Государственная кадровая политика в РФ: сущность, принципы и особенности реализации
Выпуск:
ART 971091
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ромадин
И.
А. Государственная кадровая политика в РФ: сущность, принципы и особенности реализации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
3821–3825. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/971091.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблемам развития, содержания и функционирования государственной кадровой политики как одной из главных задач государства.
Ключевые слова:
кадры, трудовые ресурсы, кадровая политика, государственная кадровая политика, концепция государственной кадровой политики, цель государственной кадровой политики
Похожие статьи
Текст статьи
Ромадин Иван Алексееевич,студент Липецкого филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г.Липецкi_romadin@mail.ru
Государственная кадровая политика в РФ: сущность, принципыи особенности реализации
Аннотация.Статья посвящена проблемам развития, содержания и функционирования государственной кадровой политики, как одной из главных задач государства.Ключевые слова:трудовые ресурсы, кадры, кадровая политика, государственная кадровая политика, концепция государственной кадровой политики, цель государственной кадровой политики.
Понятийный аппарат теории кадровой политики содержит множество интегральных понятий, заимствованных у научных дисциплин, находящихся на стыке предметной области, которые используются без соответствующего уточнения и специфики кадровой политики. Среди них: профессионализм, профессия, компетентность, кадры, должность и т.д. Но если большинство наук используют их в качестве вспомогательных понятий, то для теории кадровой политики это базовые понятия, это ее методология и средства познания.Лишь четкое определение границ категорий кадровой политики, логическая структуризация по виду, отношениям, взаимодействию, функциональнологической сути, структурнофункциональным отношениям обеспечит единый подход к пониманию и исследованию кадровых процессов[1].Большинство авторов сегодня сходятся на том, что кадры это политическая и социальноэкономическая категория, включающая постоянный, штатный состав квалифицированных работников (персонала) государственных или негосударственных органов, учреждений, организаций, предприятий. Это основной состав органа, учреждения, организации или предприятия обеспечивающий их успешное функционирование. Говоря о государственной кадровой политике, можно обратиться к такому термину, как "трудовые ресурсы". Под этим терминомследует понимать экономически активное население стран и близкий к нему трудовой резерв. Это часть населения страны, обладающая необходимыми качествами (возрастом, образованием, здоровьем и др.) для работы в различных сферах общественно полезной деятельности. Кадровая политика, в общем виде это система теоретических знаний, идей, взглядов, принципов, отношений и организационнодарственных организаций, направленных на установление целей, задач, характера этой политики, определение форм и методов кадровой работы.По своему назначению, содержанию и роли в системе государственного управления представляет она собой важнейшее социальнополитическое явление в жизни и деятельности любого государства и общества. Для ее успешного претворения в жизнь прежде всего необходимо теоретическое обоснование государственной кадровой политики.Кадровая политика может рассматриватьсякакна общегосударственном уровне,так и на субфедеральном имуниципальном или на уровне конкретного предприятияилиорганизации. Кадровая политика непосредственно связана с перспективным планом, программой развития организации или территории. Если предприятие ставит перед собой перспективную стратегическую цель, то естественно она должна решить задачу, с помощью какого кадрового состава она будет добиваться достижения поставленных задач и рубежей.В широком смысле слова под государственной кадровой политикой(далее
ГПК) понимаетсяобщаясистема официально признанных целей и приоритетов, принципови задач деятельности государства по регулированию всех кадровых процессов и отношений в стране. В узком смысле государственнаякадроваяполитика(ГПК) это выражение стратегии государства по формированию и развитию профессиональных качестви рационального использования кадрового потенциала страны. Это наука и искусство регулирования кадровых процессов и отношений в стране.
