Модель педагогической коррекции конфликтного поведения студентов в образовательной среде колледжа
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Долгова
В.
И.,
Кондратьева
О.
А.,
Сенчева
Л.
А. Модель педагогической коррекции конфликтного поведения студентов в образовательной среде колледжа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2018. – № 9 (сентябрь). – С.
39–46. – URL:
http://e-koncept.ru/2018/181060.htm.
Аннотация. Моделирование используется в любой профессиональной деятельности, это классический метод получения, описания и использования знаний, однако в доступной нам литературе модель педагогической коррекции конфликтного поведения студентов в образовательной среде колледжа выявить не удалось. Поэтому цель исследования – разработать модель педагогической коррекции конфликтного поведения студентов, составить и апробировать программу её реализации в образовательной среде колледжа. Осуществленное моделирование обусловлено выявлением особенностей, принципов, классификаций, требований, этапов моделирования. Использованы три методики: тест К. Томаса, «Уровень конфликтности личности» Е. И. Рогова, «Модульный социотест» А. Я. Анцупова. Опытно-экспериментальной базой исследования выбраны студенты I курса КГКП «Лисаковский технический колледж» по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» (N = 25). Для реализации исследуемой модели создана и применена программа педагогической коррекции конфликтного поведения студентов в образовательной среде колледжа. После реализации программы доминирующей стратегией поведения в конфликте стало сотрудничество, более всего проявляется средний уровень конфликтности; уравнялись отношения в диадах «студент – группа» и «нравственность – профессионализм». Студентам удалось развить умения конструктивно выходить из конфликта, совершенствовать навыки эмпатии и рефлексии, а также пользоваться методами саморегуляции эмоций и поведения. Проведенное исследование показало, что обсуждаемое моделирование и созданная для его реализации программа способствуют положительной динамике основных критериальных показателей успешной педагогической коррекции конфликтного поведения студентов в образовательной среде колледжа.
Ключевые слова:
модель, студенты, «дерево целей», конфликтное поведение, программа педагогической коррекции
Финансирование
Исследование проведено в рамках проекта «Научно-методические основы психологии и технологии управления инновационными процессами образования в меняющемся мире», реализуемого в Южно-Уральском научном центре Российской академии образования (ЮУНЦ РАО) на базе Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета