Лазовский район расположен в юго-восточной части Приморского края, на восточных склонах хребта Сихотэ-Алинь, обращенных к Японскому морю. Его территория занимает 4691,5 км2. Плотность населения – 3,5 человека на 1 км2.
В настоящее время основными производителями овощной продукции в Приморском крае являются несколько районов: Уссурийский, Октябрьский, Надеждинский, Партизанский, Лазовский и Артемовский городской округ. В них выращивают 81–86% овощей от всего производства в крае. 20 лет назад в этих районах производилось только 51–54% овощей.
Вовлечению в товарное производство овощной продукции центральных и северных районов края препятствует удаленность производителей от потребителей продукции. Основная часть населения края проживает во Владивостоке, Находке, Артеме, Уссурийске и других городах на юге края. Тем не менее высокая стоимость логистических услуг не даёт производителям овощей быть достаточно конкурентоспособными и вести конкурентную борьбу с производителями с южной части края [1].
Проведём анализ сельхозпотенциала исследуемого района. Так, посевная площадь в 2015 г. составила 1651,5 га, в 2014 г. – 1603 га. Доля обрабатываемой пашни в общей площади пашни в 2015 г. составила 28,4% (в 2013 г. – 24,1%; 2012 г. – 27,6 %). За 2015 г. увеличилась площадь посевов на 48,5 га.
Сельскохозяйственных угодий на территории Лазовского района 10,796 тыс. га, в том числе пашни 5,805 тыс. га; сенокосов 2, 810 тыс. га; пастбищ 2,181 тыс. га.
Если исследуем количественный состав поголовья скота в хозяйстве населения, то получим следующие цифры: 461 голова крупного рогатого скота, в том числе 212 голов коров, 449 голов свиней. Производство основных продуктов животноводства составило: 185 тонн мяса (скот и птица в живой массе), 867 тонн молока, 1460 тыс. штук яиц (см. табл. 1).
Таблица 1
Показатели Лазовского муниципального района
в молокообрабатывающей и мясной отраслях
Анализируемый показатель |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Общее поголовье КРС |
409 голов |
449 голов |
484 головы |
Валовое производство молока |
800 тонн |
830 тонн |
899 тонн |
Производство мяса |
179 тонн |
183 тонны |
188 тонн |
Производство яиц |
1400 тыс. штук |
1460 тыс. штук |
1460 тыс. штук |
Данный фактор влияет на продовольственную политику Приморского края. Так, в настоящее время в Приморском крае осуществляют производственную деятельность 56 предприятий пищевой промышленности различных форм собственности, в том числе:
- 32 предприятия выпускают мясомолочную продукцию;
- семь – алкогольную, шесть специализируются на выпуске пива;
- четыре выпускают питьевую воду;
- одно специализируется на производстве спирта;
- два – на производстве кондитерских изделий;
- одно предприятие чаеразвесочное;
- два масложироперерабатывающих предприятия;
- одно специализируется на производстве пищеконцентратов.
Долю государства в уставном капитале имеют 28,6% (16) предприятий. С долей федеральной собственности – 12,5% (семь предприятий), краевой – 12,5% (семь предприятий), муниципальной – 7,2% (четыре предприятия). В кооперативной собственности 3,6% (два предприятия), в частной – 67,9% (38 предприятий).
Кроме того, на сегодняшний день поддержка отечественного производителя является наиболее приоритетной. Данный факт продиктован и особенностью вступления России в ВТО [2].
Нужно обратить внимание и на то, что необходимы чётко отработанные связи, которые повлекли бы за собой инновационную организацию предприятий сектора пищевой промышленности: внедрение современной техники, разработка экологически безопасных новейших технологий, обеспечение безотходного производства и производство продуктов наивысшего качества [3].
Приоритетным направлением развития Приморского края стал вопрос обеспечения жителей высококачественными продуктами питания местного производства, что также должно застраховать от зависимости от импортных продовольственных рынков.
В связи с этим был принят Закон Приморского края от 14.07.2008 № 289-КЗ «О краевой целевой программе “Развитие сельскохозяйственного производства в Приморском крае”». В рамках исполнения целевых индикаторов программы между администрацией Приморского края и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации заключены соглашения.
Для обоснования цели статьи приведём следующие цифры.
В настоящее время потребление продуктов питания одним жителем Приморского края составляет: мяса и мясопродуктов – 52%, молока и молочных продуктов – 46%, яиц – 61%, овощей – 95%. Ошибки в реформировании сельскохозяйственного производства были связаны с преувеличенными оценками эффективности фермерских хозяйств, рассматриваемых не как составная часть интегрированного агропромышленного производства.
Следовательно, c учетом такого высокого процента потребления мяса, мясопродуктов, молока и молочных продуктов целесообразна поддержка сельхозпроизводителей Лазовского муниципального района.
В любом государстве доступ населения к полноценному питанию будет решаться на уровне стратегического внимания государства и относится к понятию продовольственной безопасности страны, которая рассматривается как способность государства гарантировать удовлетворение потребности населения страны в продовольствии на уровне, обеспечивающем его нормальную жизнедеятельность [4].
В целях снижения продовольственной зависимости Лазовского района от завозной продукции нужно предусмотреть дальнейшее развитие системы развития сельскохозяйственной продукции, централизацию заготовительной деятельности путем присоединения мелких и убыточных заготовителей к крупным, что позволит расширить и развить сырьевую зону, соблюдать стандартизацию технологических процессов и санитарно-гигиенических требований выработки продукции для обеспечения продовольственных рынков.
Наиболее перспективна организация именно этого направления по той причине, что продукция – мясо, молоко – всегда будет иметь большой спрос на рынке не только Лазовского муниципального района, Партизанского муниципального района, Находкинского городского округа, но и Приморского края и приносить стабильную прибыль.
