Фактически за личным составом сил правопорядка, по долгу службы профессионально владеющим огнестрельным оружием, закреплена обязанность выполнять только безопасные действия. Каждому из стрелков присущи свои индивидуальные особенности владения оружием. А в целом к сотруднику как к человеку, участвующему в обеспечении безопасности общественного порядка, предъявляются специфические правовые, психофизиологические, психологические, медицинские и другие требования.
Из множества свойств и особенностей человека, работающего с оружием, наиболее выраженными и загадочными являются психические [1]. Их можно условно выделить в следующие категории.
Первая категория – это категория кратковременных психических процессов – таких как ощущения, восприятие, память, мышление и т. д. Они определяются относительной кратковременностью их протекания (от долей секунд до нескольких минут).
Вторая категория – психические состояния: бодрость, усталость, активность, пассивность, раздражительность, настроение и т. д. Они протекают дольше во времени, чем психические процессы (минуты – часы).
Третья категория – психические свойства человека. Они наиболее устойчивые, характеризующие каждого отдельного человека, хотя также способны изменяться в результате социального развития и становления личности (возможно, в результате заболевания). Изучение вышеуказанных индивидуально-психических особенностей челoвека позволяет выявить те, которые способствуют совершению ошибочных, противоправных действий.
Известно, что надежность человека определяется способностью к безошибочной работе в данных нормальных условиях функционирования.
Как отмечает доктор психoлогических наук М. А. Котик, в этом определении полностью игнорируются те последствия, которые приводят к ошибке человека, поскольку одни обстоятельства мoгут быть осознаны определенно, другие предположительно; одни отражаются в сознании правильно, адекватно, другие – ошибочно.
Нередко стрелок имеет возможность осознать (предвидеть) определенные обстоятельства, но не воспринимать их. Нереализованная возможность в данном случае свидетельствует о том, что субъект располагал объективной информацией, и о том, что у субъекта не было каких-либо препятствий для осознания этой информации.
Неoсознание в этой ситуации тех или иных обстоятельств – это тоже определенное психическое состояние, обусловленное личностными особенностями, которое зависит и от восприятия личностью тех раздражителей, которые воздействуют на него. Получается, что слово «надежность» применительно к человеку, владеющему оружием, определяет лишь общую закономерность возникновения у него ошибок, полностью не отражает его способность к безопасной работе – не допускать именно опасных ошибок, противодействовать опасности и др. Однако потребность в таком определении обнаружилась еще в начале двадцатого века, когда ученые пришли к заключению, что люди перед опасностью не равны. В таких условиях огромное влияние на стрелка оказывает уровень эргономики.
Ученый-исследователь Н. А. Бернштейн в работе «Современная биомеханикa и вопросы охраны труда» впервые поднял вопрос об эргономическом подходе к решению проблемы безопасности труда [2].
Эргономика(от греч. ergon – работа и nomos – закон) – наука, изучающая функции, возможности человекa в трудовых процессах, выявляющая возможности и закономерности создания оптимальных условий для высокопроизводительного труда и обеспечения необходимых удобств, содействующих развитию способностей работникa [3].
Н. А. Бернштейн писал: «Если нельзя построить по техническому расчету всю систему “орудие-работник”, то следует, по крайней мере, 1) произвести расчет работника, “беря” его так, как он дан природой, и 2) рассчитать и построить орудие так, чтобы согласовать во всех деталях расчет этой второй части системы с уже произведенным расчетом первой части, рассчитать орудие так, чтобы вся система была цельной и могла работать». В своей работе исследователь подчеркивал важность учета биологических факторов человека в практической деятельности [4]. Это учтено и в законе. В случае, когда лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам, то деяние считается совершенным невиновно (ч. 2, ст. 28 УК РФ).
Анализ исследований, выполненных рядом ученых [5], позволил выделить основные факторы, обусловливающие способность человека противодействовать возникновению опасности:
- чисто биологический фактор, вытекающий из природных свойств человека и проявляющийся в бессознательной регуляции;
- фактор, определяющий индивидуальные особенности психического отражения и психических функций человека;
- фактор, вытекающий из опыта человека, его навыкoв, знаний, умений;
- фактор, характеризующий направленность человека, то есть его мотивы, интересы, установки и т. п.
Как любой биологической системе, человеку присущ комплекс безусловных рефлексов (инстинктов), которыми он неосознанно отвечает на различные опасности, угрожающие его организму, что способствует самосохранению. Например, при возникновении опасности повреждения глаза закрываются, одергивается рука и др. Защитные реакции организма способствуют повышению защищенности человека от различных опасностей.
