Развитие смыслов педагогической деятельности у студентов – будущих педагогов через понимание и интерпретацию текстов
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Белякова
Е.
Г.,
Неумоева-Колчеданцева
Е.
В.,
Быков
С.
А. Развитие смыслов педагогической деятельности у студентов – будущих педагогов через понимание и интерпретацию текстов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2019. – № 8 (август). – С.
23–39. – URL:
http://e-koncept.ru/2019/191054.htm.
Аннотация. В условиях многоуровневого педагогического образования существенно возрастает актуальность профессионального самоопределения студентов, начальным этапом которого является ориентация в ценностях и смыслах избранной профессии. В статье раскрывается подход к проблеме развития аксиологических оснований педагогической деятельности у студентов, представлено его методическое обеспечение. Цель статьи состоит в обосновании методики развития гуманитарных смыслов педагогической деятельности студентов-педагогов средствами текстовой деятельности. Методологической базой исследования являются положения теории смысла, педагогической герменевтики, авторской концепции смысловых механизмов профессионального самоопределения. В ходе исследования определен механизм развития аксиологических оснований педагогической деятельности у студентов через понимание и интерпретацию разножанровых текстов с педагогическим содержанием и создание «встречных текстов». Выявлено условие продуктивной реализации текстовой деятельности – многоракурсный диалог, в ходе которого происходит сопоставление смыслов текста с историческим контекстом и современными реалиями, актуализация и обогащение личностного смыслового опыта студентов. Описывается методика развития гуманитарных смыслов педагогической деятельности у студентов-педагогов, включающая последовательные этапы отбора текстов, осмысления их содержания, презентации собственного понимания в условиях открытого диалога, рефлексии изменений в собственном восприятии ценностей, целей, способов деятельности педагога, а также изменений в индивидуальном переживании профессиональной идентичности. В статье приведены положительные результаты апробации предложенной методики в опытно-экспериментальной работе. На основе качественного анализа «встречных текстов» и рефлексивных эссе выявлена положительная динамика в содержании педагогических смыслов студентов, углубление их понимания педагогической деятельности и задач собственного профессионального развития. Количественная обработка с использованием контент-анализа и метода ранжирования подтверждает эти данные. Теоретическая значимость исследования заключается в развитии смыслового подхода к проблеме профессионального самоопределения в условиях вузовской подготовки педагога. Разработаны способы интеграции смысловых механизмов профессионального самоопределения в образовательный процесс вуза. Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций для совершенствования профориентационных вузовских практик в педагогическом образовании, выявлении способов их реализации в условиях учебной и внеучебной работы со студентами.
Ключевые слова:
педагогическое образование, интерпретация, профессиональное самоопределение, диалог, текстовая деятельность, смыслы педагогической деятельности, встречный текст
Финансирование
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 18-013-00106 «Смысловые механизмы профессионального самоопределения студентов – будущих педагогов».