Инновационная площадка как способ реализации государственной политики в сфере инклюзивного образования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Хилько А. А. Инновационная площадка как способ реализации государственной политики в сфере инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 736–740. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970474.htm.
Аннотация. В статье рассматривается деятельность инновационной площадки и созданного на ее базе краевого центра инклюзивного образования и дистанционного обучения. Представлены структурные службы центра, направления и задачи их деятельности. Отражены результаты внедрения инклюзивного образования в колледже.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Хилько Анна Александровна,магистр СевероКавказского Федерального Университета,г. СтавропольAnnaHilko11@yandex.ru

Инновационная площадка как способ реализации государственной политики в сфере инклюзивного образования

Аннотация.В статье рассматривается деятельность инновационной площадки и созданного на ее базе краевого центра инклюзивного образования и дистанционного обучения.Представлены структурные службы центра, направления и задачи их деятельности. Отражены результаты внедрения инклюзивного образования в колледже.Ключевые слова: инновационная площадка, инклюзивное образование, лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью,профессиональное образование,адаптированная образовательная программа,трудоустройство.

В настоящее время в обществе происходит изменение статуса образования ипересмотр приоритетности его функций. Так развивающая функция образования становится определяющей, способствующей как инновационному развитиюотдельных образовательных организаций, так и общества в целом.

Особой формой организации инновационной деятельности является инновационная площадка. Инновационная площадка –это метод построения инновационного образования, обновление самой практики, который ведет к изменению окружающего социума, основанный на изучении закономерностей инновационного развития посредством моделирования его существенных условий. @6]Целью инновационной площадки является обеспечение модернизации и развития сферы образования с учетом перспектив и основных направлений социальноэкономического развития региона, реализации приоритетных направлений системы образования РФ.@1BВ рамках модернизации российского образования Усилия Министерства образования и науки РФ сосредоточены на том, чтобы создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования, в том числе и профессионального, для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)и инвалидов с учетом их психофизического здоровья. Ведется интенсивный поиск способов и средств для обеспечения на всех уровнях образования гарантии законодательных прав этим категориям лиц. Однако традиционная профессиональная подготовка не всегда эффективно решает эти задачи. В данном контексте именно инклюзии —отводится центральное место,обеспечивающих доступность качественного профессионального обучения и успешную социализацию молодежи. Модель инклюзивного образования внедряется в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов в ряде субъектов Российской Федерации, и Ставропольский край не исключение.

В настоящее время в Ставропольском крае проживают более 15 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья, из них свыше9 тысяч детей в возрасте от 0 до 18 лет с инвалидностью. Дальнейшее обучение, уже профессиональное, продолжают394 инвалида.@5BВ целях реализации комплекса мер, направленных на обеспечение доступности профессионального образования для детейинвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2015 г. № 597 «О мероприятиях пореализации государственной социальной политики», приказом министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 18 ноября 2015 г. № 1573пр «О деятельностикраевых инновационных площадок в 2015 году» на базе государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Ставропольский региональный колледж вычислительной техники и электроники» работает краевая инновационная площадка по направлению: «Создание универсальной безбарьерной среды в системе профессионального образования».@2B [3] Целью ее создание является не только устранение барьеров в архитектуре, но и организации целостной системы получения качественной профессиональной подготовки студентов с ОВЗ и инвалидностью. В рамках данной инновационной площадки создан и функционирует с 01 декабря 2015 года краевой центр инклюзивного и дистанционного обучения.@4B Задачами краевого центра являются: профессиональная ориентация абитуриентовинвалидов и абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья; сопровождение инклюзивного обучения обучающихся с ОВЗ и инвалидов, их социокультурная реабилитация; решение вопросов развития и обслуживания информационнотехнологической базы инклюзивного обучения; реализация программ дистанционного обучения инвалидов, содействия трудоустройству выпускниковинвалидов (рис. 1).

Рис.1.Основные направления деятельности КЦИ и ДО

Основными функциями краевого центра инклюзивногои дистанционного обученияявляются:

реализация образовательными программами среднего профессионального образования, с применением инновационных комплексных адаптационнообразовательных технологий.

ведение специализированного учета обучающихся из числа лиц ОВЗ и инвалидов на всех этапах их обучения в колледже (поступление, обучение, трудоустройство).

разработка инновационных подходов в применении образовательно–реабилитационных технологий, обеспечивающих эффективность обучения лиц с ОВЗ и инвалидов.  трансляция опыта в педагогическом сообществе Ставропольского края по профессиональному образованию, профессиональному обучению лиц с ОВЗ и инвалидов, а также созданию условий для успешной их адаптации в обществе.

