Исследование влияния агрессивного поведения на межличностные отношения младших школьников с умственной отсталостью

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Меркурьев Д. В. Исследование влияния агрессивного поведения на межличностные отношения младших школьников с умственной отсталостью // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3056–3060. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970938.htm.
Аннотация. Статья посвящена феномену влияния агрессивного поведения на межличностные отношения младших школьников с умственной отсталостью. Представлены результаты исследования агрессивного поведения по методике «Нарисуй человека», межличностные отношения изучались с использованием методики «Два домика».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Меркурьев Дмитрий Вениаминович,студент факультета психологии ФГБОУ ВО«ЮжноУральский государственный гуманитарнопедагогический университет»m_and_d07@mail.ru

Научный руководитель: Капитанец Елена Германовна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВО «ЮжноУральский государственный гуманитарнопедагогический университет», г. Челябинскelena030801@mail.ru

Исследование влияния агрессивного поведения на межличностные отношения младших школьников с умственной отсталостью

Аннотация. Статья посвящена феномену влияния агрессивного поведения на межличностные отношения младших школьников с умственной отсталостью.Представлены результаты исследования агрессивного поведения по методике «Нарисуй человека», межличностные отношения изучались с использованием методики «Два домика».Ключевые слова:агрессивное поведение, межличностные отношения, младшие школьники, диагностические методики, интеллектуальные нарушения, умственная отсталость.

