Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с синдромом Дауна
Выпуск:
ART 970465
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Косарева
А.
А. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с синдромом Дауна // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
691–695. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970465.htm.
Аннотация. Статья посвящена анализу проблемы особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с синдромом Дауна. Представлены характеристики гармоничных и дисфункциональных семей, типичные семейные роли, стили семейного воспитания. Рассмотрены кризисные состояния и переживания родителей, а также основные социальные проблемы семей, имеющих ребёнка с синдромом Дауна.
Текст статьи
Косарева Анастасия Александровна,Магистрант,ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»nastyaturina2@mail.ru
Особенности детскородительских отношений в семьях, воспитывающих детейс синдромом Дауна
Аннотация.Статья посвящена анализу проблемы особенностейдетскородительских отношений в семьях, воспитывающих детей с синдромом Дауна. Представлены характеристики гармоничныхи дисфункциональныхсемей,типичные семейныероли, стили семейного воспитания. Рассмотреныкризисные состояния и переживания родителей, а также основные социальные проблемы семей, имеющих ребёнка с синдромом Дауна. Ключевые слова: синдром Дауна, семья,детскородительские отношения.
В настоящее время постатистике Всемирной организации здравоохранения, с диагнозом «синдром Дауна» рождается каждый 700800й младенец в мире.Синдром Дауна–генетическое заболевание, врожденное нарушение развития, которое проявляется умственной отсталостью, нарушением ростакостей и другими физическими аномалиями.В повседневной жизни родители детей с синдромом Дауна сталкиваются с множеством проблем. С одной стороны, они испытывают трудности при выборе воспитательных и образовательных средств воздействия на своих детей, а сдругой глубокие, внутренние психологические проблемы, обусловленные рождением в семье «солнечного» ребенка[7].Именно эти проблемы не позволяют им оптимально организовать межличностные отношения внутри семьи (как между членами семьи, так и отдельно между супругами), а также с окружающими.Социальнопсихологический портрет таких семей показал явное неблагополучие: от 30% до 60% семей распадаются (ЯнушанецН.Ю., 2006; Ермолаева Ю.Н., 2008;КузнецоваО.В., 2008), часть семей существует с деформированныммежличностными отношениями (30%), сохраняя семью формально —«ради ребенка с синдромом Дауна» (БезухС.М., Лебедева С.С., 2006).Каждая семья сталкивается с рядом проблем:
трудное материальное положение семьи;
ухудшение состояния здоровья населения вследствие недоедания, плохой экологии, от качества продуктов питания;
злоупотребление алкоголем и наркотиками;
жестокое обращение с детьми и другими членами семьи;
антиобщественный образ жизни, правонарушения и скандалы;
социальное сиротство –это явления устранения или неучастия в выполнении родительских обязанностей –искажение родительского поведения [3]. Перечисленныепроблемы оказываютнегативное влияние внутрисемейныеотношения:искажая психологический климат,деформируяотношения между супругамииотношение родителей к детям, депривируя степень свободы ребёнка в семье и др.Рассмотрим психологические конструкты, характеризующие детскородительские отношения в семьях, воспитывающих детей с синдромом Дауна. Одна из распространенных типологий делит семьи нагармоничныеи дисфункциональные:
члены гармоничной семьи:быстро и адекватно реагируют на изменение внешней и внутренней ситуации: результат позитивное изменение в семье, рост и креативность ее членов; втаких семьях притяжение между родителями; подсистемы имеют четкие границы. Дисфункциональнаясемья
семья, которая не обеспечивает личностного роста каждого из своих членов. Это семейные системы, которые пытаются сохранить привычные стереотипы взаимодействия вне зависимости от изменения внешних условий;родительские позиции неадекватны, утрачивают гибкость, становятся повышенно устойчивыми, неизменчивыми. Учитывая взаимозависимость отношений в семье, их описывают через те роли, которые выполняет ребенок [10].По мнению А. С. Спиваковской, роль ребенка можно четко выделить в дисгармоничной семье, где относятся друг к другу шаблонно, стереотипно. Роль определяется, как некий набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, как сочетание чувств, ожиданий, оценок, адресованных ребенку от взрослых членов семьи [5].
