Full text

Интерес к проблеме ценностных ориентаций у студентов-психологовобусловлен тем, что формирование ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности, оказывает влияние на становление профессионального самосознания. Ценности являются исходными психическими образованиями для постановки целей и обоснования специалистом всей своей профессиональной деятельности, представляют собой одновременно мотивационные и когнитивные образования: направляют, организуют, ориентируют поведение человека на определенные цели и в то же время детерминируют когнитивную работу с информацией. Ценности выступают также в качестве критерия оценки действительности, других людей, а также самого себя. Анализ ценностных ориентаций студентов позволяет увидеть перспективы их личностного и профессионального развития и уже на этапе подготовки специалистов при необходимости внести в этот процесс определенные коррективы.

Ценностные ориентации – элементы внутренней (диспозиционной) структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое (существенное для данного человека) от незначимого (несущественного) через (не) принятие личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве рамки предельных смыслов и основополагающих целей жизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации. В диспозиционной структуре личности ценностные ориентации образуют высший (как правило, осознаваемый – в отличие от социальных установок) уровень иерархии предрасположенностей к определенному восприятию условий жизнедеятельности, их оценке и поведению как в актуальной, так и долгосрочной перспективе [1].

Формируясь при усвоении социального опыта, ценностные ориентации обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности; в структуре человеческой деятельности тесно связаны с её познавательными и волевыми сторонами. Система ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу её отношения к действительности [2]. Развитые ценностные ориентации – признак зрелости личности, показатель меры её социальности. Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции; противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении; неразвитость ценностных ориентаций – признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности [3].

Ценности имеют как содержательную, так и количественную характеристики. С содержательной стороны ценности указывают, какие идеи, принципы, цели поведения и т. д. являются важными. Количественная характеристика ценностной сферы показывает то, в какой степени данная ценность важна для индивида.

Существуют различные подходы к классификации ценностных ориентаций. М. Рокич выделяет две группы ценностей: терминальные и инструментальные. К первой группе относятся ценности, которые выступают базовыми. В соответствии с ними индивид строит свою жизнь, их он готов отстаивать и укреплять. Эта группа включает такие ценности, как человеческое достоинство, любовь, дружба, безопасность, экономическое процветание, равенство возможностей и т. д. Их можно рассматривать как общечеловеческие, универсальные ценности, которые одинаково важны в любой стране и культуре. Ко второй группе относятся ценности, имеющие более конкретный поведенческий смысл. Они могут быть обозначены прилагательными, в которых отражены виды поведения, которые одобряет или отвергает индивид. Эти ценности могут быть выражены такими прилагательными, как тактичный, преданный, компетентный, патриотичный, вежливый, амбициозный и т. д. В отличие от терминальных ценностей, которые характеризуются значительной устойчивостью и консервативностью, инструментальные ценности более гибки и подвижны. Как и другие элементы поведения, они в значительной степени подвержены изменениям в результате обучения или нового опыта [4].

В. В. Гаврилюк и Н. А. Трикоз выделяют четыре основных типа систем ценностей: смысложизненную систему, объединяющую ценности человеческой жизни, определяющую цели бытия, человеческой сущности, ценности свободы, правды, красоты, т. е. общечеловеческие ценности; витальную систему – это ценности сохранения и поддержания повседневной жизни, здоровья, безопасности, комфорта; интеракционистскую систему – это ценности и суждения, важные в межличностном и групповом общении (хорошие отношения, совесть, власть, взаимопомощь); социализационную систему – ценности, которые определяют процесс формирования личности (социально одобряемые и наоборот) [5].

Ценностные ориентации формируются преимущественно на том этапе социализации индивидов, который непосредственно предшествует периодам зрелости. Сформировав свою ценностную картину мира, человек, как правило, сохраняет её неизменной практически в течение всей жизни. В современном обществе процесс социализации молодежи осложняется трудностями, которые возникают вследствие переоценки традиций, норм и ценностей. Отвергаются ценности, свойственные традиционной русской культуре (довольство своим местом в жизни, благочестие, скромность). Резко возросла ценность благосостояния (материальный успех и благополучие), автономии как независимости и уверенности в себе, стремления выразить свою уникальность [6]. Если раньше молодежь в значительной степени опиралась на опыт предыдущих поколений, то теперь молодые люди осваивают и создают новый социальный опыт, полагаясь преимущественно на себя, что в значительной степени предопределяет наличие противоречивых тенденций в сознании и поведении современной молодежи. Представления о ценностных ориентациях размыты, нет грамотного механизма формирования и способа воздействия на сознание и поведение личности, соответственно, изменилось отношение к образованию, труду, близким, семье. Ломка ценностных ориентаций привела к падению престижа общественно значимого труда, росту безразличия, социальной пассивности, инфантилизму, агрессивности молодежи.

Согласно результатам исследований Л. Ромашовой, доминантой жизненных ценностей и поведенческих приоритетов молодежи является материальное благополучие (у 73% из 600 опрошенных молодых людей материальные ценности – главный стимул их жизненной активности). В представлениях молодежи деньги зачастую являются мерилом человеческого счастья, полезность труда определяется достижениями собственного экономического достатка, а жизненный успех связывается с предприимчивостью и деньгами, а не с талантом, знаниями и трудолюбием [7].

