Full text

Лазовский район расположен в юго-восточной части Приморского края, на восточных склонах хребта Сихотэ-Алинь, обращенных к Японскому морю. Его территория занимает 4691,5 км2. Плотность населения – 3,5 человека на 1 км2.

В настоящее время основными производителями овощной продукции в Приморском крае являются несколько районов: Уссурийский, Октябрьский, Надеждинский, Партизанский, Лазовский и Артемовский городской округ. В них выращивают 81–86% овощей от всего производства в крае. 20 лет назад в этих районах производилось только 51–54% овощей.

Вовлечению в товарное производство овощной продукции центральных и северных районов края препятствует удаленность производителей от потребителей продукции. Основная часть населения края проживает во Владивостоке, Находке, Артеме, Уссурийске и других городах на юге края. Тем не менее высокая стоимость логистических услуг не даёт производителям овощей быть достаточно конкурентоспособными и вести конкурентную борьбу с производителями с южной части края [1].

Проведём анализ сельхозпотенциала исследуемого района. Так, посевная площадь в 2015 г. составила 1651,5 га, в 2014 г. – 1603 га. Доля обрабатываемой пашни в общей площади пашни в 2015 г. составила 28,4% (в 2013 г. – 24,1%; 2012 г. – 27,6 %). За 2015 г. увеличилась площадь посевов на 48,5 га.

Сельскохозяйственных угодий на территории Лазовского района 10,796 тыс. га, в том числе пашни 5,805 тыс. га; сенокосов 2, 810 тыс. га; пастбищ 2,181 тыс. га.

Если исследуем количественный состав поголовья скота в хозяйстве населения, то получим следующие цифры: 461 голова крупного рогатого скота, в том числе 212 голов коров, 449 голов свиней. Производство основных продуктов животноводства составило: 185 тонн мяса (скот и птица в живой массе), 867 тонн молока, 1460 тыс. штук яиц (см. табл. 1).

 

 

Таблица 1

Показатели Лазовского муниципального района

в молокообрабатывающей и мясной отраслях

 

Анализируемый

показатель

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Общее поголовье КРС

409 голов

449 голов

484 головы

Валовое производство молока

800 тонн

830 тонн

899 тонн

Производство мяса

179 тонн

183 тонны

188 тонн

Производство яиц

1400 тыс. штук

1460 тыс. штук

1460 тыс. штук

 

Данный фактор влияет на продовольственную политику Приморского края. Так, в настоящее время в Приморском крае осуществляют производственную деятельность 56 предприятий пищевой промышленности различных форм собственности, в том числе:

-          32 предприятия выпускают мясомолочную продукцию;

-          семь – алкогольную, шесть специализируются на выпуске пива;

-          четыре выпускают питьевую воду;

-          одно специализируется на производстве спирта;

-          два – на производстве кондитерских изделий;

-          одно предприятие чаеразвесочное;

-          два масложироперерабатывающих предприятия;

-          одно специализируется на производстве пищеконцентратов.

Долю государства в уставном капитале имеют 28,6% (16) предприятий. С долей федеральной собственности – 12,5% (семь предприятий), краевой – 12,5% (семь предприятий), муниципальной – 7,2% (четыре предприятия). В кооперативной собственности 3,6% (два предприятия), в частной – 67,9% (38 предприятий).

Кроме того, на сегодняшний день поддержка отечественного производителя является наиболее приоритетной. Данный факт продиктован и особенностью вступления России в ВТО [2].

Нужно обратить внимание и на то, что необходимы чётко отработанные связи, которые повлекли бы за собой инновационную организацию предприятий сектора пищевой промышленности: внедрение современной техники, разработка экологически безопасных новейших технологий, обеспечение безотходного производства и производство продуктов наивысшего качества [3].

Приоритетным направлением развития Приморского края стал вопрос обеспечения жителей высококачественными продуктами питания местного производства, что также должно застраховать от зависимости от импортных продовольственных рынков.

В связи с этим был принят Закон Приморского края от 14.07.2008 № 289-КЗ «О краевой целевой программе “Развитие сельскохозяйственного производства в Приморском крае”». В рамках исполнения целевых индикаторов программы между администрацией Приморского края и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации заключены соглашения.

Для обоснования цели статьи приведём следующие цифры.

В настоящее время потребление продуктов питания одним жителем Приморского края составляет: мяса и мясопродуктов – 52%, молока и молочных продуктов – 46%, яиц – 61%, овощей – 95%. Ошибки в реформировании сельскохозяйственного производства были связаны с преувеличенными оценками эффективности фермерских хозяйств, рассматриваемых не как составная часть интегрированного агропромышленного производства.

Следовательно, c учетом такого высокого процента потребления мяса, мясопродуктов, молока и молочных продуктов целесообразна поддержка сельхозпроизводителей Лазовского муниципального района.

В любом государстве доступ населения к полноценному питанию будет решаться на уровне стратегического внимания государства и относится к понятию продовольственной безопасности страны, которая рассматривается как способность государства гарантировать удовлетворение потребности населения страны в продовольствии на уровне, обеспечивающем его нормальную жизнедеятельность [4].

В целях снижения продовольственной зависимости Лазовского района от завозной продукции нужно предусмотреть дальнейшее развитие системы развития сельскохозяйственной продукции, централизацию заготовительной деятельности путем присоединения мелких и убыточных заготовителей к крупным, что позволит расширить и развить сырьевую зону, соблюдать стандартизацию технологических процессов и санитарно-гигиенических требований выработки продукции для обеспечения продовольственных рынков.

Наиболее перспективна организация именно этого направления по той причине, что продукция – мясо, молоко – всегда будет иметь большой спрос на рынке не только Лазовского муниципального района, Партизанского муниципального района, Находкинского городского округа, но и Приморского края и приносить стабильную прибыль.