Наиболее типичны четыре роли: «любимчик», «беби», «козел отпущения», «примиритель», представлены в таблице.Таблица 1
РолиХарактеристика ролей«Любимчик»Возникает тогда, когда родители не испытываютдруг к другу никаких чувств, всю свою заботу перекладывают на ребёнка.«Бэби»При сильной близости супругов друг к другу ребенок остается в семье только ребенком, с очень ограниченными правами.«Козёл отпущения»Возникает в семье, когда супружеские проблемы родителей, взаимное недовольство друг другомпереходит на ребенка, он отводит на себя негативные эмоции родителей, которые на самом деле они испытывают друг к другу.«Примиритель»Вынужден играть роль взрослого, регулировать и устранять супружеские конфликты, и таким образом занимает важнейшее место в структуре семьи.
А. С. Спиваковская,выделяет следующие типывоспитания:
1.Семьи, в которых отношения строятся на основе любви и принятия. Обобщенная формула родительского воспитания выражается утверждением: «Ребенок –центр моих интересов». В поведении родителей отмечаются нежное отношениек детям, разнообразные занятия с ними,забота об их жизни и воспитании. 2.Семьи, в которых отношения строятся на неприятии и отторжении ребенка. Обобщенная формула родительского отношения формулируется так: «Я ненавижу этого ребенка, не буду о нем заботиться, беспокоиться». В поведении родителей проявляется невнимательность к ребенку, жестокость и желание как можно меньше общаться с ним[4]. В исследованиях А. Т. Шмелева и Т. М. Афанасьева, представленыдва крайних типа –чрезмерная опека и излишняя требовательность:
1.Отношения по типу чрезмерной опеки характеризуются следующей родительской установкой: «Я всёсделаю для ребенка, полностью посвящаю ему своё время». В поведении родителей полное попустительство сочетается с чрезмерной опекой. 2.Отношение по типу излишней требовательности. Установка родителей может быть выражена утверждением: «Нехочу воспринимать ребенка такого, какой есть». В воспитании усилена критика ребенка, отсутствуют похвалы, поощрения[9].Во многих исследованиях при описании типовсемейного воспитания,главной являетсяоценка воспитания не в одном, а одновременно в нескольких аспектах. Поведениеродителя представляется в системе координат, одна из осей которых отражает эмоциональный аспект отношения к ребенку, а другая –поведенческий. Комбинации крайних значений дают четыре типа воспитания: 1.теплое ограничивающее воспитание, которое характеризуется эмоционально ярким отношением к ребенку с излишним контролем за его поведением; 2.теплое отношение к ребенку в сочетании с предоставлением ему самостоятельности и инициативы; 3.холодное разрешающее воспитание, при котором некоторая холодность к ребенку, недостаточность родительских чувств сочетаются с предоставлением ему достаточной свободы;
4.холодное ограничивающее воспитание, которое приводит к постоянной критике ребенка, к придиркам, а иногда и преследованию любого самостоятельного поступка [2].Д. Баумриндомв 1970х г.г.была предложена типологиястилей семейного воспитания, содержательно описывающаятри основных стиля: 1. Авторитарный стиль(«автократический», «диктат», «доминирование») —все решения принимают родители, они ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным както обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, физическими наказаниями. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение может стать неуправляемым. При данном стиле семейного воспитания, отношения исключают душевную близость с детьми.
