Концепции занятости в национальной экономике
Выпуск:
ART 970280
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Федотова
Т.
А. Концепции занятости в национальной экономике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 31. – С.
1326–1330. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970280.htm.
Аннотация. Исследованы существующие концепции занятости в национальной экономике. Оценена возможность достижения полной занятости. Охарактеризованы основные положения глобальной занятости. Определены критерии разграничения добровольного и принудительного труда.
Похожие статьи
- СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- Региональный рынок труда: особенности его формирования и функционирования
- Проблема безработицы среди молодежи в современной России
- Особенности регионального рынка труда в условиях реализации компетентностного подхода
- Качественный анализ рынка труда молодых специалистов
Текст статьи
Федотова Татьяна Анатольевна,кандидат экономических наук, доцент, Днепровский национальный университет им. О. Гончара, г. Днепрfedotova@ua.fm
Концепции занятостив национальной экономике
Аннотация. Исследованы существующие концепции занятости в национальной экономике.Оценена возможность достижения полной занятости. Охарактеризованы основные положения глобальной занятости. Определены критерииразграничения добровольного и недобровольного труда.Ключевые слова: рынок труда, занятость населения, концепции занятости, рабочая сила,безработица.
В экономической теории выделяются такиеконцепции занятости: полная и глобальная, принудительная и добровольная.Оптимальным вариантом функционирования национального производства и важным фактором защиты населения в трудовой сфере являетсяполная занятостьтрудовых ресурсов. Однако вопрос о том, что понимать под понятием "полная занятость" в экономической практике долгое время остается дискуссионным. Теоретически полная занятость означает обеспечение рабочими местами и оплачиваемой работой всех, кто желает и умеет работать. Но практика ведения хозяйства опровергает такое определение, и на это указывают многиеизвестныеэкономистыЗапада, утверждая, что высокая эффективность национальной экономики возможна лишь при наличии определенного резерва незанятого населения[5].Как мы уже говорили, полная занятость допускает экстенсивный аспект занятости. Полная занятость цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это быстротечное явление, которое постоянно будет нарушаться через изменение потребностей общества, структуры производства.Достижение полного уровня занятости является одной из ключевых целей макроэкономической политики. Достижение полного уровня занятости важно с точки зрения как позитивной, так и нормативной экономической теории.С точки зрения позитивной экономической теории, дополнительное количество рабочих мест предусматривает создание большего количества валового продукта и высший уровень удовлетворения материальных потребностей. Экономическая система, которая не полностью использует предлагаемые на рынке ресурсы рабочей силы, функционирует, не достигая предела своих производственных возможностей. Величина валового продукта, недополученного в результате существования безработицы, может достигать больших значений.Достижение полной занятости у Дж.М.Кейнса вовсе не допускает абсолютной занятости всего работоспособного населения4, с. 70. Речь идет о трудоустройстве всех желающих получить работу. ПоДж.М.Кейнсу, уровень занятости
это функция эффективного спроса, который включает ожидаемые расходы на потребление плюс инвестиции и определяет экономическое поведение предпринимателя.Эти рассуждения можно выразить в таком виде:
,
где N
занятость, которая зависит от совокупного спроса D, выраженного в единицах зарплаты W. Рост спроса на потребительские товары и инвестиционные блага увеличивает эффективный спрос общества и тем же форсирует занятость. Дж.М.Кейнс выдвигает задачу организации государством общественных работ строительство дорог и другой инфраструктуры, которые производительно показали себя во времена великой депрессии 30х годов4, с. 70. Во имя достижения полной занятостион предлагал даже "строить пирамиды".Полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы. Фрикционная и структурная безработица считаются неминуемыми; следовательно, полная занятость охватывает менее 100 % рабочей силы. Точнее говоря, уровень безработицы при полной занятости равенсумме уровней фрикционной и структурной безработицы, когда циклическая безработица равняется нулю. Уровень безработицы при полной занятости называют также естественным уровнем безработицы. Полная занятость в реальной экономике определяется как разница между общим количеством работоспособного населения страны и естественной безработицей. Уровень полной занятости определяется равенством:
Полная занятость рабочая силах(1 естественная норма безработицы.
