Full text

Анализ проблемы исследования позволил установить теоретические основы и сущность культурно-экологического подхода, который являлся методологической основой исследования и рассматривался с точки зрения генезиса – как истории его возникновения, сущности – как специфики содержания, отраженной в его функциях, и прикладного аспекта – как моделей познания. Установлено, что культурно‑экологический подход является важным методологическим основанием модернизации отечественного образования, проходящей в условиях обострения экологических проблем и осознания ведущей роли культуры в их разрешении. Это подтверждает значимость использования культурно-экологического подхода для развития современного географического образования. Особую ценность он имеет в курсе физической географии, который осуществляет преемственность с начальной школой, где активно развиваются культурно-экологические идеи, и является первым систематическим географическим курсом, задающим культурно-экологический вектор всему географическому образованию. Процесс формирования разностороннего отношения учащихся к городскому ландшафту в курсе географии предполагал этапность (эмоционально-образный, познавательно-ценностный, деятельностно-регуля­тивный) [1]. Результаты изучения городского ландшафтаохватывали все сферы личности: когнитивную, аффективную и волевую – и соотносились со стратегической целью. Разработанная методическая система являлась основанием для создания конкретной методики изучения городского ландшафта в курсе школьной географии. Методические условия изучения городского ландшафта в курсе географии в русле культурно-экологического подхода включают: требования поэтапного формирования представлений о городском ландшафте, ценностного отношения и культурно-эко­логической активности в течение всего обучения, что предполагало последовательное изучение, выполнение системы заданий, включение модуля культурно-эколо­гического содержания, взаимосвязь классно-урочных и внеклассных форм по трем линиям: познавательной, ценностной и практической.

Как показало проведенное исследование, успешное формирование экологической культуры учащихся осуществляется с помощью культурно-экологического модуля.Под модулем понимают логически завершенный блок информации, требующий для раскрытия содержания совокупности методов обучения, обеспечивающей воздействие на все сферы сознания личности [2]. Учитывая отмеченные выше научные подходы, нами разработан модуль «Я – нижегородец», всесторонне раскрывающий разные грани городского ландшафта.

Главные идеи культурно-экологического модуля: ученик как субъект экологической культуры, ее «действующее» лицо; развитие ценностей экологической культуры учащихся средствами погружения в природу и культуру города; экологическая культура города как духовный феномен; насыщение содержания модуля ценностными коэволюционными смыслами. Учитывая отмеченные выше особенности, нами разработан модуль «Я – нижегородец».

Особенность разработанного нами культурно-экологического модуля «Я – нижегородец» состоит: в понимании экологической культуры как основы устойчивого развития общества; изучении содержания модулей на основе жизненно-экологичес­ких проблем; ориентации содержания и методов обучения на коэволюционные парадигмы – взаимодействие, компромисс, соучастие, сочувствие, ценность коммуникативного сотрудничества и необходимость созидательной деятельности; понимании городского ландшафта как культурно-экологического феномена, как центра пространственного мира личности. Он является пространством, где учащийся впервые осознал среду своего окружения, где протекает его социализация и происходит усвоение специфических норм данной культуры по отношению к пространству. На первых этапах изучения городского ландшафта обеспечивается побуждение эмоционального чувства, осознание необходимости его безопасности, единство личностного и общечеловеческого. Он выступает как территориальное ядро индивидуального и родового пространственного мира. Данный модуль реализуется в конце 6-го класса.

Нами предлагается трехкомпонентный состав культурно-экологического модуля. Каждый из трех компонентов включает алгоритм изучения городского ландшафта (эмоционально-образный, познавательно-ценностный, деятельностно-регулятивный) от преимущественно репродуктивного к поисковому и творческому. Модуль состоит из следующих компонентов: 1-й компонент – ориентирование: «Исторические этапы развития города»; 2-й компонент – понимание: «Жизнедеятельность в городском ландшафте»; 3-й компонент – преобразование: «Как окультурить зону – пути оптимизации». Ориентирование предполагает актуализацию содержания и выявления информационной, эмоционально-ценностной, деятельностной базы для изучения городского ландшафта. Компонент обеспечивает создание ситуаций, в которых у учащихся возникает потребность и интерес к изучению городского ландшафта. Он создает информационное поле для последующих этапов. Формами и методами обучения в рамках этого компонента являются беседа, эвристическая беседа, урок работы с различными средствами обучения (учебник, хрестоматия, наследие писателей, ученых и др.), экскурсия, сюжетно-ролевая игра.