Кроме того, поддержка сельхозпроизводителя полностью отвечает Концепции устойчивого развития сельских территорий Лазовского муниципального района на период до 2020 г., приоритетными мерами которой являются:

-          восстановление и поддержание занятости населения (создание новых рабочих мест в сельскохозяйственных организациях, в сфере малого и среднего сельскохозяйственного предпринимательства, потребительской кооперации, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и товарные личные подсобные хозяйства);

-          стимулирование увеличения рабочих мест и создание льготных условий для их развития в несельскохозяйственных сферах деятельности во всех возможных организационных формах, особенно в сфере рекреационной и природоохранной деятельности, агро- и экологическом туризме, сельском гостиничном бизнесе, подсобных промышленных предприятиях и народных промыслах, лесопромышленном, водохозяйственном и строительном комплексах, промышленности местных строительных материалов.

Указанные меры предполагают решение ряда задач, которые предусматривают:

-          стимулирование закрепления молодых специалистов, трудоустраивающихся в сельской местности;

-          расширение переработки сельскохозяйственной продукции на кооперативных предприятиях;

-          расширение сети приемозаготовительных пунктов, через которые осуществляются закупки сельскохозяйственной продукции;

-          содействие развитию народных промыслов, сети предприятий бытового обслуживания, общественного питания, магазинов на дому в мелких населенных пунктах, организации труда надомников.

Повышению уровня занятости сельского населения будет также способствовать вовлечение граждан в обустройство Лазовского муниципального района.

При поддержке сельхозпроизводителя была бы достаточно хорошо развита кооперация, а именно сосредоточение овощной продукции на базах в северных районах и транспортировка ее к потребителям за счет субсидирования из бюджета края позволили бы расширить площади под овощными культурами, занять население в селах и значительно снизить зависимость от импорта [5].

Имеется и другой путь вовлечения сельхозпроизводителей в товарное производство овощной и сельскохозяйственной продукции – расширение переработки продукции в исследуемом районе.

Предпосылкой может стать создание цехов по переработке в крупных овощеводческих хозяйствах, что позволит значительно расширить площади под овощными культурами [6].

Постройка овощеперерабатывающих заводов и цехов невозможна без субсидирования из краевого и федерального бюджетов, но она в значительной степени позволит решить ряд важных экономических и социальных вопросов не только Лазовского муниципального района, но и всего Приморского края.

Примером поддержки сельхозпроизводителя как стратегии диверсификации муниципального района может стать создание многофункционального сельскохозяйственного комплекса при финансовой поддержке администрации Приморского края.

Жители района вообще предпочитают брать все местное, и они должны предпочесть местное, чтобы и в дальнейшем поддерживать своего производителя. Покупатели своими глазами видят, что продукция экологически чистая и ею без опаски можно кормить детей. Насыщенный рынок создает благоприятную среду для здоровой конкуренции, и местным производителям ничего больше не останется, как стараться и выходить на более высокий уровень производства.

Важным конкурентным преимуществом продукции будет прямая работа с каждой розничной торговой точкой: можно договориться о любом размере партии поставок. Все эти доводы делают местную продукцию конкурентоспособной.

Планируется очень тесно работать с каждым покупателем (детские сады, школы, больницы): самостоятельно доставлять ему продукцию с периодичностью не реже одного раза в неделю, контролировать процесс поставки вплоть до качества поставляемой продукции, оперативно выбирая бракованную продукцию еще на стадии комплектования поставки.

В контексте сказанного дальнейшее развитие данной отрасли видится в создании упомянутого комплекса, продукция которого будет отличаться и либеральной ценой, и качеством.

Основными потребителями продукции, производимой многофункциональным сельскохозяйственным комплексом, станут бюджетные учреждения Лазовского муниципального района. Общее количество потребителей в динамике за три года представлено в табл. 2 (5 ДОУ и 10 школ).

Таблица 2

Анализ численности основных потребителей продукции

(образовательные учреждения)

 

Анализируемый показатель

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Средние общеобразовательные организации (школы)

1366 чел.

1416 чел.

1439 чел.

Основные образовательные организации

65 чел.

73 чел.

74 чел.

Детские сады

442 чел.

487 чел.

512 чел.

 

Медицинские услуги населению предоставляют две больницы, четыре ФАПа. В селе Чистоводное расположена бальнеолечебница, где радоновыми источниками лечат болезни кожи и сердечно-сосудистой системы.

Численность пенсионеров на 01.10.2016 г. составила 4431 человек (4406 человек в 2015 г.), из них работающих 1977 человек (1864 человека в 2015 г.) (табл. 3).

Таблица 3

Анализ численности основных потребителей продукции

(учреждения здравоохранения, пенсионеры)

 

Анализируемый показатель

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Кол-во больных, проходящих лечение в учреждениях здравоохранения (стационарно)

3634

3499

3564

Кол-во пенсионеров

4150

4406

4431

 

Следовательно, проект может быть рассчитан именно на направление обеспечения сельскохозяйственной продукцией бюджетных учреждений Лазовского муниципального района, а также социально не защищённых категорий населения (жителей пенсионного возраста).

Кроме того, в целях снижения продовольственной зависимости Лазовского района от завозной продукции нужно предусмотреть дальнейшее развитие системы заготовок сельскохозяйственной продукции, централизацию заготовительной деятельности путем присоединения мелких и убыточных заготовителей к крупным, что позволит расширить и развить сырьевую зону, соблюдать стандартизацию технологических процессов и санитарно-гигиенических требований выработки продукции для обеспечения продовольственных рынков.