2. Демократический стиль –(«авторитетный», «сотрудничество») —родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Дети включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины. 3. Попустительский стиль(«либеральный», «снисходительный», «гипоопека») –ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми [1]. Позднее были выделены и другие стили семейного воспитания:
1.Хаотический стиль(непоследовательное руководство) —это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. При таком стиле воспитания не удовлетворяется одна из важных базовых потребностей личности —потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. 2.Опекающий стиль(гиперопека, концентрация внимания на ребенке) —стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением ребенка, ограничивают его самостоятельность, тревожатся, что с ним может чтото произойти. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у ребенка, с другой —к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости [8].Все вышеизложенные стили семейного воспитания будут отражаться на функционировании семьи, М. Боуэн в своей теории семейных систем выдвигает восемь концептов, описывающих семейные системы:1. Уровень дифференциацииЯ определяет людей по степени слияния / дифференциации эмоционального и интеллектуального функционирования личности. Какой бы ни был интеллект, он подчиняется эмоциям; в межличностных отношениях и личной жизни поведение полностью контролируется эмоциями; человек зависим от окружающих и ситуации, слабо адаптивен; легко приобретает дисфункции и с трудом восстанавливается. 2. Треугольник как эмоциональная конфигурация из трех человек, молекула или базисный блок любой эмоциональной системы, будь то семья или любая другая группа, а такжекак единица анализа семейной системы. Треугольник ― минимальная устойчивая единица коммуникации. Все диады в треугольнике взаимосвязаны. В период покоя (низкий уровень тревоги в системе) треугольник состоит из двух комфортно близких друг другу людей и третьего, ощущающего себя менее комфортноаутсайдера, позиция которого во время стресса наиболее предпочтительна. 3. Нуклеарная семья (супруги и их дети) как эмоциональная система: базисные паттерны эмоционального взаимодействия в семье на уровне одного поколения, воспроизводят паттерны прошлых поколений и будут воспроизведены в последующих.Люди выбирают брачных партнеров, имеющих сходный с ними уровень дифференциации.4. Процесс семейной проекции: универсальный процесс, через который родительская недифференцированность наносит вред и приводит к ухудшению состояния одного или более детей, действующих в треугольнике отецматьребенок.Тревога родителей, вызвана эмоциональными проблемами с расширенной семьей, социальными обстоятельствами. Ребенок реагирует повышенной тревожностью на тревогу родителей (особенно матери), и это ошибочно воспринимается как проблема самого ребенка. Периодически этот процесс может проявляться в стрессовые периоды для семьи и в ключевые моменты жизненного цикла в различных формах нарушений поведения ребенка, его здоровья, взаимоотношений между членами семьи. 5. Межпоколенный процесс проекции в семье проходит через многие поколенияпутем использования членами старшего поколения триангулированияв свои отношения младших членов семьи. Ребенок, бывший объектом проекции своих родителей, будет реализовывать в собственной нуклеарной семье аналогичный треугольник отношений с супругом и детьми. 6. Сиблинговая позиция определяет основные характеристики поведения взрослой личности в соответствии с позицией ее как сиблинга: очередность рождения, количество братьев и сестер, место среди них.Сиблинги, принимающие о себе заботу братьев сестер или подчиняющиеся, в браке занимают ту же позицию в отношении супруга. Таким образом, брак в некоторых ракурсах больше похож на отношения между братьямисестрами, чем на отношения между родителями и детьми (KleverPh.,1986).7. Эмоциональный разрыв это не только изоляция, уход в себя, бегство или отрицание важности родительской семьи, но и способ отделения себя от прошлых отношений и способность начать новые и жить в настоящем, строя будущее, не обремененное проблемами прошлого. 8. Социальная регрессия: эмоциональные проблемы и процессы в обществе подобны тем, что происходят в семье [4]. Данные теории отражают функционирование семейной системы, раскрывают понятия об уровне дифференциации Я, о треугольнике, как об эмоциональной конфигурации, о нуклеарной, о процессе семейной проекции, о сиблинговых позициях и. т. д. Помимоконцептов, описывающих семейные системы, можно выделить несколькоформ отношенийродителей к своим детям, имеющим проблемы в развитии (синдром Дауна):
1.Родители стесняются неполноценности своего ребенка, гиперопекаютего, могут прятать от людей, не посещают общественные места, лишая его жизненных впечатлений. Ребенок развивается медленно, не чувствует себя спокойным и в безопасности, он замыкается, появляется неуверенность в себе. 2.Родители ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребенка, не приносят ему никакой пользы. 3. Родители могут постепенно приходить к выводу о безнадежности состояния ребенка, «опускают руки», отказывают в проявлении к нему какихлибо знаков внимания, любви. Часто такие родители отказываются от воспитания ребенка, передавая его на попечение государства (в детский дом или интернат). Если ребенок продолжает воспитываться в семье, то его либо обижают, либо перестают обращать внимание на ребёнка. У ребенка появляется негативизм, подавленное настроение, немотивированное упрямство. 4. Не желая примириться с неполноценностью ребенка, родители преувеличивают его возможности, не хотят замечать недостатков, предъявляют к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребенка упрямым и раздражительным, нервным. 5. Родители принимают ребенка таким, каков он есть, не ограничивают круг его общения. Ребенок чувствует себя уверенно, счастливо, воспринимая себя таким, как все [6].
