Государственная кадровая политика в РФ: сущность, принципы и особенности реализации

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ромадин И. А. Государственная кадровая политика в РФ: сущность, принципы и особенности реализации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3821–3825. – URL: http://e-koncept.ru/2017/971091.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблемам развития, содержания и функционирования государственной кадровой политики как одной из главных задач государства.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ромадин Иван Алексееевич,студент Липецкого филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г.Липецкi_romadin@mail.ru

Государственная кадровая политика в РФ: сущность, принципыи особенности реализации

Аннотация.Статья посвящена проблемам развития, содержания и функционирования государственной кадровой политики, как одной из главных задач государства.Ключевые слова:трудовые ресурсы, кадры, кадровая политика, государственная кадровая политика, концепция государственной кадровой политики, цель государственной кадровой политики.

Понятийный аппарат теории кадровой политики содержит множество интегральных понятий, заимствованных у научных дисциплин, находящихся на стыке предметной области, которые используются без соответствующего уточнения и специфики кадровой политики. Среди них: профессионализм, профессия, компетентность, кадры, должность и т.д. Но если большинство наук используют их в качестве вспомогательных понятий, то для теории кадровой политики это базовые понятия, это ее методология и средства познания.Лишь четкое определение границ категорий кадровой политики, логическая структуризация по виду, отношениям, взаимодействию, функциональнологической сути, структурнофункциональным отношениям обеспечит единый подход к пониманию и исследованию кадровых процессов[1].Большинство авторов сегодня сходятся на том, что кадры это политическая и социальноэкономическая категория, включающая постоянный, штатный состав квалифицированных работников (персонала) государственных или негосударственных органов, учреждений, организаций, предприятий. Это основной состав органа, учреждения, организации или предприятия обеспечивающий их успешное функционирование. Говоря о государственной кадровой политике, можно обратиться к такому термину, как "трудовые ресурсы". Под этим терминомследует понимать экономически активное население стран и близкий к нему трудовой резерв. Это часть населения страны, обладающая необходимыми качествами (возрастом, образованием, здоровьем и др.) для работы в различных сферах общественно полезной деятельности. Кадровая политика, в общем виде это система теоретических знаний, идей, взглядов, принципов, отношений и организационнодарственных организаций, направленных на установление целей, задач, характера этой политики, определение форм и методов кадровой работы.По своему назначению, содержанию и роли в системе государственного управления представляет она собой важнейшее социальнополитическое явление в жизни и деятельности любого государства и общества. Для ее успешного претворения в жизнь прежде всего необходимо теоретическое обоснование государственной кадровой политики.Кадровая политика может рассматриватьсякакна общегосударственном уровне,так и на субфедеральном имуниципальном или на уровне конкретного предприятияилиорганизации. Кадровая политика непосредственно связана с перспективным планом, программой развития организации или территории. Если предприятие ставит перед собой перспективную стратегическую цель, то естественно она должна решить задачу, с помощью какого кадрового состава она будет добиваться достижения поставленных задач и рубежей.В широком смысле слова под государственной кадровой политикой(далее

ГПК) понимаетсяобщаясистема официально признанных целей и приоритетов, принципови задач деятельности государства по регулированию всех кадровых процессов и отношений в стране. В узком смысле государственнаякадроваяполитика(ГПК) это выражение стратегии государства по формированию и развитию профессиональных качестви рационального использования кадрового потенциала страны. Это наука и искусство регулирования кадровых процессов и отношений в стране.

