приводящее к новым идеям и открытиям [2; 28]. Как и понимание, логическое мышление представляет собой аналитикосинтетическую деятельность. Однако следует учитывать и некоторые различия между процессами понимания и мышлением. Так, в процессе понимания обучающийся уясняет смысл и логическую последовательность вывода, который сделал педагог, а в процессе логического мышления выводятся новые знания. Приемами развития логического, творческого мышления на занятиях практического обучения, как известно, являются эвристическая беседа, эвристические пробные работы, логикопоисковые задания, решение проблемных задач и проблемных ситуаций, все те составляющие творческого проекта и т.п. Поэтапная структура творческого мышления (В.И. Андреев, А.М. Матюшкин, В.Г. Новоселов,С.А. Разумовский и др.) характеризуется тремя этапами:

этап возникновения проблемы(проблемной задачи или ситуации), ее всестороннего анализа, формулировки возникшей проблемы;

этап творческого процесса, поиска путей решения возникшей проблемы, в том числе получения дополнительной информации;

этап творческого познания, решения проблемы и эмпирической проверки полученных результатов.Указанная схема познавательного творческого процесса позволяет выделить основные черты творческого мышления, для которого характерны не только развитость логического, но и критического мышления, способности человека к решению различных задач в условиях неполной детерминированности. Анализируя практику применения различных методов и форм организации обучения, способствующих формированию практически освоенного опыта творческой деятельности в практическом обучении, М.А. Галагузова, Д.М. Комский, С.А. Новоселов и др. отмечают, что пока ещё названному опыту уделяется недостаточноевнимание, особенно –в условиях практического обучения. Практическое обучение строится, как правило, по операционнокомплексной системе, согласно которой данный процесс включает вводное занятие, ряд занятий по освоению отдельных трудовых приемов, операций с последующим закреплением их при выполнении комплексных и сложных комплексных работ, завершаемых занятием контрольнопроверочным. При этом основной задачей является закрепление и совершенствование знаний и умений по отдельным трудовым операциям и приемам. Подготовка современного профессионально мобильного специалиста возможна лишь при условии формирования творческой учебнопознавательной деятельности, которая осуществляется при использовании поисковых методов обучения. Разумеется, применение поисковых методов обучения в отличие от репродуктивного типа обучения требует значительно больших затрат учебного времени. Планирование и реализация поисковых методов в процессе практического обучения требуют также и высокого уровня профессиональнопедагогического мастерства педагога, но все это оправдано высоким уровнем профессиональной подготовки выпускника и способствует дифференциации, индивидуализации обучения. Во многих исследованиях, связанных с различными аспектами развития творчества, рассматривается, в основном, интеллектуальный компонент творческой деятельности. В работе английских исследователей Э. Лейтуэйта, М. Тринга, наряду с научной и эмоциональной сторонами творчества, особая роль отводится практическому компоненту творческой деятельности (рисунок1).