На функционирование семьи, воспитывающей ребенка с синдромом Дауна, оказывает влияниефазы адаптации к новой жизненной ситуации (в нашем случае рождение ребёнка с синдромом Дауна), E. Schuchardt (1979)со свойственными для них кризисными состояниями и переживаниями родителей:1. Неизвестность, неопределенность. Состояние панического ужаса перед неизвестным, переживание шока, ощущение того, что рушится привычная "нормальная" жизнь.
2. Известность, определенность. Противоречиемежду пониманием проблемы на рациональном уровне и ее отрицанием на уровне эмоций и чувств.
З. Агрессия. Проявление негативных чувств в виде эмоциональных реакций, в результате чего возникает агрессия, направленная на окружающий мир.
4. Активная хаотичная деятельность. Попытка овладеть безвыходной ситуацией с помощью имеющихся средств. Выделяются две основные стратегии такого поведения: поиск медицинского "светилы", врачаволшебника и поиск чудесного исцеления путем прямого обращения к Богу. 5. Депрессия. Переживание чувств безысходности, апатии и отчаяния в связи с безуспешностью усилий, предпринятых на предыдущем этапе.
6. Принятие факта нарушения развития. Обретение нового смысла жизни.
7. Активизация. Высвобождение сил, вследствие принятия факта нарушения развития, которые раньше уходили на борьбу и отрицание, и активное построение и осуществление жизненных планов.
8. Солидарность. Объединение с другими родителями, имеющими аналогичные трудности.
Таким образом, в статье представлены типологии семьи (гармоничная и дисфункциональная); выделены стили и типы семейного воспитания; выдвинуты восемь концептов, описывающих семейные системы, выделены несколько форм отношений родителей к своим детям, имеющим проблемы в развитии (синдром Дауна); представлены кризисные состояния и переживания родителей, как фазы адаптации к новой жизненной ситуации (в нашем случае рождение ребёнка с синдромом Дауна); описана модель поведения семьи в переживаемых ею критических состояниях.Перечисленные конструкты характеризуют особенности детскородительских отношений в семьях, отражая степень благополучиянеблагополучия в ней ребенка.
Ссылки на источники1.Азаров Ю.П. «Семейная педагогика», М. : изд. «Политической литературы», 1987г2.Варга А.Я. О двух подходах к изучению родительского поведения. / Психологопедагогические проблемы деятельности и общения школьников. М.: Просвещение, 1985. 180 с.3.Гуров,В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. –М., 2005.4.Манухина,Н.М. Созависимость глазами системного психотерапевта. ― М.: Независимая фирма «Класс», 2009. ― 280 с.5.Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностикокоррекционный аспект). –М.: Московский психологосоциальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.—256 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).6.Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.6е изд., стереотип. –М.: Издательский центр «Академия», 2000. –456с.7.Ткачева, В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. М.: Гном Пресс, 1999. 64 с.8.Фомина Л. К. Понятие и типы детскородительских отношений // Молодой ученый. —2014. —№2. С. 704707.9.Шмелев А.Г. Острые углы семейного круга (Психология обыденной жизни). –М.: Знание, 1986. –96с.10.Эйдемиллер, Э. Г., Юстицкис, В. Психология и психотерапия семьи. 4еизд. –СПб.: Питер, 2008. –672 с.
