Психологические особенности личностных качеств психолога
Выпуск:
ART 971027
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Липовая
О.
А.,
Рыжакова
А.
А. Психологические особенности личностных качеств психолога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
3501–3505. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/971027.htm.
Аннотация. В статье проведен сопоставительный анализ профессиональных личностных качеств студентов-психологов и психологов-практиков. Показано, что психологи-практики превосходят студентов-психологов по перечисляемым параметрам, включенных в данный психологический феномен. Это объясняется уже имеющимся профессиональным опытом психологов-практиков.
Текст статьи
Липовая Оксана Алексеевна,доцент кафедры психологииТаганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) «Ростовского государственного экономического университета(РИНХ)», г. Таганрогosherban11@mail.ru
Рыжакова Анастасия Александровна,магистрантка 2го года обученияфакультета экономики и праваТаганрогского институтаимени А.П. Чехова (филиала) «Ростовского государственного экономического университета(РИНХ)», г. Таганрогtasha79612846365@mail.ru
Психологические особенности личностных качеств психолога
Аннотация. В статье проведен сопоставительный анализ профессиональных личностных качеств студентовпсихологов и психологовпрактиков. Показано, что психологипрактики превосходят студентовпсихологов по перечисляемым параметрам, включенных в данный психологический феномен. Это объясняется уже имеющимся профессиональным опытом психологовпрактиков.Ключевые слова:психолог, психология, личностные качества, личность.
Личность изучается многими науками, но для психологии она является базовой категорией. Выявление личностных качеств –основа профессионального самоопределения и профессиональной компетентности. В нашем исследовании приняли участие 20 человек. Из них 10 студентовпсихологов и 10 психологов.Целью исследования послужило выявление личностных качеств психолога.Для достижения цели были решены следующие задачи:
был подобран методический материал;
сформирована выборка респондентов;
проведена обработка результатов;
проведен анализ полученных результатов и сделаны выводы.В качестве методик по выявлению личностных качеств психолога, были выбраны следующие:
личностный опросник Г. Айзенка;
опросник А. Мехрабиена и Н. Эпштейна для диагностики эмпатии;
шкала самооценки СпилбергераХанина, позволяющая дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство.Личностный опросник Ганса Айзенка (EPI) позволяет определить тип темперамента с учетом интроверсии и экстраверсии личности, а так же эмоциональной устойчивости. Учитывая специфику работы психолога, одним из его личностных качеств является стремление оказывать помощь и поддержку. Эмпатическое отношение к людям предполагает развитие гуманистических ценностей личности психолога. Это является основой самореализации. Поэтому развитие эмпатии сопровождает личностный рост и становится одним из его ведущих признаков. Для диагностики способности к эмпатии был применен опросник А. Мехрабиена и Н. Эпштейна, состоящий из 33 предложенийутверждений.Для психологов измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности –естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный уровень тревожности это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить только или личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Методикой, которая позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние, являетсяметодика, предложенная Ч.Д. Спилбергером. У нас в стране больше известен вариант адаптации этой методикиЮ.Л. Ханина.Результаты личностного опросника Г. Айзенка показали, что большинству респондентов, как студентов психологов, так и психологов присущ типтемперамента «сангвиник», и некоторым из них «флегматик» (таблица 1.)Таблица 1Распределение респондентов по типу темпераментам
ГруппаСангвиникФлегматикСтудентыпсихологи73Психологи91
Рис. 1. Распределение респондентов по типу темперамента
Таким образом, было выявлено, что количество сангвиников среди студентовпсихологов и психологов практически одинаковое, при этом им присущи такие личностные качества, как: быстрое сосредоточение внимания, способность к быстрой работе при выполнении какоголибо, выносливость, энергичность, быстрота ума, находчивость. Данные качества необходимы в работе психолога. При этом, часть респондентов –флегматики, чей темперамент отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием, что является немаловажным в работе психолога.Результаты по опроснику А. Мехрабиена и Н. Эпштейна для диагностики эмпатии представлены в таблице 3.Таблица 3Средние показатели теста эмпатии по группам респондентов
ГруппаРезультатыПоказатель эмпатииСтудентыпсихологи25
Средний показатель эмпатииПсихологи28Средний показатель эмпатии
Рис. 2. Средние показатели эмпатии.
