Full text

Обращение к концепту «коллективная идентичность» предоставляет широкие возможности понять механизм связи внутриобщностной, внутриличностной и социокультурной обусловленности действий социальных групп, индивидов в различных ситуациях социального взаимодействия. Динамика идентификационных процессов является своеобразным индикатором коллективистского сознания, самочувствия и показателем состояния социальных групп и общностей.

Коллективная идентичность – это форма отождествления индивидуума, социальной группы или социальной общности с определенной самостоятельной структурой – цельной, собирательной или индивидуальной.

Базовой формой коллективной идентичности, свойственной всем типам общества, является этническая идентичность. В этносе между всеми членами существуют органические связи, все разделяют язык, веру в общее происхождение и общие обычаи, традиции.

Этническая идентичность представляет собой мировосприятие представителями этнических групп, общностей, которое формируется на глубинном психологическом (сознательном и бессознательном) уровне коллективного и индивидуального сознания. Это совокупность интеллектуально-психологических, поведенческих установок индивида или этнической группы, общности, образ их мыслей, душевный склад. Идентичность рассматривается в современной науке в качестве важного фактора в жизнедеятельности этносов, которая отражает в полной мере свойства этнических общностей индустриальной эпохи – наций. Этническая идентичность формируется в недрах национальной самобытной культуры, традиций народа, социальных институтов, среды обитания этнических общностей. Этничность обозначает существование культурно-отличительных групп и идентичностей (тождественности, одинаковости).

К числу характеристик данного феномена относятся свойственные общностям характеристики, которые свидетельствуют о присутствии этничности как таковой. Это следующие характеристики (идентифицирующие индикаторы):

-          наличие разделяемых членами этнической группы представлений об общем территориальном и историческом происхождении, наличие единого языка, общих черт материальной и духовной культуры;

-          политически оформленные представления о родине и особых институтах (например, государственность), которые могут считаться частью того, что составляет представление о народе;

-          чувство отличительности, то есть осознание членами этнической группы своей принадлежности к ней, и основанные на этом формы солидарности и совместные действия.

Итак, этничность – это форма коллективной идентичности и социальной организации культурных различий. Иначе говоря, этническая общность есть общность на основе культурной самоидентификации по отношению к другим общностям, с которыми она находится в фундаментальных связях. Этничность формируется и существует в контексте того социального опыта и процессов, с которыми связаны люди.

С коллективной, внутригрупповой точки зрения этничность основывается на комплексе культурных черт, по которым члены этой группы отличают себя от других этнических групп, даже если они в культурном отношении очень близки.

Осознание принадлежности к определенной социальной общности, этносу является одной из определяющих характеристик самосознания человека. Человек ощущает себя представителем какого-либо народа, отождествляет и идентифицирует себя с ним.

Коллективная идентификация является существенным элементом коллективистского самосознания. Первая подсистема в структуре коллективного самосознания – это идеалы, взгляды, представления, касающиеся самоопределения, автономии национальной общности, ее места среди других этнических групп. Ей присущ объективный характер. Вторая подсистема связана с нравственной, этико-психоло­гической оценкой, осознанием всей совокупности национальных ценностей.

Калмыкия является субъектом, органической частью России. Она ищет свой путь формирования и укрепления отношений между нациями в республике и за ее пределами. Россия и Калмыкия – это полиэтнические образования. В Республике Калмыкия, помимо калмыков (57,4%), проживают представители бывших союзных республик СССР и многих других народов Российской Федерации – русские (30,2%), украинцы (0,5%), корейцы (0,5%), немцы (0,4%), татары (0,35%), турки-месхетинцы (1,3%), казахи (1,7%), а также представители народов Северного Кавказа – армяне (0,16%), осетины (0,09%), карачаевцы (0,06%) [1].

