Искусственный интеллект как инструмент адаптации аутентичных материалов в преподавании английского языка в техническом университете
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Полюдова
Е.
Н., Быкова
Е.
А.
Искусственный интеллект как инструмент адаптации аутентичных материалов в преподавании английского языка в техническом университете // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2025. – № 8 (август). – С.
102–124. – URL:
http://e-koncept.ru/2025/251154.htm.
Аннотация. В условиях глобализации и цифровизации образования владение английским языком является ключевым навыком для студентов технических специальностей. Это обеспечивает не только доступ к актуальной научно-технической информации, но и их успешную профессиональную коммуникацию. Однако использование в учебном процессе аутентичных материалов, например научных статей, технической документации, профессиональных подкастов, сопряжено с рядом трудностей. Эффективность обучения и мотивация учащихся может снижаться из-за сложности лексики, грамматических конструкций и культурных контекстов, что превышает возможности студентов с разным уровнем подготовки. Целью данного исследования является изучение и внедрение инновационных методов адаптации аутентичных материалов с помощью искусственного интеллекта в преподавание английского языка в технических вузах. Авторы анализируют потенциал современных технологий, включая анализ сложности языка, использование генеративных нейросетей для автоматизации упрощения текстов, создания контекстуальных упражнений, персонализации учебных заданий и визуализации сложных профессиональных концепций. В исследовании представлены подходы практического применения инструментов на базе GPT-моделей, которые позволяют адаптировать учебные тексты под уровень владения студентами языком. Использование технологий способствует индивидуализации обучения с учетом уникальных потребностей каждого студента, что повышает вовлеченность и мотивацию к изучению иностранного языка. Результаты эксперимента, проведенного в Российском университете транспорта, подтверждают эффективность использования материалов, адаптированных с помощью инструментов искусственного интеллекта: в группах, где применялись данные технологии, отмечен значительный рост успеваемости и коммуникативных навыков. Исследование подчеркивает, что интеграция искусственного интеллекта в образовательный процесс не заменяет роль преподавателя, а выступает мощным вспомогательным инструментом, оптимизирующим подготовку учебных материалов и способствующим развитию профессионально ориентированных компетенций. Теоретическая значимость работы заключается в расширении представлений о возможностях инструментов искусственного интеллекта в лингводидактике технического направления, а практическая – в разработке и апробации инновационных методов обучения, способствующих повышению качества подготовки специалистов в условиях современного цифрового образования.
Ключевые слова:
технический университет, искусственный интеллект, преподавание английского языка, цифровые образовательные технологии, персонализация обучения, адаптация аутентичных материалов, обработка естественного языка
Похожие статьи
- Роль искусственного интеллекта в повышении академической успеваемости студентов
- Роль цифрового учебника в развитии мотивации и коммуникативных компетенций студентов технических вузов при изучении английского языка
- Векторы интеграции генеративных нейросетей в систему дополнительного профессионального образования на примере ChatGPT
- ПРИМЕНЕНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ДОШКОЛЬНОМ ОТДЕЛЕНИИ
- Искусственный интеллект в школьном и вузовском преподавании: российский и зарубежный опыт
Е.
Н. Полюдова