Full text

В современной социокультурной ситуации в России осуществляется процесс формирования новой системы образования, ориентированной на социализацию и развитие личности школьника посредством его участия в общественно значимой деятельности. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России подчеркивается, что основной педагогической единицей внешкольной деятельности выделяется социальная практика, представляющая собой педагогически моделируемую в реальных условиях общественно значимую задачу, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт [1].

В Указе Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761«О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» раскрыты ключевые принципы Национальной стратегии, одним из которых является принцип максимальной реализации потенциала каждого ребенка. Данный принцип предусматривает необходимость создания условий для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания, социализации и привлечения подростков к различным видам общественно полезной и личностно значимой деятельности, что представляют собой социальные практики [2].

Рассмотрению данного вопроса посвящены труды зарубежных социологов П. Бурдье, Л. Витгенштейна, Э. Гидденса, К. Гирца и др. В отечественной науке вопросы социальных практик анализируются Н. Л. Антоновой, В. В. Волковым, В. И. Добреньковым, С. И. Казанцевой, Т. И. Заславской, И. В. Глушко, М. А. Шабановой и др.

По мнению И. В. Глушко, социальная практика – вид практики, в ходе которой конкретно-исторический субъект, используя общественные институты, организации, учреждения, воздействуя на систему общественных отношений, изменяет общество и развивается сам [3].

Как отмечает Г. В. Никитина, социальная практика представляет собой социально значимую деятельность, направленную на решение социальных проблем с целью формирования компетенции социального взаимодействия [4].

С. С. Шугальский, обобщая основные положения концепций изучения опривыченных действий, выделил основные элементы, характеризующие понятие «социальная практика» и дающие представление о сущности повседневных практик. В его понимании социальная практика предстает как совокупность конкретных опривыченных (рутинных) повторяющихся действий индивидов, групп, общностей, организаций в реальном времени и пространстве, обеспечивающая устойчивое функционирование социальных институтов.

Основные свойства социальных практик С. С. Шугальский выделяет, опираясь на выводы Г. Гарфинкеля: объяснимость практик, «их наблюдаемость и сообщаемость», их рефлексивный характер, когда «действия, посредством которых индивиды создают ситуации организованной повседневной деятельности и управляют ими, идентичны процедурам, к которым индивиды прибегают для того, чтобы сделать эти ситуации объяснимыми».

Социальные практики, по его мнению, обладают следующими характеристиками: устойчивость, воспроизводство, массовость и нормативность [5]. М. А.Шабанова дополняет этот список характеристик социальных практик значимостью и традиционностью [6]. С. И. Казанцева выделяет следующие направления социальных практик учащихся:

-          самоуправление;

-          профессионально-ролевая деятельность;

-          волонтерская деятельность [7].

К результатам деятельности школьного самоуправления можно отнести следующие виды деятельности, представляющие собой социальные практики:

  1. Проведение различного рода мероприятий для школы, родителей, жителей микрорайона (праздничные концерты ко Дню учителя, Дню матери, 23 Февраля, 8 Марта и др.).
  2. Организация и проведение спортивных соревнований и праздников здоровья, проведение интеллектуальных игр («Весёлые старты», традиционный спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья», «Будь здоров», «Эрудит», «Своя игра» и др.).
  3. Участие в городских экологических акциях и конкурсах (организация и проведение акций «Чистый двор», «Жизнь без мусора», «Мой двор, моя улица» и др.).

Формы организации профессионально-ролевой деятельности социальной практики очень разнообразны. Учащиеся могут выступать в роли учителей и воспитателей в день самоуправления; членов жюри конкурсов учебно-исследо­вательских работ для начальных классов; распространенным видом социальной практики является социальное проектирование. Именно эта актуальная технология позволяет увидеть обучающимся проблемы в обществе и сыграть активную роль в их решении. 

В волонтерской деятельности социальную активность учащиеся школы могут проявлять, принимая участие в различных акциях школьного и городского уровней. Направления акций могут быть следующие:

  1. Благоустройство территории школы и микрорайона.
  2. Помощь пожилым людям и ветеранам.
  3. Приведение в порядок братских могил воинов, памятников.
  4. Традиционные концерты для ветеранов, встречи поколений, фестивали, конкурсы и др.

Обращаясь к вопросу о субъектах социальных практик, Н. Л. Антонова считает, что ими могут быть как социальные организации, так и индивиды, социальные группы [8].

