Исследование эмоциональной сферы студентов вуза
Выпуск:
ART 970785
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Дорофеевская
Е.
И.,
Клемес
В.
С. Исследование эмоциональной сферы студентов вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
2291–2295. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970785.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются особенности эмоциональной сферы личности студентов; представлены результаты диагностики студентов инженерно-физического факультета и студентов факультета социальных наук Амурского государственного университета.
Ключевые слова:
эмоции, эмоциональные переживания, чувства, эмоциональная сфера, виды эмоций, направленность эмоций, эмоциональность в студенческом возрасте
Похожие статьи
Текст статьи
Клемес Виктория Сергеевна,старший преподаватель факультета социальных наук,«Амурский Государственный университет», г. Благовещенск vk09@bk.ru
Дороффевская Екатерина Игоревна,студентка 4 курса факультета социальных наук,«Амурский Государственныйуниверситет», г. Благовещенск dorofeevskay.k@gmail.com
Исследование эмоциональной сферы студентов вуза
Аннотация.В статье рассматриваются особенности эмоциональной сферы личности студентов; представлены результаты диагностики студентов инженернофизического факультета и студентов факультета социальных наук Амурского Государственного Университета.Ключевые слова:эмоции, эмоциональная сфера, виды эмоций, эмоциональные переживания, чувства, направленность эмоций, эмоциональность в студенческом возрасте.
Важнейшим аспектом формирования личности учёные считают развитие эмоциональнойсферы, выполняющей функцию регуляциижизнедеятельности. Анализ теоретического, экспериментального наследия учёных (М.Я. Басов, К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн, И.П. Павлов, Л.С. Выготский, И.М. Сеченов, А.В. Веденов , Е.П. Ильин, и другие) показал, что эмоциональное поведение позволяет человеку изменять окружающую действительность, сообразуясь со знаниями законов развития природы и общества. Роль нравственных качеств личности в осуществлении регуляцииповедения изучалась в работах М.И. Маджарова, П.А. Рудика, В.И. Селиванова. Авторы пришли к выводу о том, что нравственная направленность личности во многом способствует осуществлению регуляции поведения.
Развитие эмоциональнойсферы является важнейшим аспектом развития личности в целом. В младшем возрасте складывается и проявляется до 70% личностных качеств, поэтому невнимание к развитию личности в этом возрасте порождает педагогические просчёты, которые ярко обнаруживаются на последующих ступенях обучения. Проблемы эмоциональной регуляции с особой остротой возникают на переходном этапе от младшего школьного к подростковому возрасту.При отсутствии целенаправленного формирования эмоционально сферы личности в условиях стихийного развития индивиды оказываются неспособными к саморегуляции деятельности
В настоящее время особенности эмоциональности студенчества как специфической возрастной и социальной группы могут быть отнесены к малоизученной области психологического знания.
Вместе с тем студенческий возраст, как этап развития, является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенциалов человека, существенным компонентом которых являются эмоциональные отношения.
Студенческий этап развития характеризуется максимальным включением личности в различные сферы общественных отношений и деятельности, которое требует мобилизации всех ресурсов человека и определяет повышенные требования к его эмоциональной сфере. Актуальность проблематики определила выбор темы исследования:«Особенности эмоциональной сферы студентов».
Исследование проводилось с помощьюметодики диагностики эмоциональности В.В Суворова и методики диагностики эмоциональности по В. М. Русалову. Методика диагностики эмоциональности была предложена В.В. Суворовым в1976г.и определяет общую эмоциональность человека.
В методике диагностике эмоциональности В.М. Русалова, автор выделяет тривида проявления эмоциональности: психомоторную, коммуникативную и интеллектуальную. Соответственно этому в методике имеются три шкалы.
Экспериментальное исследование тревожности проводилось на базе Амурского Государственного Университета. В исследованияхприняли участие студенты 3 курсовфакультета социальных наук и инженернофизического факультета в количестве 30 человек в возрасте 1922 года (15 человек психологов и 15 человек геологов.)