Рис.1. Компоненты творческой деятельности

В своем исследовании они указывают, что творчество неотделимо от потребности человека понять физические и технические законы не только умом, но и «на ощупь», а изобретательская деятельность, как и любой другой вид творчества, требует совместной работы ума, сердца и рук [3; 22]. Таким образом, практический компонент обучения –«умение «думать руками»,при проведении практических занятий, практикумовв учебных мастерских является одним из важнейших условий развития творческих способностей, формирования рационализаторской деятельности обучающихся.Повышению эффективности в формировании указанной деятельности, как показывает наш многолетний опыт, способствует индивидуальное творческое проектирование в органичном единстве теоретического и практического обучения, что в высокой степени способствует дифференциации обучения, выстраиванию индивидуальной образовательнойтраектории, творческого самовыражения, формированию мотивации саморазвития личности.Необходимо отметить, что творческая, рационализаторская деятельность при выполнении творческого проекта являются важной составляющей деятельности будущего педагога трудового обучения, поскольку он является ключевой фигурой в формировании первоначальных умений будущих «Левшей и Кулибиных», когда происходит планомерное становление творческой личности.При выполнении технического творческого проекта мы придерживаемся последовательности, представленной в исследованияхМ.А. Галагузовой, Д.М.Комского, С.А. Новоселова и др., которая выполняется по следующему алгоритму:1) Проблемная ситуация, формирование технической задачи.2) Формирование технической идеи.3) Идейная модель (схема).4) Конструирование.5) Моделирование и эксперимент.6) Создание опытного образца, натурные испытания.7) Оформление технической документации (описание, чертежи). Важным приемом в зарождении интереса учащихся к творческой рационализаторской деятельности является осознание ими важности этой деятельности, умение педагога, уже на первых занятиях ознакомить учащихся с некоторыми статистическими данными, что называется, произвести впечатление, рассказать им, что:самым дорогим товаром на Рынке является интеллект. Например, Япония, не имея особобогатых природных ресурсов, является одной из богатейших стран мира. За счет чего? Правильно! За счет высоких технологий, новейших научных разработок, непрерывной модернизации и рационализации производства. Уровень рационализаторства в этой стране настолько высок, что в цехах заводов установлены специальные ящики, в которые любой работник может кратко изложить любое, даже самое фантастическое предложение. А сроки внедрения рационализаторских предложений не превышают одного месяца;в США проводится системная планомерная работа по привлечению в страну высококлассных, талантливых специалистов со всего мира;По данным экономистов, один доллар, вложенный в образование, приносит до 4 долларов прибыли, а один доллар, вложенный в творческую, рационализаторскую деятельность, еще больше, –до 9 долларов; квалифицированный рабочий, имеющий среднее образование, в 5 раз больше вносит рационализаторских предложений, чем рабочий с таким же стажем работы, но без среднего образования;повышение общеобразовательной подготовки на один класс приводит, в среднем, к росту на 6% числа рационализаторских предложений [4; с.25].Сильное впечатление на студентов производят примеры по микроэкономическому эффекту. В качестве примера приводятся данные из монографии известного венгерского специалиста Яноша Шушански, где он в качестве примера показывает, что такая, казалось бы, незначительная мелочь как «капающий» кран может привести к потерям, равным до 6ти тысяч литров воды в год [5; с.28]. Затем, демонстрация различных оригинальных экспонатов и перечень возможных направлений, тематики творческих проектов (табл. 1).Таблица. 1Перечень по выполнению творческого проекта

№п/пФИОТворческий проект. Тема. Экспонат.Оценка1Максим Т.Станок настольносверлильный5 (отлично)2Сергей А.Стенд проверочный «Электрик»5 (отлично)3Денис Ш.Управление освещением4 (хорошо)4Виктор В.Калориферобогреватель5 (отлично)5Михаил С.Станок сверлильнозаточный 4 (хорошо)6Дима Т.«Выключатель вдогонку»5 (отлично)7Женя В.Стенд дистанционного управления5 (отлично)8Сергей Ф.Заряднопусковое устройство5 (отлично)9Руслан Г.Приставка постоянного тока4 (хорошо)10Артем Д.Переговорное устройство4 (хорошо)11Максим Б Гелиоэлектростанция на транзисторах5 (отлично)12Саша Р.Паяльник постоянного тока5 (отлично)13Вадим К.Сварочный трансформатор5 (отлично)14ДенисК.Тепловая пушка с регулятором5 (отлично)15Юрий П.Светомузыкальная приставка4 (хорошо)16Сергей К.Автоматическое управление освещением5 (отлично)17Рустам К.Пожарная сигнализация5 (отлично)18Ильдар Х.Станок заточный универсальный4 (хорошо)19Роман Л.Приспособление для сверления5 (отлично)20Максим В.Стенд электрический универсальный5 (отлично)21Антон Л.Прибор для поиска пробоя изоляции4 (хорошо)22Рамиль Ф.Выпрямительинвертор универсальный5 (отлично)23Тарас С.Мини сварочный выпрямитель5 (отлично)24Альберт М.Плавный регулятор напряжения4 (хорошо)25Николай С.Экзаменационный стенд электронный5 (отлично)