Второй компонент предполагает включение учащихся в диалоговую, коммуникативную, познавательную деятельность в режиме «общение; использование различных методов познания для поиска причин, сущности и путей решения проблем городского ландшафта. Формы и методы обучения: ролевое и имитационное моделирование, практикумы и другие методы, создающие поле для общения, взаимопонимания, экологической деятельности.

Третий компонент – это определение собственного отношения, ценностной ориентации. Он обеспечивает саморазвитие содержания городского ландшафта и, соответственно, саморазвитие мотива и экологической деятельности учащихся. Формы обучения: поисковая, исследовательская деятельность.

Трехкомпонентная структура модуля, отвечая идее различных уровней познавательной деятельности учащихся по освоению ими социального опыта, опирается на методы, разработанные С. Д. Дерябо, В. А. Ясвиным. Данный возраст (10–12 лет) также наиболее подходит для педагогической организации непосредственных контактов учащегося с городским ландшафтом. В связи с вышеизложенным полагаем, что разработанный модуль согласуется с психическими особенностями этого возраста.

Нами выдвигается положение о том, что данный культурно-экологический модуль может быть реализован при условии не только экологизации начального курса географии, но и введения в практику школьного образования курсов, которые, опираясь на экологизированное содержание географии, создают целостное видение городского ландшафта, формируют экологическую культуру учащегося на основе специально организованного методического аппарата.

Данный модуль обеспечивает логически последовательное, всестороннее изучение ландшафта своего города и призван обеспечить реализацию культурно-эколо­гического подхода.

Как показало исследование, этот модуль обеспечивает развитие видения проблемы, включение нового опыта в широкий контекст личностного опыта учащихся. Этот модуль способствует формированию у учащихся положительного опыта эмоционального и познавательного поиска. Индивидуально-творческая работа обеспечивает интерес к реальным противоречиям ближайшего окружения – городского ландшафта.

Преемственность этапов осуществляется за счет методических идей, выявленных для каждого этапа, системы модулей, системы заданий познавательного, коммуникативного и практико-ориентированного характера. Преемственность этапов обеспечивается тем, что они следуют один за другим, имеют некоторые взаимопроникновения. Так, умение создавать образы, накапливать их, а затем использовать в усвоении других групп знаний, умений, ценностного отношения, опыта принятия экологически грамотных решений (культурно-экологической активности) в начальном курсе географии является необходимым условием эффективности изучения городского ландшафта. Усложняется и характер познавательной деятельности учащихся, что достигается как содержанием заданий, так и различными педагогически целесообразными методами, средствами и формами организации [3].

 

Культурно-экологический модуль «Я – нижегородец»

 

Мы мало изучаем город,

мы просто в нем живем.

В. Брюсов

Блок 1. Исторические этапы развития города

1занятие (вводное). Экскурсия

Цель – способствовать развитию экологической культуры учащихся на основе восприятия, освоения, оценки и поведения человека в городском ландшафте. Создание опорного образа – формулировка городского ландшафта как культурно-эко­логического феномена. Соответствует первому этапу изучения городского ландшафта.

Для первого занятия, целью которого является создание опорного образа, наиболее адекватны следующие методы: метод экологических ассоциаций, метод художественной репрезентации, метод экологической лабилизации. Удобной организационной формой изучения образа города может стать эколого-краеведческая экскурсия «Неравнодушным к родному городу…» по историческим местам города. Формируемый по ходу следования географический образ города складывается из многих компонентов, куда входит рассказ о местной топонимике, функциональной зависимости городской застройки, палеоландшафтах и др. В ходе экскурсии широко используются фрагменты художественных и музыкальных произведений, вызывающие эмоциональное переживание, формируется образ города и восприятие его учащимися через литературу и искусство. Экскурсии по городу нужно использовать как методически важное средство закрепления материала и как способ пробуждения интереса к городу, полному непреходящих ценностей, являющемуся частью культурного достояния человечества, частью Отечества, малой родиной [4].

