Full text

Экономические, демографические изменения, происходящие в нашей стране, ставят перед профессиональным образованием задачу по подготовке высококвалифицированных кадров, способных не только к выполнению профессиональных обязанностей, но и к изучению инновационных технологий, позволяющих повысить производительность труда, к смене профессии в случае необходимости. Иными словами, подготовленный работник высокого уровня должен не просто владеть профессией, но и ориентироваться в смежных областях деятельности, быть готов к постоянному профессиональному росту. Согласно нормативным актам, выпущенным в последние годы на государственном уровне [1], одной из главных задач профессионального образования становится подготовка мобильных специалистов.

Профессиональная педагогика, являясь частью системы наук о человеке, находится в тесной связи с историей, экономикой, политикой и другими науками.

Выделяя проблему подготовки специалистов со средним профессиональным образованием (далее – СПО), готовых к профессиональной мобильности, нельзя не рассмотреть предпосылки актуализации данной проблемы, не обратиться к истории ее становления и современному состоянию. Для этого необходимо представить в исторической ретроспективе меняющиеся требования к специалистам, обусловленные экономической ситуацией в стране.

В 1917–1925 гг. было положено начало реформированию профессионального образования в Советской России. Призывы Г. В. Плеханова к борьбе с узкоремесленным образованием, которое было свойственно царскому режиму правления, стали предпосылкой к актуализации проблемы мобильности работников, так как их узкая специализация была препятствием на пути индустриализации и технического прогресса [2]. В научных трудах А. В. Луначарского и А. С. Бубнова предлагалась единая концепция школ и учреждений СПО, а также подлежали внедрению принципы воспитания рабочего человека в условиях современных реалий, в том числе посредством совершенствования педагогических идей [3].

29 июля 1920 г. в действие вступил Декрет о профтехнической повинности, согласно которому все рабочие (от 10 до 40 лет) были обязаны проходить обучение и профильную переподготовку. Таким декретом правительство Советской России ставило перед собой задачу по ликвидации технической безграмотности населения и создавало базу для грядущей индустриализации. Первый нарком просвещения А. В. Луначарский, говоря об острой потребности страны в специа­листах, отмечал: «Количество инженеров у нас ничтожно, и не на всех можно притом полагаться. Количество людей со средним техническим образованием до отчаяния недостаточно...» [4]

В рамках Всероссийского партийного совещания по народному образованию, проходившему в конце 1920 – начале 1921 г., основой профессионально-техничес­кого образования был признан техникум. Обучение велось четыре года по педагогическому, сельскохозяйственному, социально-экономическому, индустриально-техни­ческому и другим направлениям, а после окончания обучения и прохождения практики по узкой специальности учащиеся могли стать квалифицированными работниками [5].

В это же время с целью восстановления промышленности начинается срочная подготовка квалифицированных рабочих в фабрично-заводских школах. Выпускники этих школ могли продолжить обучение в техникумах или фабрично-заводских ученичествах, где в течение четырех лет готовили рабочих высокой квалификации для различных видов промышленности.

В конце 20-х гг. ХХ в. в короткие сроки были построены предприятия-гиганты, в том числе в новых отраслях производства, которых прежде в России не было. Однако и специалистов для работы на новых предприятиях пришлось приглашать из других стран из-за трудностей в освоении промышленными кадрами новой техники. В середине 30-х гг. начала проводиться массовая техническая учеба рабочих без отрыва от производства через школы и курсы повышения квалификации, которые создавались при каждом предприятии [6].

В начале индустриализации Советский Союз «заимствовал» технику и приемы передовых промышленных парадигм у Запада, ввиду чего подготовка специалистов прибрела черты фордизма (узкая специализация рабочих, четкое распределение функций планирования и исполнения). Это говорит о том, что работник готовился к решению узкого круга профессиональных задач.

В последующие десятилетия, когда возникли более передовые промышленные парадигмы, с противоположными принципами, экономика была вынуждена приспосабливаться к принципам функционирования, не отвечающим основам советской системы.

