Интеграция дошкольника с ограниченными возможностями здоровья в развивающую среду: проблемы аффективной экспансии и психологических границ
Выпуск:
ART 970464
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Андреева
Е.
А. Интеграция дошкольника с ограниченными возможностями здоровья в развивающую среду: проблемы аффективной экспансии и психологических границ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
686–690. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970464.htm.
Аннотация. Социализация и интеграция в развивающую среду дошкольника с ограниченными возможностями здоровья является необходимым условием становления личности и развития потенциальных возможностей ребенка. Данный процесс способствует приобретению жизненного опыта и установлению устойчивых отношений с окружающим миром и обществом сверстников. В настоящей статье рассматривается неблагополучие в функционировании аффективной экспансии в системе базовой аффективной регуляции деятельности и поведения и развитие психологических границ дошкольника с ограниченными возможностями здоровья как значимый фактор в процессе его интеграции в развивающую среду.
Ключевые слова:
развивающая среда, дошкольник с ограниченными возможностями здоровья, аффективная экспансия, психологические границы, мотив границы
Текст статьи
Андреева Евгения Андреевна,магистранткафедры специальной психологииФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. ОренбургAndreeva_zhen@mail.ru
Интеграция дошкольника с ограниченными возможностями здоровья в развивающую среду:проблемы аффективной экспансии и психологических границ
Аннотация.Социализация и интеграция в развивающую среду дошкольников с ограниченными возможностями здоровьяявляются необходимым условием становления личности и развития потенциальных возможностей ребенка. Данный процесс способствует приобретению жизненного опыта и установление устойчивых отношений с окружающим мироми обществом сверстников.Внастоящейстатьерассматривается неблагополучиевфункционированииаффективной экспансии в системе базовой аффективной регуляции деятельности и поведенияи развитие психологических границ дошкольника с ограниченными возможностями здоровья как значимый фактор в процессе его интеграции в развивающую среду. Ключевые слова:дошкольник с ограниченными возможностями здоровья, развивающая среда, аффективная экспансия, психологические границы, мотив границы.
В современном мире проблема воспитания, обучения, абилитации и реабилитации ребенка с ограниченными возможностямиздоровья (ОВЗ)актуальнав теоретическом и практическом аспекте для педагогики, психологии, медицины и других наук о человеке. На сегодняшний день очевидна отрицательная динамика в состоянии здоровья детского населения.Отклонения в состоянии здоровья выявленыв процессе Всероссийской детской диспансеризации у 54% российских детей[1]. Дети, чьи возможности здоровья ограничены, помимо раннего выявления и коррекции дефекта, нуждаются в специальномпедагогическоми психологическом сопровождении. Особое значениев этомвопросе имеет период дошкольного детства –сенситивный период, являющийся «фундаментом» дальнейшего развития ребенка. По мнению А.Н. Леонтьева,это период фактического складывания личности ребенка[2].Помимо формированиясамосознанияистремленияк общественно значимой и социально оцениваемой деятельности, в дошкольном возрасте происходит соподчинение и иерархизация мотивов, появляютсясоциальные эмоции.В последние десятилетия в центре внимания общего и специального образования –личностное и социальное развитие ребенка с ОВЗ, его интеграция в единое образовательное пространство. В зависимости от вида и степени нарушенияуровень психофизического развития дошкольника с ОВЗ может быть различен, нохарактерно своеобразное проявление общих законов психического развития. Это, например,замедленный темпидиспропорциональность между направленной и спонтанной сторонами развития. Общим также является снижение познавательной активности, с одной стороныобедняющее опыт ребенка, с другой –затрудняющее его социальную интеграцию.В то же время приобщение и адаптация ребенка к нормам и правилам социокультурной среды, где важна способность ребенка к сопереживанию, восприятию эмоциональных проявлений других людей, –важнейшая составляющая социокультурного и личностного развития вдошкольном возрасте.Не всегда зная возможности своего ребенка и акцентируя его физические и психические дефекты и дефициты, родители дошкольника с ОВЗ излишне сковывают его активность,ограничивают сферы деятельности и общения, тем самым деформируя его личностное и социальное развитие [3].