Впечатление, производимое художественным словом, усиливает восприятие рассматриваемого объекта или явления. Художественное описание сопровождается пояснением к нему, вопросами и заданиями на выявление причинно-следственных связей. Постепенно в ходе экскурсии вырисовывается образный портрет места, выделяются его главные черты. Такое глубокое личное восприятие малой родины способствует формированию экологической культуры. Как отмечал К. М. Лаппо, «общение с городом, способность глубоко воспринимать его, умение “вбирать в себя” город и получать при этом удовольствие, несомненно, обогащает человека. Постижение города таким способом способствует формированию эстетических ценностей» [5].

Мы проведем экскурсию по Благовещенской площади, больше известной как площадь Минина и Пожарского; центральным улицам города.

Цель данной экскурсии – рассказать об утраченном, а не о том, что появилось вновь. В нашем городе сохранилось немало красивых старинных кирпичных особняков, и приезжие идут осматривать именно их. На деревянные же постройки с их кружевными наличниками и украшениями мало кто обращает внимание. А ведь наш город раньше был сплошь деревянным, и даже богатые люди предпочитали дерево камню. Душой болеешь за каждую улицу, каждый дом старого Нижнего, за ушедший и уходящий старый город.

Данная экскурсия призвана пробудить интерес к прошлому родного города, к повышению собственного культурного и нравственного уровня. Несомненным достоинством экскурсии является большое количество фотографий – дореволюционных и современных, причем по мере возможности они сделаны с одних и тех же точек (используются работы нижегородских фотохудожников). Таким образом, для нас становятся узнаваемыми уничтоженные, полуразрушенные или же перестроенные здания, описанные здесь.

«Старинный кремль, уютные улицы центра, парки… Он очень разный, этот город. Но прогулка по городу не заканчивается! Стоит выйти в город – и перед Вами сквер, где мы с Вами отдыхали в тени, старинный памятник, которым мы любовались, улица, где нам улыбались, сказали что-то хорошее. Полюбуйтесь красотой заволжских далей. Поля, леса, опять поля, опять леса, солнце на заходе. Невольно подумаешь, ну что за люди, те, кто уезжает от нас за рубеж навсегда. Такую красоту умный человек ни за что и ни на что никогда не променяет. Выходит, прогулка продлится столько, сколько захочется нам, начнется снова тогда, когда заскучаем по городу родному, вдали от него, просто понравившемуся. Доброго Вам пути! Просто снова: вот он, батюшка старый Нижний!» [6]

2-е занятие «Так проходит век за веком»: история открытия и освоения города. Соответствует второму этапу изучения городского ландшафта.

Опережающее задание дается на первом уроке географии: сбор и обобщение краеведческой литературы по истории развития города. Учащиеся разделяются на группы. Каждая группа самостоятельно готовит сообщение о городе на различных исторических этапах развития, создает образ-герб на каждом историческом этапе.

1-е задание. Нарисуйте герб нашего города и расскажите и нем. Как вы считаете, почему наш город возник на данном месте?

2-е задание. Выделение исторических этапов развития Нижнего Новгорода. Сюжетно-ролевая игра «Так проходит век за веком»: история открытия и освоения города.

Каждая группа делает свое сообщение о конкретной исторической эпохе города, объясняет разработанный образ-герб на каждом историческом этапе. На данном занятии рассматриваются этапы освоения территории, первооткрыватели, исследователи, топонимика города. Диалог культур: нижегородское зодчество: прошлое и настоящее. В сообщении используются схемы, рисунки, фотографии. По ходу сообщений учащихся составляется таблица «Исторические этапы развития Нижнего Новгорода».

3-е занятие соответствует третьему этапу изучения городского ландшафта. Создаем картосхему города.

План составления картосхемы:

1)     изначальные границы города;

2)     изменение природы по историческим этапам;

3)     современные границы районов;

4)     выделение на карте заметных зданий, исторических и культурных памятников, районов старой и современной застройки; сравнение современной городской планировки и схем кварталов XIX–XX вв. по старым картографическим материалам позволяет выяснить ряд подробностей становления города;

5)     изменения в планировке и благоустройстве города;

6)     домашнее задание: опишите городской ландшафт, в котором вы хотели бы жить (эссе, рисунок), на тему (по выбору): «Пейзаж города», «Это город», «Пейзаж нашего города».

