Формирование начальных профессиональных навыков у старшеклассников при подготовке к деятельности web-разработчика
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Зубрилин
А.
А., Лайкова
О.
В.
Формирование начальных профессиональных навыков у старшеклассников при подготовке к деятельности web-разработчика // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2025. – № 11 (ноябрь). – С.
83–102. – URL:
http://e-koncept.ru/2025/251216.htm.
Аннотация. Актуальность исследуемой проблематики заключается в необходимости подготовки школьников к будущей профессиональной деятельности, выявления оптимальных путей их профессионального самоопределения. Большими возможностями для этого обладают предпрофильная подготовка и профильное обучение, реализуемые в 9–11-х классах. В статье из всех возможных форм профессионального самоопределения выбраны элективные курсы, одной из разновидностей которых являются элективы, направленные на формирование начальных профессиональных навыков. Цель статьи – разработать систему заданий по формированию начальных профессиональных навыков старшеклассников по подготовке к деятельности веб-разработчика и провести ее апробацию. Основой послужили проектные задания, выполняемые школьниками по окончании каждого модуля элективного курса «Основы разработки веб-приложений». Методы исследования: теоретические (изучение и анализ педагогической литературы и нормативно-правовой базы; анализ, обобщение и систематизация информации); эмпирические (разработка и апробация учебных материалов, в том числе проектных работ; педагогический эксперимент). В частности, из профессионального стандарта «Разработчик Web и мультимедийных приложений» выделены обобщенные трудовые функции, которые могут быть сформированы при обучении информатике учеников 11-го класса. С учетом выделенных обобщающих трудовых функций разработан элективный курс: представлены его цели и задачи, выделен набор минимальных знаний и умений, необходимых для успешного прохождения, раскрыто содержание, описаны задания для всех видов контроля: входного, текущего, рубежного и итогового. Проведен педагогический эксперимент, подтвердивший эффективность разработанных учебных материалов. Теоретическая значимость: определено, как при обучении информатике готовить выпускников школ к профессии веб-разработчика с учетом обобщенных трудовых функций соответствующего профессионального стандарта. Практическая значимость: разработка элективного курса с акцентом на рубежный и итоговый контроль, через которые определяется уровень овладения учебным материалом. Важность предложенных к выполнению заданий показали результаты проектных работ, представленные школьниками по окончании элективного курса. Новизна: доказано, что разработка и реализация элективного курса с учетом профессиональных стандартов позволяет грамотно формировать у старшеклассников начальные профессиональные навыки, готовя их к осознанному выбору профессии.
Ключевые слова:
информатика, профильное обучение, элективный курс, профессиональное самоопределение, школа, профессиональный стандарт, разработчик веб приложений
Финансирование
Статья написана в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приори-тетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию («Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» и «Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева») «Разработка методического обеспечения дисциплины ядра педагогического образования «Психолого-педагогические основы обучения информатике»» (договор номер 68/2025 от 02.07.2025 г.)
Похожие статьи
А.
А. Зубрилин