Методика В.В. Суворова Предназначена для выявления интегрального показателя эмоциональности личности. Таблица 1 Результаты исследования студентов факультета социальных наук
и инженернофизического факультета по методике В.В. Суворова
В таблице видно, что у студентов обеих групп преобладает средняя эмоциональность, это свидетельствует о том, что студенты сдержаны в своих эмоциях и могут в той или иной степени контролировать себя в различных жизненных ситуациях. Анализируя данные, можно заметить, что отличие студентов психологов, от геологов заключается в том, что у психологов преобладают показатели выше среднего, когда у геологов наоборот –преобладают показатели ниже среднего уровню эмоциональности. Для наглядности представлена диаграмма.
Диаграмма 1Результаты исследования студентов факультета социальных наук
и инженернофизического факультета по методике В.В. Суворова
01234567ПсихологиГеологиОпрашиваемыеНизкая эмоц.Пониженная эмоц.Средняя эмоц.Повышенная эмоц.Высокая эмоц.Колво
%Колво
%Колво
%Колво
%Колво
%Психологи17%214%533%426%320%Геологи320%533%640%17%00%
Эмоциональность свойство человека, характеризующие содержание,качество и динамику его эмоций и чувств. Одна из основных составляющихтемперамента. Свойства эмоциональности как одной из сфер проявлениятемперамента впечатлительность, чувствительность, импульсивность и пр.
Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации,имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связанысостержневымиособенностями личности, ее нравственнымпотенциалом:направленностьюсферы мотивационной, мировоззрением, ориентациями ценностными и пр. Качественные свойства эмоциональности характеризуют отношение индивида к явлениям внешнего мира и выражаются в знаке и модальности доминирующих эмоций. Кдинамическим свойствам эмоциональности относятся особенности появления, протекания и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения.
Повышенный уровеньэмоциональности тенденция ксильнымиглубоким непосредственным переживаниям своего отношения к окружающей действительности (эмоции радости, печали, обиды и т.д.),впечатлительность,чувствительность,импульсивность,склонностьк волнениям.
Таблица 2 Результаты исследования студентов факультета социальных наук и
студентов инженернофизического факультета по методике В.М. Русалова
ГЕОЛОГИ
ПоказателиНизкий уровеньСредний уровеньВысокий уровеньКолво%Колво%Колво%психомоторная эмоциональность640%427%533%интеллектуальная эмоциональность746%427%427%коммуникативная эмоциональность640%427%533%
Ниже нормыНормаВыше нормыКолво%Колво%Колво%Общая эмоциональность854%213%533%
ПСИХОЛОГИ
ПоказателиНизкий уровеньСредний уровеньВысокий уровеньКолво%Колво%Колво%психомоторная эмоциональность746%321%533%интеллектуальная эмоциональность746%321%527%коммуникативная эмоциональность640%320%640%
Ниже нормыНормаВыше нормыКолво%Колво%Колво%Общая эмоциональность321%1279%00
Если проанализировать данные тестирования двух групп студентов, то можно сделать следующие выводы. Общая эмоциональность у психологов находится в норме (79 % опрошенных), когда у геологов преобладает показатель ниже нормы (54% опрошенных). Низкие показатели эмоциональности у геологов означают, что различные внешние события вызывают у них относительно слабый внутренний отклик, для них характерны спокойствие, невозмутимость, уверенность в себе, даже некоторая «толстокожесть». Такие люди хорошо справляется с ситуациями, вызывающими эмоциональное напряжение, связанными со стрессами. Но подобным людям обычно сложнее устанавливать близкие отношения с окружающими, понимать переживания других. Высокие же показатели означают, что даже незначительные события могут вызвать у человека интенсивные переживания —как положительные (например, радость), так и отрицательные. Такие люди более эффективно действует в спокойных ситуациях, не связанных с повышенным уровнем стрессов. Кроме того, они чувствительны к эмоциям и чувствам других людей, что помогает им устанавливать и поддерживать близкие доверительные отношения с ними. Но напряженные ситуации, связанные с конфликтами, необходимостью выполнять очень сложную и ответственную работу и т. п., способны надолго выбить их из колеи. Следовательно, средние (в норме) показатели у психологов свидетельствуют о том, что студенты к 4ому курсы, в должной мере научились контролировать свои эмоции.
Для выявления особенностей эмоциональности студентов разных факультетов нами использовалсяUкритерий Мана Уитни.
