Проблема организации взаимодействия общества с системой образования и придания этой системе новых качеств (таких, как адаптивность и гибкость) является одной из основных на современном этапе. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы, в частности, ставит задачу формирования гибкой, подотчётной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития государства. Развитие человеческого капитала, создание условий для всестороннего личностного развития также является исключительно актуальной задачей для системы образования Российской Федерации. Одновременно важно и вхождение современной российской школы в информационное общество [1, 2].
Ученые выделяют следующие особенности, характеризующие современное состояние системы образования Российской Федерации [3, 4]:
- необходимость рационального отбора содержания образования, отвечающего разнообразным запросам личности, учитывающего весь спектр ее индивидуальных свойств, мотивацию и способности, и проблема выработки критериев, методов, принципов и технологий такого отбора;
- запрос общества на формирование личности, способной свободно развиваться, разносторонней, легко адаптирующейся, и необходимость поиска открытых, гибких, функционирующих оптимальным образом средств формирования такой личности;
- необходимость создания условий для всестороннего развития всех субъектов процесса обучения, в том числе лиц с ограниченными возможностями, и необходимость развития соответствующих форм обучения, в первую очередь инклюзии;
- невозможность создания таких условий в рамках традиционной системы образования вследствие присущей ей стандартизации форм и методов обучения и больших временных затрат, связанных с индивидуализацией обучения; поиск путей решения этой проблемы в сфере проектирования обучающих систем, способных выполнять отдельные функции учителя, гибко и оперативно настраиваться на индивидуальные запросы обучающихся, формировать информационную среду, способствующую их личностному развитию;
- развитие интеграционных процессов между педагогикой и новыми информационными технологиями, делающее актуальной разработку педагогических основ проектирования разнообразных личностно ориентированных обучающих систем и информационных пространств с использованием этих технологий;
- наличие достаточно развитой материальной и организационно-правовой базы для широкого внедрения новых информационных технологий в процесс функционирования средней и высшей школы (в частности, как результат реализации федеральной целевой программой «Развитие единой образовательной информационной среды» проекта «Информатизация системы образования» и других);
- создание на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в рамках отдельных учебных заведений различных информационных пространств, ориентированных на создание условий для развития личности и реализацию целей обучения и воспитания.
Описанные выше особенности вызывают повышенный интерес исследователей к проблемам применения новых информационных технологий в учебном процессе в различных формах, в том числе такой, как создание информационных образовательных пространств. Информационно-образовательное пространство – это пространство, в котором информация используется для образовательных целей. Информационно-образовательная среда – это информационная среда, целенаправленно создающаяся для осуществления образовательного процесса.
На современном этапе выделяют несколько подходов к определению базового термина «информационное образовательное пространство», целей, задач и структуры таких пространств. В ряде исследований [5–7] информационное образовательное пространство трактуется как совокупность трёх основных компонентов:
- информационных ресурсов, содержащих данные, сведения и знания, определенным образом зафиксированные на соответствующих носителях информации;
- соответствующих организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие единого информационно-образовательного пространства, в частности сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации, необходимой для функционирования пространства;
- определенных средств информационного взаимодействия физических лиц – субъектов пространства и организаций, обеспечивающих им доступ к информационно-образовательным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, программно-технических средств и организационно-нормативных документов.
Модель современной школы предполагает формирование единого образовательного пространства, создающего условие для свободного движения информации, быстрого доступа к ней всех участников учебного процесса. Этого можно добиться путем создания единой информационно-образовательной среды (ЕИОС) школы.
Школа должна создать свою собственную модель информатизации, иметь коллектив, обладающий информационной культурой и владеющий информационными технологиями проектирования.
Создание единой информационно-образовательной среды сопровождается множеством проблем, таких как формирование телекоммуникационной аппаратно-программной среды, разработка и внедрение интерактивных цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), обеспечение высокого качества образования в новых условиях и многое другое. Для создания и развития информационно-образовательной среды необходимо полностью задействовать научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал, накопленный нашей системой образования.
Выделяют следующие функции образовательной среды [8–10]:
- Обучающая – достижение предметных, метапредметных результатов через опору на образовательную среду, ее предметные аспекты, освоение универсальных учебных действий через практическое взаимодействие с технологиями среды, электронными образовательными ресурсами.
- Социокультурная – формирование субкультуры учащихся, восприятия ими нравственно-этических ценностей, общественной морали во взаимодействии в образовательной среде и со средой.
- Социально-правовая – социализация учащихся, формирование правосознания, развитие их информационно-правовой культуры через самостоятельное погружение в образовательную среду.
- Развивающая – интеллектуальное и духовное развитие учащихся с учетом образовательного взаимодействия, формирование способности к саморазвитию на основании систематизации личных отношений с образовательной средой, формирование личной образовательной среды.
- Воспитательная – воспитание гражданина, патриота, психологически устойчивой личности, устанавливающей толерантные отношения с обществом и средой на основании развития психологических и межличностных аспектов образовательной среды.