Но все чаще родители ребенка с ОВЗпонимают важность раннего развития с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей и демонстрируют потребность не только в присмотре и уходе за ребенком, но и в преодолении и компенсации существующих в его жизни препятствий и ограничений, а также в его включении в коллектив сверстников. Социальный заказ родителей дошкольника с ОВЗ на интеллектуальное, личностное и социокультурное развитие ребенка реализуется в учреждениях (центрах) кратковременного пребывания развивающего типа в группахинтегрированного обучения. Здесь применяются методики раннего развития (Никитиных, ГленаДомана, М.Монтессори, Н.А. Зайцеваи др.), адаптированные к условиямОВЗ. Целью развивающих занятий является не только раннее интеллектуальное, эстетическое развитие, но и создание условий для самореализациии социальной интеграции дошкольника с ОВЗ.Помнению Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др. с позиций психологического контекста развивающая среда рассматривается какопределенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение[4].Правильно организованная развивающая среда и развивающее обучение способствует развитию психических и физических способностей дошкольника, делает достижимой «перспективу безграничного становления человека» [5, c. 40].В процессе интеграции в развивающую среду происходит не только всестороннее развитие дошкольникас ОВЗ, а также процесс усвоениясоциального опыта: выстраивание отношений со сверстниками, преодоление противоречий между собственными потребностями и правилами детского коллектива, формируются адаптационные и регулятивные процессы.Дошкольник с ОВЗ, встающий перед задачей интеграции в новую для него развивающую среду, сталкивается не только с новым, неопределенным пространством, которое само по себе является барьером, но ис необходимостью взаимодействовать с объектами окружающего мира, устанавливать контакт с окружающими. Все это невозможно без осмысления собственного Я и выстраивания границ своего Я (психологических границ). Именно благодаря границам появляется возможность распознавания разных типов внедрения со стороны других или, напротив, своего внедрения в личное пространство других. Понимание исозданиеправил равноправного взаимодействияпомогают ребенку быть избирательным, отсеивая влияния, которые онсчитает опасными или разрушительными для себя[6]. Организация и решение задач адаптации и саморегуляции в детстве реализуются благодаря системе базальной аффективной регуляции деятельности и поведения. «Аффективное развитие можно рассматривать не с точки зрения подчинения аффектов высшим, эмоциональным и личностным инстанциям, а как культурное развитие всей системы смыслов, этапы которого отражают шаги становления индивидуальности и социализации ребенка», констатирует О.С. Никольская [7, с.8].Аффективноэмоциональная сфераи лежащая в ее основе аффективная регуляция входят как компонент в любую деятельность ребенка, в том числепознавательную[8, 9], ивдетственеблагополучие в аффективной сфере –наиболее злокачественный фактордля психического и психосоматического развития ребенка. Таким образом, трудности социальной адаптации и интеграции у дошкольников с ОВЗ могут быть обусловлены нарушениями аффективной регуляции.В структурной модели аффективной организации поведения О.С. Никольской, В.В. Лебединского,Е.Р. Баенской[9] третьим уровнем выделенааффективнаяэкспансия, смысловые задачикоторой, вопервых, организация адаптации к нестабильной и новой ситуации, к изменчивойинеопределенной среде и овладение неизвестной ситуацией; вовторых, оценкаэффективности собственного воздействия на среду, на окружающие предметыи формирование представленийо границах своего влияния, которые невозможно познать, не столкнувшисьс препятствиеми не преодолевего.Потребность в столкновении с барьером, преодоление ограничения, овладение ситуацией и средой, экспансия –жизненно необходимый процесс при взаимодействии с окружающим, дающий ребенку информацию о границах своих возможностей.Возникающиепри этоминтерес, удовольствие, азарт тонизируют психическуюактивность ребенка,другими словами, аффективная экспансия
