Моделирование процесса адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды дошкольного образовательного учреждения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Непомнящая Н. А., Долгова В. И., Крыжановская Н. В. Моделирование процесса адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды дошкольного образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2346–2350. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970796.htm.
Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды дошкольного образовательного учреждения. Проведен теоретический анализ проблемы адаптации младших дошкольников, разработано древо целей. Адаптация младших дошкольников включает в себя организацию сотрудничества с родителями, сохранение физического и психологического здоровья младших дошкольников, формирование психологической готовности, социальной осведомлённости, предметно-развивающей деятельности младшего дошкольника, повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Непомнящая Наталья Андреевна,студент факультета психологии ФГБОУ ВО «ЮжноУральский государственный гуманитарнопедагогический университет», г. Челябинскnataiya_potapova@bk.ru

Научные руководители:Долгова Валентина Ивановна,доктор психологических наук, профессор кафедры теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВО «ЮжноУральский государственный гуманитарнопедагогический университет»,г.Челябинск23a12@list.ru

Крыжановская Надежда Васильевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВО «ЮжноУральский государственный гуманитарнопедагогический университет», г. Челябинскkriganovskyanv@mail.ru

Моделирование процесса адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды дошкольного образовательного учреждения

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды дошкольного образовательного учреждения. Проведен теоретический анализ проблемы адаптации младших дошкольников, разработано древо целей. Адаптациямладших дошкольников включает в себя организацию сотрудничества с родителями, сохранение физического и психологического здоровья младших дошкольников, формирование психологической готовности, социальной осведомлённости, предметноразвивающей деятельности младшего дошкольника, повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.Ключевые слова: адаптация младших дошкольников, условия образовательной среды дошкольного образовательного учреждения, моделирование.