- Просветительная – формирование знаний и представлений о жизнедеятельности общества, принципах, перспективах и тенденциях его развития на основании познавательных ресурсов образовательной среды.
- Мировоззренческая – формирование мировоззрения в комплексном единстве мироощущения, мировосприятия, миропонимания и мироосмысления, в том числе формирования современного информационного мировоззрения на основании развития знаний о мире и обществе, практического опыта во взаимодействии с образовательной средой.
- Управленческая – прямое воздействие на организацию и управление образованием на основании требований и условий образовательной среды.
Основываясь на работах ведущих ученых, сформулируем типологические признаки информационно-образовательной среды [11–13]:
- Образовательная среда любого уровня является сложносоставным объектом системной природы. Целостность образовательной среды обеспечивается реализацией комплексной цели обучения и воспитания на уровне непрерывного образования.
- Образовательная среда существует как определенная социальная общность, развивающая совокупность человеческих отношений.
- Образовательная среда обладает широким спектром модальности, формирующего разнообразие типов локальных сред различных, порой взаимоисключающих качеств.
- В оценочно-целевом планировании образовательные среды дают суммарный воспитательный эффект как положительных, так и негативных характеристик, причем вектор ценностных ориентаций заказывается с целевыми установками общего содержания образовательного процесса.
- Образовательная среда выступает не только как условие, но и как средство обучения и воспитания. Образовательная среда образует субстрат индивидуализированной деятельности, переходной от учебной ситуации к жизни.
Образовательная среда школы представляет собой открытую информационную среду, основной характеристикой которой с точки зрения предоставления доступа для ее пользователей является возможность одновременного пользования участниками образовательного процесса ее ресурсами. Среди задач приоритетной является обеспечение доступности, т. е. необходимость предоставления законному пользователю возможности работы с ресурсами системы в соответствии с его полномочиями в системе.
Создание информационно-образовательной среды школы – процесс дискретный, длительный и сложный, состоящий из нескольких этапов [14]:
- массовое освоение информационно-коммуникационных технологий и соответствующих технических средств;
- создание компьютерных классов, средств коммуникаций, оперативной полиграфии, баз данных и программных продуктов;
- активное внедрение новых информационных технологий в традиционные учебные дисциплины, пересмотр содержания образования, разработка программного обеспечения, компьютерных курсов, видео- и аудиоматериалов на компакт-дисках;
- радикальная перестройка образования, освоение дистанционного обучения, смена методической основы обучения, постепенная замена вербального обучения аудиовизуальным.
Многоуровневая модель информационно-образовательной среды по правилам доступа может выглядеть следующим образом:
1-й уровень – родители. Ограниченный доступ ко всем информационным ресурсам школы, нет доступа к технологическим ресурсам.
2-й уровень – учащиеся. Полный доступ ко всем образовательным информационным ресурсам, нет доступа к административным, методическим, информационным и к технологическим ресурсам.
3-й уровень – преподаватель. Полный доступ ко всем образовательно-методическим информационным ресурсам, ограниченный – к административным, технологическим и информационным ресурсам.
4-й уровень – администрация. Полный доступ ко всем информационным ресурсам и ограниченный – к технологическим ресурсам.
5-й уровень – администратор ИОС. Полный доступ ко всем ресурсам.
Частью такого пространства являются программные средства, которые сосредоточены в разрабатываемой информационно-образовательной среде учебного заведения.
Информационно-образовательная среда на уровне школы обеспечивает обмен потоками информации между всеми участниками образовательного процесса внутри самой школы, а также обмен информацией с внешними структурами – образовательными ведомствами, библиотеками, обучающими и информационными центрами и другими организациями, при котором существует:
- активное информационное взаимодействие между учителями, учащимися и информационными ресурсами предметных областей, в том числе созданными на базе средств ИКТ, ориентированными на оперирование этими ресурсами, и осуществление исследовательской, экспериментальной и поисковой деятельности учащихся;
- функционирование организационно-методических и структур управления учебно-воспитательным процессом.
Таким образом, проектирование информационно-образовательной среды требует создания некоего единого информационного ресурса, обеспечивающего функционирование учебно-воспитательного процесса, школьных учебных и административных данных, структурированных таким образом, чтобы предоставить ранжированный доступ всем участникам образовательного процесса.
Подводя итог рассмотренным выше взглядам современных исследователей, можно констатировать их значительное внимание к понятиям «информационное образовательное пространство» и «информационно-образовательная среда». При этом недостаточное, на наш взгляд, внимание уделяется следующим аспектам:
- организационное, методическое и технологическое обеспечение условий личностного развития субъектов информационного пространства, прежде всего учащегося;
- максимально полное использование потенциала новых информационных технологий применительно к реализации принципов инклюзивного обучения;
- сценарии взаимодействия высшей и средней школы в процессе создания и поддержания функционирования информационного образовательного пространства;
- разработка способов и методов обеспечения гибкости и адаптивности пространства, поддержания актуальности как контента пространства, так и его структуры.