При оценке различий уровня эмоциональности между студентами психологами и геологамис помощью критерия U Манна Уитни, получились следующие результаты.По В.М РусловуUЭмп = 104Uкр.= 56 (p≤0.01)Uкр.= 72 (p≤0.05)
Полученное эмпирическое значение Uэмп(104) находится в зоне незначимости. Вывод: по методике 2 различий между уровнями изучаемых явлений нет.По В.В СуворовуUЭмп = 59.5Uкр.= 56 (p≤0.01)Uкр.= 72 (p≤0.05)
Полученное эмпирическое значение Uэмп(59.5) находится в зоне неопределенности. Вывод: по методике 1 значимых отличий не выявлено. Невозможно принять Н1 и отвергнуть Н0.
Таким образом, мы выявили, что существенных различий, между студентами факультета социальных наук и студентами и инженернофизического факультета, нет, поэтому полученные данные опровергают поставленную в данном исследовании гипотезу, Но необходимо учесть, что в данной работе мы не рассматривали отдельные компоненты эмоциональности, а лишь брали эмоциональность как целостную черту личности.
Таким образом, в данной курсовой работе были рассмотрены понятия эмоциональной сферы человека, как проявляются эмоции в студенческим возрасте. Так же мы провели исследование на выявление общей эмоциональности «Методика диагностики эмоциональности» по В. М. Русалову,и определения уровня эмоциональности студентов «Методика диагностики эмоциональности» В.В Суворова
В результате эмпирического исследования выяснилось, что у студентов обеих групп преобладает средняя эмоциональность, это свидетельствует о том, что студенты сдержаны в своих эмоциях и могут в той или иной степени контролировать себя в различных жизненных ситуациях. Значимых различий между уровнями устудентов нет.
Так же выяснилось, что общая эмоциональность у психологов находится в норме (79 % опрошенных), когда у геологов преобладает показатель ниже нормы (54% опрошенных)
Низкие показатели эмоциональности у геологов означают, что различные внешние события вызывают у них относительно слабый внутренний отклик, для них характерны спокойствие, невозмутимость, уверенность в себе. Средние (в норме) показатели у психологов свидетельствуют о том, что студенты к 4ому курсы, в должной мере научились контролировать свои эмоции.
Ссылки на источники1.АбульхановаСлавская К.А. Деятельность ипсихология личности. М., 20052.Вилюнас В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. Психология эмоций.Тексты.–СПб.: Питер, 2006. –404с.3.Олъишнникова А. Е. Эмоции и воспитание.М, 2003.С.
Дороффевская Екатерина Игоревна,студентка 4 курса факультета социальных наук,«Амурский Государственныйуниверситет», г. Благовещенск dorofeevskay.k@gmail.com
Исследование эмоциональной сферы студентов вуза
Аннотация.В статье рассматриваются особенности эмоциональной сферы личности студентов; представлены результаты диагностики студентов инженернофизического факультета и студентов факультета социальных наук Амурского Государственного Университета.Ключевые слова:эмоции, эмоциональная сфера, виды эмоций, эмоциональные переживания, чувства, направленность эмоций, эмоциональность в студенческом возрасте.
Важнейшим аспектом формирования личности учёные считают развитие эмоциональнойсферы, выполняющей функцию регуляциижизнедеятельности. Анализ теоретического, экспериментального наследия учёных (М.Я. Басов, К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн, И.П. Павлов, Л.С. Выготский, И.М. Сеченов, А.В. Веденов , Е.П. Ильин, и другие) показал, что эмоциональное поведение позволяет человеку изменять окружающую действительность, сообразуясь со знаниями законов развития природы и общества. Роль нравственных качеств личности в осуществлении регуляцииповедения изучалась в работах М.И. Маджарова, П.А. Рудика, В.И. Селиванова. Авторы пришли к выводу о том, что нравственная направленность личности во многом способствует осуществлению регуляции поведения.
Развитие эмоциональнойсферы является важнейшим аспектом развития личности в целом. В младшем возрасте складывается и проявляется до 70% личностных качеств, поэтому невнимание к развитию личности в этом возрасте порождает педагогические просчёты, которые ярко обнаруживаются на последующих ступенях обучения. Проблемы эмоциональной регуляции с особой остротой возникают на переходном этапе от младшего школьного к подростковому возрасту.При отсутствии целенаправленного формирования эмоционально сферы личности в условиях стихийного развития индивиды оказываются неспособными к саморегуляции деятельности
В настоящее время особенности эмоциональности студенчества как специфической возрастной и социальной группы могут быть отнесены к малоизученной области психологического знания.
