Применение когнитивно-поведенческих психотехник в рамках профилактики асоциального поведения подростков: теоретический анализ

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Солоницына М. А. Применение когнитивно-поведенческих психотехник в рамках профилактики асоциального поведения подростков: теоретический анализ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 516–520. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970430.htm.
Аннотация. Статья представляет собой теоретический анализ возможностей применения психотехник когнитивно-поведенческого направления в контексте профилактики асоциального поведения подростков. Автором представлен теоретический обзор исследуемых понятий, а также описаны наиболее актуальные группы методов работы в данном направлении в настоящее время.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Солоницына Марина Андреевна,студент4курса (направление подготовки «Психология и педагогика девиантного поведения», специализация «Психологопедагогическое сопровождение детей и подростков группы риска»),факультетпсихологии ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»,г.Новосибирскmarinys95@mail.ru

Научный руководитель: Капустина Валерия Анатольевна, кандидат психологических наук, доценткафедры общей психологии и истории психологии факультета психологии ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г.Новосибирск.

pskabinet@gmail.com

Применение когнитивноповеденческих психотехник в рамках профилактики асоциального поведения подростков: теоретический анализ

Аннотация.Статья представляет собой теоретический анализвозможностейпримененияпсихотехник когнитивноповеденческого направления в контексте профилактики асоциального поведения подростков. Автором представлентеоретический обзор исследуемых понятий, а также описаны наиболееактуальные группы методов работы в данном направлении в настоящее время. Ключевые слова:когнитивноповеденческая психотерапия, асоциальное поведение, подростковый возраст.

Характерные для современной России социальноэкономические преобразования оказали существенное влияние на формирование множества факторов риска, которые негативным образом отражаются на жизнедеятельности подрастающего поколения: разрушение образцов социально приемлемого поведения, искаженное формирование духовнонравственных ценностей и поведения, трансформация общечеловеческих ценностей стали наиболее характерными проявлениями отклонений в поведении учащихся.Цель

изучение возможностей применения когнитивноповеденческих психотехник с целью профилактикиасоциального поведения подростков.Объект асоциальное поведение подростков.Предмет

эффективность когнитивноповеденческой психотерапии в работе с асоциальным поведением подростков.Поступки,не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе, относят к вариантам проявлениядевиантного поведения.Детерминанты отхода личности от общепринятых норм не имеют унифицированного представления и рассматриваются в рамках различных биологических, психологических и социальных теорий[3].Поэтому изучение девиантного поведения носит полимодальный характер и исследуется психологами, психиатрами и социологами, например, такими,как Змановская Е.В, Э. Дюркгейм, В.Д. Менделевич, А.Е. Личко, Г. Мертон, Самыгин П.С., Самохина А.А., Шапинский В.А., Мареев В.И. Актуальность изучения девиантного поведения обусловленатем, что формирование асоциального поведения, преимущественно, начинается в подростковом возрасте, т.к.этотпериод является переходным этапом личностиот периода детства к периоду взрослости. На этом этапе происходит развитие анатомофизиологическогостроения, умственного, нравственногоразвития, а также в этом возрасте подросток начинает формировать сферу своих интересов и увлечений в контексте разныхвидов деятельности. Важно обозначить, что асоциальные подростки нуждаются в специализированной помощи специалистов, что обусловлено неоднозначным, негативно окрашенным и стереотипированным отношением к ним сложившимся в современном обществе [2].В научной литературе, понятие «асоциальное поведение»в трактовке разных авторов рассматривается как одна из частей девиантного поведения:либо в контексте с ним, либо как синонимичные понятия. Например, Ж. Годфруа асоциальное поведение (личности) определяет, как «неспособностьустанавливать прочные социальные связи, нежелание придерживаться принятых норм, малуюлояльностьпо отношению к другим, неспособность соблюдать свои обязанности перед ними и отсутствие чувства вины даже за свои самые неблаговидные поступки»[цит. по: 5].

