Возможности применения здоровьесберегающих технологий в период адаптации первоклассников к обучению в школе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Аветисян М. Т. Возможности применения здоровьесберегающих технологий в период адаптации первоклассников к обучению в школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1076–1080. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970542.htm.
Аннотация. В статье рассматривается проблема создания здоровьесберегающей образовательной среды в начальной школе. Особое внимание автор уделяет рассмотрению возможностей применения педагогических технологий для оптимизации двигательной активности детей младшего школьного возраста, в связи с чем предлагается игровая программа для первоклассников «Игровая кругосветка». Технология реализации программы предполагает активное участие детей в организации игр малой и средней подвижности во время школьных перемен. По мнению автора, это помогает не только организовать соответствующий возрастным возможностям режим двигательной активности, но и развивать умения сотрудничества, толерантность и другие личностные качества.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Аветисян Моника Тиграновна, студентка факультета психологии и педагогики БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет»natali270171@mail.ru

Возможностиприменения здоровьесберегающихтехнологий в период адаптации первоклассников к обучению в школе

Аннотация.В статье рассматривается проблема создания здоровьесберегающей образовательной среды в начальной школе. Особое внимание автор уделяет рассмотрению возможностей применения педагогических технологий для оптимизации двигательной активности детей младшего школьного возраста. В связи с чем предлагается игровая программа для первоклассников «Игровая кругосветка». Технология реализации программы предполагает активное участие детей в организации игр малой и средней подвижности во время школьных перемен. По мнению автора, это помогает не только организовать соответствующий возрастным возможностям режим двигательной активности, но и развивать умения сотрудничества, толерантность и другие личностные качества.Ключевые слова:дети младшего школьного возраста, игровые программы, начальная школа, здоровьесберегающие технологии.

Младший школьный возраст является сенситивным периодом для начала формирования многих базовых качеств личности, в том числе и для развития ценностного отношения к собственному здоровью, понимания важности его сохранения.Приоритетным направлением в современной системе образования является создание здоровьесберегающего пространства как одного из доминирующих факторов успешной адаптации детей к условиям обучения, в том числе в системе начального общего образования. В условиях общественной неустойчивости человек должен обладать высокой адаптивностью, чтобы сохранить свою индивидуальность. Именно поэтому в последние годы медики, психологи, педагоги уделяют пристальное внимание воспитанию общей культуры личности, развитию у человека умения защищать себя и свое здоровье от вредных воздействий окружающей среды[1,2]. Анализ содержания нормативноправовой базы построения образовательной системы показывает актуальность здоровьесбережения. Так, встатье 41 Закона «Об образовании в РФ»отмечается, что организации,осуществляющие образовательную деятельность, создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечиваютпропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда. При этом подчеркивается необходимость проведения санитарногигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий[3]. Согласно ФГОС НОО, сформированность у младших школьников навыков здорового и безопасного образа жизни является одним из важнейших требований к результатам освоения обучающимися основнойобразовательной программы.Примернаяосновная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовнонравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся [4].

Для ХантыМансийского автономного округа проблема реализации здоровьесберегающих технологий в системе образования более чем актуальна в виду географического расположения данного региона и неблагоприятных погодных условий, способствующих снижению показателей здоровья у населения, особенно детей, проживающих в округе. Наличие жесткого и длительного воздействия холодного периода на организм человека, резкие перепады атмосферного давления и другие неблагоприятные метеотропные факторыоказывает негативное влияние на жизнеобеспечивающие функции организма. Медики отмечают, что уровень заболеваемости детей младшего школьного возраста в целом выше на 11,8 % по сравнению с другими территориями страны[5].

Начало периода обучения в школе усугубляет влияние негативных природногеографических факторов в связи с изменением социальной ситуации развития ребенка. Процесс вхождения в школьную жизнь для первоклассника является важным и очень ответственным периодом, связанным с изменением привычных условий жизни и деятельности. Перед ребенком стоит задача не только овладения новой для него учебнопознавательной деятельностью в системе предметного обучения, но и необходимость налаживать и поддерживать взаимоотношения спедагогами и сверстниками, проявляя умения сотрудничества, произвольноволевой регуляции поведения. Таким образом, совокупность обозначенных факторов может оказать отрицательное влияние на адаптацию ребенка и приводит нередко к нарушениям, как в самочувствии, так и в поведении первоклассника. На наш взгляд, именно в данный период педагогу важно создать здоровьесберегающее пространство класса, которое способствует не только сохранению, но и формированию, приращению потенциала здоровья учащихсяпервого класса.Необходимо обратится к трактовке понятия «здоровьесберегающие технологии» с точки зрения

современных научных подходов. Ученые выделяютздоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии.Так, Н.К. Смирновсчитает, что здоровьеформирующие образовательные технологии‬это все те психологопедагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни[6]. В работе В.И. Ковалькоотмечается, что: «Здоровьесберегательныетехнологии ‬это педагогическая деятельность, которая поновому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и преумножение здоровья ребёнка» [7, с. 56].По мнению Г.К.Селевко[8]здоровьесберегающие технологииэто:условия обучения ребёнка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка;необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.Таким образом,здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью современной образовательной системы.Их реализация обеспечиваетвысокий уровень адаптации первоклассников к новым условиям обучения, позволяет создать оптимальное образовательное пространство в классе, поддерживает интерес детей к рациональной организации собственной деятельностии в целом способствует развитию культуры здоровьесбережения.