Как видим, все обучающиеся группы выбирают тему творческого проекта в соответствии со своими склонностями, интересами. На первом этапе задача обучающихся –сбор информации, ознакомление с литературой по своему направлению (табл. 1). Основная задача –выполнить проект, но обязательно усовершенствовать его, внести собственные рационализаторские изменения. Именно поэтому, данное направление проектной деятельности и обозначено как «творческий проект.Также, на всем протяжении проектной деятельности, для развития и совершенствования технического мышления, учащиеся занимаются решением различных изобретательских задач, овладевают различными методами конструирования новых идей, формированием «собственного мировидения» [6; с.4].На следующем этапе –ознакомление с разработанным в нашем учебном заведении методом поэлементной рационализации и в качестве примера приводится алгоритм пошагового решения проблемы качественного и безопасного сверления отверстий большого диаметра в тонком листовом материале [7; с.26].При проведении занятий в мастерской нам понадобилось изготовить пульт управления станка, в котором устанавливаются кнопки управления. Сверление отверстий 31,5 мм под кнопки управления сопряжено с большими трудностями, небезопасно, да и качество оставляет желать лучшего, и решили сверло (рис. 1) усовершенствовать. Причем, сверло, вышедшее из строя.Было определено конструкторское задание» изготовить приспособление для безопасного, качественного сверления отверстий в тонком листовом материале, которое можно применить на настольносверлильном станке.Проблема решалась пошагово, поэтапно:

Рис. 2 Рис. 3 Рис. 4 Рис. 5

Этап I. Вопрос: почему обычное сверло деформирует отверстие?Студенты высказывают и рассматривают различные варианты и делают вывод:«обычное сверло начинает деформировать обрабатываемое отверстие потому, что материал тонок, а площадь обработки слишком велика» (рис. 2). Следовательно, необходимо уменьшить площадь обрабатываемой поверхности до минимума. Среди предлагаемых вариантов, выбирается тот, в котором рабочая поверхность затачивается таким образом, чтобы остались два крайних выступа (рис. 3). В этом случае отверстие под кнопку управления диаметром 31,5 мм аккуратно «вырезается» боковыми режущими выступами (рис. 4).Но появляется другая проблема –сверло «уводит» от центра, Что делать?Студенты обсуждают проблему и предлагают различные варианты её решения.Выбирается вариант, когда на рабочей поверхности приспособления добавляется еще один, третий, выступ, но на 1 мм длиннее, чем боковые (режущие). Вторая проблема решена –третий выступ приспособления (сверла) надежно фиксирует заготовку, что способствует повышению качества обработки и соответствует требованиям безопасного выполнения работ (рис.5).На этом этапе вновь возникает проблема, –каким образом приспособление (сверло) диаметром 31, 5 мм устанавливать на настольносверлильном станке, где максимальный диаметр патрона –для сверла всего на 12 мм?В процессе недолгого обсуждения было найдено решение проблемы: уменьшить диаметрхвостовой части сверла до 11 мм (рис. 5).Таким образом, из отдельных элементов рационализации (микрорационализации) получилось рационализаторское предложение, которое было внедрено в колледже, на базовом предприятии и опубликовано [7; с.26].В нашем случае техническая задача (проблема) сознательно разделяется на этапы и решается поэлементно. Так легче и доступнее, а главное –успешнее.В нашем случае техническая задача (проблема) сознательно разделяется на этапы и решается поэлементно. Так легче и доступнее, а главное –успешнее.Алгоритм применения данного метода можно показать также на примере разработки творческого проекта по теме «Настольносверлильный станок».При выполнении указанного проекта были определены основные технические характеристики будущего станка, с учетом высоких требований к безопасному выполнению работ, разработаны основные техникоэкономические расчеты.На первом этапе анализа проблемной ситуации были изучены основные модификации различные типы вертикальносверлильных и настольносверлильных станков, особенности электрооборудования, разработаны чертежи и схемы электрические (принципиальная и монтажная). Затем,подбор и подготовка различных комплектующих, необходимых материалов, проводов, электрических аппаратов и т.д.В процессе монтажа появлялись новые проблемы, которые успешно решались, в том числе и с помощью специалистов предприятия.Настольносверлильный станок, работающий от однофазной сети переменного тока, напряжением 220 вольт и мощностью до 90 ватт получился достаточно удобным в эксплуатации, отвечающий все требованиям безопасности. Три скорости вращения шпинделя и реверсирование позволили значительно расширить возможности станка: помимо сверления, зенкования, зенкерования, можно, установив минимальную скорость, выполнять также несложные фрезерные операции и нарезание внутренней резьбы.По требованиям правил электробезопасности были смонтированы «заземление» и защитное «зануление» нетоковедущих частей станка. Предусмотрена защитная блокировка, исключающая возможность включения электродвигателя при смене ремней на шкивах (изменения скорости). Также для улучшения условий работы на станке установлен светильник местного освещения с лампой накаливании с пониженным напряжением –24 В.В корпусе станка компактно расположено электрооборудование: два электромагнитных контактора (магнитного пускателя) типа ПМЛ и понижающий трансформатор типа ТБС 250 А220/24 В., питающий схему управления, лампу местного освещения и установлен выпрямительный мост, обеспечивающий, при необходимости, режим динамического торможения асинхронного электродвигателя станка.В процессе выполнения данного творческого проекта было разработано несколько рационализаторских предложений и выполнена основная конструкторская задача по выбору оптимальных вариантов решения конструкторских проблем: станок получился компактным, надежным, удобным в эксплуатации, многоскоростным и отвечающий всем требованиям безопасного выполнения работ [8, с.15].Другой пример.Проект «Автоматическое управление освещением».Электронное устройство автоматического управления освещением, предназначенное для включения и отключения освещения, а также включения электрических приборов мощностью до 2 кВт (2000 Вт).За основу устройства была взята схема автоматического включения освещения (фотореле автоматического включения освещения). Выход электропитания (220 вольт) питания осуществляется как на лампы накаливания, так и на катушки электромагнитных контакторов включающихся, в зависимости от уровня освещенности, (дневного или ночного времени суток) и подают питание на две электрические штепсельные розетки:

дневное время –включение контактора КМ1 (розетка №1);

ночное время суток –включение контактора КМ2 (розетка №2).Данное устройство может выполнять следующие функции:автоматическое переключение освещения: включение освещения со штепсельной розетки №1 в дневное время и переключения питания на штепсельную розетку №2 с наступлением сумерек;охраны –на случай длительного отъезда (в дневное время включается радиоприемник, а в ночное –освещение кухни). включение обогревателя в теплице в ночное время и включение полива растений в течение светового дня, что стало основным в применении этого устройства. Это позволило автоматизировать процесс выращивания овощей, исключило необходимость ежедневного включениявыключения электронасоса полива и обогревателя: эти функции выполняет автоматика.Отметим, что в разработке указанного проекта был применен дуальный подход, т.е.в качестве консультанта по творческому проекту принимал участие руководитель практики студента (автора проекта) на одном из ведущих предприятий региона –ОАО «Ульяновский автомобильный завод» (ОАО «УАЗ») [9, с.26]. Приведем модель дуального творческопедагогического взаимодействия учебного заведения и предприятия (рис. 6).Поясним, что ведущая роль в дуальном взаимодействии с предприятиями принадлежит учебному заведению, что в полной мере соответствует концепции, предложенной в 2012 году Президентом России В.В. Путиным: –«Чтобы не рабочие места диктовали, какие нам нужны уровни образования, а наоборот, подготовленный уровень образования и специалисты должны повлиять на инновационное развитие и подготовку 25 млн рабочих мест».













