Анноатция. В статье на примере изучения конкретной темы рассматриваются педагогические условия , приёмы, средства и методы по формированию у студентов экономического мировоззрения, как неотъемлимой составляющей будущего инженера-специалиста. Опробована модель продуктивного учебного взаимодействия с целью внутреннего и внешнего приращений в образовательном процессе.
Ключевые слова: продуктивность, стимулирование ,коммуникативные потребности ,интересы, эмоциональное состояние.
Отличительной особенностью современного этапа развития образования является требование к интеграции различных составляющих целей образования для достижения пяти базовых компетенций, которые в совокупности обеспечивают готовность выпускников ВУЗов к адаптации и саморазвитии в условиях рынка труда современного общества. Как отмечено в Федеральном государственном образовательном стандарте
высшего профессионального образования «.. выпускники должны обладать готовностью к сотрудничеству с коллегами, способностью находить адекватные организационно- управленческие решения в нестандартных ситуациях, умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития своих достоинств и устранения недостатков, владеть культурой мышления, способностью к постановке цели и выбору путей её достижения». Для выполнения поставленных задач наиболее актуальным ,по мнению автора, в образовательном процессе является продуктивный тип взаимодействия преподавателя и студентов, при реализации которого происходит не только обмен информацией, знаниями, умениями, но и личным эмоциональным и коммуникативным опытом, сложившимися взглядами и оценками, а студент- полноправный участник организованного образовательного процесса, построенного с учётом его личностных потребностей и мотивов поведения[1;2].
Рис.1 Структурно-логическая схема продуктивного учебного взаимодействия.
Явление педагогического взаимодействия представлено в психолого-педагогической литературе .В своих трудах учёные исследовали сущность, цели, принципы, виды, функции, стили субъектов педагогического взаимодействия, пути и способы его организации и развития в современных условиях. Особое внимание заслуживают идеи организации конструктивного взаимодействия как формы диалогового общения субъектов образовательного процесса в ходе совместной деятельности , как фактора повышения качества обучения в вузе [рис.1].Если говорить о продуктивности в образовании, то это значит, насколько хорошо студенты и преподаватели используют свои ресурсы для достижения поставленных образованием целей. Продуктивное обучение ориентируется на создание образовательного продукта, который получается путём приращения нового к уже известным знаниям. При этом студенты образуют собственные идеи, гипотезы, тексты, модели и прочее, т.е. формируют внешние образовательные продукты. «..Человек нравственно свободен, если….он судит о мире и других людях с бескомпромиссной искренностью»[4,41]. В этом процессе происходит развитие внутренних навыков и способностей, соответствующих изучаемой дисциплине.
Исходя из поставленных образованием целей и используя принципы продуктивного обучения (функциональность, объективность, направленность) автор на протяжении 2-х последних лет (балаквариат) при проведении занятий по направлению «Энергомашиностроение» (энергетические машины и установки; надёжность, эксплуатация и ремонт ДВС-2-ой и 3-й курсы студентов Института транспортных систем) целенаправленно и последовательно использует продуктивные методы в основе которых лежит сотрудничество преподавателя и студентов.