Кроме того, поддержка сельхозпроизводителя полностью отвечает Концепции устойчивого развития сельских территорий Лазовского муниципального района на период до 2020 г., приоритетными мерами которой являются:
- восстановление и поддержание занятости населения (создание новых рабочих мест в сельскохозяйственных организациях, в сфере малого и среднего сельскохозяйственного предпринимательства, потребительской кооперации, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и товарные личные подсобные хозяйства);
- стимулирование увеличения рабочих мест и создание льготных условий для их развития в несельскохозяйственных сферах деятельности во всех возможных организационных формах, особенно в сфере рекреационной и природоохранной деятельности, агро- и экологическом туризме, сельском гостиничном бизнесе, подсобных промышленных предприятиях и народных промыслах, лесопромышленном, водохозяйственном и строительном комплексах, промышленности местных строительных материалов.
Указанные меры предполагают решение ряда задач, которые предусматривают:
- стимулирование закрепления молодых специалистов, трудоустраивающихся в сельской местности;
- расширение переработки сельскохозяйственной продукции на кооперативных предприятиях;
- расширение сети приемозаготовительных пунктов, через которые осуществляются закупки сельскохозяйственной продукции;
- содействие развитию народных промыслов, сети предприятий бытового обслуживания, общественного питания, магазинов на дому в мелких населенных пунктах, организации труда надомников.
Повышению уровня занятости сельского населения будет также способствовать вовлечение граждан в обустройство Лазовского муниципального района.
При поддержке сельхозпроизводителя была бы достаточно хорошо развита кооперация, а именно сосредоточение овощной продукции на базах в северных районах и транспортировка ее к потребителям за счет субсидирования из бюджета края позволили бы расширить площади под овощными культурами, занять население в селах и значительно снизить зависимость от импорта [5].
Имеется и другой путь вовлечения сельхозпроизводителей в товарное производство овощной и сельскохозяйственной продукции – расширение переработки продукции в исследуемом районе.
Предпосылкой может стать создание цехов по переработке в крупных овощеводческих хозяйствах, что позволит значительно расширить площади под овощными культурами [6].
Постройка овощеперерабатывающих заводов и цехов невозможна без субсидирования из краевого и федерального бюджетов, но она в значительной степени позволит решить ряд важных экономических и социальных вопросов не только Лазовского муниципального района, но и всего Приморского края.
Примером поддержки сельхозпроизводителя как стратегии диверсификации муниципального района может стать создание многофункционального сельскохозяйственного комплекса при финансовой поддержке администрации Приморского края.
Жители района вообще предпочитают брать все местное, и они должны предпочесть местное, чтобы и в дальнейшем поддерживать своего производителя. Покупатели своими глазами видят, что продукция экологически чистая и ею без опаски можно кормить детей. Насыщенный рынок создает благоприятную среду для здоровой конкуренции, и местным производителям ничего больше не останется, как стараться и выходить на более высокий уровень производства.
Важным конкурентным преимуществом продукции будет прямая работа с каждой розничной торговой точкой: можно договориться о любом размере партии поставок. Все эти доводы делают местную продукцию конкурентоспособной.
Планируется очень тесно работать с каждым покупателем (детские сады, школы, больницы): самостоятельно доставлять ему продукцию с периодичностью не реже одного раза в неделю, контролировать процесс поставки вплоть до качества поставляемой продукции, оперативно выбирая бракованную продукцию еще на стадии комплектования поставки.
В контексте сказанного дальнейшее развитие данной отрасли видится в создании упомянутого комплекса, продукция которого будет отличаться и либеральной ценой, и качеством.
Основными потребителями продукции, производимой многофункциональным сельскохозяйственным комплексом, станут бюджетные учреждения Лазовского муниципального района. Общее количество потребителей в динамике за три года представлено в табл. 2 (5 ДОУ и 10 школ).
Таблица 2
Анализ численности основных потребителей продукции
(образовательные учреждения)
Анализируемый показатель |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Средние общеобразовательные организации (школы) |
1366 чел. |
1416 чел. |
1439 чел. |
Основные образовательные организации |
65 чел. |
73 чел. |
74 чел. |
Детские сады |
442 чел. |
487 чел. |
512 чел. |
Медицинские услуги населению предоставляют две больницы, четыре ФАПа. В селе Чистоводное расположена бальнеолечебница, где радоновыми источниками лечат болезни кожи и сердечно-сосудистой системы.
Численность пенсионеров на 01.10.2016 г. составила 4431 человек (4406 человек в 2015 г.), из них работающих 1977 человек (1864 человека в 2015 г.) (табл. 3).
Таблица 3
Анализ численности основных потребителей продукции
(учреждения здравоохранения, пенсионеры)
Анализируемый показатель |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Кол-во больных, проходящих лечение в учреждениях здравоохранения (стационарно) |
3634 |
3499 |
3564 |
Кол-во пенсионеров |
4150 |
4406 |
4431 |
Следовательно, проект может быть рассчитан именно на направление обеспечения сельскохозяйственной продукцией бюджетных учреждений Лазовского муниципального района, а также социально не защищённых категорий населения (жителей пенсионного возраста).
Кроме того, в целях снижения продовольственной зависимости Лазовского района от завозной продукции нужно предусмотреть дальнейшее развитие системы заготовок сельскохозяйственной продукции, централизацию заготовительной деятельности путем присоединения мелких и убыточных заготовителей к крупным, что позволит расширить и развить сырьевую зону, соблюдать стандартизацию технологических процессов и санитарно-гигиенических требований выработки продукции для обеспечения продовольственных рынков.