Теоретические и практические аспекты интеграции студентов с ограниченными возможностями здоровья в занятия физической культурой и спортом
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Алексина
А.
О., Кудинова
Ю.
В., Межман
И.
Ф.
Теоретические и практические аспекты интеграции студентов с ограниченными возможностями здоровья в занятия физической культурой и спортом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2025. – № 7 (июль). – С.
102–117. – URL:
http://e-koncept.ru/2025/251132.htm.
Аннотация. Сегодня вопросы о правах людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) становятся все более актуальными. Для создания общества равных возможностей нужно сформировать среду, где лица с ОВЗ могут принимать полноценное участие во всех сферах жизни, включая физическую активность и спорт. Интеграция инклюзивных решений при разработке современных учебных и спортивных программ представляет собой принципиально важную задачу, требующую максимально разностороннего подхода и разработки универсальных методических программ. Актуальность исследования обусловлена необходимостью создания и внедрения эффективных моделей интеграции, которые позволят студентам с ОВЗ не только заниматься спортом в общих группах, но также социально адаптироваться, повышать самооценку и улучшать качество жизни. Современная реализация программ безбарьерной среды и повышенное внимание к вопросам инклюзии предполагают особую значимость изучения этого направления. Целью работы является анализ теоретических и практических аспектов интеграции студентов с инвалидностью и ограничениями здоровья в занятия физической культурой и спортом (ФКиС), а также изучение влияния инклюзии на их самооценку, социализацию и адаптацию. В рамках исследования проанализированы современные направления и методики в области внедрения инклюзивных программ в общеобразовательных и спортивных процессах; изучены основные теоретические подходы к проблеме интеграции лиц с ОВЗ в спортивную деятельность; изучены результаты актуальных экспериментов и исследований по теме. Проведен эксперимент, позволяющий выявить факторы, которые оказывают решающее воздействие на эффективность интеграции и успешность адаптации студентов с ОВЗ в спортивной среде. В ходе исследования участники эксперимента были разделены на две фокус-группы: одна занималась по действующим методикам преподавания ФКиС студентам с ОВЗ, вторая занималась в инклюзивной среде, вместе со студентами без ограничений возможностей здоровья. Основные результаты исследования показали положительное влияние инклюзии на самооценку и социализацию студентов с ОВЗ, что подтверждается статистически значимыми улучшениями в показателях адаптации к спорту и социальной коммуникации. Теоретическая значимость приведенной работы заключается в развитии концепции инклюзивного подхода в спорте, что вносит вклад в научное понимание адаптации инвалидов с разными нарушениями. Практическая значимость отражена в возможности применения полученных результатов для разработки обновленных программ инклюзивного спорта и создания здоровой среды для тренировок студентов из разных групп здоровья, что способствует их полноценной интеграции в жизнь общества.
Ключевые слова:
инклюзия, социальная интеграция, ограниченные возможности здоровья, адаптивная физическая культура, гимнастика intensati
Похожие статьи
- Социально-психологические факторы отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе
- Эмпатия как условие реализации принципов инклюзивного образования
- Психолого-педагогические аспекты обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
- Иллюзия инклюзии?..
- Взаимодействие педагога и психолога в процессе развития мыслительной деятельности у подростков с парциальной несформированностью ВПФ в условиях инклюзии
А.
О. Алексина