Важнейшие социальные процессы, протекающие в социальной сфере, имеют национальную вариативность. В Калмыкии на протяжении последних десятилетий, включая и провальные постсоветские годы, прочно сохраняется относительно устойчивая, стабильная обстановка в отношениях между различными этническими группами. Однако и здесь произошли существенные изменения в пропорциональном соотношении этнических групп в сфере межнационального сосуществования, повлекшие за собой значительные сдвиги в области самоощущения этническими группами и общностями, в структуре их ценностей, норм и поведения. Так, например, на фоне общего уменьшения численности населения за годы постсоветских трансформационных изменений в Республике Калмыкия существенно изменилось представительство этнонациональных групп. Если удельный вес калмыцкого населения вырос с 45,4 до 57,4%, то русского – сократился до 30,2%. Возросла доля этнических групп Северного Кавказа из государств постсоветского пространства.

По данным переписей с 1989 по 2002 г., численность русских уменьшилась на 21,7%, в то время как всего населения республики – на 11,0%. Произошли существенные изменения и в пропорциональном соотношении этнических групп и этнической структуры Калмыкии в целом. Однако эти изменения не оказали существенного влияния на существующий положительный климат в межнациональных отношениях этнических групп.

Сложная ситуация в различных сферах советского общества стала заметно усугубляться во второй половине 70-х гг. Страна переживала затяжной, глубокий, системно-структурный всеобъемлющий кризис [2]. В новых условиях общественного переустройства России и перехода к рыночным отношениям существенно возросло давление на уровень жизни массовых социальных групп населения. По данным социологических мониторингов, проведенных в эти годы, желание уехать из республики высказали 43,4% опрошенных, в том числе в г. Элисте – 40,0% и в районах – 45,0%. Главными причинами были названы следующие: отсутствие возможностей для работы и заработка – 22,5% элистинцев и 28,8% жителей сельской местности; желание жить в более благоприятной социальной среде – соответственно 23,3% и 15,4%; желание дать достойное образование детям – 15,0% и 14,2%; экономическая ситуация в республике – 11,7% и 8,8%. В то же время хотели бы уехать из республики, «чтобы жить в своей национальной среде», лишь 2,6% (2,5% – в г. Элисте и 2,7% – в районах); «из-за ухудшения межнациональных отношений» – 1,8% (3,3% и 1,2% соответственно) опрошенных [3].

В республике продолжается отток русского населения, одной из самых больших этнических групп по численности и, соответственно, удельному весу в национальной структуре населения Калмыкии.

В связи с неблагоприятным изменением социально-экономического положения большинства населения произошло резкое сужение сферы позитивных эмоций и поведения жителей республики. Однако данные факторы, как показали систематически проводимые исследования, не оказали какого-либо существенного влияния на изменение фона межнациональных отношений. Практически никто не хотел уезжать из Калмыкии из-за национальных проблем. По данным социологических мониторингов, доброжелательные межнациональные отношения составляют одну из наиболее важных ценностей образа жизни представителей этнических групп в республике. Этот показатель в ответах респондентов занимает третье место (31,3%) после таких общечеловеческих ценностей, как «мой дом, моя работа» (59,2%) и «родственники, друзья, близкие по духу люди» (37,9%). Граждане республики (40,8%) положительно относятся к росту многонациональности в Калмыкии, а для 30,8% опрошенных этот фактор не имеет никакого значения. Но 16,9% опрошенных всё же не одобряют этот процесс [4].

Примечателен тот факт, что, как показывают исследования, у народов разных национальностей всё же больше сходства, чем различий; это подтверждается образом жизни этнических групп, их ценностями и интересами в духовной сфере. Но различия всё же существуют, особенно в нормах, традициях и обычаях бытовой жизни и в семейных отношениях, что неизменно сказывается и на психологическом самочувствии [5].

Самочувствие этнических групп, то есть ментальность как психологическое мировосприятие (например, у калмыков (57,4%) и русских (30,2%) – представителей самых больших этнических групп в Калмыкии), детерминируется не только материальными условиями жизни, но в значительной степени факторами социально-поли­тического и культурного характера. Исследования показали, что в целом калмыки в республике имеют более благоприятные факторы для социальной адаптации в условиях трансформационных и последующих модернизационных изменений [6]. Это связано прежде всего с этнокультурными особенностями образа жизни – более тесными традициями родственных и дружеских связей. Адаптация зависит от различных составляющих: внутреннего состояния человека (здоровье, настроение, испытываемые чувства счастья, оптимизма или неудач, разочарования) и оценки внешних условий (восприятие ситуации в стране и во времени, восприятие собственного положения в экономическом и социально-культурном пространстве республики и страны).