мониторинг результатов деятельности КЦИ и ДО.

организуются курсы повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций, включенных в систему инклюзивного образования.

сотрудничество по вопросам трудоустройства обучающихся с ОВЗ и инвалидов с работодателями, органами исполнительной государственной власти, а также общественными объединениями.

организовано сотрудничество со средствами массовой информации с целью формирования общественного мнения по проблемам профессионального образования (профессионального обучения) лиц с ОВЗ и инвалидов, их социализации и интеграции в сообщество.

обмен опытом и участие в международных, российских, региональных научных и научнометодических конференциях по проблемам доступности среднего профессионального образования для обучающихся с ОВЗ и инвалидов.В структуре краевого центра организована деятельностьследующих служб: социальнопсихологической, методической и педагогической поддержки, информационнотехническая.Основные задачи, реализуемыеструктурными службами центрапредставлены в таблице 1.Таблица 1 Задачи, реализуемые службами КЦИ и ДО

Службы КЦИ и ДОСоциальнопсихологическая службаСлужба методической и педагогической поддержкиИнформационнотехническая служба1.Профориентационная работа с выпускниками общеобразовательных организаций из числа лиц с ограниченными возможностями.1.Методическое сопровождение инклюзивного образования обучающихся сОВЗ и инвалидов.1.Помощь в повышении уровня владения информационными системами и технологиями сотрудников Колледжа для инклюзивного и дистанционного обучения.2.Социальнопсихологическое сопровождение инклюзивного обучения обучающихся с ОВЗ и инвалидов,их родителей (законных представителей), преподавателей, работающих с данной категорий.2.Разработка адаптированных образовательных программ, направленных на создание специальных условий для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и инвалидов, с учетом особенностей их психофизиологических развития и нозологий.2.Обеспечение требуемого уровня информационной безопасности в соответствии с законодательными актами РФ и нормативными документами, принятыми в Колледже.3.Социокультурная реабилитация обучающихся с ОВЗи инвалидов.3.Повышение педагогического мастерства преподавателей, работающих с обучающимися с ОВЗ и инвалидами.3.Сопровождение инклюзивного обучения обучающихся с ОВЗ и инвалидов.4.Формирование толерантной социокультурной среды Колледжа.4.Реализация программ дистанционного обучения инвалидов.5.Социальнопсихологическое сопровождение обучающихся с ОВЗи инвалидами выпускных курсов Колледжа (подготовка их к трудоустройству).

5.Сопровождение, администрирование, ввод в эксплуатацию и техническаяподдержка установленных в Колледже информационных систем и технологий.6.Развитие безбарьерной среды в Колледже.7.Решение вопросов развития и обслуживания информационнотехнологической базы инклюзивного обучения.

ГБПОУ «Ставропольский региональный колледж вычислительной техники и электроники» имеет опыт работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами с 2009 года. За указанный период было успешно обучено и выпущено четверо обучающихся с различными видами нозологий (слабовидящие, с нарушениями опорнодвигательного аппарата и соматического характера). В настоящее время в Колледже обучается тринадцать инвалидов, по следующим специальностям: 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы –1 человек; 09.02.03 Программирование компьютерных системах –7 человек; 38.02.07 Банковское дело4 человека;11.02.01 Радиоаппаротострение –1 человек.Из их числа: слабовидящие 2 человека; с нарушениями опорнодвигательного аппарата 3 человека; с нарушениями соматического характера 8 человек.

Девять человек обучаются по востребованным и перспективным для экономики региона (Ставропольского края) специальностям: 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы –1 человек; 09.02.03 Программирование компьютерных системах –7 человек; 11.02.01 Радиоаппаротострение –1 человек.Сучётом представленных нозологий, в колледже оборудованы 13 учебных кабинетов. Созданы условия длябеспрепятственное движение по коммуникационным путям, учебным кабинетам и мастерским. ГБПОУ «Ставропольский региональный колледж вычислительной техники и электроники» –это образовательное учреждение, реализующее образовательные программы среднего профессионального образования, адаптированные к специфике контингента и принципам инклюзивного образования.