Ключевым понятием, разводящим понятия асоциальное и девиантное поведение,является степень осознанности и степень ее мотивированности. Асоциальное поведение характеризуется наибольшей выраженностью по степени осознанности поведения, чтосвидетельствует о его более умышленном характере. Так, например нанесение оскорбления другому, кража или угон автотранспорта, всегда носит осознанный и преднамеренный характер деяния, в отличие от таких видов девиантного поведения как булимия (одно из нарушений пищевого поведения)или наркотическая зависимость, мотивы которых не в полной мере осознаются человеком. Связи между описанными выше видами поведения заключается в том, что совершению асоциальных поступков нередко предшествуют ставшие привычными длячеловека такие формы поведения как, наркомания, алкоголизм, половая распущенности и другие формы девиантного поведения. З.К. Давлетбаева указывает на три аспекта исследования асоциального поведения учащихся[4, с. 137]:

1) когнитивно поведенческийподходк изучению асоциального поведения;2) рассмотрение личностныхчерт характера детей с асоциальнымповедением; 3) представлениеасоциальногоповедения в виде насильственных действий над детьмив семье и учителейв школе.

В своей работе мы остановимся на когнитивноповеденческом подходе, так как он, на наш взгляд, является наиболее теоретически разработанным в плане изучения и коррекции асоциального поведения,что обусловлено согласованностью его основных принципов с положением о дисбалансе внешнего ивнутреннего в детерминации поведения. Помимо этого, данный подход предусматривает возможность модификации поведения посредством изменения когнитивного компонента, эмоциональных реакций и развития социальных навыков, в том числе в рамках тренинговых занятий на базе образовательной организации[1; 6].

На данном этапе развития российской науки когнитивноповеденческие психотехники эффективно применяются при работе с людьми, имеющими личностные расстройства [12], а также с людьми, имеющими хронифицированные формы тревожных расстройств [13], при этом оценка КПТ в работе с подростками с асоциальным поведением не проводилась.В основу формирования когнитивноповеденческой школы,основателями которой выступают А. Бек (A. Beck), Дж. Бек (D. Beck), А. Эллис (A. Ellis), была положена теория А. Бандуры.В рамках данного подхода базупсихологических проблем составляютэмоциональные реакции, возникающие вследствие искажения имеющихся представлений ореальности, основанные на ложных предположениях, обобщениях и др. Поэтомув когнитивноповеденческом направлении психотерапии поведение человека в конкретной ситуации принято рассматривать посредством следующего алгоритма (рис.1): взаимосвязь мыслей (когниций) человека в отношении себя, своих возможностей в той или иной ситуации,сэмоциями, которые возникают под влиянием мыслей о себе и действий, или поведения. Согласно теоретическим представлениямА. Бека и А.Эллиса, в ядре отклоняющего поведения лежат неадаптивные мыслительныесхемы, которые в свою очередь ведут к неадекватным ситуации чувствам и действиям.

Можно предположить, что асоциальные подростки находятся в состоянии достаточно высокого эмоционального напряжения,обусловленного группой факторов (возрастными особенностями, социальной ситуацией в семье, учебной успеваемостью и т.д.),которое выражается не только в форме интенсивности внешних реакций, но и в усилении ассоциативной активности, в том, что обычно описывается как «наплыв мыслей», беспрерывный поток фантазий и грез, «хаос в голове», ощущениебеспокойства и непреодолимого желания чтото сделать. С позиции когнитивноповеденческого подхода эти данные можно интерпретировать как недостаток когнитивной согласованности, трудности в плане контроля и планирования собственной активности[9]. Принимаяво внимание то, что детерминантамиагрессивного поведения у асоциальных подростков, по мнению М.Л. Мельниковой, выступает не агрессивность как устойчивая черта личности, а некие стереотипы и особенность когнитивных стратегий, определяющих эмоциональное состояние и поведение в ситуациях социального взаимодействия,сниженную степень осознанности и понимания асоциальными подростками причин своего поведения, в качестве профилактических мер асоциального поведения адекватно и целесообразно использование когнитивноповеденческие психотехник, нацеленных на переоценку личностью своих неадекватных установок и модификацию ценностносмысловой системы с учетом эмоционального компонента. В настоящее время в когнитивноповеденческомнаправлениинаибольшей популярностью пользуютсяследующие группы методов [2]:

1. мотивационное интервью(Motivational Interviewing) это неконфронтационный способ ведения беседы и взаимодействия с пациентом, предполагающий передачу информации в форме, избегающей или снижающей сопротивление пациента. 2. функциональный анализ поведения(Functional analysis) это анализ предпосылок (триггеров) приведших к формированию асоциального поведения. Преимущества данной техники заключаются в том, что анализ позволяет пациенту увидеть свои неадаптивные схемы поведения, а также выявитьмотивы и препятствия для его изменения. Анализ предпосылок проводится с помощью техники «5 вопросов» (5 Ws): Когда? Где? Почему? С кем / От кого? Что случилось дальше? 3. обучение пациента когнитивной модели и диспуту одисфункциональных убеждениях. В данном направлении используется обширный спектр техник: «когнитивный континуум», «падающая стрела», «дневник учета позитивных мыслей», «выгоды и издержки», карточки совладания (Coping cards), представляющие собой маленькие карточки, на которых с одной стороны записана проблемная реакция (дисфункциональное убеждение, неадаптивное поведение, негативная эмоция), а с другой стороны —способы справиться с ней [10]. 4. обучение клиента различным социальным навыкам(Skills Training) и совладанию со стрессом (Teaching Stress Management) посредством такой эффективной формы взаимодействия как ролевые игры, которые позволяют выработать адаптивные копингстратегии поведения в ситуациях социального взаимодействия и в стрессовых ситуациях. 5. тренинг уверенности(Assertiveness Training), направленный на развитие или формирование таких личностных качеств как напористость, инициативность, а также развитие навыков саморегуляции и контроля своего импульсивного поведения и факторы, которые могут привести к рецидиву.На наш взгляд, при работе с асоциальным поведением подростков наиболее оптимальными методами будут обучение клиента социальным навыкам в форме социальнопсихологического тренинга и тренинг уверенности, поскольку в подростковый период наиболее значимой деятельностью является общение со сверстниками, а совместное освоение навыков эффективного социального поведения с законопослушными ровесниками позволяет наглядно оценить преимущества различных поведенческих паттернов[7, 8].Такой подход может статьнаиболее результативным,благодаря глубине своего воздействия на ценностносмысловуюи мировоззренческую структуру личности, особенно в подростковом возрасте, когда подросток активно стремится к самопознанию, параллельно формируя свою мировоззренческую структуру личности. В силу этого особенно важным является формирование конструктивных представлений об общепринятых социальных нормах, позитивных и адекватных жизненных установок, и конструктивных форм поведения в социуме. Актуальность данной работы обуславливает ее дальнейшее исследование.

Ссылки на источники

1.Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитанияи семейных отношений. –М.: издво ЭКСМОПресс, 1999. –512 с.2.Веселкова Ю.В. Мелёхин А.И. Когнитивноповеденческая психотерапия в реабилитации полинаркомании // Консультативная психология и психотерапия, 2015. № 2.–С. 93115.3.Волков Ю.Г., Социология –М.: Гардарики, 2008. –450 с.4.Давлетбаева З.К. Асоциальное поведение учащихся: виды и содержание // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2012. № 21. –Т. 14. –С. 137145.5.Звягина Е.В. Педагогические условия предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков наоснове ценностных ориентаций: дис. … канд.пед.наук /13.00.01.–Магнитогорск:Магнитог. гос. унт,2006. –22 с.6.Иванченко В.А. Возможности социальнопсихологического тренинга в работе с подростками из неполных семей на базе средней общеобразовательной школы // В мире научных открытий, 2010. №62. –С. 6064.7.Иванченко В.А. Развитие коммуникативных навыков школьников из неполных семей и воспитанников детского дома через совместный досуг // Воспитание школьников, 2011. №8. –С. 4951.8.Капустина В.А., Ситникова О.Ю. Социальнопсихологический тренинг как средство воздействия на копингстратегии менеджеров продаж // Концепт, 2016. №6. –С. 5661.9.Мельникова М. Л. Когнитивная составляющая агрессивного поведенияподростков// Известия Уральского отделения Российской академии образования, 2008. №8 (56). –С. 5664.10.Харитонов С.В. Основы поведенческой психотерапии. М.: ГЭОТАРМедиа, 2015. –128 с. 11.Харитонов С.В. Руководство по когнитивно–поведенческой психотерапии. М.: Психотерапия, 2009. –176 с. 12.Харитонов С.В. Система реабилитации больных с личностными расстройствами методами когнитивной и рациональной психотерапии: автореф. дис. … дра мед. наук / 14.03.11. –М.: ФГБУ«Российский научный центр медицинской реабилитации и курортологии Минздрава России». –43 с.13.ХолмогороваА.Б., Интеграция семейной системной и когнитивнобихевиоральной психотерапии в лечении больных с хронифицированными формами тревожных расстройств // Современная терапия психических расстройств, 2013. № 1. –С. 3439.