Одной из наиболее показательных характеристик ментального самочувствия представителей различных социальных слоев этнических групп является их удовлетворенность своим образом жизни. Перелом в социальном и, соответственно, в ментальном самочувствии населения (2000–2002 гг.) можно подтвердить результатами всероссийских социологических мониторингов и обследований, проведенных учеными Калмыкии [7].

Психологическое самочувствие граждан определяется не только их уровнем жизни, о чем мы писали выше. Результаты конкретных социологических исследований, проведенных за годы перестройки и в послеперестроечное время, трансформационных и модернизационных изменений в Республике Калмыкия, показали, что подавляющему большинству жителей республики, независимо от национальной принадлежности, присущи глубокие толерантные чувства к окружающим их людям других национальностей, к самой республике, которая стала для них за долгие годы совместного проживания на этой земле второй родиной. Об этом постоянно и искренне говорят представители самых разных этнических групп во время опросов. Поэтому для них, независимо от их национальной принадлежности, имеют существенную ценность как наличие, так и сохранение Республикой Калмыкия своей национальной государственности. Положительно оценивали наличие статуса республики 69,7%, отрицательно – 9,2% всех опрошенных: среди калмыков – 79,9% и 5,6%; среди русских – 58,5% и 14,5% соответственно [8].

На примере этнических групп, живущих в Калмыкии, явно заметно, с одной стороны, растущее осознание этносами внутриэтнических связей (интерес и уважительное отношение к историческому прошлому калмыцкого и, естественно, своего народа; стремление возродить родной язык и этнокультуру), то есть этим этносам присущи отчетливо выраженные этнопсихологические и этнокультурные ориентиры, которые определяют внутреннее содержание этнической идентичности; с другой стороны, усиливающаяся потребность межэтнической интеграции и солидарности [9]. При этом сами этносы способствуют сохранению и реализации традиций, возрождению национальной культуры и взаимосвязей с другими культурами, представленными в республике, что помогает им  успешно адаптироваться в сложном мире национальных отношений в едином социокультурном пространстве республики.

На примере многонациональной и многоконфессиональной Республики Калмыкия видно, что основная функция этноса сегодня – сохранить ценности этнокультуры как важнейшего компонента толерантного сознания и этнической ментальности. Система социокультурных отношений, в которую человек включен как представитель того или иного этноса, имеет свои имманентные этнические стороны. Его культурные, языковые, бытовые и другие характеристики являются также этнокультурными, этноязыковыми и т. д. Основополагающим конституционным принципом, соответствующим такому единению и развитию этнокультур и тем самым этнической ментальности, является статья 14 Степного Уложения (Основного Закона) Республики Калмыкия, в которой провозглашено: «Республика Калмыкия всемерно содействует сохранению самобытности и этнической неповторимости, традиций калмыцкого, русского и других народов республики…» [10]

Это стало возможным благодаря существующей российской государственности, которая учитывает интересы всех народов, проживающих на ее политико-экономи­ческом, социокультурном пространстве, и конституционно гарантирует их права, свободы, целостность национальных территорий; способствует объединению их человеческих и культурных потенциалов и усилий в составе единого российского государства, построенного и действующего исключительно на основе конституционных принципов реального федерализма [11].

Всё это создает благоприятные условия для развития коллективной, в том числе этнической, идентичности, толерантности, коллективистского и этнического самосознания и коллективистской (этнической) ментальности, которые служат аккумулирующим средством, питающим национальное единство, этническую солидарность. Они, в свою очередь, отражают гуманистическую сущность и направленность этнокультур. Гуманистическая направленность культуры этносов всё более утверждается сегодня в том, что она и сама по себе определяется через отношение к человеку и его возможностям развития в условиях российской действительности.