Традиционная система образования в течение многих десятилетий делала упор на овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками. Однако современная действительность, связанная с возрастающей информатизацией общества, социально-экономическими преобразованиями, акцентом на использовании внутренних источников экономического роста, предъявляет новые требования к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Среди них – развитие у молодежи патриотических чувств, способности жить и работать в меняющемся мире, учиться на протяжении всей жизни, «творчески мыслить и находить нестандартные решения… самостоятельно ставить серьезные цели и достигать их, умело реагировать на разные жизненные ситуации» [1].
Для решения этих задач требуются новые подходы к обучению, основанные на принципах ситуативного, совместного обучения, обучения на основе деятельности [2]. Реализация данных принципов обеспечит способность молодежи генерировать идеи, анализировать, оценивать и интерпретировать факты, формулировать гипотезы и строить модели. Формирование названных качеств идет сегодня параллельно с повышением медийной и информационной грамотности учащейся молодежи.
Медийная грамотность означает умение анализировать и критически оценивать информацию в виде изображений, звуков, сообщений, источниками которых являются телевидение, кино, радио, пресса, Интернет и другие средства связи. Информационная грамотность предполагает способность оптимальным образом находить, получать, выбирать, обрабатывать, передавать, создавать и использовать цифровую информацию [3].
Основным инструментом формирования медийной и информационной грамотности являются ИКТ. В конце прошлого тысячелетия страны – постоянные члены Совета Безопасности Организации Объединенных Наций утвердили Окинавскую хартию глобального информационного общества, в которой зафиксировали, что «информационно-коммуникационные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества ХХI века» [4]. И действительно, ИКТ затронули многие сферы общественной жизни, но наиболее сильное влияние они оказали на образование, так как стало очевидным, что сократить временной лаг между ускоряющимся научно-техническим прогрессом, возрастающим уровнем технологической сложности производственных процессов и запаздывающим образованием, обеспечить опережающее развитие кадрового потенциала страны в условиях экономики знаний невозможно без использования информационно-коммуникационных технологий.
В ХХ столетии применение ИКТ в образовании означало использование в учебном процессе компьютеров и программного обеспечения. Сегодня понятие «ИКТ в образовании» значительно шире и наряду с использованием компьютеров, Интернета, программного обеспечения, операционных систем предполагает:
- повышение качества образования в связи с возможностью оперативного информирования обучаемых о современных достижениях науки и техники;
- изменение содержания учебных программ, обеспечивающих большую их доступность для всех групп населения (инклюзивное образование);
- новую роль педагогов в организации учебного процесса, нацеленного на практико-личностно-ориентированное обучение;
- новую деятельность учащихся, включающую развитие научно-исследовательских навыков, приемов и способов самообразования и самоконтроля;
- новые методы оценки учебных достижений обучаемых;
- новые средства хранения знаний: электронные учебники, электронные библиотеки, информационно-справочные системы и т. д.
ИКТ в учебном процессе и привитие молодежи навыков работы с ними объясняется необходимостью подготовки учащихся:
- к расширению их познавательной активности через посещение электронных библиотек, интернет-магазинов, веб-сайтов, блогов, сайтов социальных сетей и т. д.;
- критическому «сетевому мышлению» при установлении отношений с новыми друзьями и расширению сотрудничества с единомышленниками;
- будущей профессиональной мобильности в век высокой скорости устаревания знаний;
- пониманию необходимости обучению в течение всей жизни с использованием цифровых инструментов, видеосетей, мультимедиатехнологий.
Применение ИКТ происходит на всех ступенях обучения. Если говорить о высшей школе, то успешность освоения студентами образовательных программ высшего профессионального образования в значительной степени зависит от того, насколько сформированы у обучающихся информационно-коммуникационные, ценностно-смысловые, общекультурные компетенции.
Достаточно ли хорошо формирует эти компетенции школа? Прививает ли навык использования разнообразных источников информации для решения учебных проблем? Как оценивают сами студенты уровень школьной подготовки и свою готовность к обучению в высшей школе?