Было выявлено, что в обеих группах средний показатель уровня эмпатии.который является достаточным для личного качества психологов в профессиональной деятельности.Результаты по шкале самооценки СпилбергераХанина представлены в таблице 4.Таблица 4. Средние показатели личнойтревожности по шкале самооценкиСпилбергераХанина
ГруппаРезультатыПоказатель тревожностиСтудентыпсихологи37
Умеренная тревожностьПсихологи34Умеренная тревожность
Рис.3.Средние показатели личной тревожности
Таким образом, было определено, что показатели личностной тревожности у студентовпсихологов и у психологов работающих обладают умеренной тревожностью, что говорит достаточно стабильном эмоциональном состоянии психологов.Подводя итог, можно сделать вывод,что и студентыпсихологи и работающие психологи обладают личностными качествами, необходимыми в работе психолога, при этом показатели практикующих психологов немного выше показателей студентов, ввиду опыта работы в своей профессии.В ходе исследования было выявлено, что большинству психологов и половине студентовпсихологов такие личностные качества, как уравновешенность, умение себя сдерживатьволевым усилием, способнностьвосстановить равновесие в своем состоянии, гибкость в общении с людьми, склонность к активной деятельности, самостоятельности в делах, которые,по мнению Г. Айзенка,подходят профессии психолог.Результаты по выявлению эмпатии показали среднее значение, уровень личностной тревожности –умеренную тревожность, данные качества подходят для работы психологом. Таким образом, можно сделать вывод, что большая часть студентов, выбравших профессию психолога, имеет необходимые для этого личностные качества.На наш взгляд, необходимым качеством психолога является развитое критическое мышление. Исследователь О.А. Липовая подчеркивает важность развития критического мышления [1], [2]. По нашему мнению, развитое критическое мышление является залогом профессиональной успешности психолога.
Ссылки на источники1.Липовая, О.А. Развитие критического мышления у студентов педагогического вуза. Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова. Гуманитарные науки. Таганрог: Издво Таганрог. гос. пед. инта имени А.П. Чехова, 2013. Специальный выпуск № 1. С. 142145.2.Липовая, О.А. Особенности понимания учебных текстов по психологии. Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова. Гуманитарные науки. Таганрог: Издво Таганрог. гос. пед. инта имени А.П. Чехова, 2014. № 2. С. 250252.
Рыжакова Анастасия Александровна,магистрантка 2го года обученияфакультета экономики и праваТаганрогского институтаимени А.П. Чехова (филиала) «Ростовского государственного экономического университета(РИНХ)», г. Таганрогtasha79612846365@mail.ru
Психологические особенности личностных качеств психолога
Аннотация. В статье проведен сопоставительный анализ профессиональных личностных качеств студентовпсихологов и психологовпрактиков. Показано, что психологипрактики превосходят студентовпсихологов по перечисляемым параметрам, включенных в данный психологический феномен. Это объясняется уже имеющимся профессиональным опытом психологовпрактиков.Ключевые слова:психолог, психология, личностные качества, личность.