Особенности детскородительских отношений в семьях, воспитывающих детейс синдромом Дауна
Аннотация.Статья посвящена анализу проблемы особенностейдетскородительских отношений в семьях, воспитывающих детей с синдромом Дауна. Представлены характеристики гармоничныхи дисфункциональныхсемей,типичные семейныероли, стили семейного воспитания. Рассмотреныкризисные состояния и переживания родителей, а также основные социальные проблемы семей, имеющих ребёнка с синдромом Дауна. Ключевые слова: синдром Дауна, семья,детскородительские отношения.
В настоящее время постатистике Всемирной организации здравоохранения, с диагнозом «синдром Дауна» рождается каждый 700800й младенец в мире.Синдром Дауна–генетическое заболевание, врожденное нарушение развития, которое проявляется умственной отсталостью, нарушением ростакостей и другими физическими аномалиями.В повседневной жизни родители детей с синдромом Дауна сталкиваются с множеством проблем. С одной стороны, они испытывают трудности при выборе воспитательных и образовательных средств воздействия на своих детей, а сдругой глубокие, внутренние психологические проблемы, обусловленные рождением в семье «солнечного» ребенка[7].Именно эти проблемы не позволяют им оптимально организовать межличностные отношения внутри семьи (как между членами семьи, так и отдельно между супругами), а также с окружающими.Социальнопсихологический портрет таких семей показал явное неблагополучие: от 30% до 60% семей распадаются (ЯнушанецН.Ю., 2006; Ермолаева Ю.Н., 2008;КузнецоваО.В., 2008), часть семей существует с деформированныммежличностными отношениями (30%), сохраняя семью формально —«ради ребенка с синдромом Дауна» (БезухС.М., Лебедева С.С., 2006).Каждая семья сталкивается с рядом проблем:
трудное материальное положение семьи;
ухудшение состояния здоровья населения вследствие недоедания, плохой экологии, от качества продуктов питания;
злоупотребление алкоголем и наркотиками;
жестокое обращение с детьми и другими членами семьи;
антиобщественный образ жизни, правонарушения и скандалы;
социальное сиротство –это явления устранения или неучастия в выполнении родительских обязанностей –искажение родительского поведения [3]. Перечисленныепроблемы оказываютнегативное влияние внутрисемейныеотношения:искажая психологический климат,деформируяотношения между супругамииотношение родителей к детям, депривируя степень свободы ребёнка в семье и др.Рассмотрим психологические конструкты, характеризующие детскородительские отношения в семьях, воспитывающих детей с синдромом Дауна. Одна из распространенных типологий делит семьи нагармоничныеи дисфункциональные:
члены гармоничной семьи:быстро и адекватно реагируют на изменение внешней и внутренней ситуации: результат позитивное изменение в семье, рост и креативность ее членов; втаких семьях притяжение между родителями; подсистемы имеют четкие границы. Дисфункциональнаясемья
семья, которая не обеспечивает личностного роста каждого из своих членов. Это семейные системы, которые пытаются сохранить привычные стереотипы взаимодействия вне зависимости от изменения внешних условий;родительские позиции неадекватны, утрачивают гибкость, становятся повышенно устойчивыми, неизменчивыми. Учитывая взаимозависимость отношений в семье, их описывают через те роли, которые выполняет ребенок [10].По мнению А. С. Спиваковской, роль ребенка можно четко выделить в дисгармоничной семье, где относятся друг к другу шаблонно, стереотипно. Роль определяется, как некий набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, как сочетание чувств, ожиданий, оценок, адресованных ребенку от взрослых членов семьи [5].