При этом уровень продуктивности определяется активацией «самопроцессов» как преподавателя, так и студентов на основе взаимопознания, взаимопонимания, установления адекватных отношений в процессе решения совместных задач и достижения общей цели. Что же активизирует образовательный процесс?. По мнению автора- конкретные и реальные цели, которые можно достичь обучаясь на данной специальности, увидеть своё место как востребованного « мастера своего дела». Так, если при изучении тем «Двигатели внутреннего, внешнего сгорания, комбинированные» место специалиста видно и понятно, то рассматривая тематику энергоустановок на невозобновляемых источниках энергии « Солнечная, ветровая, гидроустановки», требуются дополнительные усилия с обеих сторон. Посредством моделирования коммуникативных ситуаций (профессионально-ориентированных) на занятиях создавалась среда, где студентам предоставлялась сыграть роль «Я» как специалиста. Ситуации моделировали фрагменты объективной действительности, являющимися личностно значимыми для студентов, вызывающими коммуникативную потребность, интерес к заданию и желание хорошо его выполнить, а также определённое эмоциональное состояние ,что способствовало стимулированию мотивации к изучению новых тем. На всех этапах процесса обучения (объяснении, закреплении, контроле) создавались проблемные ситуации: изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос; вступление со студентами в диалог, побуждение их делать сравнения, обобщения, выводы по рассматриваемой теме…В результате создаются условия для совместной деятельности при решении реальных и условных проблем, активной самостоятельной познавательной деятельности студентов, в результате чего у них образовались новые знания и они овладели новыми способами действия.»..жизнь- процесс непрерывного рождения. Трагедия большинства из нас заключается в том, что мы умираем, не успев полностью родиться»[4,16] «…мы не просто болтаем о чём-то, но верны в сказанное настолько, что готовы рискнуть ради него своим благополучием»[3,39]. Познание- это прежде всего деятельность, целесообразное взаимодействие человека с предметным миром, обеспеченное всем набором компонентов: субъект, объект, средства, процесс, условия, результат, система, среда. Автором по сути предпринята попытка привнести в продуктивное учебное взаимодействие доксастическое обязательство-«…душу на кон..». Риск переплетён с искренностью, авантюрой, фантазией. При подготовке к очередному занятию студенту необходимо изучить не только конструктивные элементы изделия, но и дать ему сравнительную экономическую оценку в линейке типовых конструкций (двигатель искровой- дизельный- электрический- гибридный-…и всё это для автомобиля!). Своего рода симбиоз инженерно-экономического драйва. В ходе выполнения такого рода проектов студенты приобретали дополнительные профессионально важные знания (обеспечение качества и надёжности на этапах жизненного цикла изделий), получили опыт познавательной и исследовательской деятельности (основной материал в журналах и интернет порталах), учились ориентироваться в информации по проблеме ( выстраивание жёстких границ исследования), прогнозировали развитие темы (раздел предпроектных исследований), а также получили опыт коммуникативного поведения (отчёт-эссе группы в виде электронной презентации темы), что несомненно способствовало формированию умения связного, аргументированного высказывания, умения представлять результаты своей работы. А использование игрового метода обучения делало сам процесс более содержательным, т.к. учебная игра выступала в качестве средства мотивации. Учебная группа выступала в роли конструкторского отдела с реальными должностными обязанностями (руководитель- стратегия развития поставленной темы; инженеры-исследователи по направлениям термодинамика, теория рабочих процессов двигателей, конструирование и маркетинг). Экономическая составляющая ( инженерный маркетинг ) присутствовала в каждом докладе (подгруппе) ,как одной из важнейших функций рассматриваемого бренда наряду с качеством и надёжностью. В рыночных условиях инновационной активности, конкурентоспособности машиностроительных предприятий создание механизма инженерного маркетинга существенно повысит эффективность инженерной деятельности. Инженерный маркетинг- это новая парадигма маркетинга, определяющая соответствующие требования к инженерным кадрам. В условиях рынка они должны быть генератором прогресса как во внутренней среде (синтезируя через экономические решения технические возможности предприятия и рыночные потребности), так и во внешней( привлекая потребителей и партнеров к разработке и адаптации товаров и услуг к изменяющимся внешним условиям). Переход на инновационный путь развития в процессе модернизации экономики предполагает расширение и углубление знаний и умений инженерного персонала при решении вопросов устойчивого, конкурентоспособного развития на инновационной основе, для чего необходим маркетинго- ориентированный подход к решению всех возникающих технических , организационных, производственных и социальных задач .