этоуровень как положительных, так и отрицательных стенических эмоций. В то же время наэтомуровнепродуцируютсябескорыстное любопытство,живой интерес к происходящему вокруг, креативность истимулируетсяактивное исследование окружающего мира, что означает расширение ребенком своих психологических границ, их переход, а прежде этого –«бытие на границе».Итак, значимыми факторами интеграции дошкольника с ОВЗ в новую для него развивающую средумы видим взаимодействие специфики его аффективной экспансии и развития его психологических границ.Вниманиеученых разных научных школк изучениюграницЯ привелок появлению различных представлений о самой сущности этого феномена. Так вработах Э.Дюркгейма, посвященных проблеме самосознания и нравственности, граница является неотъемлемой частью определенных норм и правил, которые транслируются обществом,помогают их усвоению и оптимизируют процесс социальной адаптации. В психоанализе (З. Фрейд, Д. Винникотт, К. Хорни) выделяются каквнешние границы –между человеком и миром, обусловленные социумом и культурой, так и внутренние –между структурами личности, рамки, в которые человек помещает себя[10].Гештальттеория(Ф.Перлз, И.и М.Польстеры) предлагаетпонятие границы контакта, котораяобразуется при взаимодействии организма со средой.Границы присущикаждой личности, они позволяют выделить ее в фигуру и входить в контакт:«Контактная граница, на которой возникает опыт, не отдаляет организм от окружающей среды; она, скорее ограничивает организм, заключает его в себя и защищает, и в то же самое время соприкасается с окружающей средой»[11, с.9].Установить границы –означает определить или установить рамки контакта или отношений между собой и окружающим миром. Вотечественной психологииА.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн [10] рассматривают границу в значении предела, социальнопсихологическихограничений, которые общество и культура накладывают на поведение ибез которых личность не может существовать. Внутренние границы детерминируют деятельность, проявляясебяв вариантах испособах реализации активности.В.П. Зинченкоопределяет границу в значении связи: «…Существует, как минимум, три пространства «между» или три границы, на которых располагается душа: между людьми, между внешней и внутренней формами самого человека; между прошлым и будущим. Она выполняет огромную работу, связывая все перечисленные пары по горизонтали, а возможно, и по вертикали» [12, с. 297]. В работах Т.С. Леви [13] психологические границы рассматриваются как функциональный орган, формирующийся и изменяющийся на протяжении всей жизни. Границы позволяют личности взаимодействовать с миром, но в то же время сохранять свою индивидуальность благодаря своим функциям. Спокойнонейтральная функция рассматривается какбазовая, онаобеспечивает возможность психологической границе быть гибкой и адекватной; невпускающая–непроницаемость для внешних вредных влияний; полностью проницаемаяпозволяет Я «слиться» с миром; отдающая–выражение себя; активно вбирающая–удовлетворение потребностей личности путем «втягивания» нужного из среды; активно сдерживающая –при необходимости сдерживание, «контейнирование» внутреннейэнергии. Для адекватного взаимодействия человека с окружающим миром все вышеперечисленные функции его границ должны быть сбалансированы.А.С. Шаров[14] видит границы как, прежде всего, «ограничивающие» активностьличности в ее бытии в социуме и в отношениях с другими людьми. Границы количественнокачественно определены и выполняютнаправляющую, регулятивную (адаптации, развития и формирования), энергетическую и рефлексивную функциюпосредством процессов дифференциации и интеграции. Противостоит этим взглядам идея границыкак побудителя активности и как источник движения ребенка, предложенная В.А. Петровским и М.А. Ишковой[15]. В.А. Петровский в теории надситуативной (неадаптивной) активности описывает способность человека ставить цели, избыточные с точки зрения основной задачи, и преодолевать внешние и внутренние ограничения. Здесь предполагается наличиемотивации, суть которой заключается в самой притягательности действий с непредрешенным исходом, и особого мотива границы, или «бытия на границе». Этот мотив включает: стремление ощутить себя на границе («балансируя на грани»), элиминировать ее («переходя» через грань) и, наконец, вовлечь ее в свою деятельность («связывая» смежные поля активности и тем самым упраздняя грань между ними)[там же, с.25].
И.А. Шаповал рассматриваетфункции границ Я в рамках системного подхода, где границы Я – динамическая, открытая, целостная, функциональная система (и подсистема Я), которая, актуализируясь под влиянием конкретной ситуации, структурируется из определенных компонентов и обеспечивает выполнение ими функций взаимодействий Я и неЯ во множественных мирах Я и неЯ [16, с. 21].