Рис. 6. Модель творческопедагогического взаимодействия

Отметим, что одним из перспективных направлений в построении индивидуальной образовательной траектории учащегося в условиях стандартизации образования в последнее время становиться эффективное дуальное взаимодействие социальных партнеров в совместно организованных конкурсах профессионального мастерства [9; 57].Таким образом, дуальное творческопедагогическое взаимодействие сфер образования и производства можно определить, как творческопедагогическое сотрудничество учебного заведения с работодателем в совместной подготовке кадров, при ведущей роли учебного заведения, обеспечивающее их компетенции, адекватные требованиям рынка труда и отвечающие интересам личности, общества и государства (рис. 6) [10; 16].Другой пример. В летний период массовых путешествий на автомобилях возникает необходимость нужда в универсальном источнике электропитания для разнообразной мобильной бытовой техники, когда отсутствует бытовая электроэнергия напряжением 220 вольт. Появиласьпроблема, –каким образом при отсутствии бытового источника в 220 вольт получить такое напряжение? Было принято решение разработать универсальный прибор с функциями, как выпрямителя, так и инвертора, способного преобразовывать род тока (переменный в постоянный и наоборот), причем переменный ток напряжением в 220 вольт.В результате решения проблемы было разработано надежное, компактное, да к тому же достаточно мощное устройство, успешно работающее, с понижением напряжения от 220 воль переменного тока до12 вольт постоянного тока, что позволило использовать данное устройство также и для зарядки аккумулятора автомобиля. А преобразование 12вольтного напряжения постоянного тока в 220вольтное напряжение переменного тока позволяет использовать устройство в дорожных условиях, включение электрокипятильник, электробритвы и др. Далее, уже при разработке другого творческого проекта, данное устройство было усовершенствовано [11; 16].Опыт показывает, что в процессе выполнения творческих проектов целесообразно проводить беседы с методами совместного решения проблемных ситуаций, различных вариантов брейнсторминга (метод мозгового штурма) и др.Приведем пример одного из таких бесед. Задание: решить проблему безопасного выполнения работ на прессе.Суть проблемы заключается в том, что много лет назад, при выполнении различных прессовых работ, на предприятиях значительно повысился травматизм работников в связи с тем, что рабочий включал пресс одной рукой, в то время как другая рука могла случайно оказаться на заготовке, что приводило к травматизму.Вопрос: каким образом исключить подобную ситуацию?Студенты начинают анализировать производственную ситуацию и постепенно приходят к выводу, что травматизм происходит потому, что «пресс можно включать одной рукой», т.е. –в цепи управления электрооборудования пресса одна кнопка «ПУСК». Следовательно, надо сделать так, чтобы в управлении прессом была задействована и вторая рука, т.е. –исключить возможность «включения пресса только одной рукой, повысить безопасность работы.Далее, путем бурного обсуждения различных способов, выбирается наиболее оптимальный вариант: включить в цепь управления электрической схемы пресса еще одну кнопку «ПУСК», чтобы были задействованы обе руки рабочего, причем, на некотором расстоянии друг от друга. В этом случае пресс можно включить только обеими руками. Именно так, остроумно и просто была решена проблема много лет назад, в условиях реального производства, что привело к значительному сокращению травматизма.Однако, анализ работы схемы показал, что применение двух кнопок не гарантирует безопасности выполнения работ на прессе и вполне может возникнуть ситуация, когда контакты одной из кнопок управления по какойлибо причине окажутся замкнутыми и случайное нажатие на вторую кнопку может привести к срабатыванию пресса и возможному травматизму. Очевидно, что появляется очередная проблемная производственная ситуация. Вопрос:каким образом можно повысить надежность работы пресса?Студентам предлагается решить вновь возникшую проблему.Они начинают обсуждать, анализировать данную ситуацию, предлагают различные, порой самые фантастические предложения. И постепенно приходят к выводу, что наиболее оптимальным вариантом является введение в схему электрооборудования пресса (цепи управления схемы) дополнительного нормально разомкнутого контакта. И вновь возникает противоречие –обе руки рабочего уже задействованы на двух кнопках управления. Далее следует новая идея: предлагается в качестве дополнительного (третьего) нормально разомкнутого контакта использовать ногу, т.е. –установить педаль со встроенной кнопкой. Таким образом, проблемная задача была решена: срабатывание пресса стало возможно лишь при замыкании всех трех контактов (две кнопки –обеими руками и, третья кнопка –посредством нажатия ногой на педаль),что способствует значительному повышению безопасности работы на прессе [12; 36].Отметим, что одним из показателей эффективности выполнения творческих проектов являются многократные победы студентов в конкурсах профессионального мастерства, достижения и на выставках технического творчества, участие в студенческих научнопрактических конференциях и др.Сравнительный анализ результатов итоговой аттестации (выпускного квалификационного экзамена) свидетельствуют о высоком уровне теоретической и практической подготовки испытуемых экспериментальной группы в сравнении с аналогичными показателями испытуемых в контрольной группе (табл. 2).Таблица 2Итоги по видам деятельности контрольной и экспериментальной групп