Реальный объем внутреннего продукта, который связан с естественным уровнем безработицы, называется производственным потенциалом экономики. Это реальный объем продукции, которыйэкономика в состоянии достичь при полной занятости ресурсов.Занятость становится действительно полной и эффективной лишь тогда, когда уровень безработицы близок к естественной норме, которая никогда не сможетбыть равнанулю.Однако, определение полной занятости не значит, что рыночная экономика всегда функционирует при естественном уровне безработицы и тем же реализует свой производственный потенциал. Уровень реальной безработицы часто превышает естественный, а иногда может быть ниже его.Условиям экстенсивного развития экономики постсоветских стран отвечал хозяйственный механизм, в котором отраслевая система управления воспроизводством рабочей силы дополнялась территориальной системой управления трудовыми ресурсами организацией их распределения, перераспределения и контроля за использованием. Движение других важнейших компонентов занятости рабочих мест и фонда жизненных средств составлял относительно самостоятельные воспроизводительные потоки, несогласованные надлежащей мерой с тенденцией воспроизводства и размещения трудовых ресурсов по территории. Это привело к глубоким диспропорциям в размещении рабочих мест и трудовых ресурсов, территориальной дифференциации условий жизни и обеспеченности населения социальными благами и услугами, к массовым нерациональным посвоей направленностиперемещениям населениямежду территориями и отраслями.Утвержденные впериод перестройки экономики законы и постановлениясущественно изменили условия занятости, ознаменовали послабление жесткой регламентации привлечения работников в общественнополезную деятельность, прибавили гибкости и маневренности организационноправовому механизму занятости за счет обогащения и создания разнообразия форм реализации права на труд по способностям путем расширения многообразия форм организации участия людей, увеличения реальной свободы населения относительно выбора рода занятий, способа и степени личного участия в общественной кооперации труда в зависимости от пола, возраста и фактической работоспособности. В итоге расширилась зона циркуляции работников между государственной, коллективной и частной сферами занятости, была признана целесообразность, правомерность и эффективность перераспределения людей между этими сферами.Становление рыночной экономики заставило изменить представление о полной занятости, которая существовала в течение многих лет в советской экономической науке и практике. Концепция максимального, полного привлечения всего работоспособного населения к общественному труду сменилась принципом рациональной занятости. Что касается полной занятости, то с позиций рыночной экономики ее следует воспринимать не как общую, поголовную, а как доступную: каждый, ктохочет иметь оплачиваемую работу, должен иметь возможность получить ее с учетом своих профессиональных способностей.На основании вышесказанного можно дать комплексное определение полной занятости.Полная занятость
это такое состояние общества, при котором все желающие имеют оплачиваемую работу, отсутствует циклическая безработица, но сохраняется ее естественный уровень, обусловленный фрикционной и структурной безработицей.Политика полной занятости сложилась в нашемобществе в результате господства теории и практики примитивного коммунизма. Она была результатом неразвитых производственных отношений социализма и низкого уровня развития производительных сил, преобладания экстенсивных методов в экономике. Полная занятость превратилась в поголовную занятость маломобильной рабочей силы, которая привыкла получать низкую зарплату не за труд, а за рабочее место. Она была организована по военному образцу: "Кто не работает, тот не ест". С точки зрения государства, такая системабыла лучшим средством обеспечения всех рабочими местами и минимальными средствами существования, а также тотального контроля за населением. Это привело к глубоким диспропорциям в занятости.Поэтому во второй половине 80х годов была сформирована и получила официальное одобрениеконцепция эффективной занятости. Эта модель развития и использования квалифицированной, мобильной и производительной рабочей силы ориентирована на платность удовлетворения ее растущих материальнобытовых потребностей.Эффективная занятость допускает способность системы ведения хозяйства обеспечить экономические и социальные условия воспроизводства работников в соответствии с критериями уровня жизни, целей социальноэкономического развития, требований интенсификации и динамизма национального производства. Обязательным критерием эффективной занятости является экономичность, воссоздание которой требует поддержки динамического соответствия экономических условий ведения хозяйства, внутренней дифференциации субъекта собственности, согласования многоуровневой системы присвоения средств и результатов производства и т.п. Становление системы эффективной занятости постепенный процесс овладения искусством соединенного управления, совокупностью социальноэкономических, материальнотехнических и организационноправовых условий занятости.Следовательно, эффективная занятость означает такое распределение трудовых ресурсов в территориальном, отраслевом и профессиональном разрезах, что приносит наибольшую эффективность и максимальную отдачу в макроэкономическом масштабе.Политика эффективной занятости более рациональна и социально ориентирована, отвечает современным требованиям рынка труда.Достижение полной занятости находится в ведении государства, на макроуровне, в то время, как эффективная занятость достигается на уровне отдельного предприятия или отрасли. При полной и эффективной занятости удовлетворяются интересы по двум направлениям: интересы населения, которое проживает на определенной территории, и интересы отраслей и предприятий. В первом случае это достигается за счет создания достаточного количества рабочих мест, во втором за счет обеспечения предприятий и отраслей необходимым количеством рабочей силы соответствующей квалификации.Рациональная занятостьопределяется оптимальным соединением полной и эффективной занятости. В качестве критериев рациональной занятости выступают оптимальная структура экономики, необходимая величина ВВП, качество и уровень жизни населения, развитие информационного обеспечения рынка труда, уровень использования достижений НТП и т.п.Концепция глобальной занятостибазируется на широком подходе к определению пределов применения труда, то есть на всеобъемлющем учете занятых во всех сферах. Она определяется числом людей, не только занятых в национальном производстве, но и военнослужащих, учеников в работоспособном возрасте, занятых ведением домашнего хозяйства, присмотром за детьми и больными родственниками, временно занятых.Применение гибких форм занятости привело к возникновению скрытогодерегулированиятрудовых отношений. С середины 80х гг. традиционные мероприятия не оказывают надлежащего влияния на процессы занятости.Поэтому стало необходимым дальнейшее развитие мероприятий активной политики. С этой цельюбыла разработана концепция международной глобальной занятости. Она направлена на развитие мероприятий по сокращениюпредложения на рынке труда. Данная концепция предусматривает:
учет всех видов экономической и социально полезной для общества трудовой деятельности человека. К занятым целесообразно относить не только лиц, которые получают за свой труд денежное вознаграждение, но и лиц, которые находятся на нетрадиционных рынках труда например, надомная работа;
распределение совокупного объема работ между всем взрослым работоспособным населениемстраны. Предусматривается нормирование работы, в первую очередь ее перераспределение путем уменьшения индивидуальной трудовой нагрузки на каждого работающего. Решение этой задачи связано с широким использованием таких мероприятий активного регулирования занятости, как увеличение длительности школьной учебы, использованиепрогрессивной шкалы выхода на пенсию, распределение рабочих мест, частичная занятость, увеличение длительности отпусков и т.п.;
установление годового гарантированного минимального доходадля каждого потенциального работника. Предусматривается послабление связи между занятостью и доходами как средством удовлетворения потребностей человека, стимулируется использование альтернативной занятости. Установление минимального годового дохода допускает финансирование из средств, выделенныхна безработицу, из прибыли предприятий и негосударственных дотаций;
индивидуализация структуры жизнедеятельности человека, диверсифицированностьрежима и форм еготруда, чтоозначает обязательное применение частичной занятости. Молодежь должна совмещать работу с учебой;работающие старших возрастных групп должны переходить на неполную занятость; в период активной трудовой жизни рекомендуется прерывать работу для повышения образовательного уровня.Глобальная занятость в новой концепции допускает наличие достаточного числа рабочих мест, которые позволяют высокоэффективно работать и полнее реализовывать свои профессиональные возможности. Она опирается на формирование высокоразвитых профессиональных интересов и развитие способностей человека путем создания необходимой помасштабам и качествусистемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работоспособного населения. Одновременно через концепцию глобальной занятости оптимизируется соотношение рабочего и свободного времени относительно каждой группы трудовых ресурсов путем рационализации режимов работы, длительности рабочего времени и усиления социальных гарантий. Только при таких посылках можно говорить о создании реальных условий, которые обеспечивают конституционное право на труд в экономическиразвитой стране, о гармонизации интересов личности и общества, формированиинормальных условий жизни, где труд становится непреходящей ценностью для человека. В практической деятельности это означает обоснование пропорций распределения трудовых ресурсов по важнейшим сферам занятости: учеба, труд, домашнее хозяйство, военный сектор во взаимосвязи с будущими структурными сдвигами в экономике и установленной длительностью рабочего времени. Объективные факторы позволяют определить пропорции занятости для конкретного типа и уровня развития экономики. Это, например, численность занятых в домашнем хозяйстве в связи с воспитанием малолетних детей, число занятыхобучением, необходимое для формирования прогрессивной профессиональной структуры и обеспечения социальнопрофессиональной мобильности кадров, длительность рабочего времени с учетом интересов личности и общества и т.п.Учитывая направленность новой концепции глобальной занятости на интересы человека, занятость должна обеспечиваться на качественно другом уровне адекватно экономике, которая интенсивно развивается. Разрабатываемый в рамках концепции комплекс экономических, социальных и организационных мероприятий должен быть направлен на реализацию потребностей человека в разнообразных сферах деятельности. Это будет сопровождаться ростомэффективности труда, значительным сокращением малоэффективного ручного труда и трудас неблагоприятными условиями. Появится возможность снизить степень занятости профессиональным трудом определенных социальнодемографических групп населения женщины, пенсионеры, ученическая молодежь, сократить установленную длительность рабочей недели в некоторых странах уже сегодня 35 часов и повысить минимальную длительность ежегодных отпусков более 30 дней). Тем же будут созданы необходимые условия для реализации и развития личности. Это позволит снять перегрузку в сфере труда, снизить общий уровень занятости трудовых ресурсов в общественном производстве.Необходимо уделять больше внимание интересам материнства и детства. Без постоянной ориентации на улучшение условий труда и облегчения положения женщин в обществе невозможно достижение стратегических целей занятости. В этой связи закономерно ставить задачу дальнейшего расширения социальных льгот женщинам увеличение длительности отпуска по уходу за детьми, расширениеиспользования нестандартных режимов труда. Естественно, эти меры приведут к увеличению в структуре занятости удельного веса рабочей силы главным образом, женщин, которая временно находится в домашнем хозяйстве. Конкретная численность данной категории населения будет определяться возможностями обществаобеспечить социальные гарантии семьи, сохранить достигнутый уровень жизни, повысить степень развития и снизить уровень стоимости бытовых услуг.С расширением потребности производства в высокообразованных и высококвалифицированных работниках унаселениярастет ценность образования как возможности наиболее быстрой адаптации к национальному общественному) производству в связи с отраслевыми и профессиональными сдвигами.Концепция глобальной занятости допускает расширение масштабов занятости на учебе, потому что повышение качества образования допускает увеличение расходов времени и усилий. Кроме того, совмещение учебы с работой ведет к чрезмерным перегрузкам и снижает качество подготовки.Оценки ресурсов труда количественные и качественные и прогнозируемые пропорции в распределении трудовых ресурсов, нацеленные на сбалансированное решение всего комплекса социальных, экономических и демографических аспектов занятости в интересах повышения качества жизни, должны служить ориентиром и иметь приоритетное значение при обосновании инвестиционной политики, размещении производительных сил, формировании всего воспроизводственного механизма. Усовершенствование глобальной занятости должно опираться, в первую очередь, на оценку будущих структурных сдвигов в распределении трудовых ресурсов по сферам занятости, отраслям, видам деятельности и территориям.Изменение приоритетов в достижении полной и эффективной занятости, когда на сменупрямому и непрямому стимулированию роста потребности людей в труде и в едином трудовом режиме придет стимулирование роста потребности населения в обучении с отрывом от производства, в домашнем воспитании детей, в увеличении свободного времени и существовании нестандартных форм занятости, возможна только при регулирующем влиянии государства. Главной определяющей особенностью экономики рыночного типа, как неоднократно отмечено,является наличие свободного рынка труда. На таком рынке каждый человек имеет возможность продавать свою рабочую силу, распоряжаясь ею по своемуусмотрению. Подобный подходдает возможность выявить отличия между добровольной и принудительной занятостью.Главное отличие добровольной занятостизаключается в отсутствии явного и неявного принуждения к труду, влиянияна работников с целью использования их рабочей силы в определенном месте и определенным образом за фиксированную плату как правило, заниженную.