И.А. Шаповал и Е.С. Фоминыхрассматривают дискретность (прерывность)и континуальность (непрерывность) психологических границ, как фундаментальные условия взаимодействия внешней и внутренней реальности, где психологические границы Я –не монолитное, а системное образование, в которомкаждая подсистема внутренне дискретна и континуальна во времени и пространстве[17].Рассматривать динамику внешних и внутренних границ в дискурсе «социализация –индивидуализация» предлагает Т.Д. Марцинковская [10]: взаимосвязь границ отражается в их динамике по вертикали (личностный рост, саморазвитие и самодетерминация) и по горизонтали (движение от внешних пределов к внутренним, установление переходов и связей).Итак, представленное многообразие подходов к определениюфеномена психологических граници его содержаниюпозволяет охарактеризовать неоднозначность репрезентации границы для субъекта:
место встречи субъекта со средой;
барьер, позволяющийразличать и отделять себя от внешней среды, от других людей и общества;
рубежчеловеческой деятельности –внутренняя граница между влечением и потребностями человека.Анализируя онтогенез психологических границ у детей дошкольного и младшего школьного возраста, С.К. НартоваБочавер и О.В. Силина [6] определяют психологические границы как феноменологический маркер, разделяющий «Я» разных субъектов, и как надежный индикатор психологического и социального благополучия ребенка.М.А. Ишкова эмпирическим путем, обнаруживает у детей стремление «быть на границе», обозначая границукак незримый предел, переход через который порождает переживание смены впечатлений. На четвертом году жизни ребенка происходит становление идеи границы как особого знака, разграничительная линия принимает значение «быть пределом». Идея границы не только как «предела», но и как «вызова» к переходу в неведомое проявляется на пятом –шестом году, если граница предъявляется ребенку в форме запрета. При нейтральном предъявлении линии раздела часть детей могут соблюдать ограничение, держась вдали от черты, а для другихчерта является притягательной, что побуждает их действовать вблизи нее, или даже переходя через нее. Граница актуализируется с новой стороны, теперь это –загадка, вопрос, провокация к постижению [15].При отклоняющемся развитии ребенка происходитдезорганизация аффективной регуляции.Пригипофункцииуровня аффективной экспансии, тесно связанного с проблемой границы,отмечаются значительные трудностив решении проблемных ситуаций, страх переднезнакомыми и неизвестными обстоятельствами, затруднено общение и взаимодействие с другими людьми, занижена самооценка. При гиперфункцииданного уровняу ребенка наблюдается выраженный негативизм, эгоцентричность, тяга к провокациям конфликтов между другими детьми, а такжетяга к опасным, рискованным поступкам [8].Процесс интеграции дошкольника с ОВЗ в развивающую среду невозможен без осознания границы, необходимообозначить или хотя бы увидеть эту границу –между собой и средой, окружающими людьми.От того, насколькоребенокосмыслит границу и еезначение, зависитего восприятие«границыкак досадногои непреодолимогобарьера, или же, напротив, –как «приглашениек развитию» (О.М. Мандельштам)» [5,с.112].Мы считаемналичие у дошкольника с ОВЗ мотива границы необходимымусловиемдля успешной интеграции в развивающую среду. Однако до настоящеговременипопыток изучения психологических границ у дошкольников с ОВЗ и мотива границы как фактора интеграции в развивающую среду, а также ролибазальнойаффективной регуляции в развитии мотива границ у дошкольников сОВЗне предпринималось, что актуализирует наше теоретическое и эмпирическое исследование.
Ссылки на источники1.Левченко И.Ю., Киселёва Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. —М.: Национальный книжный центр,2016. —160 с.2.Психология развития, возрастная психология : для студентов вузов : учебное пособие / С.И.Самыгин, А.В.Волочай, Н.Г.Гончарова, Д.С.Загутин. Ростовн/Д : Феникс, 2013. 224 с. (Шпаргалки). ISBN 9785222212516 ; То же [Электронный ресурс]. URL://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271487(08.12.2016).3.Сорокин В. М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л. М. Шипицыной. —СПб.: «Речь». 2003. —216 с.4.Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебнометодическое пособие / Е. А. Лобанова. ——Балашов : Николаев, 2005. —76 с.5.Кудрявцев, В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурноисторический подход.Ч.I–Дубна, 1997. 170 с.6.НартоваБочаверС.К., Силина О.В. Динамика развития психологических границ на протяжении детства / НартоваБочавер С.К., Силина О.В. // Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии. 2014. № 3 (32) июль –сентябрь. С. 1328.7.Никольская, О.С. Аффективная сфера как система смыслов, организующих сознание и поведение [Текст] / О.С. Никольская. –М. : МГППУ, 2008. –464 с.8.Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. —СПб.: Речь, 2005. —384 с, илл.9.Лебединский В.В., Бардышевская М.К. Аффективное развитие ребенка в норме и патологии // Психологияаномального развития ребенка: хрестоматия в 2 т./ Под редакцией В.В. Лебединского и М.К. Бардышевской. М.:ЧеРо: Высш.шк.; Издво МГУ, 2002. Т. 1 С.588681.10.Марцинковская Т.Д., Психологические границы: история и современное состояние / Т.Д. Марцинковская // Мир психологии –2008. №3. –С. 5561.11.Перлз Ф. Теория гештальттерапии –М.: Институт ОбщегуманитарныхИсследований, 2004 384 с.12.Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики: (Психологопедагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина —В. В. Давыдова) : учебное пособие / В.П.Зинченко. М. :ДиректМедиа, 2014. 331 с.