Вместе с тем студенческий возраст, как этап развития, является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенциалов человека, существенным компонентом которых являются эмоциональные отношения.
Студенческий этап развития характеризуется максимальным включением личности в различные сферы общественных отношений и деятельности, которое требует мобилизации всех ресурсов человека и определяет повышенные требования к его эмоциональной сфере. Актуальность проблематики определила выбор темы исследования:«Особенности эмоциональной сферы студентов».
Исследование проводилось с помощьюметодики диагностики эмоциональности В.В Суворова и методики диагностики эмоциональности по В. М. Русалову. Методика диагностики эмоциональности была предложена В.В. Суворовым в1976г.и определяет общую эмоциональность человека.
В методике диагностике эмоциональности В.М. Русалова, автор выделяет тривида проявления эмоциональности: психомоторную, коммуникативную и интеллектуальную. Соответственно этому в методике имеются три шкалы.
Экспериментальное исследование тревожности проводилось на базе Амурского Государственного Университета. В исследованияхприняли участие студенты 3 курсовфакультета социальных наук и инженернофизического факультета в количестве 30 человек в возрасте 1922 года (15 человек психологов и 15 человек геологов.)
Методика В.В. Суворова Предназначена для выявления интегрального показателя эмоциональности личности. Таблица 1 Результаты исследования студентов факультета социальных наук
и инженернофизического факультета по методике В.В. Суворова
В таблице видно, что у студентов обеих групп преобладает средняя эмоциональность, это свидетельствует о том, что студенты сдержаны в своих эмоциях и могут в той или иной степени контролировать себя в различных жизненных ситуациях. Анализируя данные, можно заметить, что отличие студентов психологов, от геологов заключается в том, что у психологов преобладают показатели выше среднего, когда у геологов наоборот –преобладают показатели ниже среднего уровню эмоциональности. Для наглядности представлена диаграмма.
Диаграмма 1Результаты исследования студентов факультета социальных наук
и инженернофизического факультета по методике В.В. Суворова
01234567ПсихологиГеологиОпрашиваемыеНизкая эмоц.Пониженная эмоц.Средняя эмоц.Повышенная эмоц.Высокая эмоц.Колво
%Колво
%Колво
%Колво
%Колво
%Психологи17%214%533%426%320%Геологи320%533%640%17%00%
Эмоциональность свойство человека, характеризующие содержание,качество и динамику его эмоций и чувств. Одна из основных составляющихтемперамента. Свойства эмоциональности как одной из сфер проявлениятемперамента впечатлительность, чувствительность, импульсивность и пр.
Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации,имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связанысостержневымиособенностями личности, ее нравственнымпотенциалом:направленностьюсферы мотивационной, мировоззрением, ориентациями ценностными и пр. Качественные свойства эмоциональности характеризуют отношение индивида к явлениям внешнего мира и выражаются в знаке и модальности доминирующих эмоций. Кдинамическим свойствам эмоциональности относятся особенности появления, протекания и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения.
Повышенный уровеньэмоциональности тенденция ксильнымиглубоким непосредственным переживаниям своего отношения к окружающей действительности (эмоции радости, печали, обиды и т.д.),впечатлительность,чувствительность,импульсивность,склонностьк волнениям.