Наиболее типичны четыре роли: «любимчик», «беби», «козел отпущения», «примиритель», представлены в таблице.Таблица 1
РолиХарактеристика ролей«Любимчик»Возникает тогда, когда родители не испытываютдруг к другу никаких чувств, всю свою заботу перекладывают на ребёнка.«Бэби»При сильной близости супругов друг к другу ребенок остается в семье только ребенком, с очень ограниченными правами.«Козёл отпущения»Возникает в семье, когда супружеские проблемы родителей, взаимное недовольство друг другомпереходит на ребенка, он отводит на себя негативные эмоции родителей, которые на самом деле они испытывают друг к другу.«Примиритель»Вынужден играть роль взрослого, регулировать и устранять супружеские конфликты, и таким образом занимает важнейшее место в структуре семьи.
А. С. Спиваковская,выделяет следующие типывоспитания:
1.Семьи, в которых отношения строятся на основе любви и принятия. Обобщенная формула родительского воспитания выражается утверждением: «Ребенок –центр моих интересов». В поведении родителей отмечаются нежное отношениек детям, разнообразные занятия с ними,забота об их жизни и воспитании. 2.Семьи, в которых отношения строятся на неприятии и отторжении ребенка. Обобщенная формула родительского отношения формулируется так: «Я ненавижу этого ребенка, не буду о нем заботиться, беспокоиться». В поведении родителей проявляется невнимательность к ребенку, жестокость и желание как можно меньше общаться с ним[4]. В исследованиях А. Т. Шмелева и Т. М. Афанасьева, представленыдва крайних типа –чрезмерная опека и излишняя требовательность:
1.Отношения по типу чрезмерной опеки характеризуются следующей родительской установкой: «Я всёсделаю для ребенка, полностью посвящаю ему своё время». В поведении родителей полное попустительство сочетается с чрезмерной опекой. 2.Отношение по типу излишней требовательности. Установка родителей может быть выражена утверждением: «Нехочу воспринимать ребенка такого, какой есть». В воспитании усилена критика ребенка, отсутствуют похвалы, поощрения[9].Во многих исследованиях при описании типовсемейного воспитания,главной являетсяоценка воспитания не в одном, а одновременно в нескольких аспектах. Поведениеродителя представляется в системе координат, одна из осей которых отражает эмоциональный аспект отношения к ребенку, а другая –поведенческий. Комбинации крайних значений дают четыре типа воспитания: 1.теплое ограничивающее воспитание, которое характеризуется эмоционально ярким отношением к ребенку с излишним контролем за его поведением; 2.теплое отношение к ребенку в сочетании с предоставлением ему самостоятельности и инициативы; 3.холодное разрешающее воспитание, при котором некоторая холодность к ребенку, недостаточность родительских чувств сочетаются с предоставлением ему достаточной свободы;
4.холодное ограничивающее воспитание, которое приводит к постоянной критике ребенка, к придиркам, а иногда и преследованию любого самостоятельного поступка [2].Д. Баумриндомв 1970х г.г.была предложена типологиястилей семейного воспитания, содержательно описывающаятри основных стиля: 1. Авторитарный стиль(«автократический», «диктат», «доминирование») —все решения принимают родители, они ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным както обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, физическими наказаниями. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение может стать неуправляемым. При данном стиле семейного воспитания, отношения исключают душевную близость с детьми.