ISBN 9785445838098 ; То же [Электронный ресурс]. URL://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226379(08.12.2016).13.Леви Т.С.Динамика психологических границ в процессе личностноразвивающей работы, основанной на телесном движении//Культурноисторическая психология. 2009. № 1. С. 3641.14.Шаров А.С. Ограниченный человек: значимость, активность, рефлексия: Монография. –Омск: Издво Омского государственного педагогического университета, 2000. –358 с.15.Петровский В.А.«Мотив границы»: знаковая природа влечения // Мир психологии. 2008. № 3. С. 10–26.16.Шаповал И.А. Функции и дисфункции границ Я: эффекты самоорганизации и самодезорганизациисистемы [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2016. Том 5. № 1. C. 19–32. 17.Шаповал И.А., Фоминых Е.С.Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2016.№2(58). С. 90110.
Интеграция дошкольника с ограниченными возможностями здоровья в развивающую среду:проблемы аффективной экспансии и психологических границ
Аннотация.Социализация и интеграция в развивающую среду дошкольников с ограниченными возможностями здоровьяявляются необходимым условием становления личности и развития потенциальных возможностей ребенка. Данный процесс способствует приобретению жизненного опыта и установление устойчивых отношений с окружающим мироми обществом сверстников.Внастоящейстатьерассматривается неблагополучиевфункционированииаффективной экспансии в системе базовой аффективной регуляции деятельности и поведенияи развитие психологических границ дошкольника с ограниченными возможностями здоровья как значимый фактор в процессе его интеграции в развивающую среду. Ключевые слова:дошкольник с ограниченными возможностями здоровья, развивающая среда, аффективная экспансия, психологические границы, мотив границы.
В современном мире проблема воспитания, обучения, абилитации и реабилитации ребенка с ограниченными возможностямиздоровья (ОВЗ)актуальнав теоретическом и практическом аспекте для педагогики, психологии, медицины и других наук о человеке. На сегодняшний день очевидна отрицательная динамика в состоянии здоровья детского населения.Отклонения в состоянии здоровья выявленыв процессе Всероссийской детской диспансеризации у 54% российских детей[1]. Дети, чьи возможности здоровья ограничены, помимо раннего выявления и коррекции дефекта, нуждаются в специальномпедагогическоми психологическом сопровождении. Особое значениев этомвопросе имеет период дошкольного детства –сенситивный период, являющийся «фундаментом» дальнейшего развития ребенка. По мнению А.Н. Леонтьева,это период фактического складывания личности ребенка[2].Помимо формированиясамосознанияистремленияк общественно значимой и социально оцениваемой деятельности, в дошкольном возрасте происходит соподчинение и иерархизация мотивов, появляютсясоциальные эмоции.В последние десятилетия в центре внимания общего и специального образования –личностное и социальное развитие ребенка с ОВЗ, его интеграция в единое образовательное пространство. В зависимости от вида и степени нарушенияуровень психофизического развития дошкольника с ОВЗ может быть различен, нохарактерно своеобразное проявление общих законов психического развития. Это, например,замедленный темпидиспропорциональность между направленной и спонтанной сторонами развития. Общим также является снижение познавательной активности, с одной стороныобедняющее опыт ребенка, с другой –затрудняющее его социальную интеграцию.В то же время приобщение и адаптация ребенка к нормам и правилам социокультурной среды, где важна способность ребенка к сопереживанию, восприятию эмоциональных проявлений других людей, –важнейшая составляющая социокультурного и личностного развития вдошкольном возрасте.Не всегда зная возможности своего ребенка и акцентируя его физические и психические дефекты и дефициты, родители дошкольника с ОВЗ излишне сковывают его активность,ограничивают сферы деятельности и общения, тем самым деформируя его личностное и социальное развитие [3].Но все чаще родители ребенка с ОВЗпонимают важность раннего развития с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей и демонстрируют потребность не только в присмотре и уходе за ребенком, но и в преодолении и компенсации существующих в его жизни препятствий и ограничений, а также в его включении в коллектив сверстников. Социальный заказ родителей дошкольника с ОВЗ на интеллектуальное, личностное и социокультурное развитие ребенка реализуется в учреждениях (центрах) кратковременного пребывания развивающего типа в группахинтегрированного обучения. Здесь применяются методики раннего развития (Никитиных, ГленаДомана, М.Монтессори, Н.А. Зайцеваи др.), адаптированные к условиямОВЗ. Целью развивающих занятий является не только раннее интеллектуальное, эстетическое развитие, но и создание условий для самореализациии социальной интеграции дошкольника с ОВЗ.