Блок 2. «Жизнедеятельность в городском ландшафте» (3 занятия)

1-е занятие «Изучение эстетических свойств ландшафта ближайшего района». Соответствует первому этапу изучения городского ландшафта.

Цель: способствовать развитию экологической культуры учащихся на основе изучения ближайшего окружения (района), раскрытию особенностей восприятия, освоения, оценки и поведения человека в районе города, изучить функциональные зоны города.

Учащимся 6-го класса, с учетом их подготовки, наиболее интересной работой будет комплексная оценка эстетических свойств ландшафта на знакомой территории. В качестве образца ниже приводится анкета, разработанная М. Ю. Фроловой. В ней использованы оценочные шкалы, включающие семь позиций.

Методическая разработка экскурсии

«Изучение эстетических свойств ландшафта ближайшего района»

Цель: углубление и расширение знаний, полученных при изучении теоретического материала, изучение эстетических свойств ландшафта, освоение различных методик изучения ландшафта, развитие эмоционально-ценностного отношения к ландшафтам ближайшего района, формирование у учащихся умений осуществлять познавательную, коммуникативную, практико-ориентированную деятельность.

Оборудование: дневник экскурсии, ручки, карандаши, ластик, линейка, бланки анкет по оценке эстетических свойств ландшафта.

  1. 1.     Подготовительный этап:

а)     выбор маршрута;

б)     обучение учащихся приемам сбора материала;

в)     проведение беседы по вопросам:

-          Какое место занимает природа в вашей жизни?

-          Вспомните ваш последний выход на природу и опишите свои чувства.

-          Опишите ваш любимый уголок природы в городе (селе). Чем он вам близок?

  1. 2.     Ход экскурсии:

а)     вводное слово учителя. Инструктаж по проведению исследований;

б)     описание учащимися ландшафта ближайшего микрорайона по плану:

  • общая физико-географическая характеристика;
  • оценка реального состояния ландшафта микрорайона по плану:

-          изучение степени запыленности в различных местах;

-          определение интенсивности движения транспорта на исследованной территории;

-          изучение растительности: защитная полоса и видовой состав растений;

-          определение уровня шумовой нагрузки;

  • знакомство с методикой оценки красоты ландшафта.

Пользуясь таблицей и текстом анкеты, оцениваем эстетические свойства ландшафта ближайшего микрорайона.

Анкета по оценке эстетических свойств ландшафта

1)     Какие природные компоненты данного ландшафта привлекают Ваше внимание (можно отметить несколько пунктов)?

а) почвы б) растительность в) воздух г) вода д) рельеф е) животные

2)     Какие ощущения вызывают у Вас компоненты данного ландшафта (поставьте крестик на участке шкалы, соответствующей Вашим ощущениям, учитывая, что «1» означает крайне негативное впечатление, «4» – нейтральное, «7» – весьма позитивное)?

3)     Как Вы оцениваете эколого-эстетические свойства данного ландшафта?

4)     Как Вы оцениваете Вашу реакцию на ландшафт?

Сделайте вывод об общем эмоциональном восприятии эстетических свойств ландшафта близлежащего микрорайона.

Сравните результаты, полученные в результате использования физико-геогра­фического и социологического подходов к оценке красоты ландшафта ближайшего микрорайона. Сделайте выводы о степени их объективности.

3. Обработка материалов исследований:

а)     оформление плана маршрута экскурсии;

б)     составление комплексного отчета экскурсии, ответы на вопросы: какие виды деятельности человека имеют место на данном участке? Предложите меры более рационального использования данного участка. Каково значение исследованной нами местности для жителей микрорайона?

в)     выводы о видах деятельности человека в исследованной местности, его положительное и отрицательное воздействие на ландшафты, меры охраны природы, необходимые для улучшения состояния этих ландшафтов, возможности более рационального использования ландшафта ближайшего микрорайона.