В совокупной экономике долгое время культивировалась принудительность труда в виде обязанности человека работать в общественном производстве и не просто работать, а только впризнанных государством отраслях экономики и сферах деятельности. В противоположном случае человек считался дармоедом и мог быть привлечен к судебной ответственности. До 1957 г. Увольнение спредприятия допускалось только при согласии дирекции, потом былозаменено обязательным предупреждением руководства за определенный срок до увольнения на сегодняшний момент две недели.Обязательность и принудительность труда имели и непрямое проявление в виде директивного централизованного планирования труда, непосредственного распределения трудовых ресурсов набор "по лимиту", принудительное распределение выпускников учебных заведений, массовые привлечения к сельхозработам и т.п.. Могучим инструментом была паспортная система, трудовые книжки, институт прописки.Провозгласив в Конституции право своих граждан на труд и признав их свободу в выборе путей реализации этого права, Украина, которая стремится стать социальноправовым государством, обязалась всячески способствовать осуществлению гражданами этого права и гарантировать свободный выбор ими видадеятельности в соответствии с призванием и способностями каждого. Одной из важнейших гарантий права стал запрет использования принудительного труда. Статья 43 Конституции Украины установила, что в Украине использование принудительного труда запрещено[1].Как видим из текста ст. 43 Конституции, термин "труд" употреблен здесь в своем самом широком понимании и охватывает все виды деятельности, связанные с производством материальных и духовных ценностей. Те виды труда, согласие на которые было со стороны работника, и которые не запрещены законом, государство признает свободным трудом. Соответственно, принудительным трудом, по текстуКонституции, можно считать любую деятельность, связанную с производством материальных и духовных ценностей, на которую человек не соглашалсяили не избирал, независимо от того, запрещена такая деятельность законом или нет.В отличие от права Украины, в международном трудовом праве понятие принудительного труда не является новым явлением. Конвенция МОП № 29 определяла принудительный или обязательный труд как всякую работу или службу, которая требуется от любого лица под угрозой любого принуждения,для выполнения которойэто лицо не предложило добровольно своих услуг4, п. 1, ст. 2.Необходимость осознания понятия принудительного труда привлеклок этому вопросу внимание ученых и практиков. В. Жернаков, отличая принудительный труд от необходимого, указал на такие его признаки3, с. 36:1.Наличие субъекта принуждения лица или органа, в компетенцию которого входит организация труда в самом широком понимании.2.Наличие механизма принуждения санкций, который есть егообязательным элементом и характеризуется наличием юридической связи между "полномочным" и "обязанным" субъектами.3.Принудительный труд не имеет утилитарного характера и выполняется преимущественно в интересах государства, общества, предприятия, работодателя.4.Небольшая степень совпадения внешних факторов и внутреннего убеждения человека относительно выполнения этой работы.Приведенные признакипрактически полностью характеризуют принудительный труд в его возможном легитимном, то есть закрепленном законодательством или санкционированном государством, варианте. Однако на практике субъектом принуждения не всегда может быть лишь компетентное лицо или орган, а механизмом принуждения наличие юридической ответственности. Принуждение может также заключаться в применении или угрозе применения любым другим лицом к лицу, которое привлекается к принудительному труду, любых других нежелательных для негомероприятий, которые подавляютьеговолю к свободному выбору деятельности, в том числе насилие, угрозаприменения насилия, разглашениекомпрометирующих сведений и т.п. Поэтому первые два признака принудительного труда можно было бы изложить вболее широком понимании, а именно:1.Наличие субъекта принуждения, который привлекает лицо к принудительному труду.2.Наличие механизма принуждения, который заключается в применении или угрозе применения к лицу нежелательных для негомер, которые подавляютьеговолю к свободному выбору деятельности.Обобщая положение Конституции Украины, достижения международного трудового права, исследования и рекомендации отечественных ученых и практиков, можно предложить такое определение понятия принудительного труда в законодательстве Украины:принудительный труд
это любая деятельность, которую лицо не избирало или на которую не соглашалось, но которая требуется от негос применением насилия или под угрозой применения насилия, наказания или других нежелательных для лица мероприятий, которые подавляютеговолю ксвободному выбору деятельности.Конституция Украины, не определив нормативного понятия принудительного труда, в то же время отметила, какая деятельность в Украине не считается принудительным трудом. Не считается принудительным трудом: военная или альтернативная невоенная служба, а также работа или служба, котораявыполняется лицом по приговору или другому решению суда или в соответствии с законами о военном и чрезвычайном положении. В отмеченных случаях, перечень которых, в соответствии с Конституцией Украины, является исчерпывающим, исходя исключительно изнеобходимости защиты общественного интереса пообеспечениюобороноспособности государства, преодоления обстоятельств, которые привели к введению военного или чрезвычайного положения, или, как исключение как уголовноенаказание илиадминистративное взыскание за совершенные лицом преступления или правонарушения, государство допускает возможность использования труда, к которому лицо, возможно, и не готоводобровольно. Во всех иных случаях такая работа должна считаться принудительной и должнабыть запрещеназаконом.По мере углубления экономической реформы формируется рынок труда, основанный на исключительном праве человека распоряжаться своими способностями к труду и регулируемый сбалансированностью спроса и предложения рабочей силы. В отличие от командного распределения и перераспределения трудовых ресурсов, рынок труда регулирует личное право граждан на труд и повышает их экономический статус в обществе. Теперь каждый человек сам добровольно избирает форму занятости, вид деятельности и профессию. Никто не имеет права принуждать человека к труду административными способами. Отношения найма при добровольной занятостибазируются на полной воле двух сторон при решении вопроса о трудоустройстве. Нанимающая сторонаисходит из своих потребностей, требований к работнику, которые диктуются в первую очередь наличием свободных рабочих мест, квалификационнопрофессиональным уровнем, половозрастнойхарактеристикой работника, его моральнопсихологическими качествами. Наемная сторона выходит из предлагаемого уровня оплаты труда, условий труда, профессионального соответствия профиля и специальности, меры привлекательности предлагаемого труда и его стабильности, моральнопсихологического климата коллектива, контактности с будущим руководителем.Следовательно, в возможности свободного выбора и регулирования в течение всего трудового периода, в соответствии условий и характера труда потребностям и интересам работника содержитсядобровольность занятости. По существу провозглашается новый уровень удовлетворения потребности человека в работе, когда мотивом трудовой деятельности становится целый комплекс факторов, которые определяют сознательное отношение к ней.