Помнению Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др. с позиций психологического контекста развивающая среда рассматривается какопределенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение[4].Правильно организованная развивающая среда и развивающее обучение способствует развитию психических и физических способностей дошкольника, делает достижимой «перспективу безграничного становления человека» [5, c. 40].В процессе интеграции в развивающую среду происходит не только всестороннее развитие дошкольникас ОВЗ, а также процесс усвоениясоциального опыта: выстраивание отношений со сверстниками, преодоление противоречий между собственными потребностями и правилами детского коллектива, формируются адаптационные и регулятивные процессы.Дошкольник с ОВЗ, встающий перед задачей интеграции в новую для него развивающую среду, сталкивается не только с новым, неопределенным пространством, которое само по себе является барьером, но ис необходимостью взаимодействовать с объектами окружающего мира, устанавливать контакт с окружающими. Все это невозможно без осмысления собственного Я и выстраивания границ своего Я (психологических границ). Именно благодаря границам появляется возможность распознавания разных типов внедрения со стороны других или, напротив, своего внедрения в личное пространство других. Понимание исозданиеправил равноправного взаимодействияпомогают ребенку быть избирательным, отсеивая влияния, которые онсчитает опасными или разрушительными для себя[6]. Организация и решение задач адаптации и саморегуляции в детстве реализуются благодаря системе базальной аффективной регуляции деятельности и поведения. «Аффективное развитие можно рассматривать не с точки зрения подчинения аффектов высшим, эмоциональным и личностным инстанциям, а как культурное развитие всей системы смыслов, этапы которого отражают шаги становления индивидуальности и социализации ребенка», констатирует О.С. Никольская [7, с.8].Аффективноэмоциональная сфераи лежащая в ее основе аффективная регуляция входят как компонент в любую деятельность ребенка, в том числепознавательную[8, 9], ивдетственеблагополучие в аффективной сфере –наиболее злокачественный фактордля психического и психосоматического развития ребенка. Таким образом, трудности социальной адаптации и интеграции у дошкольников с ОВЗ могут быть обусловлены нарушениями аффективной регуляции.В структурной модели аффективной организации поведения О.С. Никольской, В.В. Лебединского,Е.Р. Баенской[9] третьим уровнем выделенааффективнаяэкспансия, смысловые задачикоторой, вопервых, организация адаптации к нестабильной и новой ситуации, к изменчивойинеопределенной среде и овладение неизвестной ситуацией; вовторых, оценкаэффективности собственного воздействия на среду, на окружающие предметыи формирование представленийо границах своего влияния, которые невозможно познать, не столкнувшисьс препятствиеми не преодолевего.Потребность в столкновении с барьером, преодоление ограничения, овладение ситуацией и средой, экспансия –жизненно необходимый процесс при взаимодействии с окружающим, дающий ребенку информацию о границах своих возможностей.Возникающиепри этоминтерес, удовольствие, азарт тонизируют психическуюактивность ребенка,другими словами, аффективная экспансия
этоуровень как положительных, так и отрицательных стенических эмоций. В то же время наэтомуровнепродуцируютсябескорыстное любопытство,живой интерес к происходящему вокруг, креативность истимулируетсяактивное исследование окружающего мира, что означает расширение ребенком своих психологических границ, их переход, а прежде этого –«бытие на границе».Итак, значимыми факторами интеграции дошкольника с ОВЗ в новую для него развивающую средумы видим взаимодействие специфики его аффективной экспансии и развития его психологических границ.Вниманиеученых разных научных школк изучениюграницЯ привелок появлению различных представлений о самой сущности этого феномена. Так вработах Э.Дюркгейма, посвященных проблеме самосознания и нравственности, граница является неотъемлемой частью определенных норм и правил, которые транслируются обществом,помогают их усвоению и оптимизируют процесс социальной адаптации. В психоанализе (З. Фрейд, Д. Винникотт, К. Хорни) выделяются каквнешние границы –между человеком и миром, обусловленные социумом и культурой, так и внутренние –между структурами личности, рамки, в которые человек помещает себя[10].Гештальттеория(Ф.Перлз, И.и М.Польстеры) предлагаетпонятие границы контакта, котораяобразуется при взаимодействии организма со средой.Границы присущикаждой личности, они позволяют выделить ее в фигуру и входить в контакт:«Контактная граница, на которой возникает опыт, не отдаляет организм от окружающей среды; она, скорее ограничивает организм, заключает его в себя и защищает, и в то же самое время соприкасается с окружающей средой»[11, с.9].