Проблема адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды дошкольногообразовательного учреждения является актуальной в связи с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов. Повышаются требования к образовательной среде дошкольной образовательной организации, что приводит к необходимости разработки и примененияинновационныхтехнологий процесса адаптации и управления даннымпроцессом[1].Младшие дошкольники в период адаптации к условиям ДОУиспытывают стресс, эмоциональное напряжение, страх и повышение ситуативной тревожности в связи с недостаточно сформированными навыкамисамообслуживания[2]. Также на адаптацию к ДОУ оказываютвлияние личностные особенности ребенка, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми,которые так или иначе могут затруднять процесс адаптации[3].Исследования адаптации ребенка раннего возраста к условиям общественного воспитания и социализации касаются либо психофизиологических аспектов поведения (Р.В. ТонковаЯмпольская, А. Тардош), либо рассматривают этот вопрос с точки зрения депривации, отделения ребенка от матери (Дж. Гервиц, Дж. Боулби, Р. Сирс и др.), либо с психологопедагогической точки зрения дают анализ режимных моментов, позволяющих ребенку успешно преодолевать трудности адаптационного периода (Н.Д. Ватутина)[4].В нашем исследованиииспользуются положения моделирования, которые мы применили при разработке модели управления процессом адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды дошкольного образовательного учреждения.Под моделью (фр. modèle, от лат. modulus –«мера, аналог, образец») понимается система объектов или знаков, которая в определенных условиях может заменить объекторигинал, воспроизводя интересующие свойства и характеристики оригинала [5]. Метод, воспроизводящий определенную психическую деятельность с целью ее исследования или совершенствования, называется психологическим моделированием, которое в теоретических исследованиях позволяет конструировать новое на практике. Экспериментальная верифицикация полноты теоретических представлений с позиции их работоспособности и обоснованности в практической деятельности возможна при построении и реализации модели. В данном исследовании метод моделирования позволяет показать содержание модели управления процессом адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Основными этапами моделирования являются: постановка цели, построение модели с использованием системного подхода к процессу целеполагания и метода «дерево целей», проверка модели на достоверность, использование и обоснование модели [6].Использование целеполагания –первого этапа построения модели –определяет эффективность управления процессом адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды ДОУ [7]. В контексте нашего исследования важным представляется целенаправленное изучение процесса адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды ДОУ, которое обеспечивает метод целеполагания «Дерево целей». Данный метод является основой деятельности по целеполаганию в ходе адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды ДОУ. В научныйоборот он введен Б.С. Гершунским [8], а в психологических исследованиях разработан доктором психологических наук, профессором В.И. Долговой [9; 10] и представляет построение иерархии взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимоподдерживаемых целей. «Дерево целей» –это граф, вершиной которого являются общие дидактические цели, иерархическая детализация которых для решения частных задач обучения и развития происходит на более низких уровнях.Адаптациямладших дошкольников к условиям образовательной средыДОУ–это процесс и результат качественных изменений состояния психики детей к изменившемуся образу жизни и деятельности, к новому социальному окружению, происходящие на биологическом, психологическом и социальном уровнях [11; 12; 13; 14].Представим «дерево целей» процесса адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды ДОУ: 1.Генеральная цель: адаптация младших дошкольников к условиям образовательной среды ДОУ.1.1Организация сотрудничества с родителями младших дошкольников, поступающих в ДОУ. 1.1.1.Совместное изучение особенностей семейного воспитания, определение места и роли участников воспитательного процесса в становлении и развитии взаимодействия ребенка с окружающим миром;1.1.2Ознакомление родителей с адаптационной моделью, предлагаемой ДОУ;1.1.3Участие родителей во встречах с педагогическим коллективом (школа родителей, круглый стол, индивидуальная консультация и др.) для получения рекомендаций по содействию в домашних условиях процессу адаптации младших дошкольников.1.2Формирование психологической готовности младшего дошкольника к условиям образовательной среды дошкольного учреждения.1.2.1Формированиеположительной психологической установки, желания посещать ДОУ методами создания атмосферы тепла, уюта и благожелательности в детской группе;1.2.2Формирование познавательной осведомлённости методами знакомства с пространством ДОУ (музыкальный зал и др.), с группой (игровая, спальная и др. комнаты), с персоналом; 1.2.3Формирование чувства уверенности в себе методами знакомства с детьми и педагогами, установления открытых, доверительных отношений.1.3 Формирование социальной осведомлённостимладшего дошкольника.1.3.1 Формирование навыков самостоятельности (есть ложкой, копать лопаткой, пользоваться расческой и т.д.);1.3.2 Формирование осведомленности элементарных общепринятых норм и правил поведения;1.3.3 Формирование отрицательного отношения к грубости, жадности и др.;1.3.4 Формирование опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками (обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие, умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам);1.4 Организация сохранения физического и психологического здоровья младших дошкольников в условиях ДОУ.1.4.1 Формированиекультурногигиенических навыковмладших дошкольников (аккуратность и чистота);1.4.2. Обеспечение понимания детьми смысла выполнения режимных процессов; 1.4.3 Стимулирование потребности в самостоятельной двигательной активности;1.4.4 Оздоровление младших дошкольников с помощью здоровьесберегающих технологий;1.4.5 Мониторинг психоэмоционального состояния в ДОУ и в семье;1.4.6 Индивидуальный подход в обучении и воспитании с учетом типа темперамента, актуального эмоционального состояния, черт характера, самооценки, особенностей интеллектуальной сферы, привычек и др. 1.5 Формирование предметноразвивающей деятельности младшего дошкольника.1.5.1Формирование предметных действий с помощью специального наглядного материала (определенные игрушки, различные предметы и т.д.);1.5.2 Формирование навыков игровой деятельности методами добровольности участия в игре, эмоционального общения педагога с детьми, вовлечения в игру и непосредственного участия в ней педагога, многократного повторения игр;1.5.3Формирование самовыражения в игре (предоставление ребенку возможности проявить, свой взгляд на мир) на основе безоценочного отношенияк действиям ребенка (запрет на оценку действий ребенка «Неверно, не так» или «Молодец, правильно»);1.5.4 Формирование навыков изобразительной деятельности, ручного трудас помощью материалов для занятий рисованием (цветные карандаши, фломастеры, гуашь, цветная тушь, кисточки, подручный материал для нетрадиционного рисования); материалов для лепки (пластилин или глина);1.5.5 Формирование навыковконструирования с помощью конструкторов «Строитель», мягких модулей и др.1.6. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по успешной адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды ДОУ.1.6.1 Оказание методической и психологопедагогической помощи педагогам в установлении контактов с детьми и их родителями;1.6.2 Обучение методам анализа и активного наблюденияпроцесса адаптации младших дошкольников.Проведенное нами целеполагание позволило определить поэлементный состав модели управления процессом адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды ДОУ(Рисунок 1).

Рис. 1. Модель управления процессом адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды ДОУУправление процессом адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды ДОУ включает в себя организацию сотрудничества с родителями, сохранение физического и психологического здоровья младших дошкольников, поступающих в ДОУ, формирование психологической готовности, социальной осведомлённости, предметноразвивающей деятельности младшего дошкольника в условиям образовательной среды дошкольного учреждения [15; 16; 17], повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по успешной адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды ДОУ [18; 19;20; 21].Таким образом, использование метода целеполагания определяет эффективность управления процессом адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды ДОУ. Основой его использования в процессе адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды ДОУ является построение иерархии взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимоподдерживаемых целей –«дерева целей». Перспектива дальнейшего исследования состоит в реализации модели управления процессом адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды ДОУ в ходе экспериментального исследования.