Осмысление понятия «социальная практика» позволяет сделать вывод о том, что под данным термином подразумевается общественно значимая деятельность, целью которой является изменение человеком общества и самого себя, формирование социальной компетенции и опыта посредством партнерства с заинтересованными общественными организациями и институтами.

Для использования в образовательном процессе различных форм и направлений социальных практик как одного из основных средств, способствующих социализации, развитию и приобретению у учащихся социальных компетенций, усилий одного образовательного учреждения недостаточно. Так, определяя механизм реализации социальных практик, Г. В. Никитина утверждает, что данная деятельность основана на партнерстве с социально-образовательными учреждениями и организациями.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» утверждается, что новая школа – «это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы…» [9]. Следовательно, для обеспечения разностороннего развития личности каждого ребенка, максимальной реализации его потенциала необходимы усилия всего общества, государственных и общественных структур, что возможно посредством социального партнерства.

По мнению И. А. Хоменко, «социальное партнерство – особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития» [10].

Мы согласны с мнением Е. А. Игумновой и В. П. Горлачёва, что в образовании перспективным является использование технологии социального взаимодействия, стимулирующей «процесс общения между разными группами людей, результатом которого является интерес, новые идеи, решение проблемы или выполнение конкретных действий, связанных с реализацией идей устойчивого развития в социальной практике» [11].

И. А. Хоменко в построении партнерских отношений выделяет три этапа (см. рисунок). На первом этапе – «Знакомство» – определяются общие цели, общие ценности и ресурсная база сторон. Второй этап – совместная деятельность. На этом этапе будущие партнеры, определившись с направлением взаимодействия и ресурсами, приступают к проектированию конкретных программ совместной работы. Третий этап – собственно партнерство.

Необходимым условием партнерских отношений, по мнению ученого, является их добровольность, которая понимается здесь как наличие свободы и осознанности выбора в разных формах взаимодействия (совместной деятельности). Второй признак партнерских отношений – их долговременность, т. е. нацеленность субъектов на продолжительный и неоднократный характер взаимодействия. И третий признак партнерских отношений – это взаимная ответственность, основа которой закладывается в самом начале совместной деятельности (на втором этапе) [12].

 

Порядочность

Продуктивность

Поддержка

 

 

ПАРТНЕРСТВО

 

СОВМЕСТНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

ЗНАКОМСТВО

 

Ценности

Ресурсы

 

 

МОТИВАЦИЯ

 

Добровольность

Долговременность

Взаимная ответственность

 

 

ВРЕМЯ

 

Этапы развития социального партнерства

Как справедливо замечает Е. А. Шанц, для построения социального партнерства следует учитывать следующие принципы:

  1. Принцип социальной справедливости и согласования интересов. В условиях социального расслоения необходимо обеспечить равновесие интересов всех групп во избежание социальных конфликтов.
  2. Принцип законодательного закрепления отношений, который позволяет сделать партнерство прочным, исключает взаимные претензии.
  3. Принцип ответственности партнеров друг перед другом.
  4. Принцип добровольности и равновыгодности [13].

Е. А. Шанц, опираясь на работы Шерри Арнштайн, рассматривает социальное партнерство с учетом уровня включенности каждой стороны в совместную деятельность. На первом уровне происходит манипулирование, когда одна из сторон неосознанно выполняет действия, необходимые другой стороне.

На втором уровне одна из сторон используется лишь как элемент поднятия статуса деятельности, без ее осознанного включения. Символическое участие – третий уровень, на котором стороне предлагается высказать свое мнение о совместной деятельности, но при этом ее мнение или не принимается, или ограничивается заранее заданными рамками. Данные уровни не рассматриваются как партнерство. 

Уровень подчиненного включения предполагает добровольное включение одной стороны в качестве пассивного исполнителя, принимающего заданные рамки деятельности. Разрешающее включение предусматривает разработку одной стороной проекта деятельности с учетом пожеланий другой стороны и последующей реализацией этого проекта. Согласованное включение строится с учетом совместного обсуждения инициативы одной стороны, с ее дальнейшей совместной разработкой. Инициирующее включение отличается высокой активностью одной стороны, при этом другая сторона выступает в качестве консультанта или координатора деятельности.

Высшим уровнем участия является самостоятельное обоюдное включение, где инициатива совместной деятельности может выдвигаться любой стороной, осуществляется двусторонняя поддержка идеи, ее разработка и реализация совместными усилиями с обоюдной ответственностью за успешность достигаемого результата. Выбор уровня включенности в совместную деятельность определяется ситуацией и результатами, которых стремятся достичь стороны [14].