Инженер, опираясь на маркетинг как инструмент адаптации к требованиям современности и необходимости обеспечения резервов для опережающего развития в условиях непрерывно усиливающейся конкуренции, должен рассматривать определённые инженерные решения с точки зрения уникальности, лидерства, ценности для потребителя, возможности выбора модификации и т.д.Так, при рассмотрении темы о перспективных направлениях развития энергоустановок на невозобновляемых источниках энергии убедительно показывали развитие прототипов во всём мире: самый мощный парк ветроэлектородвигателей в Китае-42ГВт, в США-40ГВт, в Германии-27ГВт, в России -0.1ГВт.Доля вырабатываемой энергии от общего значения составляет от 24 до 12%.Средняя удельная стоимость ветроустановок в 2012году была1225Евро/кВт( стоимость парогазовых установок 1000Евро/кВт)- но ресурс первых составляет 20-25 лет ,а последних -10 .А себестоимость производства электроэнергии примерно одинакова-3-4 евроцента за кВт.час.Так и по другим направлениям- изотермальная, солнечная, биоэнергия- комплексный подход анализа , что явилось побудительным мотивом к изучению конструкций, принципа действия установок и особенностей эксплуатации .В результате инженерный маркетинг становится неотъемлимой составляющей при обучении студентов технических дисциплин. .Завтра эти студенты придут на предприятия связанные с проектированием, производством, техническим обслуживанием и реализацией продукции через расширенный комплекс соответствующих рыночных инструментов. Такая игра обеспечивала реальные условия для активной мыслительной деятельности, способствуя формированию и развитию интеллектуальных умений.» Разум-тот инструмент, благодаря которому человек постигает истину, а интеллект-инструмент для более успешного управления окружением»[4,8]. Личностный рост и удовлетворённость студента характером взаимодействия с преподавателем- как критерии оценки уровня развитости продуктивного учебного взаимодействия –в итоге проявляются в инженерных новинках курсовых проектов и работ .Выпускная работа бакалавров будет летом 15-го года. Однако уже сейчас идёт обсуждение некоторых инновационных тем. Это лишний раз подтверждает, что в центре любого продуктивного образовательного процесса находится уникальная целостная формирующаяся личность, стремящаяся к самоактуализации, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный выбор в разнообразных жизненных ситуациях Деятельный аспект, предполагающий целенаправленное, личностно-значимое включение в учебную деятельность , позволил некоторым студентам перейти к изготовлению макетов ( двигатель Стирлинга), что вызвало воодушевление во всей группе. Преподаватель и студенты как субъекты процесса обучения являются друг для друга своеобразным «зеркалом взаимной рефлексии», отражающей их собственные достижения. Такое взаимодействие изменяет как деятельность студента, так и преподавателя. Продуктивность последнего будет выражаться не столько в консультировании и поддержке студентов, но во взаимодействии и обеспечении условий для продуктивной деятельности группы в целом. Социальный и культурный аспекты взаимодействия с группой являются важнейшей характеристикой успешности овладения студентами специальности «двигателиста». Жизнеописание таких личностей как Тринклер( заведовал нашей кафедрой), Р.Дизель ( учителя Тринклера), Липгарт (главный конструктор Автозавода), Сыркин П.Э (один из Главных конструкторов Заволжского моторного завода, под его руководством впервые в двигателестроении был изготовлен алюминевый блок для 8-ми цилиндрового-V-образного двигателя, ныне профессор кафедры, ветеран Великой отечественной войны) влияют на ценностные ориентации студентов.
Таким образом- ориентация студентов на создание проекта как личностного образовательного продукта делала процесс овладения предметным знанием личностно значимым и мотивированным, что обеспечивало студентам выбирать адекватные пути достижения намеченных целей, способность управлять своей учебной деятельностью.
Ссылки на источники:
1.Северина В.Ф. Развитие продуктивного учебного взаимодействия в образовательном процессе вуза. Барнаул.,2013.-158.
2.Гуленко В.В. Гарантии продуктивного обучения. Темпераментные и стимульные группы. Киев.,1992.-88.
3.Талеб Н.Н. Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса.М.Колибри.2014.-763.
4.Фром Эрих. Искусство быть. М.АСТ.,2014.-361.
Pedagogical conditions of formation ECONOMIC OUTLOOK TECHNICAL COLLEGE STUDENTS.
Gerasimov Alexander Romanovich
Ph.D., assistant professor of Nizhny Novgorod State Technical University im.R.E.Alekseeva, RF Nizhny Novgorod
ABSTRACT. The article on the example of studying a particular subject are considered pedagogical conditions of techniques, tools and methods to build students' economic outlook, as an integral part of the future engineer specialist. Tested a model of productive interaction with the academic purpose of internal and external increments in the educational process.
Keywords: productivity, incentive, communicative needs, interests, emotional state