Установить границы –означает определить или установить рамки контакта или отношений между собой и окружающим миром. Вотечественной психологииА.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн [10] рассматривают границу в значении предела, социальнопсихологическихограничений, которые общество и культура накладывают на поведение ибез которых личность не может существовать. Внутренние границы детерминируют деятельность, проявляясебяв вариантах испособах реализации активности.В.П. Зинченкоопределяет границу в значении связи: «…Существует, как минимум, три пространства «между» или три границы, на которых располагается душа: между людьми, между внешней и внутренней формами самого человека; между прошлым и будущим. Она выполняет огромную работу, связывая все перечисленные пары по горизонтали, а возможно, и по вертикали» [12, с. 297]. В работах Т.С. Леви [13] психологические границы рассматриваются как функциональный орган, формирующийся и изменяющийся на протяжении всей жизни. Границы позволяют личности взаимодействовать с миром, но в то же время сохранять свою индивидуальность благодаря своим функциям. Спокойнонейтральная функция рассматривается какбазовая, онаобеспечивает возможность психологической границе быть гибкой и адекватной; невпускающая–непроницаемость для внешних вредных влияний; полностью проницаемаяпозволяет Я «слиться» с миром; отдающая–выражение себя; активно вбирающая–удовлетворение потребностей личности путем «втягивания» нужного из среды; активно сдерживающая –при необходимости сдерживание, «контейнирование» внутреннейэнергии. Для адекватного взаимодействия человека с окружающим миром все вышеперечисленные функции его границ должны быть сбалансированы.А.С. Шаров[14] видит границы как, прежде всего, «ограничивающие» активностьличности в ее бытии в социуме и в отношениях с другими людьми. Границы количественнокачественно определены и выполняютнаправляющую, регулятивную (адаптации, развития и формирования), энергетическую и рефлексивную функциюпосредством процессов дифференциации и интеграции. Противостоит этим взглядам идея границыкак побудителя активности и как источник движения ребенка, предложенная В.А. Петровским и М.А. Ишковой[15]. В.А. Петровский в теории надситуативной (неадаптивной) активности описывает способность человека ставить цели, избыточные с точки зрения основной задачи, и преодолевать внешние и внутренние ограничения. Здесь предполагается наличиемотивации, суть которой заключается в самой притягательности действий с непредрешенным исходом, и особого мотива границы, или «бытия на границе». Этот мотив включает: стремление ощутить себя на границе («балансируя на грани»), элиминировать ее («переходя» через грань) и, наконец, вовлечь ее в свою деятельность («связывая» смежные поля активности и тем самым упраздняя грань между ними)[там же, с.25].
И.А. Шаповал рассматриваетфункции границ Я в рамках системного подхода, где границы Я – динамическая, открытая, целостная, функциональная система (и подсистема Я), которая, актуализируясь под влиянием конкретной ситуации, структурируется из определенных компонентов и обеспечивает выполнение ими функций взаимодействий Я и неЯ во множественных мирах Я и неЯ [16, с. 21].
И.А. Шаповал и Е.С. Фоминыхрассматривают дискретность (прерывность)и континуальность (непрерывность) психологических границ, как фундаментальные условия взаимодействия внешней и внутренней реальности, где психологические границы Я –не монолитное, а системное образование, в которомкаждая подсистема внутренне дискретна и континуальна во времени и пространстве[17].Рассматривать динамику внешних и внутренних границ в дискурсе «социализация –индивидуализация» предлагает Т.Д. Марцинковская [10]: взаимосвязь границ отражается в их динамике по вертикали (личностный рост, саморазвитие и самодетерминация) и по горизонтали (движение от внешних пределов к внутренним, установление переходов и связей).Итак, представленное многообразие подходов к определениюфеномена психологических граници его содержаниюпозволяет охарактеризовать неоднозначность репрезентации границы для субъекта:
место встречи субъекта со средой;
барьер, позволяющийразличать и отделять себя от внешней среды, от других людей и общества;
