Решение социальных, политических, экономических задач и проблем, которые стоят перед российким обществом, в большей части зависят от эффективной власти и управления, а также кадровой политики.Кадровая политика как система теоретических знаний, идей, взглядов, принципов, отношений и организационно-практических мероприятий государственных органов и негосударственных организаций, направленных на установление целей, задач, характера этой политики, определяет формы и методы кадровой работы.[1]
В современных реалиях, кадровая политика имеет большое значение, поскольку именно от этого будет зависеть продуктивность деятельности и развития государства, в этом собственно и заключается актуальность данного вопроса.
Стоит обратить внимание на то, что в нашем государстве до основания разрушены все прошлые организационные и системообразующие связи и форма управления, но в то же время не завершен процесс становления новой системы управления. Государственная и муниципальная служба находится на стадии становления, идет активный поиск иных подходов и идей, разрабатываются новые механизмы и технологии управленческой деятельности. [2]
Но, стоит отметит, что на современном этапе демократическая система открывает простор для самореализации кадров, продвижения кадров, их роста, также объективно создаются условия для формирования кадрового корпуса, который способен обеспечить реформирования общества.[3] Именно кадровая политика как механизм может четко регулировать формирование кадрового корпуса.Для любого государства, кадры- это незаменимый ресурс, который должен функционировать и быть полностью готовым к условиям, лежащим в основе управления страны. Чтобы все сферы человеческой жизни имели тенденцию к развитию, должно происходить движение к новым направлениям в этой стезе.
Давайте дадим определения основным понятиям:
Основу государственного управления, составляет человек — управленец или чиновник. Термин «управленческие кадры» означает основной (штатный, постоянный), как правило, квалифицированный состав работников управления, учреждения) предприятия.[4] Но мы не можем положа руку на сердце, заявить, что среди управляющих нами стоят сплошь и рядом компетентные, способные и профессиональные кадры государственных служащих.
Кадры – штатный состав квалифицированных работников организаций, государственных учреждений, профессиональных, общественных и иных организаций. Кадры характеризуются численностью, составом и профессиональной, квалификационной, должностной и половозрастной структурой.
Кадровая политика – направление работы с персоналом, отражающее совокупность принципов, методов, набор правил и норм в области работы с персоналом, которые должны быть осознаны и определенным образом сформулированы.
В настоящее время каждый человек, получивший где-либо и какое-либо образование, стремится к управлению. Количество управленцев умножилось и умножается до крайности. Но при всем этом при образовании новых учреждений, повсюду ощущается нехватка способных и профессиональных чиновников. Актуально по этому поводу сказал известный государствовед профессор Атаманчук Г.В.: «Жаждущих власти не счесть, а способных управлять почти не видно».[5] Именно так и выходит на практике. Наиболее способные и деятельные из них находятся именно в средних и низших слоях управлений, отделов, канцелярий.
Отсутствие четкой кадровой политики порождает низкий уровень управляемости социального развития и экономического в том числе в субъектах Российской Федерации. Отсутствует стабильность государственного управления, частые смены представителей власти, порождают негативные факторы в государственном управлении. Один из негативных факторов – это потеря профессионалов. Профессионалам приходится уходить из структур управления и тем самым освобождать место кадрам, которые приближенны к новой смене власти — временщикам, которые зачастую, некомпетентным, не имеют элементарных знаний о государственной службе, и стремятся больше к ее использованию, как правило, в корыстных целях.[6]
Следовательно, среди многочисленных проблем государственного и регионального управления в соответствии со словамитеоретика профессораТощенко Ж.Т. «самой уязвимой точкой государственного управления является проблема кадров». Это высказывание раскрывает проблему неподготовленности значительной части чиновников к эффективной работе в новых условиях. Поэтому цели реализации экономических реформ во многом зависят от качества поиска, оценки, отбора, выдвижения и продвижения управленческих кадров. В итоге центральной проблемой становятся управленческие кадры, от компетентности, степени способности, и профессионализма которых зависит его эффективность.
В современных условиях государственное региональное управление изменило представление о том, что же теперь является основным богатством нации, учреждения, человека. Если государственный служащий — это основа государственного управления, авторитет власти, то информация ее сила, главное богатство.
