Групповая сплоченность как фактор повышения эффективности деятельности коллектива

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сидоренко А. В., Старкова Е. И., Антошкина Е. А. Групповая сплоченность как фактор повышения эффективности деятельности коллектива // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 111–115. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970349.htm.
Аннотация. В статье рассматривается коллектив как особый вид социальной общности, в рамках которой закладывается и формируется богатство общественных связей личности, реализуется процесс ее становления в качестве субъекта общественных отношений, где ведущие психологи обращают особое внимание на состояние личности в коллективе и процесс становления в нем межличностных отношений, на психологический климат коллектива и его воздействие на достижение целей как личного, так и общественного характера.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Антошкина Екатерина Александровна,кандидат философских наук, доцент, кафедра гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, Брянский институт управления и бизнеса, г.Брянскrealkat@rambler.ru

СтарковаЕлена Ивановна,студент направления подготовки 37.03.01 «Психология», г. Брянск

Сидоренко Алена Викторовна,студент направления подготовки 37.03.01 «Психология», г. Брянскsidorenko.alionka@yandex.ru

Групповая сплоченность как фактор повышения эффективности деятельности коллектива

Аннотация.В статье рассматривается коллектив как особый вид социальной общности, в рамках которой закладывается и формируется богатство общественных связей личности, реализуется процесс ее становления в качестве субъекта общественных отношений, где ведущие психологи обращают особое внимание на состояние личности в коллективе и процесс становления в нем межличностных отношений, на психологический климат коллектива и его воздействие на достижение целей, как личного, таки общественного характера.Ключевые слова: деятельность, обучение, групповая сплоченность, малая группа, ценности, личность, трудовой коллектив.

На результативность деятельности организации в большей степени влияет результативность совместной деятельности членов группы и отдельных групп вместе взятых. Решение проблем, стоящих перед группой, требует совместных усилий людей с разными знаниями, навыками, опытом, знаниями [12].Для достижения эффективного результата коллективной деятельности необходимо организовать группу и научить всех ее членов навыкам совместной работы и умению объединить и сосредоточить усилия на общие задачи [25].Групповая сплоченность оказывает влияние на результаты деятельности не только группы, но и организации в целом. Если цели группы согласуются с целями организации, а нормы поведения, принятые в группе, нацелены на достижение значительных результатов, это гарантирует эффективную работу группы и обеспечивает эффективность организации [26].Процесс сплочения малой группы осуществляется на всех этапах ее развития. Первоначально члены группы воспринимают друг друга на внешних, поверхностных характеристиках. В ходе общения формируются симпатии и антипатии, на основе которых осуществляется интеграция неофициальных микрогрупп, а затем внутреннее принятие своей роли и ответственности за их достижение [10, 22].Новые системы ценностей и отношений накладываются на существующие, поэтому гармонизация индивидуальных и групповых норм и их адаптация осуществляются безболезненно. В процессе коллективной деятельности продолжается укрепление системы ценностных ориентаций. Взаимодействия, деловое и эмоциональное единство членов малой группы становятся фактором развития сплоченности малых групп [2].Чем выше уровень развития группы,тем больше его положительное влияние на человека. Если группа является случайной для конкретной личности и содержание ее деятельности незначительно, влияние группы на личность наименее выражено. Если, однако, для участников взаимодействия содержание того,что они делают, важно и в соответствии с целями и задачами, стоящими перед коллективом, влияние уровня развития группы на личность максимально [4, 22]. Общие ценности это довольно интенсивный фактор командообразования [8].Единство трудового коллектива осуществляется с учетом факторов, устанавливающих уровень групповой сплоченности. Следует признать существование общих и местных факторов внутригрупповой сплоченности. Общие факторы группового единства универсальны и имеют одинаковое значение для всех трудовых коллективов вне зависимости от профессии и рода деятельности. К местным факторам групповой сплоченности относятся характерные особенности трудового коллектива и социальных групп работников, входящих в него. Различные местные факторы могут быть объединены в несколько групп.

Влияние организационных и технических факторов связано с функционированием технической подсистемы организации [17].

Значительным техническим фактором для сплоченности является организационный порядок. Он формулирует в коллективефункциональные отношения и связи, и в особенности связи социальных норм и санкций.