Ссылки на источники1.Гончарова, Ю.Л.Адаптациядошкольников к условиям детского сада как социальнопедагогическая проблема

/ Ю.Л. Гончарова // Евразийский союз ученых. –2014. –№ 89. –С. 8891.2.Крыжановская, Н.В.Исследование процесса адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды дошкольного образовательного учреждения

// Н.В. Крыжановская, Н.А. Непомнящая// Научнометодический электронный журнал Концепт. –2016. –Т. 44. –С. 206215.3.Ушакова,К.М.Адаптация дошкольников в новой группе// Обучение и воспитание: методики и практика. –2016. –№ 301. –С. 128131.4.Праскунова,Л.М.Особенности адаптации дошкольников к условиям дошкольногообразовательного учреждения [Электронный ресурс] / Л.М. Праскунова, М.Г. Бобкова // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». –URL: http://www.scienceforum.ru/2015/1190/12454">www.scienceforum.ru/2015/1190/12454 (дата обращения: 05.03.2017).5.Долгова, В.И. Интегративные параметры управления инновационными процессами в образовании по результатам [Текст] / В.И. Долгова, В.А. Ткаченко // Научное мнение. –2012. –№ 8. –С. 89103.6.Долгова, В.И. Инновационные психологопедагогические технологии в дошкольном образовании: монография / В.И. Долгова, Г.Ю. Гольева, Н.В. Крыжановская –М.: Издательство «Перо», 2015. –172 с.7.Долгова, В. И. Психологические детерминанты нравственного развития дошкольника / В. И. Долгова, Р. В. Овчарова // Вестник ЧГПУ. 2014. № 6. С. 4048.8.Гершунский, Б.С. Философия образования для ХХІ века / Б.С. Гершунский. –М.: ЛИБРОКОМ, 2010. –608 с.9.Долгова, В. И. Психологопедагогическое сопровождение детскородительских отношений: монография / В. И. Долгова, Е. Г. Капитанец, О. А. Кондратьева, О. А. Шумакова –М.: Буки Веди, 2012. 152 с.10.Долгова, В.И. Некоторыебиосоциальныехарактеристикителеснопсихическогоздоровьядошкольников// biosocial characteristics of the modern human psychology / social and political aspects of the postindustrial life activity of states // Materials digest of the LIX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in psychological sciences (London, August 08August 14, 2013. Chief editor Pavlov V. V. London, 2013. С. 3334.11.Гилязева,В.Р.Игра как фактор адаптации младших дошкольников к дошкольному образовательному учреждению

/ В.Р. Гилязева, Н.Г. Церковникова// Современные тенденции в образовании и науке:сборник научных трудов по материалам Международной научнопрактической конференции: в 14 частях. 2014. С. 3941.12.Долженко,А.А. Особенности адаптации младших дошкольников к детскому саду/ А.А. Долженко // Наука, религия и искусство в психологическом познании человека:Сборник материалов СергиевоПосадской сессии научной школы профессора B.C.Агапова/под ред.B.C. Агапова, Д.П. Сидоренко,Н.Н. Шенцевой. –Сергиев Посад, 2014. –С. 124126.13.Тернова,К.Н. Педагогическое сопровождение адаптации дошкольника к условиям детского сада

/ К.Н. Тернова, М.К. Мойся// Молодой ученый. –2016. –№ 93 (113). –С. 3032.14.Уварова,Л.Н.Психологическая подготовка дошкольников как фактор их адаптации к школе

/ Л.Н.Уварова // Сборникиконференций НИЦ Социосфера. –2015. –№ 29. –С. 119123.15.Литвин,Ю.И.Подвижная игра как одно из средств адаптации и социализации младших дошкольников/ Ю.И.Литвин // Категория «социального» в современной педагогике и психологии материалы 3й научнопрактической конференции (заочной) с международным участием: в 2частях/отв. ред.А.Ю. Нагорнова. –2015. –С. 4648.16.Олару,Э.Д.Песочная терапия как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада

/ Э.Д. Олару// Наука, образование, общество: тенденции и перспективы:Сборник научных трудов по материалам Международной научнопрактической конференции: В 7 частях. ООО "АрКонсалт". 2014. С. 1112.17.Палева,Е.Н. Использование словесных игр в процессе адаптации младших дошкольников к условиям ДОУ

/ Е.Н. Палева, Е.И. Тимошина// Череповецкие научные чтения 2014 / отв.ред.Н.П. Павлова. 2015. С. 187189.18.Красношлык,З.П.Организация педагогических условий для успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада[Текст] / З.П.Красношлык// Современные тенденции в фундаментальных и прикладных исследованиях сборник научных трудов по материалам Третьей Международной научнопрактической конф

19.Иванова,Н.Ф.Психологопедагогическое сопровождение детей 23 лет в период адаптации к детскому саду

/ Н.Ф. Иванова// Конференциум АСОУ: сборникнаучных трудов и материалов научнопрактических конференций. –2015. –№ 1. –С. 17581765.20.Крыжановская Н.В.Управление процессом адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды дошкольного образовательного учреждения[Текст] / Н.В. Крыжановская, Н.А. Непомнящая // Научнометодический электронный журнал Концепт. 2016. –Т. 44. –С. 3542.21.Подольская,О.А.Здоровье дошкольника и здоровьесберегающие технологии[Текст] / О.А. Подольская // Воспитание и обучение детей младшего возраста. –2016. –№ 5. –С. 839841.