Начало Великой Отечественной войны поставило перед системой советского образования новые задачи. Появилась острая потребность в квалифицированных рабочих военпрома, в результате чего подготовка специалистов со средним профессиональным образованием резко сократилась.

Во второй половине 40-х гг. руководило подготовкой и распределением квалифицированных рабочих Министерство трудовых резервов. Взятый правительством курс на восстановление экономики и сельского хозяйства потребовал изменения подхода к подготовке будущих специалистов-выпускников и преподавательского состава [7].

В конце 50-х гг. XX в. необходимость в рабочих высокой квалификации в промышленном и сельскохозяйственном производстве нарастает. Лиц с полным средним образованием стали брать в техникумы на срок обучения 2–3 года. Появились технические училища на базе средней школы. Срок обучения длился 1–2 года. Подобные требования предъявлял экономический курс того времени, направленный на усиление аграрного сектора в первую очередь за счет механизации и разработки новых земель. В связи с этим роль учреждений СПО в подготовке механизаторов и мелиораторов являлась одной из важнейших в достижении поставленных правительством задач.

В начале 60-х гг. XX в. начинается планирование подготовки большего количества специалистов со средним специальным образованием. Период 60-х гг. характеризуется резким подъемом популярности рабочих профессий. Такой результат обеспечил экономический эксперимент, впервые примененный на Щелкинском химкомбинате Тульской области. Эксперимент снискал популярность в рядах рабочего сообщества и резко поднял социальную планку трудящихся индустриального сектора. Сущность идеи состояла в том, чтобы вышестоящие органы соблюдали два основных положения: фонд заработной платы должен быть стабильным в течение нескольких лет; вся экономия зарплаты должна оставаться в распоряжении предприятия (50% экономии передавалось начальникам цехов на материальное стимулирование рабочих).

В результате проведения эксперимента за 1967–1975 гг. объем производства в индустриальном секторе увеличился почти в 3 раза, в то же время производственный персонал сократился на 1,5 тыс. человек, производительность труда выросла в 3,3 раза, а заработная плата на 45%.

С этого периода профессиональная унификация специалистов и их трудовая и профессиональная мобильность стали необходимым условием их профессиональной подготовки в учреждениях СПО.

К началу 70-х гг. промышленность СССР занимала ведущее место в экономике страны. В процессе составления девятого пятилетнего плана (1971–1975 гг.) особое внимание было уделено выравниванию технических показателей СССР и США, в числе которых – освоение космоса, вооружение, электрификация железнодорожного транспорта, добыча нефти за счет применения методов искусственного воздействия на пласт и др. [8]

В этот период государством перед сферой профессионально-технического образования ставились задачи по повышению человеческого фактора в научно-произ­водственном процессе. Ключевое внимание уделялось проблеме прогнозирования подготовки квалифицированных специалистов, которое бы позволяло оперативно отражать грядущие требования производства к профессиональным и личностным качествам будущих специалистов. Прогнозирование позволило разработать структуру социально-психологической модели мобильного специалиста широкого профиля и высокой квалификации, ее параметры, определить те качества, которыми специалисты должны были бы обладать [9].

С конца 80-х гг. профессиональную мобильность стали рассматривать как один из видов социальной мобильности [10]. Так, В. Ф. Левандовский, изучая проблему мобильности молодых рабочих в условиях перехода к рыночной экономике, выделяет вертикальную и горизонтальную мобильность рабочей силы. К первой он относит общеобразовательную, профессионально-квалификационную и социальную, во втором случае речь идет о территориальной, отраслевой и межотраслевой мобильности.

Начиная свое исследование в 1985 г., автор отмечает наличие тенденций на рынке труда, которые усиливают меж- и внутриотраслевое перераспределение рабочей силы. Удельный вес занятых в отраслях материального производства постепенно снижается и возрастает в непроизводственных сферах. Это свидетельствует о необходимости подготовки специалистов, готовых к перемещениям внутри отрасли подготовки или даже между отраслями.