Элемент институциональной выгоды соответствует нормам общения, которые объединяют группу по управлению процессом, устанавливают лимиты на операции и оценивают действия каждого исполнителя, а также создают информационные потоки [7, 23].

Группа экономических факторов, связанных с согласованием материальных, имущественных, экономических интересов каждого члена коллектива.

Социальноорганизационные факторы, влияющие на формирование команды, особенности ее общественной организации. Социальнопсихологические факторы сплоченности: психологический климат в коллективе; стиль руководства [9].

Информация и коммуникация (обмен информацией) для совместной деятельности путем повышения идентификации работников с коллективом. Конкретным выражением обще коллективных целей в деятельности каждого работника служит выполнение нормы труда, установление разумного срока для различных видов работ [13].На групповую сплоченность оказываютвлияние различные факторы, которые могут увеличить и существенно уменьшить его. Факторы, повышающие сплоченность коллектива: длительность существования группы; престиж группы; трудность вступления в группу; небольшая разница в возрасте членов коллектива; положительный опыт взаимодействия между членами группы, и т. д. [6, 20].Определенный уровень сплоченности группы необходим для того, чтобы решить свои проблемы, но если группа достигнет определенного уровня сплоченности, оно не может быть необходимым для достижения чегото лучшего [16].Эффективность совместной деятельности –это та степень, насколько коллектив близок к их достижению целей. Многие руководители испытывают трудности при оценке эффективности, так как методы этой оценки основаны на измерении таких характеристик, которые нельзя описать количественно [19].Все динамические процессы в малой группе, в определенном смысле обеспечивают эффективность деятельности группы. Производительностьэто только один показатель эффективности. Другой показательэто удовлетворенность членов группы [1, 15].Проявляется эффективность деятельности организации как соотношение достигнутых результатов к наивысшему достижимому или заранее запланированному результату. Есть два критерия: 1) продуктивность; 2) удовлетворенность (трудом, членством в группе) [5, 23]. Выделяют множество других критериев, которые позволяют учесть социальные и психологические аспекты эффективности деятельности группы (например, развитие личности, сплоченность и уровень управляемости коллектива). Сложность определения эффективности деятельности группы по этим критериямзаключается в тяжести выбора единиц измерения и разработки подходящих измерительных процедур [24, 26].

Большинство исследований, посвященных проблеме эффективного совместного действия концептуального, экспериментального и прикладного характера. Их можно разделить на те, которые ориентируются на модель развития групповой эффективности, на критерии эффективности и те, что направлены на изучение конкретных факторов эффективности [24].Интерес представляют взгляды, которые отображают многообразие подходов кэффективности совместной деятельности и определению ее критериев. Так, Д. Креч и его коллеги определили иерархическую структуру переменных эффективности совместной деятельности:

независимые переменные: количественные и структурные характеристики группы,факторы окружающей среды, особенности групповой задачи;

промежуточные переменные: лидерство, мотивация, распределение ролей, межличностные отношения;

зависимые переменные: продуктивность деятельности, удовлетворенность от принадлежности к группе, т.е. групповая сплоченность. В данной модели независимые и промежуточные переменные фактически являются факторами, способствующими эффективности, а зависимыми переменными являются, по сути, критерии эффективности. Потенциальная эффективность совместной деятельности равна сумме индивидуальных способностей в команде. Однако бывают случаи, когда общий результат группы больше, чем сумма возможностей ее членов, за счет оптимального распределения работы между членами команды [25].Таким образом, феномен сплоченности с точки зрения групповой динамики, связан с сохранением членства в группах, сокращением количества уходов из группы; усилением влияния; расширением участия в жизни группы; ростом индивидуальной адаптации к группе и переживанием чувства личной безопасности.Для получения действенных результатов совместной деятельности необходимо правильно организовать группу и обучить всех его членов навыкам совместной работы и умению объединиться и сосредоточиться на решении общих проблем. Групповая сплоченность обнаруживает воздействие на результаты деятельности не только группы, но и всей организации в целом.Все динамические процессы, происходящие в малой группе, тем или иным образом обеспечивают эффективность групповой деятельности в целом. Эффективность деятельности малой группы может быть исследована на различных уровнях. Производительность труда группы есть лишь один показатель эффективности. Другой показательэто удовлетворенность членов группы работой в группе. Проблема удовлетворенности трудом в конкретном коллективе, организации или производстве имеет и другую сторону как проблема групповой сплоченности команды, т.е. выступает в непосредственном отношении к совместной групповой деятельности.