Таблица 2 Результаты исследования студентов факультета социальных наук и
студентов инженернофизического факультета по методике В.М. Русалова
ГЕОЛОГИ
ПоказателиНизкий уровеньСредний уровеньВысокий уровеньКолво%Колво%Колво%психомоторная эмоциональность640%427%533%интеллектуальная эмоциональность746%427%427%коммуникативная эмоциональность640%427%533%
Ниже нормыНормаВыше нормыКолво%Колво%Колво%Общая эмоциональность854%213%533%
ПСИХОЛОГИ
ПоказателиНизкий уровеньСредний уровеньВысокий уровеньКолво%Колво%Колво%психомоторная эмоциональность746%321%533%интеллектуальная эмоциональность746%321%527%коммуникативная эмоциональность640%320%640%
Ниже нормыНормаВыше нормыКолво%Колво%Колво%Общая эмоциональность321%1279%00
Если проанализировать данные тестирования двух групп студентов, то можно сделать следующие выводы. Общая эмоциональность у психологов находится в норме (79 % опрошенных), когда у геологов преобладает показатель ниже нормы (54% опрошенных). Низкие показатели эмоциональности у геологов означают, что различные внешние события вызывают у них относительно слабый внутренний отклик, для них характерны спокойствие, невозмутимость, уверенность в себе, даже некоторая «толстокожесть». Такие люди хорошо справляется с ситуациями, вызывающими эмоциональное напряжение, связанными со стрессами. Но подобным людям обычно сложнее устанавливать близкие отношения с окружающими, понимать переживания других. Высокие же показатели означают, что даже незначительные события могут вызвать у человека интенсивные переживания —как положительные (например, радость), так и отрицательные. Такие люди более эффективно действует в спокойных ситуациях, не связанных с повышенным уровнем стрессов. Кроме того, они чувствительны к эмоциям и чувствам других людей, что помогает им устанавливать и поддерживать близкие доверительные отношения с ними. Но напряженные ситуации, связанные с конфликтами, необходимостью выполнять очень сложную и ответственную работу и т. п., способны надолго выбить их из колеи. Следовательно, средние (в норме) показатели у психологов свидетельствуют о том, что студенты к 4ому курсы, в должной мере научились контролировать свои эмоции.
Для выявления особенностей эмоциональности студентов разных факультетов нами использовалсяUкритерий Мана Уитни.
При оценке различий уровня эмоциональности между студентами психологами и геологамис помощью критерия U Манна Уитни, получились следующие результаты.По В.М РусловуUЭмп = 104Uкр.= 56 (p≤0.01)Uкр.= 72 (p≤0.05)
Полученное эмпирическое значение Uэмп(104) находится в зоне незначимости. Вывод: по методике 2 различий между уровнями изучаемых явлений нет.По В.В СуворовуUЭмп = 59.5Uкр.= 56 (p≤0.01)Uкр.= 72 (p≤0.05)
Полученное эмпирическое значение Uэмп(59.5) находится в зоне неопределенности. Вывод: по методике 1 значимых отличий не выявлено. Невозможно принять Н1 и отвергнуть Н0.
Таким образом, мы выявили, что существенных различий, между студентами факультета социальных наук и студентами и инженернофизического факультета, нет, поэтому полученные данные опровергают поставленную в данном исследовании гипотезу, Но необходимо учесть, что в данной работе мы не рассматривали отдельные компоненты эмоциональности, а лишь брали эмоциональность как целостную черту личности.
Таким образом, в данной курсовой работе были рассмотрены понятия эмоциональной сферы человека, как проявляются эмоции в студенческим возрасте. Так же мы провели исследование на выявление общей эмоциональности «Методика диагностики эмоциональности» по В. М. Русалову,и определения уровня эмоциональности студентов «Методика диагностики эмоциональности» В.В Суворова
В результате эмпирического исследования выяснилось, что у студентов обеих групп преобладает средняя эмоциональность, это свидетельствует о том, что студенты сдержаны в своих эмоциях и могут в той или иной степени контролировать себя в различных жизненных ситуациях. Значимых различий между уровнями устудентов нет.
Так же выяснилось, что общая эмоциональность у психологов находится в норме (79 % опрошенных), когда у геологов преобладает показатель ниже нормы (54% опрошенных)
Низкие показатели эмоциональности у геологов означают, что различные внешние события вызывают у них относительно слабый внутренний отклик, для них характерны спокойствие, невозмутимость, уверенность в себе. Средние (в норме) показатели у психологов свидетельствуют о том, что студенты к 4ому курсы, в должной мере научились контролировать свои эмоции.
Ссылки на источники1.АбульхановаСлавская К.А. Деятельность ипсихология личности. М., 20052.Вилюнас В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. Психология эмоций.Тексты.–СПб.: Питер, 2006. –404с.3.Олъишнникова А. Е. Эмоции и воспитание.М, 2003.С.