Личность изучается многими науками, но для психологии она является базовой категорией. Выявление личностных качеств –основа профессионального самоопределения и профессиональной компетентности. В нашем исследовании приняли участие 20 человек. Из них 10 студентовпсихологов и 10 психологов.Целью исследования послужило выявление личностных качеств психолога.Для достижения цели были решены следующие задачи:
был подобран методический материал;
сформирована выборка респондентов;
проведена обработка результатов;
проведен анализ полученных результатов и сделаны выводы.В качестве методик по выявлению личностных качеств психолога, были выбраны следующие:
личностный опросник Г. Айзенка;
опросник А. Мехрабиена и Н. Эпштейна для диагностики эмпатии;
шкала самооценки СпилбергераХанина, позволяющая дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство.Личностный опросник Ганса Айзенка (EPI) позволяет определить тип темперамента с учетом интроверсии и экстраверсии личности, а так же эмоциональной устойчивости. Учитывая специфику работы психолога, одним из его личностных качеств является стремление оказывать помощь и поддержку. Эмпатическое отношение к людям предполагает развитие гуманистических ценностей личности психолога. Это является основой самореализации. Поэтому развитие эмпатии сопровождает личностный рост и становится одним из его ведущих признаков. Для диагностики способности к эмпатии был применен опросник А. Мехрабиена и Н. Эпштейна, состоящий из 33 предложенийутверждений.Для психологов измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности –естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный уровень тревожности это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить только или личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Методикой, которая позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние, являетсяметодика, предложенная Ч.Д. Спилбергером. У нас в стране больше известен вариант адаптации этой методикиЮ.Л. Ханина.Результаты личностного опросника Г. Айзенка показали, что большинству респондентов, как студентов психологов, так и психологов присущ типтемперамента «сангвиник», и некоторым из них «флегматик» (таблица 1.)Таблица 1Распределение респондентов по типу темпераментам
ГруппаСангвиникФлегматикСтудентыпсихологи73Психологи91
Рис. 1. Распределение респондентов по типу темперамента
Таким образом, было выявлено, что количество сангвиников среди студентовпсихологов и психологов практически одинаковое, при этом им присущи такие личностные качества, как: быстрое сосредоточение внимания, способность к быстрой работе при выполнении какоголибо, выносливость, энергичность, быстрота ума, находчивость. Данные качества необходимы в работе психолога. При этом, часть респондентов –флегматики, чей темперамент отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием, что является немаловажным в работе психолога.Результаты по опроснику А. Мехрабиена и Н. Эпштейна для диагностики эмпатии представлены в таблице 3.Таблица 3Средние показатели теста эмпатии по группам респондентов
ГруппаРезультатыПоказатель эмпатииСтудентыпсихологи25
Средний показатель эмпатииПсихологи28Средний показатель эмпатии
Рис. 2. Средние показатели эмпатии.
Было выявлено, что в обеих группах средний показатель уровня эмпатии.который является достаточным для личного качества психологов в профессиональной деятельности.Результаты по шкале самооценки СпилбергераХанина представлены в таблице 4.Таблица 4. Средние показатели личнойтревожности по шкале самооценкиСпилбергераХанина
ГруппаРезультатыПоказатель тревожностиСтудентыпсихологи37
Умеренная тревожностьПсихологи34Умеренная тревожность
Рис.3.Средние показатели личной тревожности
Таким образом, было определено, что показатели личностной тревожности у студентовпсихологов и у психологов работающих обладают умеренной тревожностью, что говорит достаточно стабильном эмоциональном состоянии психологов.Подводя итог, можно сделать вывод,что и студентыпсихологи и работающие психологи обладают личностными качествами, необходимыми в работе психолога, при этом показатели практикующих психологов немного выше показателей студентов, ввиду опыта работы в своей профессии.В ходе исследования было выявлено, что большинству психологов и половине студентовпсихологов такие личностные качества, как уравновешенность, умение себя сдерживатьволевым усилием, способнностьвосстановить равновесие в своем состоянии, гибкость в общении с людьми, склонность к активной деятельности, самостоятельности в делах, которые,по мнению Г. Айзенка,подходят профессии психолог.Результаты по выявлению эмпатии показали среднее значение, уровень личностной тревожности –умеренную тревожность, данные качества подходят для работы психологом. Таким образом, можно сделать вывод, что большая часть студентов, выбравших профессию психолога, имеет необходимые для этого личностные качества.На наш взгляд, необходимым качеством психолога является развитое критическое мышление. Исследователь О.А. Липовая подчеркивает важность развития критического мышления [1], [2]. По нашему мнению, развитое критическое мышление является залогом профессиональной успешности психолога.
Ссылки на источники1.Липовая, О.А. Развитие критического мышления у студентов педагогического вуза. Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова. Гуманитарные науки. Таганрог: Издво Таганрог. гос. пед. инта имени А.П. Чехова, 2013. Специальный выпуск № 1. С. 142145.2.Липовая, О.А. Особенности понимания учебных текстов по психологии. Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова. Гуманитарные науки. Таганрог: Издво Таганрог. гос. пед. инта имени А.П. Чехова, 2014. № 2. С. 250252.