Проведенный автором статьи опрос первокурсников МГТУ им. Н. Э. Баумана, окончивших средние образовательные учреждения как в Москве, так и за ее пределами, позволил найти ответ на эти вопросы. Положительные воспоминания о школе и школьном образовании высказали 43% опрошенных, негативные впечатления остались у 49%, воздержались от оценочных комментариев 8%. В опросе приняли участие 353 человека (см. табл. 1).
По прошествии нескольких месяцев после прощания со школьной скамьей студенты довольно критически подходят к оценке школьной образовательной системы и ее приоритетов в организации учебных занятий. Наибольшее количество критических замечаний относится к ЕГЭ и экзаменационно-ориентированному построению учебного процесса (см. табл. 2).
Таблица 1
Достоинства школьного образования с точки зрения
студентов МГТУ им. Н. Э. Баумана
Точка зрения респондентов |
В процентах |
|
от числа опрошенных |
от указавших на «плюсы» школьной подготовки |
|
ШКОЛА |
|
|
Дала базовые знания по основным дисциплинам основной образовательной программы общего образования (математике, физике, русскому языку) |
22,4 |
55,3 |
Научила быть дисциплинированными, трудолюбивыми |
14,7 |
36,9 |
Дала представление об особенностях обучения в высшей школе (переводные экзамены, сессии, лекции, «пары», интерактивные технологии обучения) |
13,3 |
33,6 |
Воспитала чувство товарищества в общении с одноклассниками и учителями |
11,6 |
32,9 |
Привила любовь к учебе, умению самостоятельно мыслить и принимать решения |
8,8 |
22,4 |
Сформировала привычку к повседневной работе и выполнению домашних заданий |
7,4 |
18,4 |
Хорошо подготовила к сдаче ЕГЭ |
4,5 |
11,2 |
Научила правильно распределять учебное и личное время |
2,8 |
8,5 |
Сформировала добрые отношения с учителями, которые относились к своим питомцам по-отечески и всегда были готовы прийти на помощь |
11,3 |
21,1 |
Таблица 2
Недостатки школьной образовательной системы,
указанные студентами МГТУ им. Н. Э. Баумана
Точка зрения респондентов |
В процентах |
|
от числа опрошенных |
от указавших на недостатки школьной подготовки |
|
ШКОЛА |
|
|
Делает акцент в обучении старшеклассников на «натаскивание» тестов для сдачи ЕГЭ |
35,4 |
81,9 |
Не дает глубоких знаний по базовым дисциплинам (математике, информатике), что затрудняет их дальнейшее освоение в рамках университетского курса |
30,9 |
72,1 |
Не обеспечивает надлежащего качества и уровня знаний по предметам, по которым не сдается ЕГЭ |
8,8 |
20,1 |
Не дает необходимых представлений об особенностях обучения в высших учебных заведениях |
27,8 |
65,1 |
Не обеспечивает профессиональной подготовки школьников ни по одной рабочей специальности |
4,2 |
9,9 |
Стандартизирует мышление, не дает возможности проявлять индивидуальность и креативность |
11,9 |
27,3 |
Делает упор на решение задач всего нескольких стандартных типов |
12,2 |
28,5 |
Не предоставляет возможности выбора учебных дисциплин по интересам |
10,3 |
18,6 |
Вынуждает заниматься с репетиторами вследствие недостаточной компетентности и квалификации учителей |
15,0 |
10,5 |
Отбивает желание работать самостоятельно и формирует привычку списывания вследствие невысокой требовательности учителей |
10,5 |
14,0 |
Учителя чрезмерно опекают учащихся и пресекают любую попытку самостоятельного принятия решений |
5,7 |
14,5 |
По мнению 27,4% опрошенных студентов, школа не сформировала у них должных умений адекватно оценивать свои возможности при решении задач различной степени сложности, не привила навыка анализа и критической оценки контента Интернета, не научила самостоятельно находить и оценивать когнитивную информацию, а затем превращать ее в знания. 64,6% студентов выразили благодарность школе по поводу приобретенных в ее стенах IT-компетенций.
