Психолого-педагогическая диагностика уровня адаптации детей в дошкольном образовательном учреждении

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Черепкова Н. В., Захарова Н. Ю. Психолого-педагогическая диагностика уровня адаптации детей в дошкольном образовательном учреждении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 541–545. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970435.htm.
Аннотация. В статье раскрывается проблема адаптации детей в дошкольном образовательном учреждении. Широко рассмотрено понятие адаптации. Изучены основные этапы адаптации детей в ДОУ. Проведено экспериментальное исследование по проблеме, проанализированы все полученные результаты, которые представлены в виде рисунков.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Захарова Наталья Юрьевна,воспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида № 76 города Ставрополя, Ставропольского краяkppieno@mail.ru

Научный руководитель: Черепкова Наталья Викторовна, кандидат психологических наук, доцент

Психологопедагогическая диагностика уровня адаптации детей в дошкольном образовательном учреждении

Аннотация.В статье раскрывается проблема адаптации детей в дошкольном образовательном учреждении. Широко рассмотрено понятие адаптации. Изученыосновные этапыадаптации детей в ДОУ. Проведено экспериментальное исследование по проблеме, проанализированы все полученные результаты, которые представлены в виде рисунков.Ключевые слова:психологопедагогическая диагностика, адаптация дошкольников, дошкольный возраст, уровень адаптации, дошкольное образовательное учреждение.

Вопрос детского сада –отдавать или не отдавать, когда лучше отдать, как помочь в адаптации –в какойто момент возникает в каждой семье. Обычно родители в таких вопросах опираются на личный опыт, или примеры близких и знакомых. Бесспорно, у посещения детского сада есть свои плюсы и минусы, но, в силу занятости родителей и невозможности посвящать все время ребенку большинство семей всетаки склоняются кварианту «отдавать в садик». Возможно, маме необходимо выходить на работу, а сидеть с ребенком некому. Или просто родители хотят как можно раньше социализировать своего малыша, научить его общаться с другими взрослыми и детьми, помимо семьи. Адаптационный период серьезное испытание для малышей. Такой послушный и хороший ранее малыш вдруг начинает закатывать истерики, капризничать, отказывается самостоятельно засыпать. Или, наоборот, замыкается в себе, тихо плачет, перестает интересоваться ранее любимымиигрушками и сказками. Исходя из этого обосновывается и актуальность нашей темы.Уже этих нескольких факторов достаточно для того, чтобы утверждать, что жизнь ребенка кардинально меняется. И, помимо внешних изменений в условиях жизни, процесс адаптации влечет за собой большое число преимущественно негативных сдвигов в организме крохи. Эти изменения происходят на всех уровнях, и во всех системах. Мы же замечаем обычно только верхушку айсберга –нарушения поведения малыша. А на самом деле в душе и в организмекрохи в этот период происходят радикальные изменения –малыш постоянно находится в сильном нервном напряжении, он ощущает сильный стресс или на грани стресса.Адаптация –это привыкание, приспособление организма к внешним изменяющимся условиям, то есть к новой обстановке. Такие перемены не проходят бесследно и для психики и взрослого человека, что там уже и говорить о маленьком ребенке. Ведь никто не станет спорить, что для ребенка детский садик –совершенно новое, незнакомое пространство, в котором его ждут новые люди и новые отношения.Родители должны понимать, что все эти изменения –не каприз ребенка, а вполне объективные реакции на изменяющуюся среду, не зависящие от воли крохи. И, как только адаптация закончится, все эти негативные сдвиги уйдут. Многие мамы ждут, чтобы это случилось в первые дни в садике, и могут испытывать разочарование или даже сердиться на малыша, когда этого не происходит. Но, по мнению специалистов, средняя продолжительность адаптации к детсаду –минимум 3–4 недели, и иногда она может растягиваться на 2–4 месяца.

Вопросы адаптации детей и изучались многочисленными отечественными и зарубежными исследователями, такими как: Н.М. Аскарина, В. МановаТомова, А. АтанасоваВукова, М. Зейдель,Г.М. Лямина, В. МановаТомова, Р.В. ТонковаЯмпольская, Е. ШмидтКольмер и другие.Решение этой задачи ложится, в первую очередь, на педагогов и психологов ДОУ.Педиатры и детские психологи выделяют три степени адаптации [20, с. 1617], основными показателями определения которых являются сроки нормализации поведения, частота и длительность заболеваний, проявления невротических реакций.1. Легкая адаптация –составляет 34 недели. Такой тип адаптации переживает почти половина детей. Малыши посещают сад без особых потерь, и даже присутствует желание туда идти. Все изменения, описанные нами раньше, обычно кратковременны, быстро проходят и не вызывают болезни.Такой ребенок:

входит в группу спокойно, внимательно осматривается;

смотрит в глаза воспитателю, когда тот к нему обращается;

может при необходимости попросить о помощи;

самспособен завязывать контакты;

может сам себя занять, в игре использует предметызаменители, то есть играет «понарошку»;

находится в стабильном спокойном или бодром настроении;

в меру эмоционален, его эмоции легко распознать;

принимает установленные правила поведения;

нормально реагирует на одобрение или замечание, и после самостоятельно изменяет свое поведение;

умеет доброжелательно относиться к другим детям, играть рядом с ними.2. Адаптация средней тяжести. Дети в этой группе начинают часто болеть, но до нервных расстройств дело не доходит. Подобная реакция организма малыша вполне объяснима: в садике дети начинают активно «обмениваться» различными инфекциями, которые для одних могут быть совсем безобидными, а для других –опасными. Поэтомуу многих деток в период адаптации к садику начинаются разные ОРЗ и ОРВИ. В данном случае помочь малышу может врач –своевременно принятые меры снизят риск заболевания крохи, и его адаптация приблизится к благоприятной.Малыш, переживающий адаптацию средней степени:

соглашается общаться, когда ему нравятся действия воспитателя;

после первых минут напряжения постепенно готов вступать в контакт с другими детьми, может развернуть игру;

адекватно реагирует на поощрения и замечания в свой адрес;

может проводить своеобразный эксперимент, нарушая нормы и правила поведения.Адаптация данного типа протекает в среднем месяцполтора, иногда в процессе привыкания ребенок заболевает. Но, как правило, болезнь не дает какихлибо осложнений.3. Тяжелая адаптация. В таких случаях кроха склонен реагировать на смену обстановки не только простудными болезнями, но и нервным срывом. Такой вариант, естественно, самый неблагоприятный.При этом типе адаптации малыш:

не идет на контакт, или соглашается общаться только с помощью родителей;

встревожен, замкнут;

не задерживает внимания на игрушках, переходит от одной к другой;

не может развернуть игру;

пугается в ответ на замечание или поощрение воспитателя, ищет поддержку мамы, или вообще не реагирует.Помочь крохе, переживающему тяжелую адаптацию, может педиатр и детский психолог, в некоторых случаях –невропатолог. И, конечно же, не стоит забывать о важной роли родителей в этом нелегком процессе привыкания.А. Остроуховавыделяет четвертую степень тяжести адаптации дезадаптация.Это наиболее тяжелая степень адаптации для ребенка [20, с. 1617].Для оптимального течения адаптации важен постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение и индивидуальный подход со стороны специалистов детского сада. Данная работа ведется по трем направлениям (с детьми, родителями и воспитателями) поэтапно.Организация работы педагогапсихолога с родителями начинается до поступления ребенка в детский сад с информирования через:

материалы папкипередвижки «Ребенок идет в детский сад»;

буклетыпамятки с краткими рекомендациями;

проведение Дня открытых дверей, который представляет собой экскурсию по детскому саду и презентацию всех помещений;

просмотр альбома с фотографиями из жизнидетского сада, в котором отображены помещения группы, режимные моменты, игры ребят;