№п/пДеятельностьУчебная группаКонтрольнаяЭкспериментальная1Набор контингента (1й курс)25252Выпуск контингента (3й курс)19253Отчислено (потери контингента)6

4Правонарушения (колво)515Выпуск диплом «с отличием»156Выпуск диплом на «4» и «5»3147Выпуск квалификационный разряд (пятый)

48Выпуск квалификационный разряд (четвертый)5129Выпуск квалификационный разряд (третий)14610Количество рационализаторских предложений21911Областные конкурсы профмастерства (1 место)

312Выставки технического творчества (место)7113Участие в «Артпрофифорум» (место)

114Участие в научнопрактических конференциях

415Публикации в научнотехнических изданиях

4

Наш опыт показал, что творческая деятельность, выполнение индивидуального творческого проекта, в единстве теоретического и практического обучения, способствует повышению интереса учащихся к познавательной, творческой деятельности, стимулирует мотивацию саморазвития личности и способствует построению индивидуальной образовательной траектории в условиях стандартизации образования.

Ссылки на источники1.Гайнеев, Э.Р. Формирование опыта творческоконструкторской деятельности у обучающихся учреждений начального профессионального образования. [Текст] / Э.Р. Гайнеев //Автореф. дисс. канд. пед. наук.Чебоксары.: 2011,

22 с.2.Гайнеев, Э.Р. Организация технического творчества в профессиональном лицее Дети, техника, творчество. –2002. –№ 6. –С. 2829.3.Тринг, М. Как изобретать? [Текст] / М. Тринг, Э. Лейтуэйт ; под ред. В. В. Патрикеева. –М. : Мир, 1980. –272 с.4.Гайнеев, Э.Р. Рационализаторская деятельность будущего рабочего в дуальном взаимодействии учебного заведения и предприятия [Текст] / Э.Р. Гайнеев //Техническое творчество молодежи. № 2–2016. –С. 24–27.5.Шушански, Я. Методология рационализации: Сокр. пер. с венг. [Текст] / Я. Шушански. –М. :Экономика, 1987.–248 с. 6.Утемов, В.В., Зиновкина, М.М., Горев, П.М. Педагогика креативности: прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. –Киров. АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. –212 с.7.Гайнеев, Э.Р. Формирование творческоконструкторского потенциала обучающихся во взаимодействии с базовым предприятием [Текст] / Э.Р. Гайнеев // Среднее профессиональное образование. –2008. –№ 4. –С. 2628.8.Гайнеев, Э. Р. Настольный сверлильный [Текст] / Э. Р. Гайнеев // Моделистконструктор. –2001. № 1.–С. 15. 9.Гайнеев, Э.Р. Конкурс профессионального мастерства как средство формирования опыта творческоконструкторской деятельности в подготовке современного рабочего [Текст] : монография. / Э.Р. Гайнеев,: Монография, УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2016. –206 с.10.Гайнеев, Э.Р. Формирование профессиональной компетентности обучающихся с позиций дуального подхода [Текст] / Э.Р. Гайнеев // Среднее профессиональное образование.–2013.–№ 6.–С. 911. 11.Гайнеев, Э.Р. Универсальный источник электропитания [Текст]/ Э. Р. Гайнеев // Дети, техника, творчество. –2004. –№ 6.–С. 1619. –12.Гайнеев, Э. Р.Самоконтроль студента как фактор здоровьесбережения в практическом обучении [Текст]/ Э. Р. Гайнеев //Методист. –№ 7. 2014. –С. 36–40.