Изучение ценностных ориентиров и предпочтений студентов показало, что за годы их обучения в университете оттачивается навык использования ИКТ для решения профессионально значимых задач, формируется готовность в максимальной степени реализовать свой личностный потенциал, приобретается умение принимать решения в соответствии с нормами социальной ответственности и морали, появляется потребность в получении фундаментальных знаний и актуальной информации [5]. В процессе обучения студенты стремятся получать современные представления о законах природы, общества и техники. Они лучше работают в команде, развивая «коллективный разум». В первую очередь большинство из тех, кто мотивирован на успех и работу в высокотехнологичных производствах, интересует практическая сторона обучения. Слушая лекцию, они задают себе вопрос: «Где в практической жизни пригодится получаемая информация?» И если не находят ответа на этот вопрос, теряют интерес как к источнику информации, так и к самой информации. Поэтому задача высшей школы – оправдать ожидания информированных и требовательных студентов, мотивировать их к самостоятельному добыванию знаний, активно применять интерактивные технологии и ИКТ, повышать качество и доступность образования.
Следует отметить, что в условиях традиционного обучения повышение качества и доступности образования наталкивается на значительные трудности:
- повышение качества требует дополнительных финансовых затрат на подготовку и переподготовку педагогических кадров, обеспечение учебного процесса современной учебно-методической и научной литературой, своевременное обновление технического оснащения учебных кабинетов и лабораторий. В рамках современных жестких бюджетных ограничений это становится весьма проблематичным;
- повышение доступности образования приводит к увеличению наполняемости как школьных классов, так и вузовских аудиторий, что, в свою очередь, снижает качество обучения.
Выход – в переходе к открытым образовательным ресурсам и сетевому взаимодействию образовательных учреждений как друг с другом, так и с российскими (зарубежными) компаниями, совместно использующими единую поддерживающую инфраструктуру (информационные сервисы, электронные библиотеки), кадровые ресурсы, сетевые образовательные проекты и программы, реализуемые и осваиваемые учащимися образовательных учреждений на основе единых учебных планов.
Сеть расширяет вариативность образования, повышает профессиональную компетентность педагогов, предоставляет возможность в реальном режиме времени проводить виртуальные учебные занятия, аудио- и видеоконференции. Обучающимся она дает возможность расширить выбор предметов для изучения, углубить знания в предметной области, обеспечить личностно-ориентированное и опережающее развитие.
Сетевое взаимодействие заинтересованных сторон приводит к формированию нового облика образовательной деятельности, основными характеристиками которой становятся:
- уменьшение дисбаланса между потребностью сферы образования в обновлении кадрового потенциала преподавательского состава и реальной возможностью привлечения к педагогической деятельности высокопрофессиональных специалистов и практиков, «способных решать задачи модернизации на всех уровнях образования» [6];
- укрепление взаимодействия образовательных учреждений и бизнес-сообществ для расширения практической направленности образовательных программ;
- доступность образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и удаленностью мест проживания;
- возможность применения индивидуальных траекторий обучения в рамках общего, профессионального и дополнительного образования;
- возможность для всех заинтересованных лиц участвовать в форумах, семинарах, мастер-классах по вопросам совершенствования образовательных процессов и профессионально значимых проблем;
- распространение технологических инноваций, вариативных программ, передовых методов и здоровьесберегающих технологий с учетом интересов и потребностей обучающихся;
- реализация программ формирования здорового образа жизни молодежи;
- возможность получения консультативной поддержки со стороны преподавателей независимо от места «приписки» обучаемых к образовательному учреждению.
В настоящее время сетевое взаимодействие еще не получило повсеместного распространения среди российских вузов. Однако в качестве примера успешной реализации совместных программ подготовки студентов, установления продуктивных контактов, направленных на повышение качества и практико-ориентированного подхода к обучению, формирования профессиональных навыков и социальных компетенций обучающихся, можно назвать онлайн-курсы высшего образования, которые в рамках «Национальной платформы открытого образования» проводят ведущие российские вузы: МГУ, СПбГУ, НИУ ВШЭ, МИСиС, МФТИ, УрФУ и ИТМО; совместный образовательный проект МГТУ им. Н. Э. Баумана и крупнейшей в России IT‑компании Mail.Ru Group по подготовке специалистов для российской интернет-отрасли; образовательный проект НИИ ВШЭ и Уральского государственного университета (УрГУ) по подготовке бакалавров по направлению «Экономика» и получению выпускниками вузов двух дипломов о высшем образовании; совместная образовательная программа Московского физико-технического института (МФТИ) и Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), объединяющая естественнонаучную и фундаментальную экономическую подготовку бакалавров и предоставляющая возможность выпускникам получения двух дипломов ведущих российских вузов; образовательный проект «Экономическая информатика» Ярославского государственного технического университета (ЯГТУ) и университета прикладных наук г. Вильдау (Германия) (TH-Wildau), реализующий международную образовательную программу по подготовке высококвалифицированных специалистов в области экономики и информационных технологий и получению выпускниками вузов государственных дипломов: бакалавра экономики ФГБОУ ВПО «ЯГТУ» и бакалавра наук УПН «Вильдау».