С 1989 г. начинается экспериментальная подготовка рабочих и техников повышенного уровня, профиль подготовки которых был расширен знаниями по коммерческим дисциплинам, современным информационным технологиям, что привело к возникновению различных новых типов учреждений в структуре профессионального образования: лицеев, университетов, профессиональных школ. Также в нашей стране начинают появляться профессиональные колледжи, созданные по подобию западных учреждений СПО [11].

В начале 90-х гг. XX в. экономику России ждали радикальные изменения, обусловленные началом перехода к рыночным отношениям. В эти годы была ликвидирована проблема последних десятилетий советской экономики – нехватка рабочей силы. Предложение ресурсов на рынке труда стало превышать спрос. Такая ситуация ведет к конкуренции и, как следствие, повышению требований к уровню квалификации работника. Кроме этого важным для нашего исследования фактом является перестройка структуры промышленности и построение частно-государственной экономики. Приватизация большинства государственных предприятий постепенно меняет требования, предъявляемые к работникам. Работодатель не хочет вкладывать деньги в образование, он хочет получить готового специалиста, да еще и с опытом работы [12]. Это подтверждается многочисленными исследованиями, направленными на выявление требований работодателей к молодым специалистам [13]. Работодателю нужен специалист, способный быстро адаптироваться к меняющейся производственной ситуации, мобильный, готовый к дальнейшему обучению и развитию.

На меняющиеся требования к качеству и особенностям образования специалистов различного уровня в первую очередь реагируют учебные заведения, которые готовят будущих педагогических работников. Этим обусловлено большое количество работ, посвященных изучению формирования, развития профессиональной мобильности будущих педагогов. Так, одним из первых трудов, посвященных изучению социально-профессиональной мобильности студентов учреждения среднего профессионального образования, стало диссертационное исследование М. А. Пазюковой [14], в котором было раскрыто понятие «социально-профессиональная мобильность педагога», выделены критерии и показатели данного феномена, определены педагогические условия развития социально-профессиональной мобильности у студентов педагогического колледжа. Автор констатировал, что на момент выполнения своей научной работы отсутствовала актуализация проблемы развития у студентов социально-про­фессиональной мобильности в реальной практике педагогических колледжей.

К концу первого десятилетия XXI в. вопросы мобильности, в том числе профессиональной, все активнее рассматриваются социологами, психологами и педагогами. Однако почти все работы посвящены изучению особенностей формирования или развития профессиональной мобильности у студентов вузов (будущих педагогов, экономистов-менеджеров, инженеров, специалистов технического профиля). Ряд авторов рассматривают вопрос мобильности педагогических работников.

В Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 г. сделан акцент на существование количественного и качественного разрыва между потребностями экономики в специалистах среднего звена, их реальным наличием и соответствием их квалификаций требованиям рынка труда. Так, в зависимости от отраслей подобные разрывы составляют от 30 до 70% от потребностей. Это свидетельствует о наличии большого спроса на специалистов среднего звена, а переход к рыночным отношениям, приватизация предприятий, развитие высоких технологий актуализируют проблему подготовки готовых к профессиональной мобильности выпускников учреждений среднего профессионального образования.

Проведенный анализ показывает, что особенности экономического развития страны находят свое отражение в требованиях, предъявляемых к работникам, в том числе и специалистам среднего звена. На наш взгляд, за период с 20-х гг. прошлого века до настоящего дня можно выделить три этапа, прохождение каждого из которых привело к актуализации рассматриваемой проблемы.

Так, период с 20-х по 60-е гг. XX в. для нашей страны характеризуется отставанием в развитии от ведущих держав. В это время хоть и была потребность в работниках, способных к освоению нового оборудования и технологий, но попытки сокращения отставания не носили систематический характер.

С 60-х по 90-е гг. возрастает популярность рабочих профессий, ведется подготовка большого количества специалистов в учреждениях СПО. В 80-е гг. появляется интерес к проблеме мобильности работников со стороны экономистов и психологов.

Период с 90-х гг. XX в. характеризуется переходом к рыночным отношениям. И сегодня от образовательной сферы требуются профессионально мобильные специалисты, участники производственного и технического процесса, готовые к частичной и полной смене труда, к непрерывному совершенствованию уровня общей и профессиональной культуры.