Большую надежность функционирования организма человека и его биологическую способность противодействовать опасностям обусловливает его структурная избыточность. Эта избыточность создается как в материальном плане (дублирование органов, способность одних органов частично компенсировать функции других, вышедших из строя органов), так и информационном (резервирование органов восприятия, хранения и переработки информации, ее передача). Необходимо отметить, что между двумя основными участниками конфликта, когда решается вопрос об охране общественной безопасности с присутствием фактора огнестрельного оружия, есть существенное различие: когда человек становится стрелком, то он попадает в условия, генетически не свойственные человеку. Главной особенностью здесь является значительное увеличение скорости движения объекта, цели, изготовки к стрельбе. Это ведет к повышению скорости поступления информации, с которой должен справиться «сенсорный вход» человека-стрелка (его органы чувств), скорости ее переработки – принятие и реализация решения, с которыми должен справляться «моторный выход» человека-стрелка (его двигательные реакции). Поэтому нельзя считать случайным, что первое место в подготовке должна занимать тренировка по скоростной стрельбе. Это гарантирует качественный результат обработки цели при попадании стрелка в ситуацию обнажения оружия.
Следующий фактор, определяющий реакцию человека на опасность, – психофизиологические особенности и состояние человека. Они проявляются в чувствительности человека к обнаружению сигналов опасности, его скоростных возможностях по реагированию на такие сигналы, в его эмоциональных реакциях на опасность и т. п. Как названные, так и другие подобные показатели, обусловливающие возможности человека обнаруживать опасную ситуацию и адекватно реагировать на нее, зависят от его индивидуальных особенностей, и в частности от нервной системы. На поведении человека в опасной ситуации сказывается физическое и психическое состояние. Состояние тревоги обычно способствует более быстрому обнаружению опасности, а состояние утомления, наоборот, снижает возможности человека по обнаружению опасности и противодействию ей.
Практика показала, что чaсто неэффективное поражение цели возникает не потому, что сотрудник запоздал с выстрелом, а потому, что он поторопился. Установлено, что грамотный сотрудник в сложных критических ситуациях обычно реагирует несколько медленнее, но более тщательно производит захват цели и обработку спуска. Он понимает, что в подобных случаях необходимо действовать точно и не допускать ошибок, поскольку в ситуации, несущей угрозу жизни, почти нет времени на их исправление. Быстрая реакция не должна оцениваться как единственное и важное качество предотвратить опасность.
Итак, способность человека противодействовать опасности в процессе служебной деятельности (включая и управление транспортным средством) существенно зависит еще от одного фактора – его профессиональных качеств и опыта. Здесь имеются в виду не столько навыки и умения по поражению цели, сколько навыки и умения решать эти задачи безопасно. Следует отметить, что умение безопасно работать зависит главным образом от знания специалистом своей профессии и соблюдения правил безопасности труда, от жизненного опыта и др. В США исследователь П. Фитес при изучении надежности полицейских-водителей, которые владеют огнестрельным оружием, пришел к выводу, что при скорости 120 миль/ч (192 км/ч) вероятность наезда на автомобиль-лидер при условии высокой ответственности, профессионализме и осознанной опасности, при видимости в несколько метров составляет всего лишь 10-9, то есть практически равна нулю, но при этом поражение автомобиля-цели при стрельбе по колесам неизменно оставалось высоким.
У разных специалистов уровень мотивации к выполнению соответствующей работы и обеспечению ее безопасности неодинаков. Недисциплинированность стрелков в тренировочном процессе на огневом рубеже чаще всего проявляется в игнорировании требований техники безопасности. Стрелок должен заботиться не только о личной безопасности, но и о безопасности других участников конфликта. В целом, используя указанные факторы, можно раскрыть разнообразные способности личности, это подтверждают исследования, проведенные К. К. Платоновым [6].
Человек как личность не является простой суммой этих факторов, а выступает как сложная система, сложившаяся в результате их развития и взаимодействия. Рассматриваемые факторы образуют гибкую систему с взаимодополнениями и взаимными компенсациями, способствующую надежности существования и деятельности человека. Как отмечает доктор психологических наук М. А. Котик [7], «человек является сложной саморегулирующей системой, способной в зависимости от сложившейся ситуации гибко использовать свои возможности для достижения требуемого результата и избежания при этом опасности».
Рассматривая психические состояния стрелка, невозможно не отметить его психологическую надежность. Психологическая ответственность стрелка – это соответствие его психологических качеств требованиям, предъявляемым сотруднику правоохранительных органов. Психологическая надежность зависит от особенностей этих качеств, к которым относятся:
- ощущение и восприятие,
- скорость и точность сенсомоторных реакций,
- внимание и мышление,
- эмоции и воля,
- морально-нравственные качества,
- способности и интересы,
- темперамент и характер.