Творческое задание:

1)     опиши любимый участок городского ландшафта. Предложи свой проект формирования ландшафта ближайшего микрорайона, представь эскиз (план-чертеж);

2)     обоснуй необходимость реализации данного проекта.

4. Подведение итогов экскурсии. Выставление оценок

При проведении 1-го занятия 2-го блока следует обратить внимание учащихся на различные функциональные зоны города (первоначальное знакомство).

2-е занятие – игра-путешествие по зонам города (на примере Сормовского и Нижегородского районов Нижнего Новгорода).Соответствует второму этапу изучения городского ландшафта. На данном этапе происходит понимание значимости городского ландшафта: с помощью эмоциональной насыщенности материала, постановки и решения ценностных задач, представленных в форме заданий; апелляции к жизненному опыту учащихся; теоретического формулирования идей городского ландшафта.

1-е задание. Знакомство с функциональными зонами города: промышленные, транспортные, селитебные, рекреационные.

2-е задание. Составление картосхемы города с выделением границ районов. Использование карты районов – Сормовского и Нижегородского.

  1. Придумайте герб районов (значок) – Сормовского и Нижегородского – и обоснуйте его.
  2. Выделение в районах города – Сормовском и Нижегородском – природных и культурных особенностей.
  3. Подборка фотографий «Разнообразие и монотонность Сормовского и Нижегородского районов» (творческое задание).
  4. Мое поведение в своем районе:

-          опишите и оцените свою деятельность в городском ландшафте;

-          приведите примеры положительной и отрицательной деятельности.

3-е занятие «Психосоматическое восприятие ландшафта жителями различных районов города». Соответствует 3-му этапу (деятельностно-регулятивно­му).

Цель: закрепить и углубить знания о различных функциональных зонах города (на примере Сормовского и Нижегородского районов). Познакомить учащихся с методикой «Психосоматическое восприятие ландшафта жителями различных районов города».

3-й блок «Как окультурить зону города (по выбору) – пути оптимизации»

1-е занятие – экскурсия «Роль зеленых насаждений в городском ландшафте». Соответствует первому этапу изучения городского ландшафта.

Методическая разработка экскурсии

Цель: изучить роль зеленых насаждений в городском ландшафте; определить влияние зеленых насаждений на улицах на уровень загрязнения; научить учащихся наблюдать за состоянием зеленых насаждений и оценивать его; показать разностороннее значение зеленых насаждений для человека; познакомить с хозяйственным использованием зеленых насаждений в культурном ландшафте и мероприятиями по охране и рациональному использованию.

Оборудование: дневник экскурсии, планшет, ручки, карандаши, компас, линейки, ластики.

  1. 1.     Подготовительный этап:

а)     выбор маршрута и его описание;

б)     обучение учащихся приемам сбора материала для дальнейших выводов и результатов.

  1. 2.     Ход экскурсии:

а)     вводное слово учителя. Инструктаж по проведению исследований;

б)     красочная наклейка на бампере автомобиля гласит: «Ты сегодня поблагодарил зеленое растение?» Назовите причины, по которым следует быть благодарным зеленому растению;

в)     описание зеленых насаждений в культурном ландшафте:

-          познакомить с основными функциями зеленых насаждений: архитектурно‑художественными, эстетическими, санитарно-гигиеническими, формирование психолого-физиологической среды;

-          оценить состояние зеленых насаждений.

Справочные материалы

По жизнеустойчивости деревьев и кустарников выделяют 5 классов:

1)     дерево (кустарник) здоровое с признаками хорошего роста и развития;

2)     дерево (кустарник) с несколько замедленным приростом по высоте и единичными сухими сучьями в кроне, незначительными, до 10–15 см2, наружными повреждениями ствола без образования гнилей;

3)     дерево (кустарник) явно ослаблено, крона изрежена, побеги укорочены, окраска листвы (хвои) бледная, на стволе наличие дупел, гнилей, трещин площадью более 15 см2, прирост слабый, значительное количество сухих сучьев, суховершинность;

4)     деревья (кустарники) усохшие, с наличием сильно распространившихся стволовых гнилей, с сухими ветвями в кроне, с большими дуплами и сухими вершинами;

5)     деревья (кустарники) усохшие или со слабыми признаками жизнеспособности.

