Сравнительный анализ положений административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности за нарушения положений новой редакции 10 главы ТК РФ

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лисенков П. И. Сравнительный анализ положений административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности за нарушения положений новой редакции 10 главы ТК РФ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1221–1225. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970571.htm.
Аннотация. В статье проводится сравнительный анализ положений административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности за нарушения положений новой редакции 10 главы Трудового кодекса Российской Федерации.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Лисенков Павел Игоревич,магистрант ИжГТУ им.М.Т.Калашникова

Сравнительный анализ положенийадминистративной, уголовной и гражданскоправовой ответственности за нарушения положений новой редакции 10 главы ТК РФ

Аннотация.В статье проводится сравнительный анализ положений административной, уголовной и гражданскоправовой ответственности за нарушения положений новой редакции 10 главы Трудового кодекса Российской Федерации.Ключевые слова:право, государство, трудовое право, труд, ответственность, юридическая ответственность.

Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 116 ФЗ1в главу 10 Трудового кодекса Российской Федерации2(далее –ТК РФ) были внесены изменения. В частности, была введена статья 56.1, которая с 1 января 2016 года на всей территории Российской Федерации запретила использование заемного труда.Внесение в российское трудовое законодательство нормы о запрете заемного труда было закономерным. В международном праве, в частности в Всеобщей декларации прав человека3, в международном трудовом праве, в частности в Декларации Международной организации труда «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда»4, в российском трудовом законодательства имеется запрет дискриминации в области труда. Применение заемного труда относится к дискриминации в сфере труда ввиду того, что согласно Конвенции Международной организации труда № 1815(не ратифицированной Российской Федерацией) заемным трудом является трёхсторонние отношения, когда работник, обращается в агентство занятости, направляется им для осуществления трудовых обязанностей к работодателям, использующим их труд, что означает, что наем работника осуществляет агентство, которое не использует его в трудовом процессе на территории своего юридического лица, а передает его в распоряжение другому юридическому лицу, которым, согласно Конвенции Международной организации труда, является работодатель.Ввиду того, что норма стала действовать только с 1 января 2016 года, практика применения этой статьи российского трудового законодательства пока неустоялась. Исследователи трудового законодательства не пришли к однозначному выводу о полезности указанной нормы. Кроме того, нарушения запрета всегда должно влечь юридическую ответственность, однако пока российское законодательство не содержит норм юридической ответственности за нарушения запрета применения заемного труда. В этой связи настоящее исследование будет первой работой, которая будет посвящена исследованию ответственности за 1Федеральный закон от 5 мая 2014г. №116ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. –2014. – № 19. – Ст. 2321.2Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197ФЗ (в редакции от 3 июля 2016 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. –2002. –№1 (ч. 1). –Ст. 3.3Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря1948 г.) // Российская газета. –1998. –10 декабря.4Декларация Международной организации труда «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» от 18 июня 1998 г. // Российская газета. –1998. –16 декабря.5Конвенция Международной организации труда № 181 «О частных агентствах занятости» от 19 июня 1997 г. [Электронный ресурс] // Сайт Международной организации труда (http://www.ilo.org) (дата обращения –07.02.2017).нарушения положений новой редакции 10 главы ТК РФ.Юридическая ответственность должностных лиц организация за нарушение правил охраны труда является важнейшим институтом трудового права в целом, ввиду того, что позволяет защищать права и законные интересы работников.6Как известно Трудовой кодекс Российской Федерации,7в разделе 10 «Охрана труда» устанавливает те положения, которые должны быть соблюдаемы работодателями. В то же время ст. 419 ТК РФ устанавливает, что лица, нарушающие требования об охране труда подлежат несению ответственности. К видам ответственности за нарушение норм трудового права федеральный законодатель относит:

материальную, выраженную в материальной ответственности сторон трудового договора, руководителя организации и работников религиозных организации;

дисциплинарную, которая раскрывается положениямист. 192 ТК РФ и включает:а) замечание;б) выговор;в) увольнение по соответствующим основаниям.

гражданскоправовую;

административную;

уголовную.Так, под гражданскоправовой ответственностью за нарушение норм трудового права следует понимать ответственность, к которой лицо привлекает на основании гражданского законодательства8, за нарушения в области охраны труда9. За нарушение трудовых прав, работник, в порядке гражданского судопроизводства вправе обратиться в суд с исковым заявлением о возмещении убытков (ст. 15 ГК РФ), привлечь к имущественной ответственности гражданина (ст. 24 ГК РФ), юридического лица (ст. 56 ГК РФ), затребовать у суда компенсацию морального вреда (ст. 151 ГК РФ). Кроме того, гражданским законодательством предусмотрены правила, относительно трудоправовых споров о ответственности за нарушение обязательств (гл. 25 ГК РФ), а также обязательств вследствие причинения вреда (гл. 59 ГК РФ). Столь обширный набор гражданскоправовых рычагов привлечения к ответственности работодателей организаций говорит о том, что государство оставляет простор в этом смысле. То есть, в данном случае, лицо нарушавшее обязательства, взятые на себя трудовым договором, а также наложенные в равной мере на это лицо законом, привлекается к ответственности самим работником в порядке гражданского судопроизводства. Данные положения носят достаточно практический характер, так как многие работники тех сфер, где нет «встречи» с законодательством, не знают о таких возможностях.Далее, более существенной является административная ответственность за нарушение трудового законодательства должностными лицами организаций. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях раскрывает понятие должностного лица. Так «под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными 6Сапфирова А.А. Сроки обращения за защитой трудовых прав: комплексный подход // Современное право. 2015. N 1. С. 63 67.7"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2016) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N1 (ч. 1), ст. 3.8"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.9Окриашвили Т.Г., Якупов А.Г. Принцип защиты слабой стороны договора как необходимое условие для реализации принципа равенства сторон. Вестник науки и образования. 2016. № 2 (14). С. 5557.полномочиями осуществляющее функции представителявласти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационнораспорядительные или административнохозяйственные функции.КоАП РФ в настоящий момент имеет 19 составов административных правонарушений, на основании которых может быть привлечено должностное лицо к административной ответственности.Если обратиться к более суровому виду наказания, которые в разы общественноопаснее административных составов, то следует сказать, что уголовный закон закрепляет 4 состава уголовного преступления, такие как:

Статья 136. Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина;

Статья 143. Нарушение требований охранытруда;

Статья 145. Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет;

Статья 145.1. Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат.Таким образом, в ходе рассмотрения предмета настоящего исследования изучены виды ответственности, к которым возможно привлечение должностного лица организации за нарушение требований об охране труда.

Ссылки на источники1.Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. –1998. –10 декабря.2.Декларация Международной организации труда «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» от 18 июня 1998 г. // Российская газета. –1998. –16 декабря.3.Конвенция Международной организации труда № 181 «О частных агентствах занятости» от 19 июня 1997 г. [Электронный ресурс] // Сайт Международной организации труда (http://www.ilo.org) (дата обращения –07.02.2017).4."Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.5."Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001N 197ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с01.01.2017) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.6."Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63ФЗ (ред. от07.02.2017)// "Российская газета", N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996.7."Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195ФЗ (ред. от 07.02.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2017) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.8.Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 116ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. –2014. – № 19. – Ст. 2321.9.Сапфирова А.А. Сроки обращения за защитой трудовых прав: комплексный подход // Современное право. 2015. N 1. С. 63 67.10.Окриашвили Т.Г., Якупов А.Г. Принцип защиты слабой стороны договора как необходимое условие для реализации принципа равенства сторон. Вестник науки и образования. 2016. № 2 (14). С. 5557.