Ссылки на источники1.Конституция Украины, 1996.2.Конвенция МОП № 29 о принудительном или обязательном труде 1930 г. (вступилав силу 1 мая 1932 г.).3.Жернаков В. Поняття примусової праці за законодавством України // Право України. –1997. № 10. – С. 36.4.Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. Пер. с англ. М., 2002.–372 с.5.ЛампертХ.Социальная рыночная экономика. Германский путь. М: Издательство “Дело”,1993.–225 с.
Концепции занятостив национальной экономике
Аннотация. Исследованы существующие концепции занятости в национальной экономике.Оценена возможность достижения полной занятости. Охарактеризованы основные положения глобальной занятости. Определены критерииразграничения добровольного и недобровольного труда.Ключевые слова: рынок труда, занятость населения, концепции занятости, рабочая сила,безработица.
В экономической теории выделяются такиеконцепции занятости: полная и глобальная, принудительная и добровольная.Оптимальным вариантом функционирования национального производства и важным фактором защиты населения в трудовой сфере являетсяполная занятостьтрудовых ресурсов. Однако вопрос о том, что понимать под понятием "полная занятость" в экономической практике долгое время остается дискуссионным. Теоретически полная занятость означает обеспечение рабочими местами и оплачиваемой работой всех, кто желает и умеет работать. Но практика ведения хозяйства опровергает такое определение, и на это указывают многиеизвестныеэкономистыЗапада, утверждая, что высокая эффективность национальной экономики возможна лишь при наличии определенного резерва незанятого населения[5].Как мы уже говорили, полная занятость допускает экстенсивный аспект занятости. Полная занятость цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это быстротечное явление, которое постоянно будет нарушаться через изменение потребностей общества, структуры производства.Достижение полного уровня занятости является одной из ключевых целей макроэкономической политики. Достижение полного уровня занятости важно с точки зрения как позитивной, так и нормативной экономической теории.С точки зрения позитивной экономической теории, дополнительное количество рабочих мест предусматривает создание большего количества валового продукта и высший уровень удовлетворения материальных потребностей. Экономическая система, которая не полностью использует предлагаемые на рынке ресурсы рабочей силы, функционирует, не достигая предела своих производственных возможностей. Величина валового продукта, недополученного в результате существования безработицы, может достигать больших значений.Достижение полной занятости у Дж.М.Кейнса вовсе не допускает абсолютной занятости всего работоспособного населения4, с. 70. Речь идет о трудоустройстве всех желающих получить работу. ПоДж.М.Кейнсу, уровень занятости
это функция эффективного спроса, который включает ожидаемые расходы на потребление плюс инвестиции и определяет экономическое поведение предпринимателя.Эти рассуждения можно выразить в таком виде:
,
где N
занятость, которая зависит от совокупного спроса D, выраженного в единицах зарплаты W. Рост спроса на потребительские товары и инвестиционные блага увеличивает эффективный спрос общества и тем же форсирует занятость. Дж.М.Кейнс выдвигает задачу организации государством общественных работ строительство дорог и другой инфраструктуры, которые производительно показали себя во времена великой депрессии 30х годов4, с. 70. Во имя достижения полной занятостион предлагал даже "строить пирамиды".Полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы. Фрикционная и структурная безработица считаются неминуемыми; следовательно, полная занятость охватывает менее 100 % рабочей силы. Точнее говоря, уровень безработицы при полной занятости равенсумме уровней фрикционной и структурной безработицы, когда циклическая безработица равняется нулю. Уровень безработицы при полной занятости называют также естественным уровнем безработицы. Полная занятость в реальной экономике определяется как разница между общим количеством работоспособного населения страны и естественной безработицей. Уровень полной занятости определяется равенством:
Полная занятость рабочая силах(1 естественная норма безработицы.
Реальный объем внутреннего продукта, который связан с естественным уровнем безработицы, называется производственным потенциалом экономики. Это реальный объем продукции, которыйэкономика в состоянии достичь при полной занятости ресурсов.Занятость становится действительно полной и эффективной лишь тогда, когда уровень безработицы близок к естественной норме, которая никогда не сможетбыть равнанулю.Однако, определение полной занятости не значит, что рыночная экономика всегда функционирует при естественном уровне безработицы и тем же реализует свой производственный потенциал. Уровень реальной безработицы часто превышает естественный, а иногда может быть ниже его.Условиям экстенсивного развития экономики постсоветских стран отвечал хозяйственный механизм, в котором отраслевая система управления воспроизводством рабочей силы дополнялась территориальной системой управления трудовыми ресурсами организацией их распределения, перераспределения и контроля за использованием. Движение других важнейших компонентов занятости рабочих мест и фонда жизненных средств составлял относительно самостоятельные воспроизводительные потоки, несогласованные надлежащей мерой с тенденцией воспроизводства и размещения трудовых ресурсов по территории. Это привело к глубоким диспропорциям в размещении рабочих мест и трудовых ресурсов, территориальной дифференциации условий жизни и обеспеченности населения социальными благами и услугами, к массовым нерациональным посвоей направленностиперемещениям населениямежду территориями и отраслями.Утвержденные впериод перестройки экономики законы и постановлениясущественно изменили условия занятости, ознаменовали послабление жесткой регламентации привлечения работников в общественнополезную деятельность, прибавили гибкости и маневренности организационноправовому механизму занятости за счет обогащения и создания разнообразия форм реализации права на труд по способностям путем расширения многообразия форм организации участия людей, увеличения реальной свободы населения относительно выбора рода занятий, способа и степени личного участия в общественной кооперации труда в зависимости от пола, возраста и фактической работоспособности. В итоге расширилась зона циркуляции работников между государственной, коллективной и частной сферами занятости, была признана целесообразность, правомерность и эффективность перераспределения людей между этими сферами.Становление рыночной экономики заставило изменить представление о полной занятости, которая существовала в течение многих лет в советской экономической науке и практике. Концепция максимального, полного привлечения всего работоспособного населения к общественному труду сменилась принципом рациональной занятости. Что касается полной занятости, то с позиций рыночной экономики ее следует воспринимать не как общую, поголовную, а как доступную: каждый, ктохочет иметь оплачиваемую работу, должен иметь возможность получить ее с учетом своих профессиональных способностей.На основании вышесказанного можно дать комплексное определение полной занятости.Полная занятость