Формирование ГКП является прерогативой политиков, высшей государственной власти. В соответствии с КонституциейРФ, определяютсяосновные направления внутренней и внешней политики государства (статья 80, ч. 3), и, следовательно, государственной политики. Политическое лидерство формирует кадровую политику государства, т. е. определяет ее цели, задачи, приоритеты. В процессереализации ГКП принимаютучастие руководители государственных органов, их структурных подразделений, руководители неправительственных учреждений, организаций и фирм, их сотрудников, т. е. административныеорганы.Первым этапом выработки государственной кадровой политики является теоретическое обоснование и определение ее концепции , т.е. системы исходных позиций и ведущих идей, раскрывающих научные основы подхода государства к решению кадровых проблем, задачи и приоритетные направления формирования, развития и рационального использования кадрового потенциала и кадрового состава страны. Концепция ГКП это ее научнотеоретический фундамент, выражение кадровой доктрины и стратегии государства в этой области. Одновременно это программная позиция государства в кадровой деятельности, научная основа кадровой практики государственных органов.Без четкого виденияпроблемы в кадровом потенциале организации, уделяя внимание только нынешним сотрудникам, можно потерять стратегическоенаправления ивсе цели государственной кадровой политики, в конечном итоге станут ненаучными,непредсказуемыми, бюрократическими, акадровые мероприятия закрытымии коррумпированными.Кроме этого, в отдельную категорию выделяется концепция ГКП этонаучное выражение этой политики. Концепция становится государственной политикой, когда она официально признана и нормативно узаконенана государственном уровне. После этого идеи и положения концепции, становятсяофициальными стратегиями и тактикамигосударства. Однако Концептуальные основы, современное состояние кадровой политики реально существуют и работают, т. е. используются в практике кадровой работы на государственном уровне.Государственная кадровая политика необходима в интересах кадрового обеспечения развития рыночной экономики, экономического ростаРоссии на базе инновационных идей и новых технологий. Главным фактором этогоявляется человек, интеллектуальнокадровый потенциалтой или иной сферыобщества. Без рационального использованиятрудаученых, без высококвалифицированных рабочих и подготовки нового поколения управленческих кадров, способных работать в условиях рынка иконкуренции, невозможен инновационный прорыв России в социальноэкономическом развитии.От состояния кадрового состава прежде всего зависит успех развития общества в целом иего сфер. Поэтому в многообразии направлений и сфер государственной политики кадровая политика занимает ключевые позиции. Только при условии полного обеспечения квалифицированными кадрами всех сфер народного хозяйства, социальных отраслей, образования, здравоохранения, культуры и т.д. Безусловнонадеяться на прогресс в развитии страныможно только на профессиональные кадры. Особую роль играют лидерыгосударства ине просто административноделового уровня, но и участники бизнеса, частный бизнес, производственный сектор. В поле зрения государства и не может быть кадров массовых профессий, все возможности для трудоустройства, трудового и кадрового потенциала страны.Субъектом государственной кадровой политикиявляется государство. Однако трансформация политической и экономической систем страны обусловила и изменение роли государства в управлении рациональным использованием кадрового потенциала общества и его воспроизводством. Качество кадрового обеспечения задач общественного развития это важнейшая и неотъемлемая функция государства в регулировании кадровых процессов в обществе, и она находит свое воплощение в государственной кадровой политике, в том числе и в государственной службе.Региональная и муниципальная кадровая политика относится к части трудоспособного населения региона или муниципального образования. Объектом кадровой политики предприятия и организации выступает состав персонала этих предприятий и организаций. Каждый из этих уровней имеет свои особенности. Так, государственная кадровая политика, если она определена в правоотношении:1) задает наиболее общие правовые основы кадровой политики для общества в целом и для всех остальных субъектов кадровой политики;2) формируется на основе изучения тенденций социального развития и представлена легитимными социальными институтами государства;3) носит обязательный характер для всех субъектов кадровой политики.В свою очередь государство регулирует:
содержание и качество профессионального кадрового потенциала
востребованность профессионального потенциала общества (могут использоваться как административные, так и административные методы, некое жесткое планирование, а также распределение и закрепление)
защита всех слоев общества от непрофессионализма (лицензирование всей деятельности в сложных видах труда)