Формирование ГКП является прерогативой политиков, высшей государственной власти. В соответствии с КонституциейРФ, определяютсяосновные направления внутренней и внешней политики государства (статья 80, ч. 3), и, следовательно, государственной политики. Политическое лидерство формирует кадровую политику государства, т. е. определяет ее цели, задачи, приоритеты. В процессереализации ГКП принимаютучастие руководители государственных органов, их структурных подразделений, руководители неправительственных учреждений, организаций и фирм, их сотрудников, т. е. административныеорганы.Первым этапом выработки государственной кадровой политики является теоретическое обоснование и определение ее концепции , т.е. системы исходных позиций и ведущих идей, раскрывающих научные основы подхода государства к решению кадровых проблем, задачи и приоритетные направления формирования, развития и рационального использования кадрового потенциала и кадрового состава страны. Концепция ГКП это ее научнотеоретический фундамент, выражение кадровой доктрины и стратегии государства в этой области. Одновременно это программная позиция государства в кадровой деятельности, научная основа кадровой практики государственных органов.Без четкого виденияпроблемы в кадровом потенциале организации, уделяя внимание только нынешним сотрудникам, можно потерять стратегическоенаправления ивсе цели государственной кадровой политики, в конечном итоге станут ненаучными,непредсказуемыми, бюрократическими, акадровые мероприятия закрытымии коррумпированными.Кроме этого, в отдельную категорию выделяется концепция ГКП этонаучное выражение этой политики. Концепция становится государственной политикой, когда она официально признана и нормативно узаконенана государственном уровне. После этого идеи и положения концепции, становятсяофициальными стратегиями и тактикамигосударства. Однако Концептуальные основы, современное состояние кадровой политики реально существуют и работают, т. е. используются в практике кадровой работы на государственном уровне.Государственная кадровая политика необходима в интересах кадрового обеспечения развития рыночной экономики, экономического ростаРоссии на базе инновационных идей и новых технологий. Главным фактором этогоявляется человек, интеллектуальнокадровый потенциалтой или иной сферыобщества. Без рационального использованиятрудаученых, без высококвалифицированных рабочих и подготовки нового поколения управленческих кадров, способных работать в условиях рынка иконкуренции, невозможен инновационный прорыв России в социальноэкономическом развитии.От состояния кадрового состава прежде всего зависит успех развития общества в целом иего сфер. Поэтому в многообразии направлений и сфер государственной политики кадровая политика занимает ключевые позиции. Только при условии полного обеспечения квалифицированными кадрами всех сфер народного хозяйства, социальных отраслей, образования, здравоохранения, культуры и т.д. Безусловнонадеяться на прогресс в развитии страныможно только на профессиональные кадры. Особую роль играют лидерыгосударства ине просто административноделового уровня, но и участники бизнеса, частный бизнес, производственный сектор. В поле зрения государства и не может быть кадров массовых профессий, все возможности для трудоустройства, трудового и кадрового потенциала страны.Субъектом государственной кадровой политикиявляется государство. Однако трансформация политической и экономической систем страны обусловила и изменение роли государства в управлении рациональным использованием кадрового потенциала общества и его воспроизводством. Качество кадрового обеспечения задач общественного развития это важнейшая и неотъемлемая функция государства в регулировании кадровых процессов в обществе, и она находит свое воплощение в государственной кадровой политике, в том числе и в государственной службе.Региональная и муниципальная кадровая политика относится к части трудоспособного населения региона или муниципального образования. Объектом кадровой политики предприятия и организации выступает состав персонала этих предприятий и организаций. Каждый из этих уровней имеет свои особенности. Так, государственная кадровая политика, если она определена в правоотношении:1) задает наиболее общие правовые основы кадровой политики для общества в целом и для всех остальных субъектов кадровой политики;2) формируется на основе изучения тенденций социального развития и представлена легитимными социальными институтами государства;3) носит обязательный характер для всех субъектов кадровой политики.В свою очередь государство регулирует:

содержание и качество профессионального кадрового потенциала

востребованность профессионального потенциала общества (могут использоваться как административные, так и административные методы, некое жесткое планирование, а также распределение и закрепление)

защита всех слоев общества от непрофессионализма (лицензирование всей деятельности в сложных видах труда)