Приоритетность экономических ценностей оказывает влияние на всю систему ценностных ориентаций молодых людей. Так, в отношении семейных ценностей молодежь превыше всего ставит независимость и карьеру, достижение высокого статуса. Семью же планируют в далекой перспективе, после создания успешной, на их взгляд, карьеры.Коммуникативные ценности отодвигаются по мере взросления. Вектор изменения ценностных ориентаций, характеризующих поведение, также обусловлен рыночными отношениями. Верные друзья, надежные товарищи остаются в детстве, отношение к близким носит все более устойчиво корыстный, коммерческий характер. В молодежной среде эгоистичный индивидуалистический настрой выше гуманных отношений, взаимопонимания, взаимоподдержки и взаимопомощи. Высокую коммуникативность проявляют с нужными, влиятельными людьми, отражающими определенный желаемый статус [8].

Наше исследование было посвящено изучению специфики терминальных ценностей в различных жизненных сферах у студентов-психологов. Выборку составили 65 человек – студенты первого и второго курсов факультета клинической психологии ОрГМУ. Для изучения терминальных ценностей использовалась методика И. Г. Сенина «Опросник терминальных ценностей» [9]. Тест основан на теоретических положениях М. Рокича о структуре человеческих ценностей и позволяет оценить общую выраженность каждой из восьми терминальных ценностей, а также их представленность в различных сферах жизни человека: сфере профессиональной жизни, сфере обучения и образования, сфере семейной жизни, сфере общественной жизни, сфере увлечений.

Среди терминальных ценностей первые позиции в изучаемой выборке занимают собственный престиж (43%), сохранение собственной индивидуальности (38%), активные социальные контакты (37%), далее идут высокое материальное положение (29%), духовное удовлетворение (25%), развитие себя (23%), менее выражены такие ценности, как креативность (22%) и достижения (20%). В скобках указаны проценты высокого уровня выраженности терминальных ценностей в изучаемой выборке. Высокий результат по показателю «собственный престиж» свидетельствует о стремлении испытуемых к признанию, уважению со стороны других, как правило, наиболее значимых лиц, о высоком уровне потребности в социальном одобрении своего поведения. Высокие баллы по показателю «сохранение собственной индивидуальности» означают стремление испытуемых к независимости, к сохранению неповторимости и своеобразия своей личности, своих взглядов, убеждений, своего стиля жизни. Показатель «активные социальные контакты» говорит о высокой потребности в общении, стремлении к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми, значимости всех аспектов человеческих взаимоотношений.

Среди жизненных сфер на первое место по значимости студенты-психологи ставят обучение и образование (28%), далее идут профессиональная жизнь (22%), увлечения (19%), четвёртую и пятую позиции занимают семейная жизнь (11%) и общественная жизнь (9%). В скобках указаны проценты высокого уровня выраженности значимости жизненных сфер. Результаты свидетельствуют о стремлении испытуемых к повышению уровня образованности, расширению кругозора, о высокой значимости будущей профессиональной деятельности и сферы увлечений. Семейная и общественная жизнь не входят в круг актуально значимых жизненных сфер испытуемых.

Терминальные ценности по-разному представлены в жизненных сферах студентов-психологов. В сфере обучения и образования на первом месте стоит собственный престиж (69%), далее идут высокое материальное положение (54%) и активные социальные контакты (52%). Полученные результаты свидетельствуют о том, что испытуемые стремятся иметь такой уровень образования, который ценится в обществе, ориентированы на материальные ценности, готовы повышать уровень образования для повышения материального благополучия, стремятся к контактам с людьми определенной социальной группы.

В сфере «профессиональная жизнь» на первом месте также собственный престиж (62%), на втором месте – сохранение собственной индивидуальности и активные социальные контакты (по 57%), на третьем месте – духовное удовлетворение (49%). Данные результаты подтверждают высокую значимость для испытуемых престижности выбранной профессии, посредством профессиональной деятельности они стремятся подчеркнуть свое своеобразие, удовлетворить потребность в социальных контактах, иметь интересную работу и получать от неё удовлетворение.

В сфере увлечений значимые позиции занимают сохранение собственной индивидуальности (62%), активные социальные контакты (60%), креативность (55%), что свидетельствует о стремлении испытуемых посредством увлечений выразить свою индивидуальность и реализовать социальную направленность, увлекаясь занятиями, носящими  коллективный характер. Высокие показатели ценности «креативность» в сфере увлечений говорят о стремлении увлекаться такими занятиями, которые предоставляют широкие возможности для творчества.

В сфере семейной жизни на первом месте развитие себя (51%), далее идут сохранение собственной индивидуальности, собственный престиж (по 43%) и духовное удовлетворение (32%). Это означает стремление испытуемых изменять к лучшему особенности своей личности в семейной жизни, при этом ориентируясь на собственные взгляды и убеждения, желание строить семейную жизнь так, чтобы обеспечить признание окружающих, также ценится любовь, взаимопонимание и духовная близость с членами семьи.

В сфере «общественная жизнь» иерархия ценностей представлена следующим образом: собственный престиж (60%), высокое материальное положение (48%), активные социальные контакты (45%), что выражается в стремлении придерживаться наиболее распространенных взглядов на общественно-политическую жизнь, заниматься общественной деятельностью ради материального вознаграждения, реализуя через общественную жизнь социальную направленность.

Таким образом,ведущие позиции в иерархии терминальных ценностей студентов-психологов занимают «собственный престиж», «сохранение собственной индивидуальности» и «активные социальные контакты». Перечисленные ценности являются значимыми в наиболее важных жизненных сферах: «обучение и образование», «профессиональная жизнь», «увлечения». Противоречивые представления о ценностях выявлены у испытуемых в сфере «семейная жизнь». Полученные результаты в целом подтверждают общие тенденции ценностных ориентаций современной молодежи и могут быть использованы в системе воспитательной работы в аспекте развития гуманистических, социально значимых ценностей и формирования профессионального самосознания студентов-психологов.