это такое состояние общества, при котором все желающие имеют оплачиваемую работу, отсутствует циклическая безработица, но сохраняется ее естественный уровень, обусловленный фрикционной и структурной безработицей.Политика полной занятости сложилась в нашемобществе в результате господства теории и практики примитивного коммунизма. Она была результатом неразвитых производственных отношений социализма и низкого уровня развития производительных сил, преобладания экстенсивных методов в экономике. Полная занятость превратилась в поголовную занятость маломобильной рабочей силы, которая привыкла получать низкую зарплату не за труд, а за рабочее место. Она была организована по военному образцу: "Кто не работает, тот не ест". С точки зрения государства, такая системабыла лучшим средством обеспечения всех рабочими местами и минимальными средствами существования, а также тотального контроля за населением. Это привело к глубоким диспропорциям в занятости.Поэтому во второй половине 80х годов была сформирована и получила официальное одобрениеконцепция эффективной занятости. Эта модель развития и использования квалифицированной, мобильной и производительной рабочей силы ориентирована на платность удовлетворения ее растущих материальнобытовых потребностей.Эффективная занятость допускает способность системы ведения хозяйства обеспечить экономические и социальные условия воспроизводства работников в соответствии с критериями уровня жизни, целей социальноэкономического развития, требований интенсификации и динамизма национального производства. Обязательным критерием эффективной занятости является экономичность, воссоздание которой требует поддержки динамического соответствия экономических условий ведения хозяйства, внутренней дифференциации субъекта собственности, согласования многоуровневой системы присвоения средств и результатов производства и т.п. Становление системы эффективной занятости постепенный процесс овладения искусством соединенного управления, совокупностью социальноэкономических, материальнотехнических и организационноправовых условий занятости.Следовательно, эффективная занятость означает такое распределение трудовых ресурсов в территориальном, отраслевом и профессиональном разрезах, что приносит наибольшую эффективность и максимальную отдачу в макроэкономическом масштабе.Политика эффективной занятости более рациональна и социально ориентирована, отвечает современным требованиям рынка труда.Достижение полной занятости находится в ведении государства, на макроуровне, в то время, как эффективная занятость достигается на уровне отдельного предприятия или отрасли. При полной и эффективной занятости удовлетворяются интересы по двум направлениям: интересы населения, которое проживает на определенной территории, и интересы отраслей и предприятий. В первом случае это достигается за счет создания достаточного количества рабочих мест, во втором за счет обеспечения предприятий и отраслей необходимым количеством рабочей силы соответствующей квалификации.Рациональная занятостьопределяется оптимальным соединением полной и эффективной занятости. В качестве критериев рациональной занятости выступают оптимальная структура экономики, необходимая величина ВВП, качество и уровень жизни населения, развитие информационного обеспечения рынка труда, уровень использования достижений НТП и т.п.Концепция глобальной занятостибазируется на широком подходе к определению пределов применения труда, то есть на всеобъемлющем учете занятых во всех сферах. Она определяется числом людей, не только занятых в национальном производстве, но и военнослужащих, учеников в работоспособном возрасте, занятых ведением домашнего хозяйства, присмотром за детьми и больными родственниками, временно занятых.Применение гибких форм занятости привело к возникновению скрытогодерегулированиятрудовых отношений. С середины 80х гг. традиционные мероприятия не оказывают надлежащего влияния на процессы занятости.Поэтому стало необходимым дальнейшее развитие мероприятий активной политики. С этой цельюбыла разработана концепция международной глобальной занятости. Она направлена на развитие мероприятий по сокращениюпредложения на рынке труда. Данная концепция предусматривает:
учет всех видов экономической и социально полезной для общества трудовой деятельности человека. К занятым целесообразно относить не только лиц, которые получают за свой труд денежное вознаграждение, но и лиц, которые находятся на нетрадиционных рынках труда например, надомная работа;
распределение совокупного объема работ между всем взрослым работоспособным населениемстраны. Предусматривается нормирование работы, в первую очередь ее перераспределение путем уменьшения индивидуальной трудовой нагрузки на каждого работающего. Решение этой задачи связано с широким использованием таких мероприятий активного регулирования занятости, как увеличение длительности школьной учебы, использованиепрогрессивной шкалы выхода на пенсию, распределение рабочих мест, частичная занятость, увеличение длительности отпусков и т.п.;
установление годового гарантированного минимального доходадля каждого потенциального работника. Предусматривается послабление связи между занятостью и доходами как средством удовлетворения потребностей человека, стимулируется использование альтернативной занятости. Установление минимального годового дохода допускает финансирование из средств, выделенныхна безработицу, из прибыли предприятий и негосударственных дотаций;