рубежчеловеческой деятельности –внутренняя граница между влечением и потребностями человека.Анализируя онтогенез психологических границ у детей дошкольного и младшего школьного возраста, С.К. НартоваБочавер и О.В. Силина [6] определяют психологические границы как феноменологический маркер, разделяющий «Я» разных субъектов, и как надежный индикатор психологического и социального благополучия ребенка.М.А. Ишкова эмпирическим путем, обнаруживает у детей стремление «быть на границе», обозначая границукак незримый предел, переход через который порождает переживание смены впечатлений. На четвертом году жизни ребенка происходит становление идеи границы как особого знака, разграничительная линия принимает значение «быть пределом». Идея границы не только как «предела», но и как «вызова» к переходу в неведомое проявляется на пятом –шестом году, если граница предъявляется ребенку в форме запрета. При нейтральном предъявлении линии раздела часть детей могут соблюдать ограничение, держась вдали от черты, а для другихчерта является притягательной, что побуждает их действовать вблизи нее, или даже переходя через нее. Граница актуализируется с новой стороны, теперь это –загадка, вопрос, провокация к постижению [15].При отклоняющемся развитии ребенка происходитдезорганизация аффективной регуляции.Пригипофункцииуровня аффективной экспансии, тесно связанного с проблемой границы,отмечаются значительные трудностив решении проблемных ситуаций, страх переднезнакомыми и неизвестными обстоятельствами, затруднено общение и взаимодействие с другими людьми, занижена самооценка. При гиперфункцииданного уровняу ребенка наблюдается выраженный негативизм, эгоцентричность, тяга к провокациям конфликтов между другими детьми, а такжетяга к опасным, рискованным поступкам [8].Процесс интеграции дошкольника с ОВЗ в развивающую среду невозможен без осознания границы, необходимообозначить или хотя бы увидеть эту границу –между собой и средой, окружающими людьми.От того, насколькоребенокосмыслит границу и еезначение, зависитего восприятие«границыкак досадногои непреодолимогобарьера, или же, напротив, –как «приглашениек развитию» (О.М. Мандельштам)» [5,с.112].Мы считаемналичие у дошкольника с ОВЗ мотива границы необходимымусловиемдля успешной интеграции в развивающую среду. Однако до настоящеговременипопыток изучения психологических границ у дошкольников с ОВЗ и мотива границы как фактора интеграции в развивающую среду, а также ролибазальнойаффективной регуляции в развитии мотива границ у дошкольников сОВЗне предпринималось, что актуализирует наше теоретическое и эмпирическое исследование.
Ссылки на источники1.Левченко И.Ю., Киселёва Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. —М.: Национальный книжный центр,2016. —160 с.2.Психология развития, возрастная психология : для студентов вузов : учебное пособие / С.И.Самыгин, А.В.Волочай, Н.Г.Гончарова, Д.С.Загутин. Ростовн/Д : Феникс, 2013. 224 с. (Шпаргалки). ISBN 9785222212516 ; То же [Электронный ресурс]. URL://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271487(08.12.2016).3.Сорокин В. М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л. М. Шипицыной. —СПб.: «Речь». 2003. —216 с.4.Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебнометодическое пособие / Е. А. Лобанова. ——Балашов : Николаев, 2005. —76 с.5.Кудрявцев, В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурноисторический подход.Ч.I–Дубна, 1997. 170 с.6.НартоваБочаверС.К., Силина О.В. Динамика развития психологических границ на протяжении детства / НартоваБочавер С.К., Силина О.В. // Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии. 2014. № 3 (32) июль –сентябрь. С. 1328.7.Никольская, О.С. Аффективная сфера как система смыслов, организующих сознание и поведение [Текст] / О.С. Никольская. –М. : МГППУ, 2008. –464 с.8.Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. —СПб.: Речь, 2005. —384 с, илл.9.Лебединский В.В., Бардышевская М.К. Аффективное развитие ребенка в норме и патологии // Психологияаномального развития ребенка: хрестоматия в 2 т./ Под редакцией В.В. Лебединского и М.К. Бардышевской. М.:ЧеРо: Высш.шк.; Издво МГУ, 2002. Т. 1 С.588681.10.Марцинковская Т.Д., Психологические границы: история и современное состояние / Т.Д. Марцинковская // Мир психологии –2008. №3. –С. 5561.11.Перлз Ф. Теория гештальттерапии –М.: Институт ОбщегуманитарныхИсследований, 2004 384 с.12.Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики: (Психологопедагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина —В. В. Давыдова) : учебное пособие / В.П.Зинченко. М. :ДиректМедиа, 2014. 331 с.
ISBN 9785445838098 ; То же [Электронный ресурс]. URL://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226379(08.12.2016).13.Леви Т.С.Динамика психологических границ в процессе личностноразвивающей работы, основанной на телесном движении//Культурноисторическая психология. 2009. № 1. С. 3641.14.Шаров А.С. Ограниченный человек: значимость, активность, рефлексия: Монография. –Омск: Издво Омского государственного педагогического университета, 2000. –358 с.15.Петровский В.А.«Мотив границы»: знаковая природа влечения // Мир психологии. 2008. № 3. С. 10–26.16.Шаповал И.А. Функции и дисфункции границ Я: эффекты самоорганизации и самодезорганизациисистемы [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2016. Том 5. № 1. C. 19–32. 17.Шаповал И.А., Фоминых Е.С.Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2016.№2(58). С. 90110.