Проблема агрессивного поведения в последние годы стала одной из наиболее актуальных в психологии. Психологами и педагогами отмечается рост агрессии среди детей младшего школьного возраста и подростков. Многие исследователи поднимали вопрос об агрессивном поведении среди младших школьников, что, безусловно, говорит о сложности и неоднозначности данной проблемы. Психологами и педагогами были разработаны различные концепции, объясняющие причины агрессивного поведения, и программы, позволяющие осуществлять его коррекцию. Агрессивное поведение зачастую ведёт к нарушениям различных сфер жизни личности, затрудняет общение с окружающими, мешает социализации. Наиболее часто оно взаимосвязано с межличностными отношениями. Межличностные отношения представляют важнейшую составляющую жизни человека в социуме. Именно активность личности выступает важнейшим компонентом в системе межличностных отношений. На сегодняшний день особого внимания заслуживает проблема влияния агрессивного поведения на межличностные отношения среди младших школьников, имеющих умственную отсталость, так как дети этой категории наиболее подвержены негативному влиянию среды и плохо поддаются коррекционному воздействию со стороны педагогови психологов. Младший школьный возраст является важным с точки зрения обучения и воспитания, ведь именно в этот период ребёнок попадает в школьную среду, в которой он развивается, общается со сверстниками, усваивает культурные и общественные нормы, приобретает навыки социального взаимодействия. Но дети младшего школьного возраста с нарушенным интеллектом обладают особыми образовательными потребностями и сталкиваются с различными трудностями при обучении, поэтому агрессивное поведение может существенно нарушить процесс обучения, адаптации к условиям образовательной организации, а также оказать существенное влияние на межличностные отношения со сверстниками и педагогами.Именно поэтому на сегодняшний день в психологии и педагогике проблема изучения влияния агрессивного поведения на межличностные отношения младших школьников с интеллектуальными нарушениями являетсяважной. Статистические данные свидетельствуют об увеличении количествадетей с нарушением развития, а распространенностьотклонений в поведении свидетельствуют о преобладании отклоняющихся форм поведенияу данной категории детей. Даннаяпроблема требует пристального внимания как в направлении разработки методов профилактики агрессивного поведения у умственно отсталых детей, так и в области построения коррекционной работы.Цель исследования: теоретически и экспериментально изучить проблему влияния агрессивного поведения на межличностные отношения младших школьников с умственной отсталостью.Объект: агрессивное поведение и межличностные отношения младших школьников с умственной отсталостью.Предмет: исследование влияния агрессивного поведения на межличностные отношения младших школьников с умственной отсталостью.Гипотеза исследования: агрессивное поведение оказывает влияние на межличностные отношения младших школьников с умственной отсталостью.Межличностные отношения в детском коллективе играют немаловажную роль в процессе обучения и воспитания. Известно, что обучающиеся поразному относятся друг к другу: одни занимают статус социометрических звезд, другие отвергаются коллективом, третьи игнорируются, к однимотношение устойчиво, к другим нет. Система отношений между школьниками обладает своей особой структурой, которую необходимо учитывать при организации педагогического процесса[1]. Отношения между детьми младшего школьного возраста в коллективе складываются под влиянием различных факторов: поведение, школьная успеваемость, отношение учителя к детям, отношения в семье и т.д. По мере взросления у младших школьниковвозрастает потребность в общениисо сверстниками, приобретении определённого положения в коллективе, в уважении и авторитете у одноклассников. На данном возрастном этапе такие понятия, как справедливость и несправедливость, равенствои предвзятость, лидерство иподчинениестановятся для детей актуальными, обретая реальный смысл[2].Дляумственно отсталыхмладших школьников проблема межличностных отношений приобретает несколько иной характер, что обусловлено имеющимися у них нарушениями. Эти нарушения влияют на все поведение в целом, определяют характеристики деятельности ребенка. От характера поведения обучающегося будет во многом зависеть то, как к нему будут относиться окружающие [3].Исследователиутверждают, что эмоции играют немаловажную роль в жизни и деятельности детей cумственной отсталостью, так как отсутствие полноценногоэмоционального общения делает ребёнка неуверенным в себе, тревожным. Эмоции дают возможностьвоспринимать действительность и адекватнореагировать на неё. Они являютсобой отражение действительности в виде различныхпереживаний. Разные проявления переживаний чувств (эмоции, аффекты и т.д.) составляютв целомэмоциональную сферу ребёнка. Эмоциональная сфера различна в своих проявлениях, реакции могут носить как положительный, конструктивный характер, так и отрицательный, деструктивный. Однако эмоциональные реакции детей cумственной отсталостью отмечаются поверхностностью, неустойчивостью, поэтому одни эмоции быстро сменяются другими [4].Специалистами отмечается, что существуют так называемые «посылы к агрессии», подталкивающие детей к осуществлению агрессивных тенденций. Чаще всего такими посылами выступают особенности межличностных отношений, определенные события, происходящие в процессе взаимодействия между школьниками. Это различного рода конфликты, ссоры, провокации со стороны одного из участников конфликта, положение детей в группе сверстников и т. д. Также зачастую неудачи в межличностных отношениях подталкивают к тем или иным формам агрессивного поведения [5]. В психологопедагогической литературе встречается мнение о том, что зачастую конфликтное поведение и агрессивные тенденции отмечаются у тех детей, которые занимают в группе статус отвергаемых или пренебрегаемых [3]. Также исследования показывают, что наиболее благоприятное положение в детском коллективе занимают дети с адекватной или немного сниженной оценкой себя и своих возможностей. Школьники cумственной отсталостью, имеющие слабую успеваемость, переоценивающие свои возможности, проявляющие завышенную самооценку и неадекватный уровень притязанийв межличностных отношениях, как правило, занимаютнаиболеенеблагоприятное положение в коллективесверстников. У таких школьников отмечаются агрессивные тенденции во взаимоотношениях со сверстниками, вызывающее, конфликтное поведение, которое зачастую во многом определяет их социометрический статус [6]. Исследование проводилось при участии психолога с детьми младшего школьного возраста, имеющими легкую форму умственной отсталости без сопутствующих дефектов развития в возрасте 910 лет, обучающихся в 3 Г классе МБОУ СОШ №4 (филиал) г. Еманжелинска в количестве 9 человек, 5 из которых мальчики и 4 девочки. Класс был сформирован в 20142015 уч. г. По словам классного руководителя, обучающиеся показывают хорошие результаты в усвоении учебных предметов, работают на уроках. Умеют читать и писать. Атмосфера в коллективе спокойная, длительных конфликтов не возникает. Среди детей есть те, кто стремится занимать лидирующие позиции в классе, привлечь к себе внимание всевозможными способами, быть в центре, и те, кто старается держаться самостоятельно, не противопоставляя при этом себя остальным. Обучающиеся выполняют указания педагога, чётко следуют инструкциям при выполнении заданий. Дети старательны, послушны, но при этом у некоторых учеников наблюдается упрямство, капризность, у отдельных обучающихся возникали трудности при выполнении заданий. При анализе результатов исследования агрессивного поведения младших школьников, имеющих умственную отсталость, обращалось внимание на наличие или отсутствие общих форм проявления агрессии.Агрессивные проявления фиксировались при помощи методики «Нарисуй человека», межличностные отношения изучались с использованием методики «Два домика».Методика «Нарисуй человека» позволяет установить особенности личностного развития, особенности познавательной сферы, особенности эмоциональноволевой сферы и особенности поведения, что в совокупности позволяет судить о склонности проявления обучающимися тех или иных форм агрессии. Баллы агрессивности начислялись при наличии на рисунке деталей, указывающих на наличие агрессивных тенденций. Низкому уровню агрессивности соответствуют значения в диапазоне от 0 до 3 проявлений, среднему уровню от 4 до 6, высокому уровню от 7 до 10. Нами были получены следующие результаты: низкий уровень агрессивности отмечается у 9 испытуемых, средний и высокий уровни не наблюдаются.

Рис. 1. Агрессивные проявленияМетодика «Два домика» позволяет выявить особенности межличностных отношений в коллективе. При обработке результатов вычислялась сумма положительных и отрицательных выборов и выводился социометрический статус каждого испытуемого. Социометрической звездой является обучающийся В. П., к предпочитаемым относятся И. Б., Я. К, К. Р., к пренебрегаемым относятся В. К., С. Ш., Р. М., игнорируемым является обучающийся Н. У, к отвергаемым относится В. Ки. Для проведения математическистатистической обработки результатов исследования влияния агрессивного поведения на межличностные отношения младших школьников с умственной отсталостью мы воспользуемся критерием ранговой корреляции Спирмена. H0: Корреляция между уровнем агрессии и социометрическим статусом младших школьников с умственной отсталостью не отличается от нуля.Н1: Корреляция между уровнем агрессии и социометрическим статусом младших школьников с умственной отсталостью достоверно отличается от нуля.Нами была составлена таблица индивидуальных значений испытуемых. Далее необходимо каждому значению таблицы присвоит ранг в соответствии с правилом ранжирования.Для проверки правильности ранжирования воспользуемся формулой: ∑�=�∗(�ା1)2=ଽ∗102=45,где ∑�

сумма рангов, n–количество ранжируемых значений. Из расчета мы видим, что сумма рангов, полученных по формуле, соответствует сумме рангов в таблице. Т.к. в таблице имеются одинаковые ранги, нам необходимо рассчитать для них поправки, используя формулу:Т=∑(а3ିа)12,

где Т –значение поправки, а –число повторяющихся рангов одного типа.

Рассчитаем поправки для ранга А:Т=2(43ି4)12=10.Рассчитаем поправки для ранга В:Т=23ି212=0,5.Рассчитав поправки для одинаковых рангов, мы можем вычислить коэффициент ранговой корреляции Спирмена с учетом поправок по формуле: 000%10%20%30%40%50%60%70%80%90%100%Число испытуемых, в %Уровни агрессииВысокийСреднийНизкий�=1−6∗163,5+10+0,59∗(92−1)=−0,38.Построим ось значимости:

Рис.2.Ось значимостиЗначение коэффициентаранговой корреляции попадает в область незначимых значений, корреляция между уровнем агрессии и социальным статусом не отличается от нуля, Н1отвергается, принимается Н0.Такие результаты связаны, прежде всего, с малым числом испытуемых в выборке. Также необходимо учитывать структуру дефекта обучающихся, в связи с которой испытуемыми могли быть даны неискренние ответы при проведении диагностики.При формировании конструктивных межличностных отношений у младших школьников с умственной отсталостью необходимо опираться на их возрастные и психофизиологические особенности, которые обусловлены имеющимися у них нарушениях развития. Важно создать и поддерживать доброжелательную атмосферу в коллективе, наблюдая за поведением детей и контролируя его. При этом важно помнить, что не следует повышать голос на детей и устанавливать ничем не обоснованные запреты –это наименее эффективные способы педагогическоговзаимодействия, поэтому при снижении агрессии они не принесут результатов. Не следует акцентировать внимания на недостатках ребенка, смеяться над ним. Очень часто агрессивное поведение младших школьниковсвязано с желанием вызвать гнев взрослого, привлечьего внимание, поэтому ненужно поддаваться провокациям со стороны ребенка. Очень важно сохранить положительную репутацию ребенка. Для этого можно комментировать незначительные агрессивные проявления, в допустимой мере минимизируя вину ребенка («Должно быть, ты сегодня не в духе», «Ты не хотел никого обидеть»). Но при этом нельзя полностью снимать с ребенка вину за проявления агрессии. Важно хвалить и поддерживать ребенка, относиться уважительно к его личности, учитывать его особенности, интересы, характер и темперамент.Выводы:межличностные отношенияумственно отсталыхмладших школьников представляют собой сложную систему, формирование и развитие которой зависит от многих факторов, одними из которых являются личностные особенности обучающихся, в том числе и их склонность к проявлению агрессии. Учёт педагогом этих особенностейпозволит создатьблагоприятную атмосферу в классе и правильно организовать учебный процесс в специальной коррекционной школе.

Ссылки на источники1.КоломинскийЯ. Л. Психологическая структура классного коллектива // Библиотека по педагогике [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000008/st082.shtml (дата обращения: 08. 04. 2017).2.Капитанец Е. Г., Девятова К. М. Влияние тревожности на агрессивное поведение подростков // Научнометодический электронный журнал «Концепт». –2016. –Т. 7. –С. 61–65. –URL: http://ekoncept.ru/2016/56090.htm. (дата обращения: 15.03.2017).Область незначимых значений0,680,830,38Область значимонезначимых значенийОбласть значимых значений3.Капитанец Е. Г., Панарина Е. И. Исследование самооценки у младших подростков с ЗПР // Научнометодический электронный журнал «Концепт». –2016. –Т. 44. –С. 22–27. –URL: http://ekoncept.ru/2016/56971.htm. (дата обращения: 18.03. 2017).4.Dolgova V.I., Baryshnikova E.V., Kapitanets E.G., Popova E.V., Rokitskaya Yu.A. Psychocorrection Of Health, Activity and Mood of Patients with Coronary Artery Disease at The Stage of Sanatorium Therapy. RJPBBPRJPBCS Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. —2016. —№ 7(6). —С. 322–328.5.Гломозда Н. Межличностные отношения младших школьников в коллективе// Bestreferat.Ru. –2011. –14 июня [Электронный ресурс]. URL: http://www.bestreferat.ru/referat255294.html (датаобращения: 10.04.2017).6.Слепович Е. С. и др. Специальная психология: учеб. пособие / Е.С. Слепович [и др.]; под ред. Е. С. Слепович, А. М. Полякова Минск : Выш. шк., 2012. 511 с.