защиту интересов профессионалов.Основываясь на этих принципах и понятиях можно выделить главные цели государственной кадровой политики Российской Федерации[2]:1. Определение роли и места государства в реализации конституционного принципа. Эта роль заключается в создании условия для свободного распоряжения гражданами России своими способностями и возможностями к работе и труду, выбора сферы своей деятельности и профессии. По этой причине, одна из целей ГПК определить характер отношения государства к кадрам и к труду в целом. При этом необходимо придерживаться норм Конституции РФ, где прописано, что принудительный труд в России запрещен.2. Выработка и реализация новой кадровой доктрины, основывающейся на том, что государство и человек в демократическом обществе социальные партнер в процессе трудовой деятельности. Государство должно создавать условия и гарантировать конституционное право гражданина на профессиональнотрудовую и творческую самореализацию личности.3. Формирование и востребование кадрового потенциала России как важнейшего интеллектуального и профессионального ресурса государства и общества. Цель ГКП это формирование такого кадрового потенциала и кадрового состава страны, который б обеспечил стабильное политическое и социальноэкономическое развитие России.Все цели государственной кадровой политики конкретизуются следующими задачами:1. Создание равных и благоприятных социальных условий и правовых гарантий для проведения каждым работником своих знаний, навыков и способностей. Главное это прежде всего создать условия для реализации человеком своего профессионального потенциала и обеспечения стабильного функционирования всего административнохозяйственного механизма страны.2. Оптимизация использования всех кадровых ресурсов и возможностей, повышение уровня профессионализма и компетентности персонала организации или предприятия, государственной и негосударственной форм собственности. Повышение на этой основе эффективности и коэффициента полезности трудовой деятельности людей.3. Укомплектование всех участков трудовой и служебной деятельности стран, особенно государственного сектора, квалифицированными, работоспособными, добросовестными кадрами. Это возможно только на основе максимально эффективного использования, сохранения и развития кадрового потенциала, всех трудовых ресурсов общества, на основе умелого кадрового прогнозирования, планирования и программирования со стороны государства.4. Устранение негативных явлений и тенденций в кадровой политике и кадровой работе, таких как коррупция, субъективизм, протекционизм, блат, непрозрачность кадровых процедур и т.д. Важно поставить преград на пути проникновения на управленческие должности, особенно в государственной службе, недостойных людей склонных к протекционизму, бюрократизму, взяточничеству и другим меркантильным соблазнам реальной власти. Главным вгосударственной кадровой политике должно быть следование государственным, а не частным, узкопартийным или клановым интересам.Данные цели возможно достичь при активной роли государства и общества в решении социальнотрудовых и кадровых проблем. Для этого нужно сформировать цивилизованный рынок труда и рабочей сил, повысить престижность производительного честного труда, преодолеть отчуждение человека от результатов его труда. Это те проблемы, которые еще предстоит решить.Чтоб успешно решать все эти задачи,государственная кадровая политика должна быть:
научно обоснованной, теоретически выверенной, концептуальнолегитимной, формулирующей истинные цели, задачи и принцип ГПК;
демократической по целям, социальной базе и механизмам реализации кадровых проблем;
перспективной, носящей учреждающий характер, рассчитанной на формирование кадров ХХIв.;
правовой, законодательно отрегулированной, осуществляемой в рамках закона, создающей правовые гарантии объективного решения кадровых вопросов и пресекающей возможность кадров от произвола начальников;
единой для всей России и в тоже время многосубъектной и разнообъектной, многоуровневой (федеральной, региональной, муниципальной, отраслевой);
объективной, реалистичной, признающей права и свобод человека и гражданина высшей ценностью;Но самым главным требованием является то, что государственная кадровая политика должна отвечать интересам государства, а не какихлибо структур, группировок или лиц.Кадровая политика разрабатывается и реализуется на разных уровняхуправления. На федеральном (общегосударственном) и региональном (субъектов Федерации) уровне осуществляется государственная кадровая политика. Через законодательство, систему подготовки кадров, государственный контроль она оказывает воздействие также на кадровую политику муниципалитетов и трудовых организаций. Таким образом, государственной кадровой политике отводится ведущая роль в системе управления трудовыми ресурсами России.
Ссылки на источники1.Какоев В.В. Система категорий кадровой политики: проблем формирования иразвития // Государственная служба: кадр, организация, управление. М., 2013. 117 с.2.Новокрещенов А.В. Государственная кадровая политика. Учебное пособие, издание 2е.СИУ РАНХиГС, 2014. 226 с.3.Моисеев А.Д., Шурупова А.С. К вопросу о профессионализме государственных служащих // Управление персоналом. 2009. №21. С. 4345.4.Шурупова А.С., Шурупова О.С. Устойчивое развитие как способ противостояния формированию общества потребления // Россия и мир: экономические, правовые и социальные аспекты развития: Материалы X Международной заочной научнопрактической конференции (21 апреля 2016 г., г. Липецк). 2016. С. 143148.5.Моисеев А.Д., Шурупова А.С. К вопросу о взаимодействии органов власти с социально ориентированными некоммерческими организациями в Липецкой области // European Social Science Journal. 2016. №3. С. 129136.6.Шурупова А.С. Роль доверия в экономике, основанной на знаниях // Гуманитарные и социальные науки. 2014. №2. С. 815818.
