Обучение русскому языку китайской аудитории с использованием вопросительных предложений: коммуникативные аспекты
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гун
Ф.
,
Чжао
Х.
Обучение русскому языку китайской аудитории с использованием вопросительных предложений: коммуникативные аспекты // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2023. – № 11 (ноябрь). – С.
207–219. – URL:
http://e-koncept.ru/2023/231119.htm.
Аннотация. Обучение русскому языку как иностранному (РКИ) обязательно должно иметь коммуникативную направленность, нацеленность на формирование у студентов умения строить коммуникацию с носителями языка на самые разные темы, участвовать в диалоге друг с другом, с преподавателями, с носителями языка. Изучение вопросительных предложений будет способствовать повышению коммуникативных навыков обучающихся, формированию у них коммуникативной компетенции. Целью статьи стало выявление способов использования вопросительных предложений как средств формирования у китайских студентов коммуникативной компетенции. В статье представлены результаты теоретико-методического исследования, основанного на методах анализа научной и методической литературы, наблюдения, сопоставления, систематизации, а также на методе проектирования системы использования вопросительных предложений в коммуникативно ориентированном образовательном процессе. Отмечается, что вопросительные предложения являются действенным средством построения диалога с собеседником, поэтому выступают важными инструментами формирования коммуникативной компетенции. Выявлены ситуации обращения к вопросительным предложениям, способы их использования на занятиях по РКИ. Вопросительные предложения являются незаменимым ресурсом при работе с дополнительными аутентичными материалами на русском языке (кинофильмами, телевидением, мультфильмами и т. п.); при общении с носителями русского языка в условиях естественной и искусственной языковой среды; при знакомстве с правилами русского этикета; при освоении студентами такой формы учебной работы, как интервью и т. д. Преподавателю РКИ в ходе формирования у китайских обучающихся коммуникативной компетенции следует обратить внимание студентов на выражение с их помощью не только вопроса, но и просьбы. Также он должен учитывать культурные особенности китайских обучающихся, обусловливающие трудности при формировании у них коммуникативных навыков. Теоретическая значимость статьи заключается в формулировке необходимости системного подхода в освоении китайскими студентами вопросительных предложений русского языка. Практическая значимость состоит в подборе заданий на использование вопросительных предложений как средств формирования у студентов коммуникативной компетенции.
Ключевые слова:
коммуникативная компетенция, коммуникация, китайские студенты, русский язык как иностранный, аутентичные учебные материалы, вопросительные предложения
Похожие статьи
- ДИАЛОГ КУЛЬТУР В ПОЛИЛИНГВАЛЬНОМ И ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ В ВУЗЕ
- Тема «Числительное» в практическом курсе русского языка как иностранного на этапе предвузовской подготовки
- КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО «РАЗГОВОРНОГО КЛУБА»
- КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО «РАЗГОВОРНОГО КЛУБА»
- Повышение эффективности комплексного обучения абитуриентов русскому языку как иностранному на подготовительных курсах