2. Демократический стиль –(«авторитетный», «сотрудничество») —родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Дети включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины. 3. Попустительский стиль(«либеральный», «снисходительный», «гипоопека») –ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми [1]. Позднее были выделены и другие стили семейного воспитания:
1.Хаотический стиль(непоследовательное руководство) —это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. При таком стиле воспитания не удовлетворяется одна из важных базовых потребностей личности —потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. 2.Опекающий стиль(гиперопека, концентрация внимания на ребенке) —стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением ребенка, ограничивают его самостоятельность, тревожатся, что с ним может чтото произойти. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у ребенка, с другой —к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости [8].Все вышеизложенные стили семейного воспитания будут отражаться на функционировании семьи, М. Боуэн в своей теории семейных систем выдвигает восемь концептов, описывающих семейные системы:1. Уровень дифференциацииЯ определяет людей по степени слияния / дифференциации эмоционального и интеллектуального функционирования личности. Какой бы ни был интеллект, он подчиняется эмоциям; в межличностных отношениях и личной жизни поведение полностью контролируется эмоциями; человек зависим от окружающих и ситуации, слабо адаптивен; легко приобретает дисфункции и с трудом восстанавливается. 2. Треугольник как эмоциональная конфигурация из трех человек, молекула или базисный блок любой эмоциональной системы, будь то семья или любая другая группа, а такжекак единица анализа семейной системы. Треугольник ― минимальная устойчивая единица коммуникации. Все диады в треугольнике взаимосвязаны. В период покоя (низкий уровень тревоги в системе) треугольник состоит из двух комфортно близких друг другу людей и третьего, ощущающего себя менее комфортноаутсайдера, позиция которого во время стресса наиболее предпочтительна. 3. Нуклеарная семья (супруги и их дети) как эмоциональная система: базисные паттерны эмоционального взаимодействия в семье на уровне одного поколения, воспроизводят паттерны прошлых поколений и будут воспроизведены в последующих.Люди выбирают брачных партнеров, имеющих сходный с ними уровень дифференциации.4. Процесс семейной проекции: универсальный процесс, через который родительская недифференцированность наносит вред и приводит к ухудшению состояния одного или более детей, действующих в треугольнике отецматьребенок.Тревога родителей, вызвана эмоциональными проблемами с расширенной семьей, социальными обстоятельствами. Ребенок реагирует повышенной тревожностью на тревогу родителей (особенно матери), и это ошибочно воспринимается как проблема самого ребенка. Периодически этот процесс может проявляться в стрессовые периоды для семьи и в ключевые моменты жизненного цикла в различных формах нарушений поведения ребенка, его здоровья, взаимоотношений между членами семьи. 5. Межпоколенный процесс проекции в семье проходит через многие поколенияпутем использования членами старшего поколения триангулированияв свои отношения младших членов семьи. Ребенок, бывший объектом проекции своих родителей, будет реализовывать в собственной нуклеарной семье аналогичный треугольник отношений с супругом и детьми. 6. Сиблинговая позиция определяет основные характеристики поведения взрослой личности в соответствии с позицией ее как сиблинга: очередность рождения, количество братьев и сестер, место среди них.Сиблинги, принимающие о себе заботу братьев сестер или подчиняющиеся, в браке занимают ту же позицию в отношении супруга. Таким образом, брак в некоторых ракурсах больше похож на отношения между братьямисестрами, чем на отношения между родителями и детьми (KleverPh.,1986).7. Эмоциональный разрыв это не только изоляция, уход в себя, бегство или отрицание важности родительской семьи, но и способ отделения себя от прошлых отношений и способность начать новые и жить в настоящем, строя будущее, не обремененное проблемами прошлого. 8. Социальная регрессия: эмоциональные проблемы и процессы в обществе подобны тем, что происходят в семье [4]. Данные теории отражают функционирование семейной системы, раскрывают понятия об уровне дифференциации Я, о треугольнике, как об эмоциональной конфигурации, о нуклеарной, о процессе семейной проекции, о сиблинговых позициях и. т. д. Помимоконцептов, описывающих семейные системы, можно выделить несколькоформ отношенийродителей к своим детям, имеющим проблемы в развитии (синдром Дауна):
1.Родители стесняются неполноценности своего ребенка, гиперопекаютего, могут прятать от людей, не посещают общественные места, лишая его жизненных впечатлений. Ребенок развивается медленно, не чувствует себя спокойным и в безопасности, он замыкается, появляется неуверенность в себе. 2.Родители ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребенка, не приносят ему никакой пользы. 3. Родители могут постепенно приходить к выводу о безнадежности состояния ребенка, «опускают руки», отказывают в проявлении к нему какихлибо знаков внимания, любви. Часто такие родители отказываются от воспитания ребенка, передавая его на попечение государства (в детский дом или интернат). Если ребенок продолжает воспитываться в семье, то его либо обижают, либо перестают обращать внимание на ребёнка. У ребенка появляется негативизм, подавленное настроение, немотивированное упрямство. 4. Не желая примириться с неполноценностью ребенка, родители преувеличивают его возможности, не хотят замечать недостатков, предъявляют к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребенка упрямым и раздражительным, нервным. 5. Родители принимают ребенка таким, каков он есть, не ограничивают круг его общения. Ребенок чувствует себя уверенно, счастливо, воспринимая себя таким, как все [6].