Государственная кадровая политика в РФ: сущность, принципыи особенности реализации
Аннотация.Статья посвящена проблемам развития, содержания и функционирования государственной кадровой политики, как одной из главных задач государства.Ключевые слова:трудовые ресурсы, кадры, кадровая политика, государственная кадровая политика, концепция государственной кадровой политики, цель государственной кадровой политики.
Понятийный аппарат теории кадровой политики содержит множество интегральных понятий, заимствованных у научных дисциплин, находящихся на стыке предметной области, которые используются без соответствующего уточнения и специфики кадровой политики. Среди них: профессионализм, профессия, компетентность, кадры, должность и т.д. Но если большинство наук используют их в качестве вспомогательных понятий, то для теории кадровой политики это базовые понятия, это ее методология и средства познания.Лишь четкое определение границ категорий кадровой политики, логическая структуризация по виду, отношениям, взаимодействию, функциональнологической сути, структурнофункциональным отношениям обеспечит единый подход к пониманию и исследованию кадровых процессов[1].Большинство авторов сегодня сходятся на том, что кадры это политическая и социальноэкономическая категория, включающая постоянный, штатный состав квалифицированных работников (персонала) государственных или негосударственных органов, учреждений, организаций, предприятий. Это основной состав органа, учреждения, организации или предприятия обеспечивающий их успешное функционирование. Говоря о государственной кадровой политике, можно обратиться к такому термину, как "трудовые ресурсы". Под этим терминомследует понимать экономически активное население стран и близкий к нему трудовой резерв. Это часть населения страны, обладающая необходимыми качествами (возрастом, образованием, здоровьем и др.) для работы в различных сферах общественно полезной деятельности. Кадровая политика, в общем виде это система теоретических знаний, идей, взглядов, принципов, отношений и организационнодарственных организаций, направленных на установление целей, задач, характера этой политики, определение форм и методов кадровой работы.По своему назначению, содержанию и роли в системе государственного управления представляет она собой важнейшее социальнополитическое явление в жизни и деятельности любого государства и общества. Для ее успешного претворения в жизнь прежде всего необходимо теоретическое обоснование государственной кадровой политики.Кадровая политика может рассматриватьсякакна общегосударственном уровне,так и на субфедеральном имуниципальном или на уровне конкретного предприятияилиорганизации. Кадровая политика непосредственно связана с перспективным планом, программой развития организации или территории. Если предприятие ставит перед собой перспективную стратегическую цель, то естественно она должна решить задачу, с помощью какого кадрового состава она будет добиваться достижения поставленных задач и рубежей.В широком смысле слова под государственной кадровой политикой(далее
ГПК) понимаетсяобщаясистема официально признанных целей и приоритетов, принципови задач деятельности государства по регулированию всех кадровых процессов и отношений в стране. В узком смысле государственнаякадроваяполитика(ГПК) это выражение стратегии государства по формированию и развитию профессиональных качестви рационального использования кадрового потенциала страны. Это наука и искусство регулирования кадровых процессов и отношений в стране.