Относительно новым, но получающим все большее распространение в России становится образовательный кластер – региональная или межрегиональная сетевая структура, включающая в себя кластерообразующее образовательное учреждение (как правило, вуз), отраслевые компании, научно-исследовательские организации, органы государственной власти (региональные администрации или органы местного самоуправления), находящиеся в постоянном взаимодействии друг с другом и имеющие общие задачи и цели. Целесообразность развития образовательных кластеров определяется выгодой, получаемой его участниками от «синергетического эффекта, выраженного в повышении экономической эффективности и результативности деятельности каждого предприятия или организации за счет высокой степени концентрации и кооперации» [7]. Образовательные учреждения, находясь в тесных партнерских отношениях с промышленными предприятиями, получают импульс для разработки новых дисциплин и практикумов, повышающих профессиональную компетенцию выпускников, возможность привлекать специалистов-практиков к образовательному процессу, использовать материально-техническую базу предприятий для реализации научно-технических, технологических и образовательных проектов практико-ориентированного обучения молодежи. Отраслевые компании имеют возможность определять направления приоритетных инвестиционных вложений в подготовку востребованных ими трудовых ресурсов, давать вузам заказ на подготовку конкурентоспособных специалистов, использовать в производственной деятельности научно-исследовательские разработки вузов и научных организаций. Органы государственной власти получают реальную возможность оперативного мониторинга программ развития образовательного кластера с целью расширения инновационной деятельности в регионе, повышения эффективности использования государственных бюджетных средств, развития социальной инфраструктуры и превращения образовательных кластеров в точки роста национальной экономики.
В отличие от инновационных территориальных кластеров, складывающихся по принципу географической близости его участников, объединенных единой научно‑производственной цепочкой, образовательные кластеры развиваются по принципу, согласно которому центральное место в них занимают образовательные учреждения, фокусирующие внимание на использовании эффективных механизмов взаимодействия с предприятиями и научными центрами. На сегодняшний день в стране успешно функционирует более 20 региональных и межрегиональных образовательных кластеров. Среди них: Восточно-Сибирский нанотехнологический кластер («якорь» кластера – ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный технический университет»), Авиационно-космический кластер (ядро кластера – ФГБОУ ВПО «Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королева»), ИТ-кластер (центр кластера – ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет»), Пермский технологический кластер авиационного двигателестроения (ядро кластера – ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»), Ядерно-инновационный кластер Димитровграда («якорь» кластера – ФГАОУ ВПО Димитровградский инженерно-технологический институт – филиал «НИЯУ МИФИ»), биофармацевтический кластер «Северный» (головное предприятие – МФТИ) и др. Кластерный подход для развития инновационной, научно-исследовательской, производственной деятельности успешно применяют Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Саратовский государственный технический университет имени Ю. А. Гагарина и ряд других.
Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что в настоящее время формируется новая модель образования, характерными признаками которой становятся широкое использование информационно-коммуникационных технологий, развитие сетевых форм взаимодействия образовательных учреждений, функционирование образовательных кластеров. Новые подходы к обучению в системе образования формируют социальные и информационно-технологические компетенции молодежи (открытость, инициативность, мобильность, рефлексию, критическое осмысление профессиональной информации), меняют социально-психологическую модель поведения обучающихся, формируют потребность в постоянном обновлении знаний и компетенций. Таковы закономерные результаты активно идущей информатизации образования – приоритета государственной программы образования на ближайшие годы и инновационного ресурса развития российской экономики на длительную перспективу.