Ссылки на источники1.Андреева Г.М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская М.: Аспект Пресс, 2001. 288 с.2.Бабанова Ю.В. Формирование социально психологической компетентности на основе разработки тестовых программ в процессе перехода на двухуровневую систему подготовки кадров / Ю.В. Барабанова, Г. Ф. Голубева, В. В. Спасенников // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика.2010. Т. 16.№3. С. 46543.Балдин К.Б. Теоретические основы принятия управленческих решений / К. Б. Балдин, С. Н. Воробьев, Б. Б. Уткин. –М.: Издательство Московского психологосоциального института; Воронеж: Издательство НПО "МOДЭK" , 2005.4.Барабанщиков В.А. Эксперимент в социальной психологии / В.А. Барабанщиков. –М.: МГППУ. Издатель: Издательство «Институт психологии РАН», 2010. С 73.5.Бодди Д. Основы менеджмента / Д. Бодди, Р. Пэйтон. СПб: Питер, 2004. 816 с.6.Бодров В.А. Психологические особенности профессиональной группы / В. А. Бодров // Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности –М.: Персэ, 2003.С.199210.7.Виханский О.С. Стратегическое управление / О.С. Виханский. М., 2004.8.Глоточкин А.Д. Методика формирования малых групп с учетом межличностных аспектов взаимодействия операторов / А.Д. Глоточкин, Г. В. Ложкин, В.В. Спасенников // Психологический журнал.2006. том 7 .№1. − С. 22279.Гончаров В. В. В поисках совершенства управления. Руководство для высшего управленческого персонала / В.В. Гончаров. М.: Смысл, 2013. –224 с.10.Даукша Л.М. Педагогическая психология / Л.М. Даукша, Л.В. Чекель. Гродно: ГрГу2008. –[Электронный ресурс] –URLадрес: http://yandex.ru/search/?text –Дата обращения: 20.05.1611.Донцов А. И. Межличностное восприятие в группе / А. И. Донцов. М.: Аспект 2007. 12.Климов Е. А. Пути в профессионализм (психологический взгляд) / Е. А. Климов. –М.: Московский психологосоциальный институт: Флинта, 2013.13.Коломинский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. –М.: Издво: АСТ, 2010. –448 с.14.Кричевский Р.Л. Социальная психология малой группы / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. –М.: Аспект Пресс, 2011. –318 с.15.Кричевский Р.Л.Психологические факторы эффективности деятельности коллектива начальной руководство / П.Л. Кричевский, А.Б. Морская. Кишинев, 1991. 89 с.16.Лаптева Н.В. Социальная психология / Н.В. Лаптева. –Екатеринбург: ТТЖТ, 2010. –124с.17.Машков Б. Н. Практика психологического управления, руководства и управления / Б. Н. Машков. –СПб.: Это, 2007. –432 с.18.Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой, Аннушка Ж. –М.: Издво МГУ, 1987.19.Розанова В. А. Психология управленческой деятельности / Б. А. Розанова. –М.: Издательство «Экзамен», 2013.20.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн.СПб: Издательство «Питер», 2000. 712 с. 21.Сидоренков А.В. Методики социальнопсихологического изучения малых групп в организации: монография / А. В. Сидоренков, Е.С. Коваль, А. Л. Мондрус, И. И. Сидоренкова, Н. Ю., Ульянова / под. ред. А.В. Сидоренкова. –РостовнаДону: Издательство Южного федерального университета, 2012. 244 с. 22.Сидоренков А.В Динамика неформальных подгрупп в группе. Социальнопсихологический анализ / А.В. Сидоренков. Ростов на Дону: Издательство Ростовского университета, 2004. 320 с. 23.Уманский Л. И. Поэтапное развитие группы как коллектива / Л. И. Уманский // Коллектив и личность/ под ред. Е. В. Шороховой [и др.]. М.: Наука, 1975.С.7787.24.Фальцман В. К. Основы управления предприятием / Б. К. Фальцман. –М., 2005.25.Юбер Робер М. А. Психология индивида и группы / М. –А. Pоббер, Ф. Тильман / транс. ФР./ Предисловие А. Б. Tолстых. М.: Прогресс 2008.26.Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов –М.: Добросвет, 2010. –596 с.