Формирование ГКП является прерогативой политиков, высшей государственной власти. В соответствии с КонституциейРФ, определяютсяосновные направления внутренней и внешней политики государства (статья 80, ч. 3), и, следовательно, государственной политики. Политическое лидерство формирует кадровую политику государства, т. е. определяет ее цели, задачи, приоритеты. В процессереализации ГКП принимаютучастие руководители государственных органов, их структурных подразделений, руководители неправительственных учреждений, организаций и фирм, их сотрудников, т. е. административныеорганы.Первым этапом выработки государственной кадровой политики является теоретическое обоснование и определение ее концепции , т.е. системы исходных позиций и ведущих идей, раскрывающих научные основы подхода государства к решению кадровых проблем, задачи и приоритетные направления формирования, развития и рационального использования кадрового потенциала и кадрового состава страны. Концепция ГКП это ее научнотеоретический фундамент, выражение кадровой доктрины и стратегии государства в этой области. Одновременно это программная позиция государства в кадровой деятельности, научная основа кадровой практики государственных органов.Без четкого виденияпроблемы в кадровом потенциале организации, уделяя внимание только нынешним сотрудникам, можно потерять стратегическоенаправления ивсе цели государственной кадровой политики, в конечном итоге станут ненаучными,непредсказуемыми, бюрократическими, акадровые мероприятия закрытымии коррумпированными.Кроме этого, в отдельную категорию выделяется концепция ГКП этонаучное выражение этой политики. Концепция становится государственной политикой, когда она официально признана и нормативно узаконенана государственном уровне. После этого идеи и положения концепции, становятсяофициальными стратегиями и тактикамигосударства. Однако Концептуальные основы, современное состояние кадровой политики реально существуют и работают, т. е. используются в практике кадровой работы на государственном уровне.Государственная кадровая политика необходима в интересах кадрового обеспечения развития рыночной экономики, экономического ростаРоссии на базе инновационных идей и новых технологий. Главным фактором этогоявляется человек, интеллектуальнокадровый потенциалтой или иной сферыобщества. Без рационального использованиятрудаученых, без высококвалифицированных рабочих и подготовки нового поколения управленческих кадров, способных работать в условиях рынка иконкуренции, невозможен инновационный прорыв России в социальноэкономическом развитии.От состояния кадрового состава прежде всего зависит успех развития общества в целом иего сфер. Поэтому в многообразии направлений и сфер государственной политики кадровая политика занимает ключевые позиции. Только при условии полного обеспечения квалифицированными кадрами всех сфер народного хозяйства, социальных отраслей, образования, здравоохранения, культуры и т.д. Безусловнонадеяться на прогресс в развитии страныможно только на профессиональные кадры. Особую роль играют лидерыгосударства ине просто административноделового уровня, но и участники бизнеса, частный бизнес, производственный сектор. В поле зрения государства и не может быть кадров массовых профессий, все возможности для трудоустройства, трудового и кадрового потенциала страны.Субъектом государственной кадровой политикиявляется государство. Однако трансформация политической и экономической систем страны обусловила и изменение роли государства в управлении рациональным использованием кадрового потенциала общества и его воспроизводством. Качество кадрового обеспечения задач общественного развития это важнейшая и неотъемлемая функция государства в регулировании кадровых процессов в обществе, и она находит свое воплощение в государственной кадровой политике, в том числе и в государственной службе.Региональная и муниципальная кадровая политика относится к части трудоспособного населения региона или муниципального образования. Объектом кадровой политики предприятия и организации выступает состав персонала этих предприятий и организаций. Каждый из этих уровней имеет свои особенности. Так, государственная кадровая политика, если она определена в правоотношении:1) задает наиболее общие правовые основы кадровой политики для общества в целом и для всех остальных субъектов кадровой политики;2) формируется на основе изучения тенденций социального развития и представлена легитимными социальными институтами государства;3) носит обязательный характер для всех субъектов кадровой политики.В свою очередь государство регулирует:
содержание и качество профессионального кадрового потенциала
востребованность профессионального потенциала общества (могут использоваться как административные, так и административные методы, некое жесткое планирование, а также распределение и закрепление)
защита всех слоев общества от непрофессионализма (лицензирование всей деятельности в сложных видах труда)