индивидуализация структуры жизнедеятельности человека, диверсифицированностьрежима и форм еготруда, чтоозначает обязательное применение частичной занятости. Молодежь должна совмещать работу с учебой;работающие старших возрастных групп должны переходить на неполную занятость; в период активной трудовой жизни рекомендуется прерывать работу для повышения образовательного уровня.Глобальная занятость в новой концепции допускает наличие достаточного числа рабочих мест, которые позволяют высокоэффективно работать и полнее реализовывать свои профессиональные возможности. Она опирается на формирование высокоразвитых профессиональных интересов и развитие способностей человека путем создания необходимой помасштабам и качествусистемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работоспособного населения. Одновременно через концепцию глобальной занятости оптимизируется соотношение рабочего и свободного времени относительно каждой группы трудовых ресурсов путем рационализации режимов работы, длительности рабочего времени и усиления социальных гарантий. Только при таких посылках можно говорить о создании реальных условий, которые обеспечивают конституционное право на труд в экономическиразвитой стране, о гармонизации интересов личности и общества, формированиинормальных условий жизни, где труд становится непреходящей ценностью для человека. В практической деятельности это означает обоснование пропорций распределения трудовых ресурсов по важнейшим сферам занятости: учеба, труд, домашнее хозяйство, военный сектор во взаимосвязи с будущими структурными сдвигами в экономике и установленной длительностью рабочего времени. Объективные факторы позволяют определить пропорции занятости для конкретного типа и уровня развития экономики. Это, например, численность занятых в домашнем хозяйстве в связи с воспитанием малолетних детей, число занятыхобучением, необходимое для формирования прогрессивной профессиональной структуры и обеспечения социальнопрофессиональной мобильности кадров, длительность рабочего времени с учетом интересов личности и общества и т.п.Учитывая направленность новой концепции глобальной занятости на интересы человека, занятость должна обеспечиваться на качественно другом уровне адекватно экономике, которая интенсивно развивается. Разрабатываемый в рамках концепции комплекс экономических, социальных и организационных мероприятий должен быть направлен на реализацию потребностей человека в разнообразных сферах деятельности. Это будет сопровождаться ростомэффективности труда, значительным сокращением малоэффективного ручного труда и трудас неблагоприятными условиями. Появится возможность снизить степень занятости профессиональным трудом определенных социальнодемографических групп населения женщины, пенсионеры, ученическая молодежь, сократить установленную длительность рабочей недели в некоторых странах уже сегодня 35 часов и повысить минимальную длительность ежегодных отпусков более 30 дней). Тем же будут созданы необходимые условия для реализации и развития личности. Это позволит снять перегрузку в сфере труда, снизить общий уровень занятости трудовых ресурсов в общественном производстве.Необходимо уделять больше внимание интересам материнства и детства. Без постоянной ориентации на улучшение условий труда и облегчения положения женщин в обществе невозможно достижение стратегических целей занятости. В этой связи закономерно ставить задачу дальнейшего расширения социальных льгот женщинам увеличение длительности отпуска по уходу за детьми, расширениеиспользования нестандартных режимов труда. Естественно, эти меры приведут к увеличению в структуре занятости удельного веса рабочей силы главным образом, женщин, которая временно находится в домашнем хозяйстве. Конкретная численность данной категории населения будет определяться возможностями обществаобеспечить социальные гарантии семьи, сохранить достигнутый уровень жизни, повысить степень развития и снизить уровень стоимости бытовых услуг.С расширением потребности производства в высокообразованных и высококвалифицированных работниках унаселениярастет ценность образования как возможности наиболее быстрой адаптации к национальному общественному) производству в связи с отраслевыми и профессиональными сдвигами.Концепция глобальной занятости допускает расширение масштабов занятости на учебе, потому что повышение качества образования допускает увеличение расходов времени и усилий. Кроме того, совмещение учебы с работой ведет к чрезмерным перегрузкам и снижает качество подготовки.Оценки ресурсов труда количественные и качественные и прогнозируемые пропорции в распределении трудовых ресурсов, нацеленные на сбалансированное решение всего комплекса социальных, экономических и демографических аспектов занятости в интересах повышения качества жизни, должны служить ориентиром и иметь приоритетное значение при обосновании инвестиционной политики, размещении производительных сил, формировании всего воспроизводственного механизма. Усовершенствование глобальной занятости должно опираться, в первую очередь, на оценку будущих структурных сдвигов в распределении трудовых ресурсов по сферам занятости, отраслям, видам деятельности и территориям.Изменение приоритетов в достижении полной и эффективной занятости, когда на сменупрямому и непрямому стимулированию роста потребности людей в труде и в едином трудовом режиме придет стимулирование роста потребности населения в обучении с отрывом от производства, в домашнем воспитании детей, в увеличении свободного времени и существовании нестандартных форм занятости, возможна только при регулирующем влиянии государства. Главной определяющей особенностью экономики рыночного типа, как неоднократно отмечено,является наличие свободного рынка труда. На таком рынке каждый человек имеет возможность продавать свою рабочую силу, распоряжаясь ею по своемуусмотрению. Подобный подходдает возможность выявить отличия между добровольной и принудительной занятостью.Главное отличие добровольной занятостизаключается в отсутствии явного и неявного принуждения к труду, влиянияна работников с целью использования их рабочей силы в определенном месте и определенным образом за фиксированную плату как правило, заниженную.В совокупной экономике долгое время культивировалась принудительность труда в виде обязанности человека работать в общественном производстве и не просто работать, а только впризнанных государством отраслях экономики и сферах деятельности. В противоположном случае человек считался дармоедом и мог быть привлечен к судебной ответственности. До 1957 г. Увольнение спредприятия допускалось только при согласии дирекции, потом былозаменено обязательным предупреждением руководства за определенный срок до увольнения на сегодняшний момент две недели.Обязательность и принудительность труда имели и непрямое проявление в виде директивного централизованного планирования труда, непосредственного распределения трудовых ресурсов набор "по лимиту", принудительное распределение выпускников учебных заведений, массовые привлечения к сельхозработам и т.п.. Могучим инструментом была паспортная система, трудовые книжки, институт прописки.Провозгласив в Конституции право своих граждан на труд и признав их свободу в выборе путей реализации этого права, Украина, которая стремится стать социальноправовым государством, обязалась всячески способствовать осуществлению гражданами этого права и гарантировать свободный выбор ими видадеятельности в соответствии с призванием и способностями каждого. Одной из важнейших гарантий права стал запрет использования принудительного труда. Статья 43 Конституции Украины установила, что в Украине использование принудительного труда запрещено[1].