выступление на первом общем родительском собрании, на котором психолог рассказывает об адаптационном стрессе, о причинах его возникновения и как он может повлиять на эмоциональное состояние ребенка [23].Дальнейшее знакомство психолога с родителями продолжается при индивидуальной встрече.Задачи первой индивидуальной встречи с семьей:

установление доброжелательных, партнерских взаимоотношений с родителями ребенка и с самим ребенком, если он присутствует на первой встрече;

просвещение родителей;

получение письменного согласия родителей на психологопедагогическое сопровождение ребенка в детском саду (если этот пункт отсутствует в договоре, заключаемом детским садом и родителями);

сбор информации о ребенке и о семье, выявление отношения родителей к поступлению ребенка в детский сад [12].Также для родителей можно организовать семинар «Адаптирующие и развивающие игры с ребенком раннего возраста».Второе направление организация работы педагогапсихолога с воспитателями. Происходит ознакомление с данными медкарт каждого ребенка, составляется график приема детей. Составляются планы работы по адаптации, с учетом возраста детей, на основании которых строится деятельность в доадаптационный и адаптационный периоды.Немаловажной составляющей работы с воспитателями является совместный осмотр и подготовка групп, материальнотехнического оснащения, подбор мебели в соответствии с возрастом. В группах оформляются веселые панно, игровые зоны, подготавливаются наборы игрушекзабав, куколбибабо, места для игр с песком и водой, фонотека со спокойной музыкой, детскими песенками [13].За день до прихода ребенка в детский сад психолог передает воспитателям информацию, которая была получена из беседы с родителями. Это помогает выстроить работу с вновь прибывшими детьми с учетом их личностных особенностей, привычек.Третье направление организация работы педагогапсихолога с детьми. Адаптация контролируется с помощью «Листа адаптации» (А. Остроухова), целью которой является ежедневный контроль за поведением, эмоциональным состоянием ребенка, состоянием здоровья в первый месяц посещения детского сада.Листы адаптации заполняются психологом совместно с воспитателем. Анализзаключение делает психолог. Лист адаптации можно показывать родителям, если они интересуются, как проходит адаптация их ребенка, но в индивидуальном порядке.После того как закончится период адаптации у ребенка, проводится диагностика нервнопсихического развития детей раннего возраста (К. Л. Печора и др.).В группах раннего возраста следует обратить особое внимание коррекционноразвивающей работе. Для индивидуальной коррекции эмоциональной сферы детей в период адаптации можно использовать: игры с пескоми водой, сухой бассейн, музыкальную терапию, арттерапию (рисование, лепка), релаксационные игры, пальчиковые игры, психогимнастику.Таким образом, проблема адаптации стоит настолько остро, что необходимость создания системы работы в этом направлении очевидна. Эта работа должна так организовать жизнь ребенка в дошкольном учреждении, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям, чтобы у него формировались положительное отношение к детскому саду и навыки общения, прежде всего со сверстниками.Данное исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад № 76г. Ставрополя. В исследовании участвовали 10 детей, воспитанников младшей ясельной группы, из них 6 мальчиков и4 девочки в возрасте от 2х до 3х лет. Методы исследования:1)Психологопедагогические тесты определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение[24].2)Исследование психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного учреждения методом экспертных оценок.Исходя из анализа ответов навопросы анкеты, можно сделать выводы об уровне готовности ребенка к поступлению в детское дошкольное учреждение. В начале адаптационного периода уровень готовности поступления детей в дошкольное учреждение оценивался следующим образом.Рис.1.Уровень готовности поступления детей в дошкольное учреждение

Как показал констатирующий эксперимент по методике «Определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение» только 1 ребенок (10%) 10%60%30%Готовность к поступлению в ДОУГотовУсловно готовНе готовготов к поступлению в ДОУ, 6 детей (60%) –условно готовы, 3ребенка (30%) –не готовы к поступлению в детский сад.Для изучения психофизиологической адаптации детей к условиям детского сада можно использовать методику «Лист адаптации». Методика основана на методе экспертных оценок, в качестве экспертов могут выступать воспитатели. Критериями адаптации служили: эмоциональное состояние, социальные контакты, сон, аппетит.

