Личностная устойчивость будущих педагогов в условиях пандемии
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Филиппова
С.
А.,
Куликова
Т.
И.,
Шалагинова
К.
С. Личностная устойчивость будущих педагогов в условиях пандемии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2022. – № 5 (май). – С.
74–84. – URL:
http://e-koncept.ru/2022/221035.htm.
Аннотация. Психологическая устойчивость будущего педагога к меняющимся условиям и стрессовым ситуациям является значимым качеством, снижающим риски профессионального выгорания и деформации. Разрабатываемая тема ориентирована на решение актуальной научной проблемы – изучение механизмов, факторов и условий адаптации будущего педагога в VUCA-мире: представлены результаты психологического обследования студентов педагогического вуза в условиях карантинных мер. Целью исследования являлась оценка адаптационного потенциала студентов, находящихся в условиях вынужденного дистанционного обучения; формирование представлений о личностных характеристиках, способствующих адаптации будущих педагогов. В исследовании приняли участие студенты, обучающиеся по направлениям «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», в возрасте от 18 до 22 лет, в количестве 143 человек. Мониторинг проводился посредством диагностического среза с последующей обработкой данных при помощи методов математической статистики. Исследование позволило описать личностные профили студентов, охарактеризовать психологические механизмы адаптации к текущей ситуации, определить уровень стресса студентов в условиях пандемии, оценить потенциальные риски для психологического здоровья и благополучия студентов. Исследование показало: выборка в целом характеризуется достаточно высоким адаптивным потенциалом (студенты демонстрируют высокие показатели жизнестойкости и умеренные проявления стресса, большинство имеет сбалансированный личностный профиль, что свидетельствует о личностной гибкости); личностные особенности влияют на механизм адаптационного процесса, формируя связи с симптомокомплексом жизнестойкости и уровнем стресса; личностная ригидность (акцентуации) ведет к формированию типичных жестких когнитивных установок и поведенческих паттернов, которые в изменяющихся условиях не способствуют адаптации, что отрицательно сказывается на жизнестойкости и повышает стресс. Полученные данные позволяют прогнозировать риски для психологического здоровья и благополучия студентов, более эффективно планировать и осуществлять психологическую профилактику и поддержку студентов в период обучения в вузе. Выявленные тенденции позволяют выделять личностную гибкость в качестве ключевого фактора адаптации и стрессоустойчивости.
Ключевые слова:
дистанционное обучение, стресс, адаптация, студенты, пандемия, личностная гибкость педагога
Похожие статьи
- Формирование мотивационной готовности студентов к физической активности в условиях цифровизации образования
- ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СТРЕССЫ В УСЛОВИЯХ БУХАРСКОГО ОАЗИСА И ИЗУЧЕНИЕ ЭТИХ ВОПРОСОВ В ОБРАЗОВАНИИ
- Изучение готовности студентов к использованию сети Интернет в образовательной деятельности
- ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
- Взаимосвязь стрессоустойчивости, регуляции стресса и адаптации студентов в процессе дистанционногообучения