Партнерство современной школы с общественными институтами и учреждениями в организации социальных практик для учащихся, на наш взгляд, решает следующие задачи:

-          формирование социальной компетенции и опыта у подростков;

-          воздействие на образовательную и общественную среду и ее изменение;

-          расширение воспитательного влияния на различные категории учащихся;

-          решение актуальных социальных проблем.

Социальными партнерами общеобразовательных учреждений по организации социальных практик могут являться:

-          администрация;

-          общественные организации;

-          оздоровительные центры;

-          учреждения здравоохранения;

-          комитет социальной защиты;

-          учреждения культуры;

-          учреждения дополнительного образования;

-          средства массовой информации;

-          музеи;

-          высшие учебные заведения;

-          другие образовательные учреждения города и др.

Рассмотрим возможности реализации системы социального партнерства на примере школьного лесничества «Лесная страна», созданного в 2013 г. на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» г. Читы, которое впоследствии получило статус инновационной площадки на муниципальном уровне. Основной идеей школьного лесничества «Лесная страна» является создание организационно-педагогических условий, содействующих вовлечению обучающихся в экологическую, природоохранную и просветительскую деятельность.

 

Роль социальных партнеров в деятельности детского объединения

 

Социальный партнер

Мероприятия

Социальные эффекты

ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет»

Занятия, проводимые студентами по теме «Лесные пожары»; социально значимый проект «Сохраним леса от пожаров»

Ознакомление учащихся с причинами и разновидностями пожаров, необходимостью соблюдения правил пожарной безопасности в лесах и предотвращения пожаров

Центр детско-юношес­кого туризма и краеведения г. Читы

Экологическая игра «Лицом к природе»;

экологический марафон «Вместе сохраним Забайкалье от пожаров»

Активизация работы образовательных организаций по привлечению учащихся к проблемам сохранения природных ресурсов, воспитание экологической культуры школьников в процессе практической деятельности

Центр защиты леса Забайкальского края, ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»

ЦДЮТиК г. Читы, школы № 7, 17, 25, 36 г. Читы

Природоохранные акции «Сохрани лесную красавицу», «Поможем зимующим птицам»

 

Формирование экологической культуры населения, бережного отношения к природе родного края, развитие у обучающихся созидательного отношения к действительности

МБОУ СОШ № 25, 17

Акция «Поможем зимующим птицам»

Формирование у школьников экологической культуры и ответственного отношения к животным родного края

Читинский лесотехнический колледж

Поздравление работников лесной службы с их профессиональным праздником

Профориентационная работа: знакомство с  профессиями, связанными с охраной природы

Центр защиты леса и Государственная лесная служба Забайкальского края, ЦДЮТиК г. Читы, школы № 25, 7, 17 г. Читы

Посвящение в члены школьного лесничества «Лесная страна» учащихся МБОУ СОШ № 25, 7, 17 г. Читы

У членов школьного лесничества в процессе деятельности углубляется представление о древнейшей и благородной профессии лесовода как о защитнике лесных богатств; воспитывается экологическая культура

Читинская база авиационной охраны лесов

Экскурсия на читинскуюавиабазу

 

Профориентационная работа: знакомство обучающихся с особенностями работы, связанной с тушением пожаров с помощью воздушной техники

Центр защиты леса Забайкальского края, отдел «Читинская лесосеменная станция»

Экскурсия на лесосеменную станцию

Профориентационная работа, углубление знаний обучающихся в школьных лесничествах по лесному семеноводству и лесной фитопатологии

Визит-центр Даурского и Сохондинского заповедников

Экскурсия, занятия, конкурсы, фотовыставки

Профессиональное самоопределение школьников, проведение занятий, викторин и конкурсов о заповедных территориях Забайкальского края

Забайкальский ботанический сад

Экскурсии

Профессиональное самоопределение школьников, экологическое просвещение и пропаганда экологических и ботанических знаний

Таким образом, социальное партнерство, главная идея которого заключается в объединении усилий всех заинтересованных сторон как равных партнеров, рассматривается как важный аспект организации социальных практик для учащихся из школьного лесничества «Лесная страна». Социальные практики содействуют формированию у обучающихся социальных навыков, экологических знаний и умений, ответственности перед собой и обществом, обогащению позитивного опыта.