Рис. 2.Уровень адаптации к дошкольному учреждению

Как можно увидеть из диаграммы, обе методики показали одинаковые результаты. То есть из группы 10 детей только один ребенок чувствует себя в детском саду комфортно, у троих детей наблюдается дезадаптация.Оценка эмоционального состояния, деятельности детей, навыков взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, сна, речи детей позволили определить степени адаптации детей в начале и через двамесяца после начала адаптационного периода.Затем были сформулированы предварительные выводы об эффективности проделанной работы: через двамесяца адаптационного периода в группе произошли существенные изменения в степени адаптации детей (сложная степень адаптации уменьшилась на 30 % и стала равна 0, средняя степень адаптации уменьшились на 10 %, а легкая степень адаптацииувеличилась соответственно на 40 %).

Рис.3.Уровень адаптации к ДОУ до и после проведения эксперимента.

10%60%30%Уровень адаптацииВысокийСреднийНизкий0%10%20%30%40%50%60%ДоПосле30%0%60%50%10%50%НизкийСреднийВысокийАнализ результатов показывает, что в результате адаптации (кроме начального этапа) не было выявлено ни одного ребенка с тяжелой степенью адаптации. Это позволяет нам судить о правильной организации и проведении адаптации детей к условиям детского сада педагогическим коллективом.Детский сад в жизни ребенка играет значительную роль. Однако, когда ребенок впервые переступает порог дошкольногоучреждения, родителей охватывает огромное волнение. Примет ли маленький человечек новую обстановку? Какими будут игры и общение с детьми в группе? Как у малыша сложатся отношения с воспитателями? Огромное количество вопросов не дает покоя родителям.Тревога мам и пап не напрасна. Психологи утверждают, что проблема адаптации ребенка к детскому саду актуальна для всех детей без исключения. Даже если малыш вполне самостоятельный и общительный, расставание с мамой и изменение привычного образа жизни может стать для него стрессовой ситуацией. По мнению психологов, только те дети с легкостью перестраиваются на новый детсадовский лад, которые имеют в своих семьях неблагоприятную обстановку.Дети и их родители нуждаются в помощи психологов, которые помогут обеим сторонам избежать нарастающего стресса расставания и добиться достижения осознания пользы посещения детского дошкольного учреждения. Наблюдая уверенность мамы, ребенок также вскоре расстанется со своими колебаниями и гораздо быстрее пройдет период адаптации к детскому саду.Чтобы определить, когда отдавать ребенка в детский сад, нужно обратить внимание на его готовность к кардинальным изменениям. Привязка к одному лишь возрасту –частая ошибка родителей.Особенности темперамента, навыки самообслуживания, умение долго обходиться без мамы, уровень общительности –все эти факторы играют значительную роль для детсадовской жизни ребенка.Адаптация к детскому саду –это целый комплекс мероприятий, которые должны охватывать все сферы жизни малыша. Начинать ее следует за полгода до желаемой даты начала посещения садика.