защиту интересов профессионалов.Основываясь на этих принципах и понятиях можно выделить главные цели государственной кадровой политики Российской Федерации[2]:1. Определение роли и места государства в реализации конституционного принципа. Эта роль заключается в создании условия для свободного распоряжения гражданами России своими способностями и возможностями к работе и труду, выбора сферы своей деятельности и профессии. По этой причине, одна из целей ГПК определить характер отношения государства к кадрам и к труду в целом. При этом необходимо придерживаться норм Конституции РФ, где прописано, что принудительный труд в России запрещен.2. Выработка и реализация новой кадровой доктрины, основывающейся на том, что государство и человек в демократическом обществе социальные партнер в процессе трудовой деятельности. Государство должно создавать условия и гарантировать конституционное право гражданина на профессиональнотрудовую и творческую самореализацию личности.3. Формирование и востребование кадрового потенциала России как важнейшего интеллектуального и профессионального ресурса государства и общества. Цель ГКП это формирование такого кадрового потенциала и кадрового состава страны, который б обеспечил стабильное политическое и социальноэкономическое развитие России.Все цели государственной кадровой политики конкретизуются следующими задачами:1. Создание равных и благоприятных социальных условий и правовых гарантий для проведения каждым работником своих знаний, навыков и способностей. Главное это прежде всего создать условия для реализации человеком своего профессионального потенциала и обеспечения стабильного функционирования всего административнохозяйственного механизма страны.2. Оптимизация использования всех кадровых ресурсов и возможностей, повышение уровня профессионализма и компетентности персонала организации или предприятия, государственной и негосударственной форм собственности. Повышение на этой основе эффективности и коэффициента полезности трудовой деятельности людей.3. Укомплектование всех участков трудовой и служебной деятельности стран, особенно государственного сектора, квалифицированными, работоспособными, добросовестными кадрами. Это возможно только на основе максимально эффективного использования, сохранения и развития кадрового потенциала, всех трудовых ресурсов общества, на основе умелого кадрового прогнозирования, планирования и программирования со стороны государства.4. Устранение негативных явлений и тенденций в кадровой политике и кадровой работе, таких как коррупция, субъективизм, протекционизм, блат, непрозрачность кадровых процедур и т.д. Важно поставить преград на пути проникновения на управленческие должности, особенно в государственной службе, недостойных людей склонных к протекционизму, бюрократизму, взяточничеству и другим меркантильным соблазнам реальной власти. Главным вгосударственной кадровой политике должно быть следование государственным, а не частным, узкопартийным или клановым интересам.Данные цели возможно достичь при активной роли государства и общества в решении социальнотрудовых и кадровых проблем. Для этого нужно сформировать цивилизованный рынок труда и рабочей сил, повысить престижность производительного честного труда, преодолеть отчуждение человека от результатов его труда. Это те проблемы, которые еще предстоит решить.Чтоб успешно решать все эти задачи,государственная кадровая политика должна быть:

научно обоснованной, теоретически выверенной, концептуальнолегитимной, формулирующей истинные цели, задачи и принцип ГПК;

демократической по целям, социальной базе и механизмам реализации кадровых проблем;

перспективной, носящей учреждающий характер, рассчитанной на формирование кадров ХХIв.;

правовой, законодательно отрегулированной, осуществляемой в рамках закона, создающей правовые гарантии объективного решения кадровых вопросов и пресекающей возможность кадров от произвола начальников;

единой для всей России и в тоже время многосубъектной и разнообъектной, многоуровневой (федеральной, региональной, муниципальной, отраслевой);

объективной, реалистичной, признающей права и свобод человека и гражданина высшей ценностью;Но самым главным требованием является то, что государственная кадровая политика должна отвечать интересам государства, а не какихлибо структур, группировок или лиц.Кадровая политика разрабатывается и реализуется на разных уровняхуправления. На федеральном (общегосударственном) и региональном (субъектов Федерации) уровне осуществляется государственная кадровая политика. Через законодательство, систему подготовки кадров, государственный контроль она оказывает воздействие также на кадровую политику муниципалитетов и трудовых организаций. Таким образом, государственной кадровой политике отводится ведущая роль в системе управления трудовыми ресурсами России.

Ссылки на источники1.Какоев В.В. Система категорий кадровой политики: проблем формирования иразвития // Государственная служба: кадр, организация, управление. М., 2013. 117 с.2.Новокрещенов А.В. Государственная кадровая политика. Учебное пособие, издание 2е.СИУ РАНХиГС, 2014. 226 с.3.Моисеев А.Д., Шурупова А.С. К вопросу о профессионализме государственных служащих // Управление персоналом. 2009. №21. С. 4345.4.Шурупова А.С., Шурупова О.С. Устойчивое развитие как способ противостояния формированию общества потребления // Россия и мир: экономические, правовые и социальные аспекты развития: Материалы X Международной заочной научнопрактической конференции (21 апреля 2016 г., г. Липецк). 2016. С. 143148.5.Моисеев А.Д., Шурупова А.С. К вопросу о взаимодействии органов власти с социально ориентированными некоммерческими организациями в Липецкой области // European Social Science Journal. 2016. №3. С. 129136.6.Шурупова А.С. Роль доверия в экономике, основанной на знаниях // Гуманитарные и социальные науки. 2014. №2. С. 815818.