На функционирование семьи, воспитывающей ребенка с синдромом Дауна, оказывает влияниефазы адаптации к новой жизненной ситуации (в нашем случае рождение ребёнка с синдромом Дауна), E. Schuchardt (1979)со свойственными для них кризисными состояниями и переживаниями родителей:1. Неизвестность, неопределенность. Состояние панического ужаса перед неизвестным, переживание шока, ощущение того, что рушится привычная "нормальная" жизнь.
2. Известность, определенность. Противоречиемежду пониманием проблемы на рациональном уровне и ее отрицанием на уровне эмоций и чувств.
З. Агрессия. Проявление негативных чувств в виде эмоциональных реакций, в результате чего возникает агрессия, направленная на окружающий мир.
4. Активная хаотичная деятельность. Попытка овладеть безвыходной ситуацией с помощью имеющихся средств. Выделяются две основные стратегии такого поведения: поиск медицинского "светилы", врачаволшебника и поиск чудесного исцеления путем прямого обращения к Богу. 5. Депрессия. Переживание чувств безысходности, апатии и отчаяния в связи с безуспешностью усилий, предпринятых на предыдущем этапе.
6. Принятие факта нарушения развития. Обретение нового смысла жизни.
7. Активизация. Высвобождение сил, вследствие принятия факта нарушения развития, которые раньше уходили на борьбу и отрицание, и активное построение и осуществление жизненных планов.
8. Солидарность. Объединение с другими родителями, имеющими аналогичные трудности.
Таким образом, в статье представлены типологии семьи (гармоничная и дисфункциональная); выделены стили и типы семейного воспитания; выдвинуты восемь концептов, описывающих семейные системы, выделены несколько форм отношений родителей к своим детям, имеющим проблемы в развитии (синдром Дауна); представлены кризисные состояния и переживания родителей, как фазы адаптации к новой жизненной ситуации (в нашем случае рождение ребёнка с синдромом Дауна); описана модель поведения семьи в переживаемых ею критических состояниях.Перечисленные конструкты характеризуют особенности детскородительских отношений в семьях, отражая степень благополучиянеблагополучия в ней ребенка.
Ссылки на источники1.Азаров Ю.П. «Семейная педагогика», М. : изд. «Политической литературы», 1987г2.Варга А.Я. О двух подходах к изучению родительского поведения. / Психологопедагогические проблемы деятельности и общения школьников. М.: Просвещение, 1985. 180 с.3.Гуров,В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. –М., 2005.4.Манухина,Н.М. Созависимость глазами системного психотерапевта. ― М.: Независимая фирма «Класс», 2009. ― 280 с.5.Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностикокоррекционный аспект). –М.: Московский психологосоциальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.—256 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).6.Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.6е изд., стереотип. –М.: Издательский центр «Академия», 2000. –456с.7.Ткачева, В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. М.: Гном Пресс, 1999. 64 с.8.Фомина Л. К. Понятие и типы детскородительских отношений // Молодой ученый. —2014. —№2. С. 704707.9.Шмелев А.Г. Острые углы семейного круга (Психология обыденной жизни). –М.: Знание, 1986. –96с.10.Эйдемиллер, Э. Г., Юстицкис, В. Психология и психотерапия семьи. 4еизд. –СПб.: Питер, 2008. –672 с.