защиту интересов профессионалов.Основываясь на этих принципах и понятиях можно выделить главные цели государственной кадровой политики Российской Федерации[2]:1. Определение роли и места государства в реализации конституционного принципа. Эта роль заключается в создании условия для свободного распоряжения гражданами России своими способностями и возможностями к работе и труду, выбора сферы своей деятельности и профессии. По этой причине, одна из целей ГПК определить характер отношения государства к кадрам и к труду в целом. При этом необходимо придерживаться норм Конституции РФ, где прописано, что принудительный труд в России запрещен.2. Выработка и реализация новой кадровой доктрины, основывающейся на том, что государство и человек в демократическом обществе социальные партнер в процессе трудовой деятельности. Государство должно создавать условия и гарантировать конституционное право гражданина на профессиональнотрудовую и творческую самореализацию личности.3. Формирование и востребование кадрового потенциала России как важнейшего интеллектуального и профессионального ресурса государства и общества. Цель ГКП это формирование такого кадрового потенциала и кадрового состава страны, который б обеспечил стабильное политическое и социальноэкономическое развитие России.Все цели государственной кадровой политики конкретизуются следующими задачами:1. Создание равных и благоприятных социальных условий и правовых гарантий для проведения каждым работником своих знаний, навыков и способностей. Главное это прежде всего создать условия для реализации человеком своего профессионального потенциала и обеспечения стабильного функционирования всего административнохозяйственного механизма страны.2. Оптимизация использования всех кадровых ресурсов и возможностей, повышение уровня профессионализма и компетентности персонала организации или предприятия, государственной и негосударственной форм собственности. Повышение на этой основе эффективности и коэффициента полезности трудовой деятельности людей.3. Укомплектование всех участков трудовой и служебной деятельности стран, особенно государственного сектора, квалифицированными, работоспособными, добросовестными кадрами. Это возможно только на основе максимально эффективного использования, сохранения и развития кадрового потенциала, всех трудовых ресурсов общества, на основе умелого кадрового прогнозирования, планирования и программирования со стороны государства.4. Устранение негативных явлений и тенденций в кадровой политике и кадровой работе, таких как коррупция, субъективизм, протекционизм, блат, непрозрачность кадровых процедур и т.д. Важно поставить преград на пути проникновения на управленческие должности, особенно в государственной службе, недостойных людей склонных к протекционизму, бюрократизму, взяточничеству и другим меркантильным соблазнам реальной власти. Главным вгосударственной кадровой политике должно быть следование государственным, а не частным, узкопартийным или клановым интересам.Данные цели возможно достичь при активной роли государства и общества в решении социальнотрудовых и кадровых проблем. Для этого нужно сформировать цивилизованный рынок труда и рабочей сил, повысить престижность производительного честного труда, преодолеть отчуждение человека от результатов его труда. Это те проблемы, которые еще предстоит решить.Чтоб успешно решать все эти задачи,государственная кадровая политика должна быть:
научно обоснованной, теоретически выверенной, концептуальнолегитимной, формулирующей истинные цели, задачи и принцип ГПК;
демократической по целям, социальной базе и механизмам реализации кадровых проблем;
перспективной, носящей учреждающий характер, рассчитанной на формирование кадров ХХIв.;
правовой, законодательно отрегулированной, осуществляемой в рамках закона, создающей правовые гарантии объективного решения кадровых вопросов и пресекающей возможность кадров от произвола начальников;
единой для всей России и в тоже время многосубъектной и разнообъектной, многоуровневой (федеральной, региональной, муниципальной, отраслевой);
объективной, реалистичной, признающей права и свобод человека и гражданина высшей ценностью;Но самым главным требованием является то, что государственная кадровая политика должна отвечать интересам государства, а не какихлибо структур, группировок или лиц.Кадровая политика разрабатывается и реализуется на разных уровняхуправления. На федеральном (общегосударственном) и региональном (субъектов Федерации) уровне осуществляется государственная кадровая политика. Через законодательство, систему подготовки кадров, государственный контроль она оказывает воздействие также на кадровую политику муниципалитетов и трудовых организаций. Таким образом, государственной кадровой политике отводится ведущая роль в системе управления трудовыми ресурсами России.
Ссылки на источники1.Какоев В.В. Система категорий кадровой политики: проблем формирования иразвития // Государственная служба: кадр, организация, управление. М., 2013. 117 с.2.Новокрещенов А.В. Государственная кадровая политика. Учебное пособие, издание 2е.СИУ РАНХиГС, 2014. 226 с.3.Моисеев А.Д., Шурупова А.С. К вопросу о профессионализме государственных служащих // Управление персоналом. 2009. №21. С. 4345.4.Шурупова А.С., Шурупова О.С. Устойчивое развитие как способ противостояния формированию общества потребления // Россия и мир: экономические, правовые и социальные аспекты развития: Материалы X Международной заочной научнопрактической конференции (21 апреля 2016 г., г. Липецк). 2016. С. 143148.5.Моисеев А.Д., Шурупова А.С. К вопросу о взаимодействии органов власти с социально ориентированными некоммерческими организациями в Липецкой области // European Social Science Journal. 2016. №3. С. 129136.6.Шурупова А.С. Роль доверия в экономике, основанной на знаниях // Гуманитарные и социальные науки. 2014. №2. С. 815818.