Адаптированная образовательная программа направлена на создание специальных условий для удовлетворения особых образовательных потребностейобучающихся с ОВЗ иинвалидов. Вцелях обеспечения дополнительной индивидуализированной коррекции нарушений учебных икоммуникативных умений, профессиональной и социальной реабилитации, а также адаптации обучающихся с ОВЗ и инвалидов в вариативную частьобразовательных программ включены учебные дисциплины по выбору:

на первом курсе: АУД.03 Коммуникативный практикум;

на третьем или четвёртом курсах: АОП.19 Психология личности и профессиональное самоопределение.Для обучающихся с ОВЗ предусматривается реализации частей ППССЗ с применением дистанционных образовательных технологийпо индивидуальному учебному плану во время обострения или рецидива заболевания, прохождения лечения или реабилитации. Система дистанционного обучения в колледже создана на базе Moodle. Все учебные материалы размещены на сервере и доступны для самостоятельного изучения.Для обеспечения дистанционного обучения в шести кабинетах устанавливается система видеоконференцсвязи как для индивидуальной работы со студентами, так и возможность группового участия обучающихся. При необходимости общение с преподавателем может осуществляться как черезчат, так и через видеоконференцию с использованием специализированного программного обеспечения.

Рис.3.Сетевое взаимодействие ГБПОУ СРКВТ и Э

Итак, организованный в 2015 году краевой центр инклюзивного и дистанционного обученияв рамках инновационной площадки по направлению: «Создание универсальной безбарьерной среды в системе профессионального образования», действительно является важнейшим условием социальнопрофессиональной адаптации обучающихся с ОВЗи инвалидов.В рамках сетевого взаимодействия, организованного в настоящее время, центр определяетновые механизмы организации ресурсов инклюзивного профессионального образования, способствует обобщению и распространению продуктивного педагогического опыта, постоянному повышению квалификации педагогического состава в области обучения лиц с ОВЗ и инвалидов (рис. 3).Однако остается ряд проблем, главной из которых, мы считаемнеорганизованное и законодательно незакрепленное сотрудничество по вопросам трудоустройства обучающихся с ОВЗ и инвалидов с работодателями, органами исполнительной государственной власти, а также общественными объединениями Ставропольского края в рамках представленного сетевого взаимодействия.Мы считаем, целесообразным добавить в структуру КЦИ и ДО службупрофориентации и трудоустройства обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, основными направлениями деятельности которой будут:

сотрудничество и установление договорных отношений с региональными работодателями;

взаимодействие с органами власти,в том числеМинистерством труда и социальной защиты населения СК, управлением труда и социальной защиты г. Ставрополя, центром занятости населения г. Ставрополя,общественными организациями и объединениями;

предоставление обучающимся информации о состоянии и тенденциях регионального рынка труда;

формирование банка данных вакансий, по соответствующим специальностям;

проведение открытых мероприятий, направленных на содействие трудоустройству: встречи с работодателями, ярмарки вакансий, дни карьеры и другие.

осуществление мониторинга трудоустройства выпускников после окончания колледжа. Так же важной задачей, которую можно решить на базе созданной службы профориентации и трудоустройстваявляется ранняя профориентационная работа, осуществление консультирования лиц с ОВЗ и инвалидов, их родителей по вопросам обучения в СПО, в том числе с проведением соответствующей диагностики.Это будет способствоватьк их осознанному и оптимальному выбору формы и места получения профессионального образования.

Ссылки на источники1.ПриказМинистерства образования и науки РоссийскойФедерации от 23 июля 2013 г. № 611 «Об утверждении порядка формирования и функционирования инновационнойинфраструктуры в системе образования» @Электронный ресурсB:http://stavminobr.ru/uploads/files/%D0%A7%D1%83%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%2.УказПрезидентаРоссийскойФедерации«Омероприятияхпореализациигосударственнойсоциальнойполитики»от7мая2012года№597.@Электронный ресурсB:http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Bsearch%2F%3Bweb%3B%3B&text=&3.

Приказминистерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 18 ноября 2015 года № 1573пр «О деятельности краевых инновационных площадок в 2015 году» @Электронный ресурсB:http://stavminobr.ru/uploads/files/%D0%A7%D1%83%D0%B1%D0%BE%D0%4.Приказминистерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 24 ноября 2015 года № 1606пр «О создании краевого центра» @Электронный ресурсB:http://srkvtie.stv.ru/inkluz/images/5.pdf5.Реализацияправдетейсограниченнымивозможностямиздоровья@Электронный ресурсB: http://www.stavregion.ru/stat/social/education/disabled/6.Игнатьева Г.А., Мольков А.С. Инновационная площадка как место встречи практикоориентированной науки и наукоориентированной практики ⁄⁄ Историческаяи социальнообразовательная мысль. 2012 №3 (13) @Электронный ресурсB: http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Bsearch%2F%3Bweb%3B%3B&text=&etext=1259.7.Инновационная площадка «Создание универсальной безбарьерной среды в системе профессионального образования @Электронный ресурсB:http://srkvtie.stv.ru/inkluz/