Ссылки на источники1.Авдулова Т.П. Психологические игры: современный подход: учеб. Пособие Т.П. Авдулова. М.: Академия, 2009. 112 с.2.Айсина Р. М., Дедкова В. Н., Хачатурова Е. В. Социализация иадаптация детей раннего возраста // Ребёнок в детском саду. 2003. № 5. С. 4952. № 6. С. 4650.3.Антонова Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание, 2005. №6. С. 6670.4.Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. –М.: АСТПРЕСС, 2012.5.Баскакова Е. Проблема адаптации детей к детскому саду [Электронный ресурс]. Web: http://pishem.net/pageid180.html6.Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Пер.: В. Старовойтов. М.: Академический Проект, 2004. –232 с.7.Варпаховская О. «Зеленая дверца»: первые шаги в общество // Ребенок в детском саду. –2014. –№ 1. –С. 3035.8.Газеева А.Ф. Роль эмоционального благополучия в развитии ребенка дошкольного возраста // Современная педагогика. 2013. № 1 [Электронный ресурс]. Web: http://pedagogika.snauka.ru/2013/01/8259.Горина Е.Е. Коммуникационная активность в системе профессиональных качеств современного работника //Современные научные исследования и инновации. –2013. №7. –С.14.10.Давыдова О.И. Адаптационные группы в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2013. 128 с.11.ДалининаТ. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. №1. –с. 4149.12.Двойнова А. Ф. Система работы с педагогами, воспитанниками и их родителями в адаптационный период // Справочник старшего воспитателя. 2009. № 9. С. 6168.13.Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптации, сценарии дня)». Ростов н/Д: Феникс, 2008. 186 с.14.Иванова Н.В., БардиноваЕ.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. –М.: ТЦ Сфера, 2008. –128 с.15.Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. 2 –е изд., и перераб. СПб.: Издательство «Речь», 2005. 160 с.16.Каралашвили Е. А., Малахова Н. Е. Организация работы по адаптации детей к ДОУ // Справочник старшего воспитателя. 2010. № 7. С. 2234.17.Кознова Н. Использование нетрадиционных методов и приемов при адаптации в ДОУ детей раннего возраста. –Светлогорск: Маам, 2013. –URL: http://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanienetradicionyhmetodovipriemovpriadaptacivdoudeteiranegovozrasta.html.18.Консультант плюс. Конвенция о правах ребенка. М.: [б. и.]. Web: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=995919.Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. –2006. –N1. –с.3437.20.Куцанова Т.В. Адаптация детей раннего возраста // Психология, социология и педагогика. 2012. № 12 [Электронный ресурс]. Web:: http://psychology.snauka.ru/2012/12/140221.Малер М.С., Пайн Ф., Бергман А. Психологическое рождение человеческого младенца: Симбиоз и индивидуация.Перевод с английского. Москва, 2011.22.Остроухова А. Успешная адаптация в ДОУ. Как ее измерить? // Обруч. 2000, № 3. с. 16–17.23.Пазухина И.А. Давай поиграем! Тренинговоеразвитие мира социальных взаимоотношений детей 34 лет: Пособиеконспект для практических работников ДОУ, психологов, педагогов дошкольного обучения. –СПб: «Детствопресс», 2008. –96 с.24.Печера К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М.: Просвещение, 2010. –142 с.25.Печора К.Л. Методические рекомендации: Психологопедагогическое обследование детей от 1 года 3 месяцев до 6 лет. Реабилитационные игры и занятия с детьми. –М., 2000. –47 с.26.Психолог детскому саду [Электронный ресурс]. Web: http://psichologvsadu.ru/rabotapsichologaspedagogami/konsultaziipsichologadlyavospitateley/133konsultatsiyadlyapedagogovpsikhologopedagogicheskieusloviyaadaptatsiidetejvdou27.Рыдзе Н.В. Адаптация детей к дошкольному учреждению. М.: [б. и.], 2012. URL: http://rydze.narod.ru/adaptacia.html28.Синенко И.В. Рекомендации для родителей ребенка, поступающего в детский сад // Психология, социология и педагогика. 2013. № 2 [Электронный ресурс]. Web: http://psychology.snauka.ru/2013/02/182629.Стресс и Психосоматика[Электронный ресурс]. Web: http://drsana.ucoz.ua/publ/professionalnaja_psikhologija/psikhoterapija/stress_i_psikhosomatika/341 02730.Эдуардова А.Г. Роль колыбельной в жизни ребенка. Мурманск.: [б. и.], 2012. URL: http://21.detsadmurmansk.ru/index.php/20111128181904/920111128100301/23520140409141529