Внашей работе особое внимание уделяется одной из целей реализации здоровьесберегающих технологий ‬организации оптимального двигательного режима первоклассников, так как двигательная активность является одним из ведущих факторов здорового образа жизнии одновременно обуславливает создание благоприятных условий для адаптации к новой жизненной ситуации. При этом в данной статье мы делаем акцент на решение поставленной цели во время организации школьных перемен. Для раскрытия особенностей поведения и деятельности ребенка в условиях школьных перемен, рациональности режима двигательной активности первоклассников, выявления влияние школьных перемен на работоспособность во время урока было проведено наблюдение за младшими школьниками 1 бкласса МБОУ НШ Перспектива (г.Сургут), всего в исследовании приняли участие 22 ребенка. Наблюдение проходило в течение недели (сентябрь), результаты предпочитаемых видов деятельности на перемене фиксировалисьпо каждому ребенку отдельно. Представим обобщенные данные по проведенному исследованию. Анализ полученных результатовпоказал, что не все дети одинаково проводят свободное время. Во время школьной перемены большинство детейуспевают заниматься разными видами деятельности(в среднем 23 вида). Большинство детей (90,9%) отдают предпочтение игровым видам деятельности (подвижные игры с одноклассниками типа «догонялки», дидактические игры в специально отведенной игровой зоне, сюжетные игры с принесенными из дома игрушками и др.). Выявлено достаточно большое количество детей предпочитающих одиночные игры или небольшими группами (пара, тройки) на телефонах, планшетах(81,8%), при этом двигательная активность детей не высока. Отмечается так же обращение детей к чтению или просматриванию иллюстраций в книгах, альбомах в минибиблиотеке класса (59%), изобразительной деятельности (36%), спонтанный бег по коридору (27,3%). Другие виды деятельности носили единичный характер. Необходимо отметить достаточно большое количество конфликтных ситуаций в виду неорганизованности деятельности первоклассников во время перемен, часть из возникших конфликтов мешала началу урока. После проведенных таким образом перемен, на уроке отмечалась повышенная возбудимость, отвлекаемость, расторможенность первоклассников,которые не смогли полноценно отдохнуть на школьной перемене,педагогу приходилось большое внимание уделять организационным моментам, поддержке дисциплины и порядка на уроке. Это не способствовало полноценному решению образовательных задач урока. Таким образом, с целью поддержания оптимального режима двигательной активности первоклассников на школьной перемене, а также развития дружеских взаимоотношений, умений сотрудничества была разработана и частично апробирована игровая программа для первоклассников, основой реализации которой стали здоровьесберегающие технологии. При выборе ее содержания мы учитывали несколько основных факторов:

‬необходимость овладения первоклассниками способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии,

наличие приоритетного интереса детей к игровой деятельности,

необходимость развития толерантности и уменийсотрудничества в виду часто возникающих конфликтов и многонационального состава класса. Всвязи с этим игровая программа была направлена на знакомство детей с играми народов, проживающих в разных регионах России, и в целом с играми народов мира и получила название «Игровая кругосветка». Методика реализацииигровой программы включала формирование минигрупп среди первоклассников (34 человека), каждая из которых получала задание по своему выбору совершить заочное путешествие в какойлибо регион России или мира, для того, чтобы выяснить в какие игры играют дети, проживающие в нем. Детям давался алгоритм изучения игры, который включал в себя:название игры;роли играющих и их расположение;содержание игры;цель игры;правила игры.В качестве партнеров по реализации проекта стали библиотекари, которые организовали выставку литературы, помогали детям отбирать необходимый материал. Большую помощь в оформлении полученного материала оказывали родители, так как дети еще недостаточно владели необходимыми навыками чтения и письма. При этом особое внимание уделялось играм, имеющим яркие национальные особенности, обусловленные географическим расположением конкретного региона, а также культурными особенностями, проживающих в нем национальностей. Каждая группа проводила игры, конкурсы на перемене и организовывала при помощи педагога, библиотекарязнакомство с культурными традициями конкретных народов, проживающих как в России, так и в других странах мира. Частичная реализация игровой программы показала положительные изменения в характере двигательной активности детей на переменах. Первоклассники не только охотно участвовали в заранее спланированных мероприятиях, проводимых одноклассниками, но и в свободной деятельности применяли опыт игровой деятельности, полученный в рамках реализации проекта. Педагоги отметилиувеличение полезной двигательной активности первоклассников,уменьшение количества конфликтных ситуаций на переменах, повышение уровня развития уменийсотрудничества у детей, появление сплоченности в коллективной деятельности. Таким образом, с учетомвозрастных особенностей детей младшего школьного возраста,применение здоровьесберегающих технологийможет основываться на организации игровой деятельности, привлекательной для первоклассников. Эффективными для оптимизации адаптации детей младшего школьного возраста будут различные игровые программы, познавательные игры, внеклассные мероприятия, которые позволяют регулировать не только двигательную активность отдельных учащихся, но и общий психологический климат в классе.

Ссылки на источники1.Абрамовских,Н.В. К проблеме духовнонравственного воспитания младших школьников // Педагогическое образование в России. ‬2016. ‬№5. ‬С.131136. 2.Абрамовских,Н.В. Концепция адаптивной системы подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности … диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / ЮжноУральский государственный университет. Челябинск, 2010. ‬431 с. 3.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». В редакции, вступившей в силу с 1 сентября 2013 г. ‬М.: КНОРУС, 2013. ‬176 с.4.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изменением и дополнением на 2011 г. / Мво образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2011. 33 с. (Стандарты второго поколения). 5.Результаты комплексной оценки состояния здоровья детей в школах города Сургута // Медикобиологические проблемы здоровья человека на Севере :материалы науч. конф. ‬Сургут, 2002. ‬С.141. 6.Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе ‬М. : АРКТИ, 2006. ‬319 с.7.Ковалько,В. И. Здоровьесберегающие технологии, 14 классы М.: ВАКО, 2004 г.‬296 с. 8.Селевко,Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.‬256 с.