Как видим из текста ст. 43 Конституции, термин "труд" употреблен здесь в своем самом широком понимании и охватывает все виды деятельности, связанные с производством материальных и духовных ценностей. Те виды труда, согласие на которые было со стороны работника, и которые не запрещены законом, государство признает свободным трудом. Соответственно, принудительным трудом, по текстуКонституции, можно считать любую деятельность, связанную с производством материальных и духовных ценностей, на которую человек не соглашалсяили не избирал, независимо от того, запрещена такая деятельность законом или нет.В отличие от права Украины, в международном трудовом праве понятие принудительного труда не является новым явлением. Конвенция МОП № 29 определяла принудительный или обязательный труд как всякую работу или службу, которая требуется от любого лица под угрозой любого принуждения,для выполнения которойэто лицо не предложило добровольно своих услуг4, п. 1, ст. 2.Необходимость осознания понятия принудительного труда привлеклок этому вопросу внимание ученых и практиков. В. Жернаков, отличая принудительный труд от необходимого, указал на такие его признаки3, с. 36:1.Наличие субъекта принуждения лица или органа, в компетенцию которого входит организация труда в самом широком понимании.2.Наличие механизма принуждения санкций, который есть егообязательным элементом и характеризуется наличием юридической связи между "полномочным" и "обязанным" субъектами.3.Принудительный труд не имеет утилитарного характера и выполняется преимущественно в интересах государства, общества, предприятия, работодателя.4.Небольшая степень совпадения внешних факторов и внутреннего убеждения человека относительно выполнения этой работы.Приведенные признакипрактически полностью характеризуют принудительный труд в его возможном легитимном, то есть закрепленном законодательством или санкционированном государством, варианте. Однако на практике субъектом принуждения не всегда может быть лишь компетентное лицо или орган, а механизмом принуждения наличие юридической ответственности. Принуждение может также заключаться в применении или угрозе применения любым другим лицом к лицу, которое привлекается к принудительному труду, любых других нежелательных для негомероприятий, которые подавляютьеговолю к свободному выбору деятельности, в том числе насилие, угрозаприменения насилия, разглашениекомпрометирующих сведений и т.п. Поэтому первые два признака принудительного труда можно было бы изложить вболее широком понимании, а именно:1.Наличие субъекта принуждения, который привлекает лицо к принудительному труду.2.Наличие механизма принуждения, который заключается в применении или угрозе применения к лицу нежелательных для негомер, которые подавляютьеговолю к свободному выбору деятельности.Обобщая положение Конституции Украины, достижения международного трудового права, исследования и рекомендации отечественных ученых и практиков, можно предложить такое определение понятия принудительного труда в законодательстве Украины:принудительный труд
это любая деятельность, которую лицо не избирало или на которую не соглашалось, но которая требуется от негос применением насилия или под угрозой применения насилия, наказания или других нежелательных для лица мероприятий, которые подавляютеговолю ксвободному выбору деятельности.Конституция Украины, не определив нормативного понятия принудительного труда, в то же время отметила, какая деятельность в Украине не считается принудительным трудом. Не считается принудительным трудом: военная или альтернативная невоенная служба, а также работа или служба, котораявыполняется лицом по приговору или другому решению суда или в соответствии с законами о военном и чрезвычайном положении. В отмеченных случаях, перечень которых, в соответствии с Конституцией Украины, является исчерпывающим, исходя исключительно изнеобходимости защиты общественного интереса пообеспечениюобороноспособности государства, преодоления обстоятельств, которые привели к введению военного или чрезвычайного положения, или, как исключение как уголовноенаказание илиадминистративное взыскание за совершенные лицом преступления или правонарушения, государство допускает возможность использования труда, к которому лицо, возможно, и не готоводобровольно. Во всех иных случаях такая работа должна считаться принудительной и должнабыть запрещеназаконом.По мере углубления экономической реформы формируется рынок труда, основанный на исключительном праве человека распоряжаться своими способностями к труду и регулируемый сбалансированностью спроса и предложения рабочей силы. В отличие от командного распределения и перераспределения трудовых ресурсов, рынок труда регулирует личное право граждан на труд и повышает их экономический статус в обществе. Теперь каждый человек сам добровольно избирает форму занятости, вид деятельности и профессию. Никто не имеет права принуждать человека к труду административными способами. Отношения найма при добровольной занятостибазируются на полной воле двух сторон при решении вопроса о трудоустройстве. Нанимающая сторонаисходит из своих потребностей, требований к работнику, которые диктуются в первую очередь наличием свободных рабочих мест, квалификационнопрофессиональным уровнем, половозрастнойхарактеристикой работника, его моральнопсихологическими качествами. Наемная сторона выходит из предлагаемого уровня оплаты труда, условий труда, профессионального соответствия профиля и специальности, меры привлекательности предлагаемого труда и его стабильности, моральнопсихологического климата коллектива, контактности с будущим руководителем.Следовательно, в возможности свободного выбора и регулирования в течение всего трудового периода, в соответствии условий и характера труда потребностям и интересам работника содержитсядобровольность занятости. По существу провозглашается новый уровень удовлетворения потребности человека в работе, когда мотивом трудовой деятельности становится целый комплекс факторов, которые определяют сознательное отношение к ней.
Ссылки на источники1.Конституция Украины, 1996.2.Конвенция МОП № 29 о принудительном или обязательном труде 1930 г. (вступилав силу 1 мая 1932 г.).3.Жернаков В. Поняття примусової праці за законодавством України // Право України. –1997. № 10. – С. 36.4.Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. Пер. с англ. М., 2002.–372 с.5.ЛампертХ.Социальная рыночная экономика. Германский путь. М: Издательство “Дело”,1993.–225 с.