Одним из элементов психологической надежности стрелка является его способность своевременно и точно воспринимать информацию, необходимую для оценки состояния общественного порядка и уровня риска. Отражение в сознании стрелка отдельных свойств, предметов и явлений помогает распознать уровень угрозы. Ощущение угрозы – это важнейшее проявление общебиологического свойства живой материи – чувствительности. Основную роль в деятельности сотрудника правоохранительных органов играют зрительные ощущения. Благодаря зрительному ощущению к стрелку поступает около 85% всех сведений. Именно зрение помогает оценить вооруженного противника. С помощью зрения стрелок классифицирует тип оружия у противоборствующей стороны и оценивает тип противника. Психический процесс отражения предметов и явлений в совокупности их свойств включает режим боевой готовности стрелка. Дальнейшее поведение стрелка в части владения оружием, его обнажение, приведение в боевую готовность, захват цели на прицельные приспособления происходит на автоматически отработанном навыке. Одновременно в эти доли секунды происходит оценка угрозы от вооруженного человека.
В зависимости от возникновения целостного представления о предмете возможно три варианта разработки алгоритмов действий стрелка.
Вариант первый. Заняв защищенную удобную позицию, оповестить вооруженного человека о контакте с полицией: «Стой, полиция!», произвести захват цели на прицельные приспособления личного табельного огнестрельного оружия, заставить положить оружие на землю, произвести задержание.
Вариант второй. В случае прямой угрозы гражданину или сотруднику полиции при отсутствии иной возможности спасения жизни произвести выстрел в преступника, стремясь к минимизации вреда для его здоровья.
Вариант третий. Заняв защищенную удобную позицию, оповестить вооруженного человека о контакте с полицией: «Стой, полиция!», произвести захват цели на прицельные приспособления личного табельного огнестрельного оружия, заставить положить оружие на землю, в случае попытки сближения произвести предупредительный выстрел, произвести задержание.
В психологической науке прочно утвердилось положение о том, что любая реакция человека, весь строй его внутренней жизни зависят от тех особенностей личности, которые сформировались у него в процессе его социального опыта, то есть от его потребностей и мотивов, интересов и установок. Для того чтобы понять действительную психологическую природу профессионально значимого свойства, то есть определить, какую функцию оно выполнит в процессе деятельности, необходимо рассматривать его в личностном аспекте, с точки зрения мотивов и целей этой деятельности. Для настоящего личностного подхода необходимо исследование каждого отдельного свойства в аспекте личности в целом.
Учеными установлена зависимость протекания отдельных психических процессов от тех потребностей и мотивов, которые побуждают человека к осуществлению этих процессов. При этом, как отмечает С. Л. Рубинштейн, эта зависимость выражается трояким образом: во-первых, в индивидуально-дифференцированных различиях; во-вторых, в том, что они зависят от общего развития личности; в-третьих, в том, что у человека они не остаются только процессами, совершающимися самотеком, а превращаются в сознательно регулируемые действия или операции, которыми личность как бы овладевает и которые она направляет на решение встающих перед ней в жизни задач.
Целостную структуру личности стрелка определяет прежде всего ее направленность. В основе направленности личности лежит возникающая в процессе жизни и воспитания человека устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные мотивы подчиняют себе все остальные. Направленность личности может проявляться в разных сферах ее деятельности. Однако наиболее глубокой является характеристика направленности с точки зрения отношения человека к обществу, к самому себе, к трудовой деятельности (профессиональная направленность). В нашем понятии личность стрелка – это человек, обладающий комплексом прав, свобод, обязанностей, которые придают ему независимый, признанный и защищенный государством статус, особое автономное положение в обществе в процессе выполнения служебных обязанностей.
В процессе функционирования системы охраны общественного порядка и общественной безопасности каждый из участников, в частности правонарушитель, сотрудник полиции, случайный свидетель, представляет собой индивидуальную и неповторимую личность. Изучая личность в любом ее аспекте, нельзя произвольно отсекать изучаемое явление (процесс, свойство, качество) от личности в целом, от ее направленности, от системы ее отношения к действительности. Любое качество человека (например, организованность, дисциплинированность и др.) не может существовать вне контакта с его личностью, вне системы мотивов его поведения, его отношений к действительности, его переживаний, убеждений и т. д. Наши исследования показывают, что причины ошибок стрелка можно условно разделить на пять групп:
- причины, связанные с правосознанием стрелка – сотрудника правоохранительных органов;
- особенности работы сенсорно-моторной системы стрелка;
- психофизиологические особенности труда стрелка – сотрудника правоохранительных органов;
- причины, связанные с юридической ответственностью лица, владеющего ручным огнестрельным оружием;
- причины, связанные с отбором, подготовкой и переподготовкой стрелков.
Включаясь в систему социальных связей, человек под воздействием общества превращается в личность. В результате профессионального обучения и приобретенного опыта вырабатывается мастерство стрелка, способность правильно реагировать усвоенными и известными ему приемами на различные критические и опасные ситуации, то есть фактически идет программирование человеческой психики на противостояние опасности, которое определяется именно степенью его мотивации к труду и его безопасности.