Отсюда возникает проблема востребованности профессионально подготовленных управленческих кадров, которые бы могли применять и активно использовать в своей практической деятельности новые информационные технологии. Федеральный закон от 20 февраля 1995 года N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», заложил основу законодательной базы информационного обеспечения государственного управления, в тех условиях, когда «интеллектуальный труд превращается в труд производительный, создающий стоимость»[7]. Пришедший Федеральному закону N 24-ФЗ на смену Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» окончательно закрепил законодательно информационное обеспечение государственного управления.[8]
Современный чиновник не должен забывать старую проверенную временем истину: «Именно на управленцах всех уровней лежит задача сделать все возможное для создания подходящего варианта будущего и не дать втянуть себя в водоворот неудач». Конечно, современный мир зависит от многих факторов и очень многообразен, но этот тезис должен стать путеводным для всех тех, кто берет на себя бремя ответственности за руководство и управление нашей страной при трудном движении по неизведанному пути.[9]
Авторитет власти — в ее кадрах, но сила ее — в информации. Смысл информационного обеспечения в конечном итоге заключается в едином слиянии научной методологии, научных знаний, и методики с новейшими техническими средствами во всех проявлениях информационной работы. От того, какие кадры придут завтра во власть, с какой информацией будут работать, станет подтверждением того, что все-таки авторитет власти – в ее кадрах.
Эффективность государственного управления проявляется на всех уровнях функционирования системы: от небольшой отдельной организации — до местного общества, от местного уровня — до регионального, от регионального уровня— до социальной системы и ее политической организации — государства.
Кадровая политика неразрывно связана с государственным управлением, при котором кадровая работа является его составной частью и по сути решающей.
Для обеспечения эффективности кадровой политики, в рамках формирования штата, необходимо осуществлять следующие действия:
¾ использование нескольких методов оценивания кандидатов на соответствие вакантной должности;
¾ повышение значения испытания при отборе кандидатов на замещение вакантных должностей;
¾ проведение адаптации лиц, поступивших на гражданскую службу, в рамках проведения испытания.
Осуществление указанных действий позволит качественно повысить эффективность работы государственных органов, наладить систему отбора кадров, повысить доверие граждан.
Государственная кадровая политика является частью, определенной сферой социальной политики, через которую она включается в общий комплекс внутренней и внешней политики Российской Федерации. Государственная кадровая политика призвана формировать высокопрофессиональный, стабильный и оптимальный сбалансированный аппарат органов власти и управления. [10]
От государственной кадровой политики, от целостного улучшения всего уровня управленческой деятельности зависит формирование благоприятного имиджа государственной службы и эффективность государственного управления.
Одним из главных факторов эффективного государственного управления является открытость и достоверная информация о работе чиновников. Опыт прошлых лет показывает, что отдаленность чиновника от народа не позволяет в полной мере выявить непрофессионализм их работы. Важно сделать работу чиновников более открытой путем регулярных выступлений руководителей и специалистов в СМИ с изложением планов работы, достижений, нерешенных проблем и предпринимаемых действий. Достоверная информация позволяет выявить непрофессионализм работников и принять соответствующие кадровые решения.
Другим не менее важным фактором эффективности государственного управления является организация системы управления и власти, ее функционирование как единого целого, т.е. сама кадровая политика. Этот фактор призван играть определяющую роль в любом развитом современном государстве. Независимо от национальных форм государственного устройства и политических режимов, эффективность управления обеспечивается следующими принципами:
¾ во-первых, это принцип реальной целостности систем государственного управления, правила для всех задействованных в них управляющих субъектов должны быть едины;
¾ во-вторых, это принцип правовой стабильностью и достаточно высокой правовой культурой;
¾ в-третьих, это принцип высокой дееспособности государственной власти на всех уровнях, а также местного самоуправления.
Подытоживая вышеназванное, можно отметить, что эффективность государственного управления напрямую связана с наличием современного слоя управляющих, которые бы обладали высоким профессионализмом, стратегическим инновационным мышлением. При формировании своего аппарата государство сталкивает со многими проблемами и противоречиями, и одно из таких противоречий — это противоречие между открытостью аппарата, возможностью доступа в его состав каждого профессионально подготовленного для государственной службы человека и тенденцией к корпоративной замкнутости как статусного превосходства по отношению к другим группам населения.
Государственное управление, как и всегда, сегодня находится в стадии становления, поиска и апробирования различных его моделей управления. Следует отметить, что роль чиновников возрастает, поскольку именно государственные служащие являются непосредственными проводниками выработанных подходов и поставленных целей.[11]