По эстетическому восприятию деревья и кустарники делятся на 3 класса:

1)     имеющие высокие декоративные качества – правильно развитый ствол, крона, какие-либо повреждения отсутствуют;

2)     средней декоративности, требуют мероприятий по лечению ствола и улучшению местоположения;

3)        с низкими декоративными качествами, плохим пространственным размещением.

-          Знакомство с материалами для озеленения: деревья и кустарники – особенности их роста и развития, требования к условиям произрастания, совместность произрастания, требования к посадочному материалу (ассортимент, размеры, места произрастания), травянистые растения – подбор видового состава с учетом особенностей культурного ландшафта, посев и посадка.

-          Знакомство учащихся с озеленением ближайших улиц: определение ориентаций улиц; особенности озеленения улиц разной ширины; озеленение въездной дороги, на газоне, около дома, производственных зданий, школы; определение древесных пород, устойчивых к выхлопным газам; живая изгородь из кустарников; палисадники.

-          Знакомство с цветочным оформлением.

-          Знакомство с уходом за поврежденными деревьями.

-          Знакомство с уходом за имеющимися зелеными насаждениями (дополнительная высадка растений на отдельных участках, установка ограждения для молодых саженцев, борьба с сорняками).

  1. 3.     Обработка материалов экскурсии:

а)     составление плана маршрута;

б)     выводы о видах деятельности человека в исследованной территории, его положительное и отрицательное воздействие на зеленые насаждения в культурном ландшафте, меры охраны зеленых насаждений, необходимые для улучшения состояния культурных ландшафтов.

Творческое задание: создание проектов по озеленению и благоустройству ближайшего парка.

  1. 4.     Подведение итогов экскурсии. Выставление оценок. Вывод.

Отобранные нами виды экскурсий составили систему экскурсий культурно-эко­логического содержания в географическом образовании школьников. Считаем, что их систематическая реализация в курсе географии позволит значительно повысить его образовательный, развивающий и воспитательный эффект, что будет способствовать решению задачи формирования экологической культуры и развития творческой личности учащегося.

2-е занятие. Проект создания культурного ландшафта – окультуривание зон города. Соответствует 3-му этапу (деятельностно-регулятивному).

1-е задание. Выявление и паспортизация памятников культуры и природы на территории города.

2-е задание. Разработка проектов озеленения территории школы, жилого дома, района. Защита проекта по благоустройству микрорайона школы или дома, соответствующего требованиям культурного ландшафта.

3-е задание. Самооценка отношения к ландшафту города и самоконтроль личного участия (активность) в изучении, сохранении и улучшении состояния городского ландшафта.

На данном этапе предполагается опора на репродуктивную, частично-поис­ковую (объяснение, обобщение, сравнение) и познавательную деятельность (наблюдение, сбор материала, оформление результатов наблюдения). В целом районы города дают значительные возможности для организации широкого комплекса эколого-географических наблюдений с учащимися. Предложенная форма экологизации курса географии в русле культуры далеко не исчерпывает все существующие возможности. Они могут быть самыми разнообразными и определяются особенностями учащихся, класса, географическими особенностями положения школы, наличием необходимых средств обучения.

Реализация разработанной методики изучения городского ландшафта позволяет достичь высокого уровня сформированности представлений, обеспечивает развитие экологической активности и ценностного отношения, сдвиг доминирующей позиции наблюдателя на позиции сопереживателя и созидателя. Выявлена доступность разработанных методических средств, их адекватность целевым установкам и содержанию изучения городских ландшафтов. В ходе беседы с учителями, наблюдений и личного преподавания было установлено, что кружок и практикум обеспечивают последовательность и системность, логическую стройность. При этом создаются реальные возможности перехода от элементов экологизации к реализации целостного культурно-экологического подхода.

Подтверждено, что в условиях эксперимента получены существенно более высокие показатели по всем диагностирующим критериям. Эти данные подтверждают положения выдвинутой гипотезы и направляют дальнейшие методологические исследования по проблеме изучения городского ландшафта в русло современных концепций экологического образования в духе гуманизации и экологизации, внимания к мировоззренческому компоненту экологической культуры личности.